Цикл мероприятий "Субботние вечера для родителей", тема " На пути к Терпсихоре"

Игнатьева Елена Анатольевна

Взаимодействие преподавателя и родителей заключается в том,что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, паскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств необходимых для самоопределния и самореализации. Поэтому важно расширение сфер и форм взаимодействия с родителями, вовлечение их в совместную творческую и социально значимую деятельность. Процесс взаимодействия направлен на активное включение родителей в учебно – воспитательный процесс, в досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Мероприятие проводится в форме концерта-беседы В процессе подготовки обучающиеся изучают различный искусствоведческий материал по предложенной теме с преподавателем, а так же  занимаются самостоятельной исследовательской деятельностью результатаы которой тоже могут выноситься на публику.. В процессе подготовки сценария, кроме исполнения подготовленных танцевальных и музыкальных номеров, могут быть использованы стихи и песни.А так же костюмированные театральные инсценировки. К работе могут быть привлечены и родители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная справка об образовательном проекте

 «Субботние вечера для родителей»

Название проекта

Субботние вечера для родителей

Руководители проекта

Игнатьева ЕА.

Состав и возрастные группы

Обучающиеся хореографической студии 7-13 лет

Обучающиеся игре на фортепиано 6-9 лет

Продолжительность

4 месяца

Дата проведения проекта

19 декабря 2019 года

Предметно-содержательная область

Межпредметная, историко-культурная, музыкальная, хореографическая, изобразительная

Характер контактов

Внутришкольный, семейный

Доминирующая деятельность

Поисковая, музыкальная, хореографическая

Характер результатов

Концерт, выставка, информационное сообщение

Учебная область, в рамках которой проводился проект

Внеклассная работа

Актуальность

Ознакомление родителей с учебной и творческой деятельностью своих детей

Цель

Создание творческого продукта (концерт, информационное сообщение, художественное оформление) как результат самореализации участников

Задачи

  • Изучение различных видов искусства,их особенностей, взаимосвязь
  • Приобретение обучающимися опыта творческой деятельности
  • Приобретение обучающимися опыта публичных выступлений
  • Приобретение обучающимися опыта самостоятельной исследовательской деятельности
  • Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления и воображения
  • Всестороннее просвещение родителей
  • Организация проведения совместного досуга родителей и детей
  • Формирования в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Этапы реализации проекта

Подготовительный 3 месяца

Основной -1 месяц

Заключительный - концерт

Форма деятельности

-работа с нотной, художественной и методической литературой

-использование для работы Интернет-ресурсов

-подготовка концертных номеров

-самооценка своей деятельности

-оценка деятельности друг друга

-воспитание исполнительской воли

Планируемые результаты

После завершения проекта обучающиеся приобретут следующие навыки и умения:

  • коммуникативные

умение уважительно относиться к иному мнению

умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях

умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

  • предметные

умение планировать свою деятельность, достигать поставленной цели

оценивать себя в работе и результат работы

научиться работать с текстами (нотными, методическими, публицистическими, художественными)

приобретут навыки работы на компьютере

  • межпредметные

научатся слушать собеседника и вести диалог

умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности

получат новые знания

Предполагаемый продукт

Концерт – беседа  с использованием музыкальных, танцевальных номеров, а так же стихов, песен, костюмированных и театральных инсценировок. Выставка рисунков.

СЦЕНАРИЙ  ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

«Субботние вечера для родителей»

Дата проведения: 19 декабря 2019г

Место проведения:  муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Тельмановская школа искусств»

Актуальность:

Взаимодействие преподавателя и родителей заключается в том,что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, паскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств необходимых для самоопределния и самореализации. Поэтому важно расширение сфер и форм взаимодействия с родителями, вовлечение их в совместную творческую и социально значимую деятельность. Процесс взаимодействия направлен на активное включение родителей в учебно – воспитательный процесс, в досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Цель проведения проекта:

  • создание творческого продукта (концерт, информационное сообщение, художественная выставка.) как результат самореализации участников

Задачи:

  • Изучение различных видов искусства, их особенностей, взаимосвязь
  • Приобретение обучающимися опыта творческой деятельности
  • Приобретение обучающимися опыта публичных выступлений
  • Приобретение обучающимися опыта самостоятельной исследовательской деятельности
  • Стимулирование развития эмоциональности,памяти,мышления и воображения
  • Всестороннее просвещение родителей
  • Организация проведения совместного досуга родителей и детей
  • Формирования в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап — 3 месяца

2. Основной этап — 1 месяц

3. Заключительный этап — 1час

Структура проведения проекта:

1. Подготовительный этап. Сбор информации, работа с нотной литературой, налаживание творческого комфортного психологического климата между участниками проекта.

