ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ
Ершова Светлана Владимировна,
педагог дополнительного образования,
руководитель хореографического коллектива «Калейдоскоп»
п.г.т. Суходол м.р. Сергиевский
(ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол СП «Поиск»)
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский [3]
Танец – неотъемлемая часть культурной индустрии. Он является источником вдохновения для художников, дизайнеров, скульпторов и режиссёров театра и кино. Это неслучайно, потому что увлечение танцем заряжает людей оптимизмом, способствует развитию инициативности, целеустремленности, силы воли, побуждает к активному и здоровому образу жизни.
В то же время сегодня все чаще поднимается вопрос о сохранении здоровья населения России. Проблемная ситуация складывается у подрастающего поколения. По статистике, только один из десяти школьников является здоровым [5, с.5]. Причины - плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях (к примеру, перегруженность учебными занятиями). Следовательно, бесспорна необходимость использования здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях как в школе, так и во внеурочное время, в дополнительном образовании детей.
Занятия хореографией способствуют полноценному развитию детей. Учащиеся получают музыкальные знания, умение различать характер и стиль танцевальных направлений, развиваются их познавательные способности, самостоятельность [4, с.13]. В то же время занятия танцами формируют у обучающихся стремление к здоровому образу жизни, к активной гражданской позиции. Задача педагога - обучить основам здоровьесбережения.
В детском хореографическом коллективе «Калейдоскоп» развитие и укрепление здоровья обучающихся происходит посредством систематического использования упражнений. Постоянная тренировка мышц спины формирует хорошую осанку; движения в танце влияют на всю мускулатуру организма; работает максимальное количество мышц, разминаются суставы; походка становиться красивой и легкой; повышается иммунитет; внутренние органы получают большое количество кислорода из-за усиления кровообращения; формируется правильное дыхание во время танца; за счет частых поворотов улучшается работа вестибулярного аппарата, повышается координация; танцы позволяют поддерживать красивую фигуру; регулярные тренировки повышают тонус мышц; организм становится более выносливым; происходит постоянная тренировка памяти; чтобы запомнить сложные движения и их последовательность, нужна непрерывная и качественная работа мозга. Танцы – лучший способ для поднятия настроения и борьбы с депрессией; благодаря выработке эндорфина повышается общее психическое состояние человека.
В хореографических группах СП «Поиск» занимаются дети от 5 до 15 лет, имеющие разный уровень подготовки. Занятия проводятся два раза в неделю, начинаются с дыхательных упражнений и разминки (Приложение 1), после чего обучающиеся переходят к разучиванию новых элементов танца и к игровой форме закрепления изученного материала [2, с.28].
Дыхательные упражнения используются для того, чтобы научить ребенка правильно дышать во время танца. Это выполняется в течение 5 минут: нужно дышать носом глубоко, стараться, чтобы вдохи и выдохи становились все длиннее, – так легкие будут насыщаться кислородом. Важное правило на занятиях – «Не навреди!».
После отработки правильного дыхания дети переходят к разминке (Приложение 2). Предварительно объясняется схема, порядок действий, функция упражнения, проговаривается алгоритм выполнения. При этом соблюдается техника безопасности. Обучающиеся занимаются в специальной одежде и обуви. Во время занятий соблюдается питьевой режим, педагогом регулируется физическая нагрузка, чередуются напряжение и расслабление.
Существуют правила разогрева мышц перед основными упражнениями (стрейтчинг): никогда не растягиваться без предварительного разогрева; лучше тянуться меньше, чем слишком сильно; нельзя делать резких движений во время растяжки; необходимо координировать движение и дыхание; растягивать следует только расслабленные мышцы; дышать следует медленно, глубоко и ровно, нельзя задерживать дыхание; минимальное удержание мышцы в растяжке – 20 дыхательных циклов.
Большое внимание уделяется правилам распределения нагрузки для работы позвоночника: избегать перенапряжения в области позвоночника; выполнять глубокие наклоны; избегать однообразных движений, а также резких толчков и длительной нагрузки на позвоночник. Предусмотрены правила для суставов: не сгибать и не разгибать суставы слишком сильно; не приседать и не вставать слишком резко [1, с.7].
Уже после первого года обучения (по результатам наблюдения и опроса) воспитанники знают, как готовиться к занятиям, как правильно выполнять основные элементы растяжки, занимать правильное исходное положение, ориентироваться в пространстве, работать в коллективе и уверенно держаться на сцене. Они умеют воспринимать танцевальное движение как символ прекрасного, свободного способа самовыражения, соединять отдельные движения в простую танцевальную комбинацию [6, с.29].
