Методы и формы развития творческих навыков, описание особенностей технологий и их применения на уроках хореографии»

Уколова Анна Ивановна

Среди многих форм всесторонне гармоничного развития подрастающего поколения особое место занимает хореографическое искусство. Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развивать те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние.

Хореография - как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всём его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка - это опора танца.

Детский хореографический коллектив - это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребёнка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

В хореографии движение и музыка , одновременно влияя на ребёнка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат , развивают зрительную, слуховую , моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. В процессе обучения ребенок познаёт многообразие танца: классического, народного, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление и побуждает к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_metody.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Тынды

Разработка по теме:

«Методы и формы развития творческих навыков, описание особенностей технологий и их применения на уроках хореографии»

                                                                     Подготовила:                                

                 Уколова Анна Ивановна

педагог дополнительного

                   образования

г. Тында

2021

Среди многих форм всесторонне гармоничного развития подрастающего поколения особое место занимает хореографическое искусство. Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развивать те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние.

Хореография - как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всём его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка - это опора танца.

Детский хореографический коллектив - это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребёнка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

В хореографии движение и музыка , одновременно влияя на ребёнка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат , развивают зрительную, слуховую , моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. В процессе обучения ребенок познаёт многообразие танца: классического, народного, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление и побуждает к творчеству.

В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:

• групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей; группа может насчитывать от 10 до 15 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

• коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп).

На уроках хореографии я использую две традиционные формы обучения индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу.

В первом случае занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно составить танцевальную комбинацию. Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидность индивидуально-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа вкоманде. Каждая команда придумывает свою комбинацию, и показывают друг другу. Члены команды просматривают комбинации, ведется обсуждение, указываются недочеты. Основные принципы педагогики сотрудничества:

- учение без принуждения;

- право на свою точку зрения;

- право на ошибку, успешность;  

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

Главные цели и задачи моей педагогической деятельности направлены на развития целостного представления у детей о хореографическом виде искусства, а также на приобретение ими начальных (опорных) знаний, умений и навыков.

В процессе работы с детьми я стараюсь объяснить ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Обучающийся должен знать, что исполнение тех или иных движений не просто "прихоть" учителя, а целенаправленное выполнение задач учебно-тренировочной работы.

Также я даю понять им, что в искусстве танца нет "потолка", что каждое танцевальное   движение, фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности. Но, как бы, ни важно было техническое совершенство танца - это не должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Я заметила, что на уроках дети лучше запоминают теоретическую и практическую часть, если они выполняли какое-либо творческое задание на изучаемую тему.

На уроках хореографии вместе с традиционными методами по изучению танцевальной лексики, построению и разучиванию танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития хореографического искусства используются инновационные методы:

- современные педагогические технологии развития лидерских способностей;

- педагогические аспекты творческой деятельности;

- методы развития межличностного общения в коллективе;

- интеграцию хореографического искусства в условиях всеобщей компьютеризации молодого поколения.

На данный момент на уроках в «Созвездии» я использую следующие методы:

- словесный;

- метод показа;

- игровой;

- метод импровизации.

        Большое значение на уроках хореографии имеет словесный метод, метод показа, логические объяснения. Показ, аннотация, снова повторный показ с объяснением можно считать основным приемом педагогического процесса на занятиях хореографией. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанная с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с первых уроков нужно знакомить со специальными терминами хореографического языка. Преподаватель для каждого упражнения выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.

Активным, творческим, пробуждающим началом является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, дети не просто пассивно воспринимают красивое, они преодолевают определенные трудности, совершают немалую работу для того, чтобы эта красота стала им доступна. Здесь хорошо использовать метод танцевального показа, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирует их.

На своих уроках я применяю комплексный способ разучивания танцевальных комбинаций на основе приема известного каждому практикующему педагогу «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников. Данный способ включает в себя:

- визуальный контакт (наглядная подача материала самим педагогом, также при современных технологиях возможно знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр, как отдельных видео уроков, так и выступления образцовых хореографических коллективов);

- теоретический аспект (объяснение правил и методик выполнения движений и элементов азбуки хореографии с учетом возрастных и физических особенностей детей, степени их подготовленности к выполнению задания);

- практика (разучивание и проработка элементов танцевальной связки в комбинации, закрепление разученного путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти);

- здоровое лидерство (предполагает на практических занятиях (уроках или репетициях) оценить достоинства и недостатки в сравнении, проанализировать работу каждого ученика и обратить его внимание на недоработку либо похвалить тех которые достигли в обучении хороших результатов и на которых необходимо равняться всем; также дается установка на домашнее задание).

        Для создания условий раскрытия и развития творческой личности, формирования устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение учениками высокого творческого результата используются различные методы работы. Особое значение имеет применение игры на уроках.

         На данный момент в коллективе «Созвездие» при МОБУ ДО ЦДТ 72% от общего количества обучающихся на отделении «Хореография» - это дети младшего дошкольного возраста, а 28% дети младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот возрастного периода является игра, многие занятия я выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке может являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, а также может стать смыслом и продолжением урока, например закрепить полученные знания и навыки во время урока.

        По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

-репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические.

        Применение игровых форм деятельности на уроках хореографии помогает детям без принуждения овладевать двигательными навыками, учиться понимать и передавать тончайшие импульсы настроения и эмоций, развивать навыки сотрудничества, активного творческого взаимодействия с другими детьми и с взрослыми на основе познавательных интересов. Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать образовательный процесс необыденным, увлекательным.

        Игра – это еще и прекрасное средство диагностики. Через игру можно отследить физическое, творческое и личностное развитие ребенка. Ребенок раскрывается в игре, воспринимает задания как игру, чувствует заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Игра в команде позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня. Игра-соревнование так же создает здоровую конкуренцию в коллективе.

        Метод импровизации на уроках хореографии позволяет внутренне раскрепостить ребенка, выявить физические способности и скорректировать движения.

        Список литературы:

  1. Базарова Н. Классический танец.- Л.: Искусство 2015г.
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии. «Респект Люкс» СП.: 2016г
  3. Васильева Е. Танец.- М.: Искусство, 2013г.
  4. Волконский С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсатру). – 2012г.
  5. Хочу танцевать: Метод. Пособие. – М.: Махаон, 2013г.
  6. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. – М.: Искусство, 2017г.
  7. Эльшин Н. Образы Танца. – М.: Знание, 2017г.
  8. Журнал «Хореограф», 2021 г. https://www.horeograf.com
  9. Журнал «Proтанец», 2021 г. https://www.protanec.com