ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ

Ершова Светлана Владимировна

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ

Ершова Светлана Владимировна,

педагог дополнительного образования,

руководитель хореографического коллектива «Калейдоскоп»

п.г.т. Суходол м.р. Сергиевский

(ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол СП «Поиск»)

            «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский [3]  

Танец – неотъемлемая часть культурной индустрии. Он является источником вдохновения для художников, дизайнеров, скульпторов и режиссёров театра и кино. Это неслучайно, потому что увлечение танцем заряжает людей оптимизмом, способствует развитию инициативности, целеустремленности, силы воли,  побуждает к активному и здоровому образу жизни.

В то же время сегодня все чаще поднимается вопрос о сохранении здоровья населения России. Проблемная ситуация складывается у подрастающего поколения. По статистике, только один из десяти школьников является здоровым [5, с.5]. Причины - плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях (к примеру, перегруженность учебными занятиями). Следовательно, бесспорна необходимость использования здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях как в школе, так и во внеурочное время, в дополнительном  образовании детей.

Занятия хореографией  способствуют полноценному развитию детей. Учащиеся получают музыкальные знания, умение различать характер и стиль танцевальных направлений, развиваются их познавательные способности, самостоятельность [4, с.13]. В то же время занятия танцами формируют у обучающихся стремление к здоровому образу жизни, к активной гражданской позиции. Задача педагога - обучить основам здоровьесбережения.

В детском хореографическом коллективе «Калейдоскоп» развитие и укрепление здоровья обучающихся происходит посредством систематического использования упражнений. Постоянная тренировка мышц спины формирует хорошую осанку; движения в танце влияют на всю мускулатуру организма; работает максимальное количество мышц, разминаются суставы; походка становиться красивой и легкой; повышается иммунитет; внутренние органы получают большое количество кислорода из-за усиления кровообращения; формируется правильное дыхание во время танца; за счет частых поворотов улучшается работа вестибулярного аппарата, повышается координация; танцы позволяют  поддерживать красивую фигуру; регулярные тренировки повышают тонус мышц; организм становится более выносливым; происходит постоянная тренировка памяти; чтобы запомнить сложные движения и их последовательность, нужна непрерывная и качественная работа мозга. Танцы – лучший способ для поднятия настроения и борьбы с депрессией; благодаря выработке эндорфина повышается общее психическое состояние человека.

В хореографических группах СП «Поиск» занимаются дети от 5 до 15 лет, имеющие разный уровень подготовки. Занятия проводятся два раза в неделю, начинаются с дыхательных упражнений и разминки (Приложение 1), после чего обучающиеся  переходят к разучиванию новых элементов танца и к игровой форме закрепления изученного материала [2, с.28].

Дыхательные упражнения используются для того, чтобы научить ребенка правильно дышать во время танца. Это выполняется в течение 5 минут: нужно дышать носом глубоко, стараться, чтобы вдохи и выдохи становились все длиннее, – так легкие будут насыщаться кислородом. Важное правило на занятиях  – «Не навреди!».

После отработки правильного дыхания дети переходят к разминке (Приложение 2). Предварительно объясняется схема, порядок действий, функция упражнения, проговаривается алгоритм выполнения. При этом соблюдается техника безопасности. Обучающиеся занимаются в специальной одежде и обуви. Во время занятий соблюдается питьевой режим, педагогом регулируется физическая нагрузка, чередуются  напряжение и расслабление.

Существуют правила разогрева мышц перед основными упражнениями (стрейтчинг): никогда не растягиваться без предварительного разогрева; лучше тянуться меньше, чем слишком сильно; нельзя делать резких движений во время растяжки; необходимо координировать движение и дыхание; растягивать следует только расслабленные мышцы; дышать следует медленно, глубоко и ровно, нельзя задерживать дыхание; минимальное удержание мышцы в растяжке – 20 дыхательных циклов.

Большое внимание уделяется правилам распределения нагрузки для работы позвоночника: избегать перенапряжения в области позвоночника; выполнять глубокие наклоны; избегать однообразных движений, а также резких толчков и длительной нагрузки на позвоночник. Предусмотрены правила для суставов: не сгибать и не разгибать суставы слишком сильно; не приседать и не вставать слишком резко [1, с.7].

          Уже после первого года обучения  (по результатам наблюдения и опроса) воспитанники знают, как готовиться к занятиям, как правильно выполнять основные элементы растяжки, занимать правильное исходное положение, ориентироваться в пространстве, работать в коллективе и уверенно держаться на сцене. Они умеют воспринимать танцевальное движение как символ прекрасного, свободного способа самовыражения, соединять отдельные движения в простую танцевальную комбинацию [6, с.29].