2. Основной этап. Подведение итогов, обобщение информации и корректировка информационного сообщения, подготовка художественной выставки, заключительный этап работы над музыкальными произведениями.

Прививать умение участникам проекта слушать друг друга, уважать иное мнение, искать компромиссы для достижения определенного результата, воспитывать  умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности, развитие исполнительской воли выступающих.

3. Заключительный этап: проведение концерта, оформление художественной выставки, информационное сообщение.

Ход проекта.                                                           

Звучит музыка.

1 .Ведущая Игнатьева Е.А. 1: Добрый день, дорогие родители и ученики!

2. Ведущий Чермантеева Н.М.: Приветствуем Вас в этом зале!

Вся наша жизнь - прекрасный танец.
Вся наша жизнь - калейдоскоп.
Давайте танцем наслаждаться
Без лишних фраз, без лишних слов.

Сегодня музыка играет,
Движенья плавно и легко
В круженье нашем возникают.
Наш смех несется далеко.
Пусть будет долгим этот танец.

Загадка: На балах в огромном зале
Этот танец исполняли.
А теперь почти исчез
Парадный, гордый
… (Полонез.)

1 Ведущая: А сейчас давайте  мысленно перенестись в Польшу и вспомнить, какие танцы танцевали жители этой страны. Наиболее известные из них – краковяк и мазурка и конечно полонез, один из самых древних танцев.

Ведущий: По самой распространенной версии, полонез возник как свадебный танец приблизительно в XV веке. Сначала он исполнялся исключительно на народных гуляниях. Обычно он открывал и закрывал праздник. Во всех областях Польши народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.

 В России полонез был известен еще в допетровское время, В России этот танец получил имя «польский», под каковым и существовал. Он же стал первым танцем, какому научился Петр I в немецкой слободе. Отмечается, что русский вариант польского отличался от общеевропейского сдержанностью, степенностью,   которая более соответствовала «длинным в ту пору одеждам русских».

...полонез вовсе не был банальным и бессмысленным променадом;
он был дефилированием, во время которого все общество,
так сказать, приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением,
видя себя таким прекрасным, таким знатным,
таким пышным, таким учтивым.
Полонез был постоянной выставкой блеска, славы, значения.

Ф. Лист. Ф. Шопен

Полонез один из немногих танцев восемнадцатого столетия, который благополучно «прошествовал» из одного столетия в другое, не потеряв в пути своего достоинства и великолепия.

У Ф. Листа находим и яркое описание полонеза: «Длинной змеей с отливающими всеми цветами кольцами веселая толпа, скользя по паркету, то вытягивалась во всю длину, то свертывалась, играя в своих извивах разнообразнейшими цветами; глухо звенели золотые цепочки, волочащиеся по полу сабли, шуршали великолепные шелка, вышитые жемчугом, сияющие алмазами, украшенные бантами и лентами. Издали доносился веселый говор, подобный шуму вод этого пламенеющего потока» .

Ты на танец меня пригласи

Полонез я хочу танцевать

И красивые взмахи руки

Раз-два-три, Раз-два-три, Раз-два-три,

Реверанс . поворот и шажок

Переходы и перестроения,

нас уносят в другие миры

Раз-два-три, Раз-два-три, Раз-два-три,

Танцем «полонез» открывался бал, и мы наш вечер начнём этим танцем.

