Игровые технологии на уроках хореографии

Чугунова Мария Николаевна

В методической разработке представлены игровые технологии на уроках хореографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_masha.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

на тему: «Игровые технологии на уроках хореографии»

Выполнила: Чугунова Мария Николаевна


Содержание

1. Аннотация.

2. Введение.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.


Аннотация

…о каком бы народе или эпохе не шла речь, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры. 

                                                                                      И. Хейзинга.

Родившийся малыш подобен семечку. Прорастет ли оно, увидим ли мы красивое, цветущее и плодоносящее растение? Разовьются ли в нем интеллектуальные и творческие способности? Детская хореография направлена на всестороннее развитие личности. Занятия танцами не только укрепляют здоровье, но и воспитывают трудолюбие, дисциплинируют, раскрепощают и раскрывают внутреннее «Я» ребенка.

Хореография для детей – это: 

-формирование творческих способностей и эстетического вкуса;

-музыкально-ролевые игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, развивают музыкальный слух, определяют ритмический рисунок, знакомят с основами танца;

-развитие воли, концентрации, внимания, восприятия, мышления, памяти;

-правильная осанка, красивая походка, лёгкость в движениях, гибкость и грациозность, эластичность связок и т.д.

У детей очень хорошо развито воображение. Игры позволяют им импровизировать, подражать - это способствует самовыражению в танце, ориентирует дальнейшее физическое духовное и эмоциональное развитие. 

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин изучали значение игры в становлении личности ребенка, в их работах игра рассматривается как творческая деятельность, следовательно она является, лучшим инструментом для педагога в обучении хореографии.

Главным условием успешной организации творческих игр является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это возможно только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с неподдельным интересом, осознает замыслы детей, их настроение.

Детские танцы напоминают путешествие в сказочную страну, где все уважают и понимают друг друга. Танцевальное искусство объединяет всех ребят в дружный, сплоченный коллектив, в котором каждый ребенок раскрыть свое внутренне «Я».


Введение

Движение – это одно из главных средств воспитания, которое жизненно необходимо в развитии ребенка. Игра – это универсальная возможность общения с детьми; ценное звено развития ребенка, инструмент воспитания внутреннего «Я». Она гарантирует эмоциональное удовлетворение, формирует физическое и духовное развитие, раскрывает детскую активность, самостоятельность, воображение, наполняет занятия сказочностью и волшебством, и ни в какой другой деятельности ребенок так не заинтересован и раскрепощен как в игре.

Данная методическая разработка рассчитана для занятий хореографией с детьми в возрасте 5-6 лет.

Актуальность данной методической разработки заключается в исследовании и мониторинге детской игровой деятельности на занятиях хореографией и ее использование на практике.

На занятиях дети танцуют под музыку, которая содержит различные образы, что благотворно влияет на развитие фантазии и воображения. Музыкально-ролевые игры позволяют детям представить себя персонажами сказочных миров как самих детей, так и педагога. Данный подход в обучении позволяет детям самовыражаться в движении, развиваясь эмоционально и духовно. Б

Освоив базовый уровень хореографии дети во время игры чувствуют себя уверенней в коллективе. Они плодотворно взаимодействуют друг с другом и получают удовольствие от совместного творчества, в ходе этого взаимодействия укрепляются межличностные связи, формируется их способность к коммуникации. 

Цель методической разработки: всестороннее развитие творческой личности ребенка на занятиях хореографией с применением игровых технологий.

Задачи методической разработки: 

-формирование знаний в области хореографического искусства; 

-развитие творческих способностей детей на занятиях хореографией; 

- использование игровых технологий на занятиях хореографией; 

-развитие нравственно- эстетических, духовных и физических качеств у детей младшего школьного возраста.

Игровые приемы используются в обучении детей различным предметам, в этом смысле занятия с детьми хореографией не являются исключением. Интегрируя богатый мир игр с обучением, мы приобретаем возможность сделать интересным запоминание любых бесполезных с точки зрения ребенка движений, комбинаций, учебных заданий. Организуя в игровой форме, их работу, мы формируем у детей желание овладеть предлагаемым учебным материалом без усилия с их стороны, принося радость и удовлетворения от их взаимодействия с игрой.


Основная часть

Занятие хореографией для детей – это не просто красиво и полезно, но ещё и сложно. Танцевальное искусство требуют трудолюбия, усердия и упорства, что иногда влечет за собой ряд трудностей. Музыкально-ролевые игры формируют у детей музыкальность и пластичность выразительности. Они предлагают определенный образ и передают в движении богатый мир чувств.

Детям дошкольного возраста свойственно фантазировать, они смело могут менять правила игры, тем самым усложняя ее содержание. Необходимо поддерживать такой творческий подход. Но при этом не забывать, что задача педагога умело создавать такие условия игры , при которых сохранялось бы ее основная цель- трансформировать обучение с применением игровых технологий в увлекательное для ребенка занятие. В организации таких занятий необходимо чувство меры, ведь детям свойственны азарт и увлеченность, которые могут нанести ущерб занятиям. В этот момент открывается роль педагога, который хоть и не принимает участие в игре, но очень внимательно наблюдает за ее участниками, корректирует их исполнение, поведение, дает оценки. Не следует, однако в одно занятие вводить сразу много игр. Окончание занятие должно быть ярким, запоминающимся и, конечно, содержать анализ. 

