Дополнительная предпрофессиональная программа в области хореографического искусства «Искусство балета», классический танец.

Вотякова Ольга Николаевна

Программа по классическому танцу разработана на четыре года обучения, один час в неделю, для учеников с 1 по 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 «Детская школа искусств п. Новый»    

 Воткинский район, УР

ул. Центральная 1/1

Дополнительная предпрофессиональная программа в области хореографического искусства

 «Искусство балета»

Предметная область ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

программа по учебному предмету ПО.ХИ.01.01.Классический танец

                                                  п. Новый 2016

«Одобрено»

Методическим советом

образовательного учреждения

дата рассмотрения

«Утверждаю»

Директор – фамилия, имя, отчество

______________

(подпись)

дата утверждения

Разработчик: преподаватель первой квалификационной категории

хореографического отделения ДШИ, Вотякова Ольга Николаевна.

Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность

Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность

              Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

1.  Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

2.  Срок реализации учебного предмета;

3.  Форма проведения учебных аудиторных занятий;

4.  Цель и задачи учебного предмета;

5.  Обоснование структуры программы учебного предмета;

6.  Методы обучения;

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

  1.  Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  2.  Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

2.  Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI. Списки рекомендуемой методической литературы

- Список рекомендуемой методической литературы;

I. Пояснительная записка

 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

      Программа учебного предмета «Классический танец» разработана

на основе и с учетом федеральных государственных требований к

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в

области хореографического искусства «Искусство балета».

     Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение

детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание

учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.

     Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с

содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка

концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является

фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов,

ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование

необходимых технических навыков, является источником высокой

исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и

отечественной хореографической культуры.

     Данная программа приближена к традициям, опыту и методам

обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному

процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией.

     Ее освоение способствует формированию общей культуры детей,

музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию

двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию

индивидуальности.

2. Срок реализации учебного предмета «Классический танец»

      Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное

учреждение в 1 класс в возрасте от шести лет шести месяцев, составляет 4

года (с 1 по 4 класс).  

3. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая (от 2 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность

урока – 40-45 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю

лучше узнать учеников, их возможности, трудоспособность, эмоционально-

психологические особенности.  

 4.  Цель и задачи учебного предмета

Цель:

развитие танцевально-исполнительских и художественно-

эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими

комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения

танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ,

а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического

исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в

образовательные учреждения, реализующие образовательные программы

среднего и высшего профессионального образования в области

хореографического искусства.

Задачи:

• развитие интереса к классическому танцу и хореографическому

творчеству;

• овладение учащимися основными исполнительскими навыками

классического танца, позволяющими грамотно исполнять музыкальные

композиции, как соло, так и в ансамбле;

• развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и

музыкальности;

• освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для

владения классическим танцем в пределах программы;

• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,

воображения и творческой активности в ансамбле;

• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательно-

танцевальных способностей, артистизма;

• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и

публичных выступлений;

• формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и

навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные

образовательные программы в области хореографического искусства.

5.  Обоснование структуры учебного предмета

     Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

     Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

     В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

6.  Методы обучения

     Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ);

- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего

движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся

танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для

повышения общего уровня развития обучающегося);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого

 произведения на более мелкие части для подробной проработки и

последующей организации целого);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных

впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных

способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня

подготовки.

     Предложенные методы работы при изучении классического танца в

рамках предпрофессиональной образовательной программы являются

наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач

учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся

традициях в хореографическом образовании.

7. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

     Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны

труда.

     Минимально необходимый для реализации программы «Классический

танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и

материально-технического обеспечения включает в себя:

  • балетные залы площадью не менее 40 кв.м. (на 12-14 обучающихся),

имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м × 2м на одной стене;

  • наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
  • помещение для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
  • костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
  • раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.

     В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.

II. Содержание учебного предмета «Классический танец»

  1.  Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом 

 образовательного учреждения на реализацию предмета «Классический

танец» на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных

занятиях.

                               

       

                                 

                                       Срок обучения – 4 года

Класс

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

1

1

Общее максимальное количество часов по

годам (аудиторные занятия)

32

33

33

33

     Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части

образовательной программы в области искусств распределяется по годам

обучения с учетом общего объема аудиторного времени,

предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

     Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.

     Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,

предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Требования по годам обучения

     Настоящая программа составлена традиционно: включает основной

комплекс движений – у станка и на середине зала и дает право

преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом

особенностей психологического и физического развития детей 6,6 -11 лет.

     Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно,

в развитии - от простого к сложному.

     Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а

именно:

а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими

особенностями;

б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.