Танец «Полонез» - исполняют учащиеся 3 класса

2 Ведущая: Слово музыка подарили нам   древние греки. Музы в древнегреческой мифологии-дочери Зевса, богини покровительствовавшие наукам и искусствам. Их  девять. Муза танцев Терпсихора, как бы по служебным обязанностям покровительствовала музыке, сопровождающей танцы, а Евтерпа. муза лирической поэзии тоже покровительствовала музыке.:-)  и далее перейти к вашим деткам

1Ведущая: А сейчас вернёмся в эпоху средневековья. Танец сарабанда был введен в французский двор примерно в 1588 году, и был любимым танцем Людовика XIII, не говоря уже о его министре - кардинале Ришелье. Далее танец остался по-прежнему популярным и в семнадцатом веке – так, в исторических хрониках часто упоминалось о том, что Карл II в Англии постоянно танцевал сарабанду.

Сарабанда (то есть "шум") — первоначально танец мавританского происхождения, который пришел из Испании в 12-м веке.

в 1560-е годы из религиозного танцевального шествия она превратилась в медленный грациозный танец, включавший в себя шествие пар вперед и назад и их проход меж двух рядов остальных участников. Церковь благосклонно восприняла этот тип Сарабанды.

В XVII веке французские танцмейстеры сумели соединить благородную и народную версии испанской Сарабанды. Пары величественно шествовали четыре шага вперёд и четыре шага назад, поочерёдно следуя своей вариации танцевального выступления.

Совсем иная сарабанда. Это медленный, величественный танец, родившийся в Испании. Он возник из торжественного похоронного обряда, когда все присутствовавшие на погребении в молчании ступали вокруг гроба. Происхождение танца отразилось в его названии - sacra banda - по-испански - святое шествие. Сказался в сарабанде и горделивый испанский характер. Несмотря на то, что сарабанда - танец-шествие, размер ее 3/4 в трехдольном движении удобнее было совершать многочисленные повороты во время спуска по крутой винтовой лестнице в усыпальницу, шествовать вокруг гроба.

Танец Сарабанда –исп. учащиеся 4 класса

2 Ведущая: музыкальная сюита

1Ведущая: Павана (исп. pavon – павлин) – бальный танец XVI-XVII вв., исполняемый в медленном ритме в плавной и величавой манере. Имел музыкальный размер 2/2. В свое время павана был одним из самых распространенных в Европе танцев. Точное место происхождение танца не известно, считается, что он появился в Италии (по названию города Падуе), но существует мнение, что родиной его была все-таки Испания.

Павана был танцем придворным, особо любимым при дворе французских, английских и итальянских королей.

Танец сопровождался особой музыкой, поэтому паваной стали называть не только сам танец, но и музыку, под которую его танцевали. Музыкальные произведения пережили сам танец на долгие века.

Во времена правления Луи XIV павана был заменен на куранту, пришедшую ей на смену.

Шаг, используемый в паване, сохранился как элемент движения в свадебном вальсе.

Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь.

Паваны часто встречались в сборниках для лютни, клавира или консортов. Паваны сочиняли Пьер Аттеньян, Клод Жервез, Энтони Холборн, Уильям Бёрд, Томас Морли, Ян Свелинк, Джон Дауленд, Орландо Гиббонс, Иоганн Шейн, Самуэль Шейдт, Якоб ван Эйк.

В XVI веке павана достигает своего расцвета в творчестве английских вёрджиналистов. В XVI—XVII вв. во Франции в форме паваны или аллеманды писались «Надгробия» (томбо) — инструментальные пьесы памяти умершего. В XVII веке павана получает распространение в качестве вступительной части немецкой сюиты. В XVIII веке павана заменяется в сюите аллемандой, в итальянской сонате da camera «синфонией».

Танец

Павана — придворный танец, в народе его не танцевали. Кавалеры исполняли павану при шпаге, в богатых плащах, дамы были в парадных платьях со шлейфами. Танец давал возможность показать изящество манер и движений.

Павану танцевали одновременно одна или две пары. Бал открывался исполнением паваны королём и королевой, затем танцевал дофин, вслед за ним другие знатные особы.

На протяжении всего танца используется только одно па — шаг паваны, который может быть простым или двойным и делаться вперёд, назад или в сторону. Простой шаг паваны — это скользящий шаг с переносом веса на шагающую ногу (свободная нога приставляется или заносится перед шагающей с поворотом корпуса). Двойной шаг паваны: шагающая нога скользит вперёд, тяжесть переносится на неё; свободная нога подтягивается; шагающая нога снова скользит вперёд, вес переносится на неё; свободная нога заносится перед ней с поворотом корпуса. Комбинацию составляют два одинарных и один двойной шаг. Композиция состоит из шагов паваны вперёд-назад, обходов партнёрами друг друга и поклонов. В паване, в отличие от бранлей, где только темп объединял танцующих, фигуры соответствуют музыкальным фразам.