Выбор игровых форм для занятий по хореографии зависит от возраста и физического развития детей. Для детей дошкольного возраста подходят детские подвижные игры. Их необходимо сопровождать считалками, песнями. Подвижные русские - народные игры лаконичны, выразительны, поэтому если педагог включает их в занятие, то оно становится ярче.

Необходимо определить игровые формы и приемы, которые необходимо использовать на занятии хореографией. 

Начать хотелось бы с игрушки. Игра и игрушка в жизни детей неотделимы друг от друга. Она для ребенка понятна, он воспринимает ее как друга, она делает его радостным и счастливым. Поэтому необходимо использовать ее на занятиях хореографией. Игрушка должна быть не только красивая и интересная детям, но безопасная. Это главное условие для ее применения. Она не должна быть большой, так как это будем мешать ребенку с ней двигаться. Куклы, мишки, мячи, зонтики, лошадки- это самые доступные и приемлемые игрушки в танце. Они сделают более наполненным заданное педагогом движение, помогут ребенку точнее передать образ. . 

Игры - превращения, где дети перевоплощаются в животных, птиц и т.д. Они развивают способности овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять .

Необходимо отментить игровой стретчинг, комплекс, который только начинают использовать в занятиях по хореографии. Стретчинг можно отнести к длительным творческим проектам, т.е. играм в которые дети могут играть долгое время. 

Фантазийная игра «Сон». Сюжеты должны быть разнообразными. Необходимо помнить, что они должны быть понятны детям, и в них было не более двух перемен действий, иначе все усилия уйдут на то чтобы не забыть, что делать дальше. Одна из девочек (или мальчиков) пробежится и потанцует «на полянке» («полянку» можно оформить искусственными цветами, главное чтобы они были безопасными для детей) Затем она (он) присядет на стульчик и заснет, а ее (его) окружат все звери, птицы насекомые и будут танцевать – каждый по - своему. Затем девочка (мальчик) просыпается, от удивления хватается за голову, радуется и, становясь в круг вместе со всеми участвующими в игре детьми, кружится вокруг «пенька» (стульчика), на котором она сидела. Можно придумать свой ход сюжета. Определив все представление, можно предложить детям показать результат коллективного труда родителям, это будет для них источником гордости. 

Таким образом, можно обыгрывать и другие образы, опираясь на взаимодействие одного центрального персонажа и нескольких подобных друг другу, которые, однако, не будут идентичными, позволяя детям «искать себя», как например, в многообразии животных, птиц и т.д. Для экономии времени можно половине детей побыть в центральной роли одной игры, а другой половине – в центральной роли в другой. Иначе вместо всеобщей радости можно получить массу обид, а наиболее стеснительные- почувствуют себя забытыми и забитыми. О последних надо помнить особо и выбирать их на эти роли, даже если они не напрашиваются, так как они хотят этого не меньше, но им нередко трудно попросить, или перекричать остальных. Самим детям в таких условиях взаимодействовать гораздо труднее. На это необходимо обратить особое внимание.

Сюжеты с центральным персонажем и его окружением разнообразны. Например:

«Цветы весной», распускающиеся, когда солнце просыпается. Оно может их обогревать, ласково погладив по голове каждого по очереди. 

«Спящий кот». Спящий кот позволяет мышкам подкрадываться, а затем пытается схватить одну из них. Мышки крадутся и пританцовывают.

«Снежинки и снеговик», «Воспитательница и озорные детки», ,«Дождик и дети с зонтиками», «Белоснежка и гномики»,и т.д. Можно придумать много аналогичных сюжетов. Выбирать сюжет необходимо ориентируясь на возраст, пол, настроение и интересы собравшихся детей. 

Любую игру надо проиграть несколько раз, не только позволяя детям по очереди становиться центральным персонажем, но и стимулируя менять образы «окружения». То есть побыть и кузнечиком, и бабочкой. И нарциссом, и розой.

Длительная игра, как наиболее высокая ступень развития детской игры характерна скорее для детей старшего возраста. Но при этом любая игра в наших руках. Изменим правила, и она станет сложнее или легче.

Необходимо отметить, что игровые технологии представляют бескрайние возможности для их использования их на занятиях хореографией. Игра на занятиях по хореографии становит неотъемлемой частью в формировании и развитии творческой личности ребенка.

Интегрирование игры и танца дает детям дополнительный стимул, интерес к танцу и вообще к творческому самовыражению. Скучные упражнения после игры, как на занятии, так и вне него, приобретает совсем другой, более богатый смысл. Занимаясь хореографией играя, дети раскрываются, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что благотворно влияет на будущую результативность.

Примерные конспекты занятия по хореографии с использованием игровых технологий.