     Урок состоит из 3-х частей - экзерсис у станка,

экзерсис на середине зала, allegro.

     

                Годовые требования. Срок обучения 4 года

                                     1 класс (1 год обучения)

Задачи 1 года обучения.

Развитие чувства ритма, владение основными понятиями танца (музыка,

движение, пространство, начало танцевальной комбинации, окончание танцевальной комбинации). Умение переходить от одного движения к другому, владеть различными ритмами и темпами. Развитие физических данных, используя упражнения par terre гимнастики, необходимых для хореографии, постановка корпуса, первые элементы (движения) экзерсиса классического танца, которые начинают изучать лицом к станку, движения задаются в "чистом" виде.

Экзерсис у станка: 

 - постановка корпуса лицом к станку

 - положение рук на палке

 - 1, 2 позиции ног лицом к станку

 - повороты и наклоны головы

 - demi plie по 1 позиции лицом к станку

 - releve на полупальцы по 6, 1 позициям лицом к станку

 - подготовка к battement tendu: положение вытянутого носка в сторону (переход с одной ноги на другую по 2 позиции, перенося тяжесть корпуса на одну ногу и вытягивая стопу другой)

 - battement tendu из 1 позиции в сторону лицом к станку

 - положение корпуса за одну руку (рука в подготовительной позиции)

 - preparation для руки из подготовительной позиции во 2 позицию

Экзерсис на середине зала:

- постановка корпуса по 1 позиции ног

- 1, 2 позиции ног

- положение рук на талии, подготовительная и 1 позиции рук

- переход рук из подготовительной позиции в 1 позицию  

- танцевальный шаг с носка по 6 позиции

- бег на полупальцах

- трамплинные прыжки по 6 позиции.

Урок для 1 класса рекомендуется выстраивать с более частым переходом от станка на середину (одно - два движения у станка затем выход на середину зала для проучивания другого элемента, необходимого для экзерсиса у станка). Для смены ритма и настроения можно вставлять в урок танцевальные элементы (движения) из детского репертуара ансамбля, par terre гимнастику необходимо сделать в начале урока для подготовки мышц к выполнению особых (хореографических) нагрузок.

      В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и

освоенному материалу.

      Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).

Учащиеся должны знать:

                 - представление о классическом танце, его истоках;

                   - основные требования классического танца;

                   - название движений (французская терминология), их значение.                  

Владеть:  

                   - постановкой корпуса, рук, ног, головы;

                   - элементарной координацией движений.

                                     2 класс (второй год обучения)

Задачи 2 года обучения.

Закрепление элементов 1 года обучения. Дальнейшее развитие выворотности, силы, натянутости мышц, укрепление суставов за счет упражнений на полу (par terre гимнастика), постановка корпуса в положение epaulement, выработка хорошей устойчивости корпуса на середине зала в 1 и 2 выворотных позициях ног, четкая координация рук, головы, отработка правильного прыжка, необходимого для классического танца.

Экзерсис у станка: 

- demi plie по 2  позиции лицом к станку

- demi plie по 1, 2  позициям за одну руку

- releve на полупальцы по 1, 2,  позициям ног лицом к станку, за одну руку

- battement tendu из 1 позиции вперед, в сторону, назад лицом к станку

- battement tendu из 1 позиции в сторону за одну руку

- подготовка к rond de jambe par terre по 1/4 en dehors и en dedans лицом к станку

- подготовка к battment tendu jete лицом к станку

- наклоны корпуса в сторону, назад лицом к станку

- releve lent на 45° в сторону лицом к станку

- постановка корпуса по 5 позиции ног лицом к станку, за одну руку

Экзерсис на середине зала:

- постановка корпуса по 5 позиции ног

- 2 и 3 позиции рук,  alonjee

- из 1 позиции рук во 2 позицию

- из 2 позиции в подготовительную позицию

- preparation

- demi plie по 1 и 2 позициям ног

- releve на полупальцы по 1  позиции ног

- 1 port de bras

- позы классического танца: epaulement croisee, epaulement effacee (маленькие)

- танцевальный шаг с носка по 1 позиции

- танцевальный бег на полупальцах.

Allegro:

 - temps leve saute по 1 позиции

      В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и

освоенному материалу.

      Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).

Учащиеся должны знать:

                  -подготовительное движение рук –preparation;

                  -уровни подъема ног;

                  -понятие о вращательных движениях en dehors et en dedans;

                  - понятие epaulement;

                  - прыжки с двух ног на две;

Владеть:  

                  - координацией  движений рук, ног, головы;

Уметь:    

                  - исполнить preparation и закончить исполнение упражнения.