Танцы помогают повысить самооценку, развивают умение работать в коллективе и поддерживать дружеские отношения. Это положительно влияет на успеваемость учащихся в школе. Занятия хореографией развивают детей как физически, так духовно. Сценические навыки способствуют успешному самовыражению в обществе, определиться с выбором профессии. Родители отмечают пользу занятий хореографией. Это дает ребенку посильную физическую нагрузку, развивает гибкость и умение красиво двигаться в соответствии с техникой исполнения [7, с.13]. Плюс ко всему – ребенок становится более доброжелательным и отзывчивым в семье.
Стоит признать, что сегодня красочные танцевальные композиции уместны в любом массовом мероприятии (развлекательное, познавательное, патриотическое). Без танцевально-хореографических коллективов не обходится ни один концерт, конкурс или фестиваль. Вдвойне приятно родителям видеть своего ребенка на сцене здоровым и счастливым…
В планах хореографического коллектива «Калейдоскоп» - разнообразить использование здоровьесберегающих технологий, внедрить в обучающий процесс новые методики. Все это оправдано социальным заказом общества и позволяет приобщить каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, развить творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
А это становится гарантом воспитания здорового поколения страны и дает уверенность в завтрашнем дне.
Список литературы:
- Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: «Владос», 2004.
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». М.: ТЦ «Сфера», 2009.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: «Прогресс- Традиция», 2000.
- Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». М.: «ВАКО», 2009.
- Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Удивительный мир танца» (автор-составитель, педагог дополнительного образования Иванайская Е.С.), 2016.
- Игры в школе. - М.: «ACT», 2000.
- Джозеф С. Хавилер «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки», издательство «Новое слово», 2004.
Приложение 1
Дыхательные упражнения
Упражнение №1. «Часики»
Ребенок стоит, руки опущенны, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так».
Упражнение №2. «Паровозик»
Ребенок изображает паровоз. Для этого он идет, делая попеременные движения руками. При этом приговаривая: « чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «ту-тууу».
Упражнение№3. «Вырасту большим»
Дети стоят прямо, соединив ноги вместе. Руки поднимаются в стороны и вверх.вдох подняться на носочки, хорошо потянуться. Выдох - руки вниз, опускаются на ступню, при этом произносится :»у-х-х-х»
Приложение 2
«Про зарядку»
Разогрев всех групп мышц под веселую детскую песенку
Алины Кукушкиной «Песенка-зарядка»
Музыкальный размен 2/4.
Проигрыш «пружинка»
1 куплет
Зайцы встали по порядку, упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны головы)
Зайцы делают зарядку,
Саша тоже не ленись-
На зарядку становись.
Прыг-скок, руки вверх 2прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой
Прыг-скок, руки вниз 2 прыжка на месте, 2 хлопка внизу
А теперь давай дружок, подтянись. Поднять руки вверх и встать на носочки
(повторить 2 раза)
2 куплет
Рядом ежик травку топчет, подъем на полупальцы
Заниматься с нами хочет.
Будем с ежиком шагать, марш на месте с высоким поднятыми коленями
Выше ноги поднимать.
Припев:
Топ-топ, шаг вперед, 2 притопа, шаг вперед
Топ-топ, шаг назад. 2 притопа, шаг назад
А теперь в ладоши хлоп
Ножки встали и стоят.
(повторить 2 раза)
Проигрыш: «пружинка»
3 куплет
А лягушки на кувшинке встать ноги на ширине плеч, руки как у лягушек
Дружно вытянули спинки,
Ставят лапки на бока руки поставить на пояс
И качаются слегка. Наклоны в стороны
Припев:
Кач-кач, вправо, влево, наклоны корпуса в стороны
Кач-кач, влево, вправо. Повороты корпусом в стороны
Вот такая лягушачья ноги на ширине плеч, неглубокие приседания
И зарядка. И забава.
Проигрыш: пружинка на месте, прыжки.
Приложение 3
Требования к организации занятий хореографией по САН.ПИН
Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами площадью из расчета 3 - 4 м2 на одного учащегося, высотой не менее 4 м.
Балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0,9 - 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены.
Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.
Полы в зале должны быть дощатые некрашеные, или покрытые специальным линолеумом.
Необходимо предусмотреть раздевальные и душевые для девочек и мальчиков оборудуются раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды;
При организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не менее 18 м2.