Танцы помогают повысить самооценку, развивают  умение работать в коллективе и поддерживать дружеские отношения. Это положительно влияет на успеваемость учащихся в школе. Занятия  хореографией развивают детей как физически, так духовно. Сценические навыки  способствуют успешному самовыражению в обществе, определиться с выбором профессии. Родители отмечают пользу занятий хореографией. Это дает ребенку посильную физическую нагрузку, развивает гибкость и умение красиво двигаться в соответствии с техникой исполнения [7, с.13]. Плюс ко всему – ребенок  становится более доброжелательным и отзывчивым в семье.

Стоит признать, что сегодня красочные танцевальные композиции уместны в любом массовом  мероприятии (развлекательное, познавательное, патриотическое). Без танцевально-хореографических коллективов не обходится ни один концерт, конкурс или фестиваль.  Вдвойне приятно родителям видеть своего ребенка на сцене здоровым и счастливым…

В планах хореографического коллектива «Калейдоскоп» - разнообразить использование здоровьесберегающих технологий, внедрить в обучающий процесс новые методики. Все это оправдано социальным заказом общества и позволяет приобщить каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, развить творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

А это становится гарантом воспитания здорового поколения страны и дает уверенность в завтрашнем дне.


Список литературы:

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: «Владос», 2004.
  2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: «Прогресс- Традиция», 2000.
  4. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». М.: «ВАКО», 2009.
  5. Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Удивительный мир танца» (автор-составитель, педагог дополнительного образования Иванайская Е.С.), 2016.
  6. Игры в школе. - М.: «ACT», 2000.
  7. Джозеф С. Хавилер «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки», издательство «Новое слово», 2004.

Приложение 1

Дыхательные упражнения

Упражнение №1. «Часики»

Ребенок стоит, руки опущенны, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так».

Упражнение №2. «Паровозик»

Ребенок изображает паровоз. Для этого он идет, делая попеременные движения руками. При этом приговаривая: « чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «ту-тууу».

Упражнение№3. «Вырасту большим»

Дети стоят  прямо, соединив ноги вместе. Руки поднимаются в стороны и вверх.вдох подняться на носочки, хорошо потянуться. Выдох - руки вниз, опускаются на ступню, при этом произносится :»у-х-х-х»

                                                                                                         

Приложение 2

«Про зарядку»

Разогрев всех групп мышц под веселую детскую песенку

Алины Кукушкиной «Песенка-зарядка»

Музыкальный размен 2/4.

Проигрыш                                 «пружинка»

1 куплет

Зайцы встали по порядку,      упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны головы)

Зайцы делают зарядку,

Саша тоже не ленись-

На зарядку становись.

Прыг-скок, руки вверх        2прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой

Прыг-скок, руки вниз         2 прыжка на месте, 2 хлопка внизу

А теперь давай дружок, подтянись.  Поднять руки вверх и встать на носочки

(повторить 2 раза)

2 куплет

Рядом ежик травку топчет,     подъем на полупальцы

Заниматься с нами хочет.

Будем с ежиком шагать,      марш на месте с высоким поднятыми коленями

Выше ноги поднимать.

Припев:

Топ-топ, шаг вперед,     2 притопа, шаг вперед

Топ-топ, шаг назад.      2 притопа, шаг назад

А теперь в ладоши хлоп

Ножки встали и стоят.

(повторить 2 раза)

Проигрыш:     «пружинка»

3 куплет

А лягушки на кувшинке   встать ноги на ширине плеч, руки как у лягушек

Дружно вытянули спинки,

Ставят лапки на бока     руки поставить на пояс

И качаются  слегка.         Наклоны в стороны

Припев:

Кач-кач, вправо, влево,     наклоны корпуса в стороны

Кач-кач, влево, вправо.     Повороты корпусом в стороны

Вот такая лягушачья          ноги на ширине плеч, неглубокие приседания

И зарядка. И забава.

Проигрыш:     пружинка на месте, прыжки.

Приложение 3

Требования к организации занятий хореографией по САН.ПИН

 

Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами площадью из расчета 3 - 4 м2 на одного учащегося, высотой не менее 4 м.

Балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0,9 - 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены.

Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.

Полы в зале должны быть дощатые некрашеные, или покрытые специальным линолеумом.

Необходимо предусмотреть раздевальные и душевые для девочек и мальчиков оборудуются раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды;

При организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не менее 18 м2.