«Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования»
"В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда , и душа ,и мысли.Человек должен стремиться к гармонии в своем облике - внутреннем и внешнем." А.П.Чехов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования»
Ершова Светлана Владимировна,
педагог дополнительного образования
структурного подразделения «Поиск»
ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол
м.р. Сергиевский
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...», - сказал А.П. Чехов [4]. В настоящее время актуальной становится проблема изучения эстетического воспитания детей. Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Эстетическое воспитание личности закладывается с раннего детства [2]. Чтобы быть духовно богатым в взрослой жизни, необходимо уделять особое внимание эстетическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста[3].
Система дополнительного образования несет важную функцию в формировании творческого подхода к эстетической деятельности у детей. Главной целью является общее развитие ребенка посредствам художественно-творческой деятельности. Работа в объединении «Хореографический коллектив «Калейдоскоп» СП «Поиск» ГБОУ СОШ №2 пгт. Суходол способствует эстетическому воспитанию детей через изучение танца. Обучение способствует развитию чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Увлечение танцем заряжает детей оптимизмом, способствует развитию инициативности, целеустремленности, самостоятельности. Начало любой танцевальной постановки предполагает обсуждение педагога с детьми сюжета будущего танцевального номера. Дети с радостью делятся своими идеями, вносят свое видение художественного образа, предлагают движения для раскрытия танцевальной композиции. Так появился танец «Ангелы», в постановке которого дети принимали активное участие. С этим номером они успешно выступили на сцене г. Самара, а потом также стали победителями на всероссийском и международном фестивалях. Это стало для них стимулом достигать творческих побед в сложившемся коллективе, наполнило новыми идеями, вдохновило на дальнейшие активное участие в мероприятиях художественно-эстетической направленности.
Практика работы показывает, что танец положительно влияет на формирование личности ребенка, способствует воспитанию уважения к духовным ценностям, умению понимать и ценить искусство. Дети с удовольствием проявляют себя в творчестве. В связи с этим хочется рассказать, как мы готовили танцевальный номер «Куклы». Сначала обучающимся был озвучен сюжет постановки (жизнь кукол за витриной магазина). Дети прослушали музыкальное сопровождение номера и обучались перестраиваться в шахматном порядке в танцевальном зале. Каждый представлял себя красивой куклой, которая ждет своего хозяина. Педагог продемонстрировал детям движения и объяснил характер выполнения танцевальных комбинаций в образе куклы. Осуществляя перестроения по танцевальному залу, дети освоили четкое синхронное выполнение движения рук, ног, положение корпуса и головы. Повторив неоднократно разученные танцевальные комбинации, дети закрепили умение работать в команде. Таким образом, изучение данного танца помогло обучающимся погрузиться в художественный образ, соприкоснуться с миром красоты, проявить свои способности к актерскому мастерству.
Одна из любимых детьми форм обучения является игра. Ее элементы используются на каждом занятии при проведении музыкально - ритмических упражнений. Они формируют навыки сотрудничества у детей и ответственность за четкое исполнение танцевального номера. К примеру, использование кругового танца в рамках изучаемой темы помогает детям научиться ориентации в пространстве и развивает образное мышление, вовлекает детей в роль добрых сказочных персонажей. Так, под веселую музыку на сказочной полянке встречаются «цапли» и «лошадки». Согласно этапам игры, они жмут друг друга руки во время приветствия, знакомятся, выполняют заданные движения этюда в парах, передвигаются по кругу и возвращаются к своему партнеру. При этом громко каждому необходимо громко сказать «Привет» . Это сплачивает группу, развивает интерес детей к изучению нового материала, развивает желание дружно и слаженно отработать танцевальный номер.
Обучение основам хореографии проходит в атмосфере сотрудничества и творчества. Достижение успеха в танцевальной деятельности способствует формированию позитивной самооценки обучающихся и саморазвитию. В связи с этим в течение учебного года дети активно участвуют в концертах для родителей, педагогов и других обучающихся. Такие мероприятия стимулируют осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию. Кроме этого, выступление на концертах, конкурсах, участие в общественно-массовых мероприятиях воспитывают в детях чувство ответственности и самостоятельности.
Родители поддерживают творческие начинания детей. В результате детский коллектив становится активным участником и победителем в конкурсах художественного творчества. Недавние достижения – международный конкурс «Осенний калейдоскоп» (диплом за 2 место), всероссийский конкурс «Первые шаги» (лауреат 2 степени), областной конкурс «Зимняя феерия» (диплом 2 степени), областной конкурс «Танцующий город» (лауреаты 2 степени).
Таким образом, принимая участие в конкурсах разного уровня, дети раскрываются творчески, закрепляется их умение держаться на сцене, развивается интерес совершенствоваться в области хореографии. Эстетическое воспитание формирует в них позитивное мировосприятие, учит быть высоконравственным человеком.
Как сказал В.А. Сухомлинский: «От правильно выстроенной жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [1]. Следовательно, эстетическому воспитанию детей должно уделяться большое внимание, так как оно формирует в детях гармонически развитую личность, способную не только понимать и ценить красоту жизни, но и готовую стать активным ее творцом.
Список литературы:
- Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». М.: Прогресс- Традиция, 2000.
- Буров А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника/ А.И. Буров/ – М.: Педагогика, 2007. – 96 с.
- Киященко, Н.И. Эстетическое воспитание и образование – важнейшее средство гуманизации и гуманитаризации образования / Н.И. Киященко // Гуманизация образования. – 2008. – № 1. – 80 с.
- Пагута Т.И. Система эстетического воспитания младших школьников в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2013. №2 (13). Режим доступа// http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-esteticheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah.