Балетмейстерская практика как особый вид деятельности хореографа.

Рубцова ольга Сергеевна

Балетмейстер – творческая профессия. Это работа, которая требует от человека, выбравшего ее, очень многого – знаний, трудолюбия, умение работать с людьми и безусловно таланта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Балетмейстерская практика как особый вид деятельности хореографа.

    Балетмейстер – творческая профессия. Это работа, которая требует от человека, выбравшего ее , очень многого – знаний, трудолюбия, умение работать с людьми и безусловно таланта.

    Профессия балетмейстера предусматривает решение обширного круга вопросов в процессе работы. За счет сочетания хореографического текста, рисунков в танце, балетмейстер выражает композицию танца. Для воплощения своего замысла, балетмейстер использует все средства искусства хореографа. Балетмейстер – творец, руководитель коллектива единомышленников, создатель танцевальных произведений.

    Как любой творец, балетмейстер должен быть высокообразованным и культурным человеком, который не только владеет секретами своей профессии, но и разбирается в других видах искусства, таких как музыка, живопись, поэзия.

Если говорить о многогранности балетмейстерского творчества, полезно восстановить в памяти теоретические положения, которые были сформированные великими хореографами.

В древности греческий писатель Лукиан говорил о том, что балетмейстеру необходимо изучить историю, мифологию, поэтические творения и различные науки. Балетмейстер должен сочетать талант поэта с талантом живописца, а знакомство с геометрией даст ему возможность создать четкие формы и фигуры.

Теоретически осмыслить индивидуальность балетмейстера и актера, обнаружить и проанализировать законы взаимоотношений балетного искусства с другими видами искусства одним из первых в истории танца попытался Жан Жорж Новер в «Письмах о танце и балетах». В своем труде Новер говорил, что балетмейстер должен знать природу – как ее красоты, так и ее несовершенства. Это знание всегда поможет ему определить, что следует в ней выбирать. Далее, Жан Жорж Новер утверждал, что, только жизнь, хореограф сможет найти для своего произведения ту правду, которая даст возможность раскрыть ее подлинный смысл на сцене. Эти слова великого хореографа актуальны и для современных балетмейстеров.

Творческая деятельность балетмейстера в коллективе весьма разнообразна. Это создания темы произведения, постановка его, многочисленная репетиционная работа. Балетмейстер, сочиняющий хореографическое произведение, строит свою работу на сюжете, созданным либреттистом, и на музыку, сочиненной композитором. Довольно часто при создании хореографических миниатюр и отдельных номеров в концертах, балетмейстер становится автором сюжета номера, режиссером и даже осветителем.

Задумав произведение, балетмейстер обычно излагает его как композиционный план композитору. Это может быть устно или письменно, а композитор создает музыкальное произведение с учетом замысла балетмейстера. На основе этой музыки балетмейстер создает хореографический текст, который передает исполнителям. Именно через танцоров зритель знакомиться с сочинением, предложенный балетмейстером.

Чтобы быть подлинным создателем хореографического произведения, уметь возглавить, всю работу над балетным спектаклем или танцевальным номером, балетмейстер должен быть хорошим организатором, уметь использовать в своей практической и теоретической деятельности опыт смежных искусств. Балетмейстер должен быть хорошим организатором, уметь использовать в своей практической и теоретической деятельности опыт смежных искусств. Балетмейстер должен знать и чувствовать музыку, изучать и понимать ее, уметь раскрыть ее содержание средствами, хореографии.

Творчество балетмейстера невозможно представить без постоянного поиска. Подбор сюжета для танцевальной композиции предполагает изучение жизни, знание литературных первоисточников и других произведений искусства. Поиск и отбор созвучных нашей эпохе тем, их значимость говорят о четкой гражданской позиции балетмейстера, о его зрелости, понимании современности.

Выбор лучшей формы выражения для любого танца требует от балетмейстера работы по изучению фольклорно-танцевальных источников, освоения теории и методики постановки, классического, народного, историко-бытового, современного бального танца.

Поиск нужного «слова», или героя, принуждает балетмейстера ежедневно будить свою фантазию, обогащать палитру средств выразительности. Высокая требовательность помогает ему выбрать из множества вариантов, тот , который максимально выражает все мысли и чувства автора и его героев. Творческий подход к своей профессии, увлечение своим трудом – это обязательные и необходимые условия для возникновения высокохудожественного произведения.

Начиная работу, балетмейстеру необходимо точно знать, что за цель он перед собой ставит, к чему стремиться. Он должен четко продумать драматургию будущего сочинения, понимать, как выстроить завязку, трудиться над образами и их развитием. Хореограф создает характеры персонажей, ведет действие к кульминации и развязке. Для выражения своих мыслей в процессе работы над хореографическими композициями, балетмейстер ищут наиболее подходящие формы, форма и содержание всегда переплетается между собой.

Творчество балетмейстера – сочинителя подобно творчеству поэта или композитора. Разница лишь в изобразительном языке, через который мысли доходят до зрителя. Балетмейстер в своей фантазии может развить, обогатить, увиденное им жизни за счет глубокого изучения народного искусства, проникновения в природу отношений между людьми. Хореографическое произведение – это создание танца и пантомимы. Балетмейстер – сочинитель должен владеть искусством создания драматургии хореографического произведения, без этого невозможно раскрыть идею произведения и воплотить свой замысел.

В создании хореографических номеров или балета имеет значение все: и кругозор и талант балетмейстера, тяжелый труд исполнителей, кропотливая работа балетмейстера – репетитора. Сможет ли исполнители донести замысел сочинения, зависит от того, как будет отрепетирован номер. Балетмейстер – репетитор, как правило, присутствует на постановочных репетициях. Если номер или спектакль создается заново, то репетитор присутствует при всей постановочной работе, которую проводит балетмейстер – сочинитель. Балетмейстер – репетитор обязан знать индивидуальные особенности стиля автора, неповторимый подчерк создателя хореографической композиции. Одной из важнейших задач является раскрытие главной мысли хореографического произведения. Балетмейстер – репетитор должен помочь исполнителям полнее раскрыть образы и характеры, исходя из задач поставленным автором.

Работая над образами, над оттачиванием исполнительского мастерства, репетитору следует принимать во внимание индивидуальные качества артистов, уметь использовать лучшие стороны их талантов. Определить солистов можно после разучивания движения или отдельных комбинаций. Начинать разучивание лучше с изучения наиболее сложных движений и рисунков. Разучивание идет в медленном темпе, а порой и под счет. Когда движения выучены и доведены до нужного темпа характер и манера исполнения их можно исполнять в паре, а затем и в комбинации.

Движения изучены, определены солисты и другие исполнители, начинается работа над постановкой хореографического произведения от начала до конца. Для экономии времени с солистами и с массовкой лучше работать отдельно, репетиция будет более полноценна.

Каждая репетиция имеет свою кульминационную точку, и исполнители должны уходить с репетиции с чувством удовлетворения того, что главное удалось сделать. Очень важно помнить о длительности репетиции, которая зависит от физической нагрузки данного танцевального номера, от задачи, от возможностей исполнителей. Длительность репетиции должна рассчитываться так, чтобы обеспечить максимальную продуктивность работы.

В работе с исполнителям необходимо всегда учитывать педагогические и психологические моменты. Отношения с участниками коллектива должны быть дружескими, искренними, теплыми, но не панибратскими. Нужно стараться найти с исполнителями золотую середину в отношениях, это поможет продуктивно строить работу.

Подходя со знанием дела к своей работе, репетитор сможет наиболее эффективно проводить каждую репетицию. Следя за точностью техничностью исполнения, музыкальностью и при это должен помочь танцовщику вывить характер роли. На одну и туже роль могут быть назначены два разных по своем индивидуальности исполнителя. В этом случае нужно прежде всего следить за тех, что сохранить авторский замысел, а индивидуальные прочтения образов может иметь место, но в определенной степени.

Балетмейстер – создатель крупных хореографических произведений, должен обладать знаниями и способностями режиссера – постановщика драматургического, цельного спектакля. Все эти качества, заложенные в природе человека, раскрываются не сразу, а путем учебы. В прошлом балетмейстером становился артистом балета, обладающий фантазией и проявивший способность к сочинению танца. Опыт – вот, что служит ему единственной балетмейстерской школой. Если он обладает еще любознательностью и жаждой знаний, то начинал заниматься самообразованием: читал, посещал музеи и выставки, концерты симфонической музыки. Знакомства с выдающимися достижениями других искусств, развивало ум и художественный вкус, расширял кругозор.

Таким образом, балетмейстерская практика в работе хореографа являет собой важнейшую составляющую его деятельность. Это многогранный процесс, который охватывает все виды искусства. В практической работе хореограф думает как режиссер, видит как художник. Только в тесном творческом духовном контакте с танцорами, композитором, художником можно воплотить свой замысел.

Литература

  1. Батырев А., Бурцева Г. композиция танца. Барнаул: НМЦ, 1991.
  2. Голейзовский К.Я. Жизнь и творчество. М.: Изд-во ВТО, 1984.
  3. Захаров Р. В.  Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983.
  4. Захаров Р. В. Слово о танце. М.: 1977.
  5. Кириллов А.П. мастерство хореографа. М.: МГУКИ, 2006.