                                     3 класс (третий год обучения)

Задачи 3 года обучения.

Дальнейшее развитие силы стопы, бедра (проучивается подъем ноги на 45°, 90°) выработка aplombe на целой стопе, движения проучиваются не только в чистом виде, но и комбинируются с позами классического танца, с другими несложными элементами классического экзерсиса, начинается знакомство с разделом allegro.

Экзерсис у станка:

- demi plie по 5  позиции лицом к станку, за одну руку

- grand plie по 1, 2 позициям лицом к станку, за одну руку

- releve по 1, 2, 5 позициям за одну руку

- battement tendu из 1 позиции вперед, в сторону, назад за одну руку

- battement tendu с pur le pied в сторону

- battement tendu jete вперед, в сторону лицом к станку, за одну руку

- rond de jambe par terre en dehors и en dedans лицом к станку, за одну руку

- положение ноги sur le cou-de-pied спереди и сзади лицом к станку

- battement fondu носком в пол вперед, в сторону, назад лицом к станку

- releve lent на 45°, 90° вперед, в сторону

      - pas de bourree с переменой ног лицом к станку на целой стопе и на полупальцах

- pas balance

Экзерсис на середине зала:

- demi plie по 1, 2, 5 позициям ног

- releve на полупальцы по 1, 2, 5 позициям ног

- battement tendu из 1 позиции вперед, в сторону en face

- позы классического танца: еpaulement croisee, ерaulement effacee вперед и назад носком в пол из 5 позиции

- 2 port de bras

- шаг полонез

 Аllegro:

 - temps leve saute по 1, 2, 5 поз.

 - changement de pied

 - подготовка к echappe

     В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному

и освоенному материалу.

      Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).

Учащиеся должны знать:

     - правила исполнения основных движений классического танца;

     - понятие epaulement  croisee et efface;

     - рисунок положений рук в основных позах croisee et efface;

     - прыжки с двух ног на две;

Владеть:

     - навыками устойчивости в позах классического танца;

     - навыками закономерной координации движений рук и головы

                                     4 класс (четвертый год обучения)

Задачи 4 года обучения.

Дальнейшее развитие силы и натянутости ноги, особый акцент на развитие координации (соединение движений ног, рук и головы), продолжается изучение поз классического танца. К требованиям технического освоения движений классического танца прибавляется танцевальность, происходит усложнение комбинаций за счет port de bras, различных ритмических рисунков, развитие легкого и высокого прыжка (особенно толчка стопами).

Экзерсис у станка:

 - demi plie и grand plie по 5 позициям за одну руку, по 4 позиции - demi plie

- battement tendu из 5 позиции, battement tendu в сочетании с demi plie

      - battement tendu jete из 5 позиции, jete pique

- rond de jambe par terre en dehors и en dedans, rond de jamb par terre на demi plie (обводка)

 - battement fondu на 45°

       - battement frappes в пол

 - releve lent на 90° во все направления

 - позы классического танца у станка ерaulement croisee, еpaulement effacee (как окончание комбинации у станка)

- grand battement

- полуповороты на стопе en dehor и en dedans

Экзерсис на середине зала:

- grand plie по 1, 2 позициям

- battement tendu из 1 позиции назад, из 5 во всех направлениях

- подготовка к battement tendu jete

- подготовка к rond de jambe par terre по 1/4 en dehors и en dedans

 - 3 port de bras

 - позы классического танца: effacee, croisee, ecartee вперед и назад

 - шаг вальса с продвижением вперед

- pas de bourree с переменой ног

       Allegro:

 - temps leve saute

 - chanjement de pied

 - pas echappe из 5 позиции

 - glissade без перемены ног

        - sissonne simple  

     В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и

освоенному материалу.

     Во втором полугодии – переводной экзамен (зачет).

Учащиеся должны знать:

  - типы координации движений: однонаправленные и разнонаправленные;

  - уровни положений рук в больших и маленьких позах, позициях;

  - ракурсы исполнения движений;

Владеть:

   - устойчивостью в статике;

   - навыками точной координации движений;

   - профессиональным вниманием;

   - самоконтролем;

Уметь:

   - исполнять движения грамотно и музыкально.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

     Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения

программы учебного предмета «Классический танец», который

определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков,

таких, как:

- знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на

сцене;

- знание балетной терминологии;

- знание элементов и основных комбинаций классического танца;

- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы,

танцевальных комбинаций;

- знание средств создания образа в хореографии;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических

выразительных средств;

- умение исполнять на сцене классический танец, произведения

учебного хореографического репертуара;

- умение исполнять элементы и основные комбинации классического

танца;

- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,

сохранять рисунок танца;

- умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже

классического танца и разучивании хореографического произведения;

- умения выполнять комплексы специальных хореографических

упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых

физических качеств;

- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении

танцевальных движений;

- навыки музыкально-пластического интонирования;

- навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;

- навыки публичных выступлений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

     Оценка качества реализации программы "Классический танец"

включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и

итоговую аттестацию обучающихся.

     Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:

контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и

т.д.

     Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

     Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,

зачетов и экзаменов.

     Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде

просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках

промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие

учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на

учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных

занятий.

     Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся

определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,

«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

2. Критерии оценок

     Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,

которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить

приобретенные знания, умения и навыки.  

     По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене

выставляется оценка по пятибалльной шкале:

                            Критерии оценки качества исполнения

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно

осмысленное исполнение, отвечающее всем

требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом

плане, так и в художественном);

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством

недочетов, а именно: неграмотно и

невыразительно выполненное движение,

слабая техническая подготовка, неумение

анализировать свое исполнение, незнание

методики исполнения изученных движений и

т.д.;

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся

следствием нерегулярных занятий,

невыполнение программы учебного предмета;

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения.

     Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является

основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного

учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества

исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст

возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

     Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества

приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень

готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению

профессионального образования в области музыкального искусства.

     При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается

следующее:

• оценка годовой работы ученика;

• оценка на экзамене;

• другие выступления ученика в течение учебного года.

     Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий

учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса                   

     Методические рекомендации педагогическим работникам

     В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам

последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении

материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к

сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика:

интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,

уровень его подготовки.

     Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из

накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне

расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в

частности, учебного предмета «Классический танец».

     Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются

основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног,

рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса,

укрепления физической выносливости; освоение позиций рук,

элементарных навыков координации движений; развития музыкальности,

умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.

     С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории

возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах,

композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно

демонстрировать качественный показ того или иного движения,

использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры

видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших

образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного

искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В

развитии творческого воображения играют значительную роль посещение

балетных спектаклей, просмотр видео материалов.

     Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель

в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной

цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения

танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения

определять средства музыкальной выразительности в контексте

хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных

хореографических упражнений, способствующих развитию

профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и

преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и

разучивании хореографического произведения.

     Исполнительская техника является необходимым средством для

исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно

стимулировать работу ученика над совершенствованием его

исполнительской техники.

     Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой

отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох

и стилей. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать умение

слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся.

     Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение

во время занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль,

содержание.

     Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над

его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка,

техникой, - важнейшими средствами хореографической

выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении

всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.

     В работе над хореографическим произведением необходимо

прослеживать связь между художественной и технической сторонами

изучаемого произведения.

     Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее

развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят

непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в

целом, глубоко продуман план урока.

     В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащихся

календарно-тематический план, который утверждается заведующим

отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его

выполнении с приложением краткой характеристики работы данного

класса. При составлении календарно-тематического плана следует

учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки

обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те

движения, которые доступны по степени технической и образной

сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших

обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального

ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки

учеников.  

 VI. Список методической литературы

1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб:

«Планета музыки», 2010

2. Базарова Н.П. «Классический танец» - СПб: «Лань», «Планета

музыки», 2009

3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси» и

«Респекс»,1996

4. Блок Л.Д. «Классический танец» - М.: «Искусство», 1987

5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань»,

2007

6. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для

преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993

7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» -

Л.: «АРТ». 1992

8. Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах

- М., Искусство, 1989

9. Звездочкин В.А. «Классический танец» - СПб: «Планета музыки»,

2011

10. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических

дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011

11. Костровицкая В. С. «100 уроков классического танца» - Л.:

Искусство, 1981

12. Костровицкая В.С., А. Писарев «Школа классического танца» -

Л.: Искусство, 1986

13. Красовская В. М. История русского балета. — Л., 1978

14. Красовская В. М. Агриппина Яковлевна Ваганова. — Л.:

"Искусство", 1989

15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные

повести. — М.: "Аграф", 1999

16. Мессерер А. «Уроки классического танца» - М.: «Искусство»,1967 77

17. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у

палки по классическому танцу» / Методическое пособие для

преподавателей. Харьков, 2010

18. Тарасов Н. «Классический танец» - М.: Искусство, 1981

19. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского

исполнительства» - М.: Искусство,1987

20. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа» - СПб: «Лань»,

2009

21. Ярмолович Л. «Классический танец» - Л.: «Музыка», 1986