ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

Ершова Светлана Владимировна

"Забота о здоровье -это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнидеятельности зависит их духовная жизнь ,умственное развитие ,прочность знаний, вера в свои силы." В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_vospitanie.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  

СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

Ершова Светлана Владимировна,  

здоровьесберегающее воспитание,

педагог дополнительного образования,

руководитель хореографического коллектива «Калейдоскоп»

п.г.т. Суходол м.р. Сергиевский

(ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол СП «Поиск»).

            «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский [3]   

Сегодня все чаще поднимается вопрос о сохранении здоровья населения России. Проблемная ситуация складывается у подрастающего поколения.

По статистике, только один из десяти школьников является здоровым [4, с.5]. Причины - плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях (к примеру, перегруженность учебными занятиями). Следовательно, бесспорна необходимость использования здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях как в школе, так и во внеурочное время, в дополнительном  образовании детей, все это  должно происходить непрерывно и целеноправленно.

Занятия хореографией  способствуют полноценному развитию детей. Танцы формируют у обучающихся стремление к здоровому образу жизни, к активной гражданской позиции. Задача педагога - обучить основам здоровьесбережения, используя в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии, направленные на воспитание культуры здоровья, формируя понятие о здоровом образе жизни.

В детском хореографическом коллективе «Калейдоскоп» развитие и укрепление здоровья обучающихся происходит посредством систематического использования упражнений. Постоянная тренировка мышц спины формирует хорошую осанку; движения в танце влияют на всю мускулатуру организма; работает максимальное количество мышц, разминаются суставы; повышается иммунитет; внутренние органы получают большое количество кислорода из-за усиления кровообращения; формируется правильное дыхание во время танца; за счет частых поворотов улучшается работа вестибулярного аппарата, повышается координация; регулярные тренировки повышают тонус мышц; организм становится более выносливым; происходит постоянная тренировка памяти; чтобы запомнить сложные движения и их последовательность, нужна непрерывная и качественная работа мозга. Танцы – лучший способ для поднятия настроения и борьбы с депрессией; благодаря выработке эндорфина повышается общее психическое состояние человека. Ведь здоровье- понятие многогранное, оно складывается из физического , психологического, социального и духовного благополучия учащегося .

При любой работе с детьми необходимо учитывать и знать их возрастные , психофизические особенности , без этого не возможно выстроить содержание обучения.

В хореографических группах СП «Поиск» занимаются дети от 5 до 15 лет, имеющие разный уровень подготовки. Занятия проводятся два раза в неделю, начинаются с дыхательных упражнений и разминки, после чего обучающиеся  переходят к разучиванию новых элементов танца и к игровой форме закрепления изученного материала [2, с.28].

Дыхательные упражнения используются для того, чтобы научить ребенка правильно дышать во время танца.

После отработки правильного дыхания дети переходят к разминке. Предварительно объясняется схема, порядок действий, функция упражнения, проговаривается алгоритм выполнения. При этом соблюдается техника безопасности. Обучающиеся занимаются в специальной одежде и обуви. Во время занятий соблюдается питьевой режим, педагогом регулируется физическая нагрузка, чередуются  напряжение и расслабление.

Существуют правила разогрева мышц перед основными упражнениями (стрейтчинг): никогда не растягиваться без предварительного разогрева; лучше тянуться меньше, чем слишком сильно; нельзя делать резких движений во время растяжки; необходимо координировать движение и дыхание; растягивать следует только расслабленные мышцы; дышать следует медленно, глубоко и ровно, нельзя задерживать дыхание; минимальное удержание мышцы в растяжке – 20 дыхательных циклов.

Большое внимание уделяется правилам распределения нагрузки для работы позвоночника: избегать перенапряжения в области позвоночника; выполнять глубокие наклоны; избегать однообразных движений, а также резких толчков и длительной нагрузки на позвоночник. Предусмотрены правила для суставов: не сгибать и не разгибать суставы слишком сильно; не приседать и не вставать слишком резко [1, с.7].

          Уже после первого года обучения  (по результатам наблюдения и опроса) воспитанники знают, как готовиться к занятиям, как правильно выполнять основные элементы растяжки, занимать правильное исходное положение, ориентироваться в пространстве, работать в коллективе и уверенно держаться на сцене. Они умеют воспринимать танцевальное движение как символ прекрасного, свободного способа самовыражения, соединять отдельные движения в простую танцевальную комбинацию [6, с.29].

Стоит признать, что сегодня красочные танцевальные композиции уместны в любом массовом  мероприятии (развлекательное, познавательное, патриотическое). Без танцевально-хореографических коллективов не обходится ни один концерт, конкурс или фестиваль.  Вдвойне приятно родителям видеть своего ребенка на сцене здоровым и счастливым…

Список литературы:

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: «Владос», 2004.
  2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: «Прогресс- Традиция», 2000.
  4. Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Удивительный мир танца» (автор-составитель, педагог дополнительного образования Иванайская Е.С.), 2016.
  5. Игры в школе. - М.: «ACT», 2000