Самый изысканный танец павана,
Роскоши много, и нет в нем изъяна.
Танец придворный и без сомнений,
Изящность манер в нем и передвижений.

Танец Павана – исп. учащиеся 4 класса

1Ведущая:

Балы, балы и музыка играет

На танец даму кавалеры приглашают.

Французский  танец движет силуэт,

А танец называют… ( менуэт)

В «Русском вестнике» в 1878 г. писали: «Танцующих было немного, потому, что менуэт был танец премудреный: поминутно то и дело что или присядь, или поклонись, и то осторожно, а иначе, пожалуй, или с кем-нибудь лбом стукнешься, или толкнешь в спину; мало этого, береги свой шлейф, чтобы его не оборвали, и смотри, чтобы самой не попасть в чужой шлейф и не запутаться».

Особенность менуэта – в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Музыка первых «композиторских» менуэтов принадлежит Жану Батисту Люлли. При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем.

Из Франции вместе с модой на всё французское менуэт постепенно перешёл в другие страны; в России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до 30-х годов XIX века.

В партитурах нотных сложных
Вечно путались кларнеты,
Всевозможные вельможи
Замирали в менуэтах.
Кринолины дам роскошно
В такт качали силуэты,
И как сабли в тонких ножнах,
Они прятались в корсетах.

В канделябрах меркли свечи,
Лили звуки клавесины.
В старом замке каждый вечер
Свечи грустные носили.
Засыпая, кавалеры
Там о женщинах вздыхали,
Чьи прелестные манеры
Ночью тоже отдыхали.

Золотистым сердоликом
Солнце на небо всходило
И светило всем великим,
Не великим всем светило.
Парики вельмож дремали,
Пудра вяло осыпалась.
И величье их регалий
В днях былых навек осталось.  

                                ЛАРИСА РУБАЛЬСКАЯ

Произведение Менуэт, играет Чермантеева Н.М.

Загадка: Этот танец так прекрасен,
Времени он неподвластен.
Пары движутся, кружась,
А зовется танец… (
Вальс.)

Ведущий: Грациозные движения, нежное переплетение рук, роскошные платья и фраки, окутанные чарующей мелодией – вальс завораживает, вызывает восхищение, дарит ощущение эйфории и возвышенности. Он имеет большую популярность, но его происхождение является загадкой, он сопровождает все важные мероприятия в нашей жизни, но его возрасту приписывают менее двух столетий. Венский, фигурный, танго-вальс, вальс-бостон – разновидностей много, но он остается самым романтичным и манящим.

 Вальс зародился в окрестностях Вены и альпийской области Австрии. Вальс танцевали на балах при Габсбургском дворе ещё в начале XVII столетия. Гораздо ранее этого времени «кружащиеся танцы» исполняли австрийские и баварские крестьяне. Множество легко узнаваемых вальсовых мотивов можно проследить в простых крестьянских напевах.

На частных балах после Отечественной войны 1812 г. вальс стал одним из любимейших танцев. В особую моду его ввел Венский конгресс (1814-1815), на котором решалась судьба Европы. Днем дипломаты решали важные проблемы послевоенного устройства, а вечерами вели активную светскую жизнь и танцевали на балах, где вальс был коронным танцем.

Невозможно не отдать должное великим австрийским композиторам Францу Ланнеру и Иоганну Штраусу, которые облагородили музыкальным сопровождением вальс. XIX век – период особой, неугасаемой популярности танца на всех придворных балах и королева Виктория, известная своей любовью к бальным танцам, поспособствовала его всеобщему признанию.

…Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой

Кружится вальса вихорь шумный

Чета мелькает за четой..    А.С Пушкин

Танец Вальс –исп. учащиеся 4 класса

1 и 2 Ведущие – заключительное слово

О, танец!Ты – мечты стремленье

Прекрасней ничего на свете нет.,

Чем торжество любви и вдохновенья,

Оваций восхитительный букет!