Применение системы Станиславского в танце

Бояркина Анна Александровна

Если у вас есть идея персонажа и небольшая история, которую вы хотите воплотить в танце, то начинать надо прямо по системе Станиславского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_sistemy_stanislavskogo_v_tantse.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская Школа Искусств №3 «Младость» Промышленного района г.о. Самара

Применение системы Станиславского в танце

ПДО: Бояркина А.А.

Самара, 2021

Применение системы Станиславского в танце.

Итак, как же все это применить в танце? 

Если у вас есть идея персонажа и небольшая история, которую вы хотите воплотить в танце, то начинать надо прямо по системе Станиславского:

  1. Определите главные обстоятельства жизни своего персонажа: как его зовут, сколько ему лет, где он учился, где он живет, чем он занимается, кто его друзья, кого он любит, а кого нет, каковы его привычки, каковы его слабости, а в чем его сила? Если ваш герой живет в фантастическом мире, то придумайте этот мир. Населите воображаемый мир врагами и друзьями, придумайте "истории из жизни", которые уже случались с вашим персонажем. Чем детальнее вы продумаете все обстоятельства жизни героя, тем проще вам будет создать художественный образ.

Все эти детали делают выдуманного человека живым. Если у вас в голове есть лишь "общее представление", то и герой выйдет таким же: общим, шаблонным и скучным.

  1. Определите сверхзадачу своего героя: главную цель, к которой он стремится в жизни. Постарайтесь сформулировать ее максимально четко и ясно. Например: моя героиня - это девушка из провинциального города, которая мечтает стать хореографом современных телевизионных шоу. Но сейчас она только приехала в Москву, у нее в кармане есть двадцать тысяч рублей и она живет у подруги, которая ее приютила на ближайший месяц. Такая формулировка сразу дает нам понимание "стержня" персонажа, ее характера, ее эмоций, ее страданий и радостей.

  1. Выделите главный конфликт жизни своего персонажа: что или кто мешает ему достичь сверхзадачи. Подумайте, чем готов пожертвовать ваш герой, чтобы достичь желаемого? Чем больше жертва - тем значительнее цель, тем интересней человек. Людей всегда интересуют яркие поступки, в которых герои жертвуют многим, чтобы достичь своей цели. Например, наша героиня, которая мечтает стать хореографом, бросила своего любимого, оставила свою 3-летнюю дочь со своими родителями, бросила хорошую работу в коммерческой фирме и укатила в столицу, чтобы танцевать и стать постановщицей собственных танцев. Мы сразу понимаем - насколько сильна ее мечта, насколько сильны ее чувства, насколько сложен ее внутренний конфликт. И этот человек становится очень интересным как раз в силу своей неоднозначности.

  1. Продумайте сценический образ своего персонажа, исходя из "разведки умом". Костюм, реквизит, характерные действа на сцене, которые вытекают из внутреннего конфликта и истории, свет, который подчеркивает конфликт. Если есть возможность, то и декорацию, в которой происходит танец. Посмотрите на эту тему бродвейские мюзиклы и танцевальные фильмы. Например, "Весь этот джаз" Боба Фосса.

  1. Начните импровизировать на тему придуманной истории. Если вы хотите включить в танец определенные трюки, то отложите их до тех пор, пока не найдете движения, раскрывающие характер вашего героя. Помните, что в системе Станиславского актерам запрещено прибегать к авторскому тексту до тех пор, пока все слова, интонации и действа не станут естественными и живыми. Тот же самый принцип работает и в постановке танца. Никаких трюков и эффектных связок, пока вы не почувствуете себя естественно в образе!

  1. Наденьте костюм, подберите реквизит, который позволит вам лучше обыграть характер персонажа. Поставьте на сцене предметы, которые помогут вам рассказать историю. Это может быть один стул. Но если вы его используете осмысленно, понимая, зачем именно этот стул понадобился в вашей истории, то даже стул может стать сильным оружием.

Возможно, будет здорово включить элементы танцевальных стилей, чтобы создать колорит вашего героя, основываясь на истории его жизни (в какой стране он родился и живет, в какое время, какие танцы танцуют его соратники, или какой танец соответствует его социальной ситуации).

И только после того, как вы почувствуете, что вы со своим героем - это единое целое, что ваши движения выражают его чувства, его конфликт, его историю, можно вводить в постановку заранее придуманные трюки и связки. Но вы будете исполнять их уже не формально, а с особой чувственной подачей.

Кстати, Станиславский ввел в оборот понятие "ударной сцены", в которой используются яркие сценические эффекты, производящие на зрителей большое впечатление. Этот опыт можно использовать и в танце - разместите лучшие трюки в месте смены частей танца - пусть они будут кульминацией каждой части. А после яркого трюка меняйте темп и характер танца, начинайте рассказывать новую часть своей истории. Зрителям это понравится.

Подводя итог, отметим, что проблема воспитания выразительности движений существует и требует разрешения; что в развитии хореографической педагогики возрастает роль художественно-творческих задач воспитания.

"У педагогики, как и у искусства танца, нет и не может быть законченной формулы, некой последней степени совершенства… Педагогика должна быть гибкой, оставаясь при этом верной традициям, заветы и опыт которых она впитала". (34,С.260).

В результате изучения курса актерского мастерства в хореографии воспитанники должны

Знать:

  1. основы теории драмы, структурные элементы драматического произведения;

  1. технику актерской игры и основы исполнительской выразительности;

  1. особенности применения законов режиссуры в хореографическом искусстве;

  1. средства и технологию работы с актерами в процессе воплощения замысла танцевального спектакля;

  1. методы действенного анализа спектакля и роли;

  1. современные приемы и методы работы над ролью;

  1. принципы и законы построения композиции;

  1. этические нормы коллективного творчества как необходимого условия создания творческого самочувствия, творческой атмосферы;

  1. методику организации выпуска спектакля и его эксплуатации.

Уметь:

  1. формировать замысел хореографического произведения, роли и реализовывать его с помощью выразительных средств актера;

  1. владеть внутренней и внешней характерностью, пластической выразительностью;

  1. выразить действие, мысль, чувства через пластическую форму; владеть методикой действенного анализа;

  1. выстраивать мизансценический рисунок в танце, владеть ракурсами, радиусами движения;

  1. фиксировать рисунок роли в репетиционном процессе и на зрителе.