1. Занятие на формирование правильной осанки (1 вариант).

Цель занятия: сформировать правильную осанку и умение воплощать музыкально–двигательный образ.

Задачи: 

-формировать навыки самовыражения, используя двигательный образ; 

-развивать пластичность, выразительность, легкость. 

-воспитывать умение эмоционального самовыражения, непринужденности и творчества в движениях, художественно – эстетический вкус. 

Оборудование: ноутбук.

Декорации: деревья, цветы, трава, на заднем плане нарисован лес. 

Наглядное пособие для игры: цветы на картинке (ромашка, колокольчик) или искусственные цветы. 

Ход занятия:

Дети входят в зал. Построение. Поклон.

Педагог: Ребята сегодня необычный день – на нашей сказочной, лесной полянке расцвел цветик – семицветик. Он приготовил вам сюрприз, но для этого нужно выполнить семь его желаний. Вы хотите получить сюрприз? (дети отвечают) 

Педагог: Тогда я отрываю первый его лепесток и читаю первое желание. 

Разминка 

Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: шеи, туловища, ног, рук. 

Упражнения для шеи, плеч и туловища. 

Исходное положение: стоя, ноги врозь, руки на поясе. 

16 тактовов – наклоны головы к правому и левому плечу; 

8 тактовов – повороты головы направо, налево;

8 тактовов – наклоны головы вперед, прямо;

8 тактовов – поднимаем плечи вверх, опускаем вниз; 

8 тактовов – поочередное поднимание плеч;

8 тактовов – наклоны туловища вправо, влево;

8 тактовов – наклоны туловища вправо, влево с рукой;

4 тактовов – наклон вперед, потянуться;

4такта– вернуться в и.п. 

Упражнения для ног «Рожки и копытца». 

Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. 

8 тактовов- вступление (дети готовятся) 

20 тактовов – подъем на полупальцы (растем к солнышку); 

4 такта– поочередное поднимание пятки (педали);

10 тактовов – выставление ноги на пятку;

8 тактовов – пяточка - носочек;

4 такта –маленькое приседание 

Упражнения для рук «Волшебные ленты» 

Исходное положение: ноги врозь, руки опущены вниз, расслаблены. 

Педагог: Представьте, что ваши руки – это волшебные ленты. Дует легкий ветерок и колышет наши волшебные ленты.Плавные движения руками вверх, вниз, вместе, поочередно и т.д. Итак, первое задание мы успешно выполнили. Отрываем второй лепесток.

Упражнения на укрепление осанки 

Педагог:

У меня спина прямая: раз, два, три, четыре,

Я наклонов не боюсь: раз, два, три, четыре,

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

Поворачиваюсь.

раз, два, три, четыре,

три, четыре, раз, два.

Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу,

Никуда я не спешу. 

раз, два, три, четыре,

три, четыре, раз, два.

Я могу и поклониться,

И присесть и покружиться,

Повернусь туда-сюда!

Ох, прямешенька спина!

раз, два, три, четыре,

три, четыре, раз, два.

Педагог: Отрываем третий лепесток (выполнить упражнения по кругу). Дети давайте сделаем круг (Построение в круг)

Танцевальный шаг с носка, шаг на высоких полупальцах (растем к солнышку), шаг с высоким подниманием колена (цапля), подскоки. 

Педагог: Отрываем четвертый лепесток (упражнения, сидя и лежа на полу)

Пластика животных. Имитационно – образные упражнения на укрепление осанки: в положении сидя и лежа. 

Упражнение « бабочка». 

И.п: сед по-турецки. 

Раз-два – плавно поднять руки вверх (вдох). 

Три-четыре – опустить руки вниз (выдох) ноги машут, как крылья. 

Сидя на четырех точках: упражнение «кошечка» (добрая и злая)

Упражнение лежа: «лягушка», «ласточка». 

Педагог: Встали на ноги и попрыгали как мячики. 

Педагог: ребята устали нужно отдохнуть и расслабить свои мышцы. Релаксация: «на лугу» 

Педагог: дети представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу: ромашки, васильки, колокольчики, незабудки. Хотите быть красивым цветком на лугу? Тогда давайте ляжем на коврик, расслабимся и представим себя каким-нибудь красивым цветком. 

Педагог: Отрываем пятый лепесток (фантазия) А теперь давайте перенесемся в далекую сказочную страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Давайте выберем какой-нибудь один цветок, например Розу. Попробуем изобразить, что с ней происходит.

Вначале еще нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждет, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. 

Он тянется все выше и выше – и вот уже перед нами огромный розовый бутон. И, наконец – о, чудо! – бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир. Не забывайте это не просто цветок, а прекрасная роза. Давайте попробуем уложить руки, словно лепестки. Оживите свой цветок. 

Как ласково пригревает солнышко, как прохладно веет ветерок! Я – самая прекрасная Роза на земле, мне так радостно стоять и любоваться собой и всем вокруг! 

-Ах, как хочется пить! Я изнываю от жажды, мои лепестки могут засохнуть.…Наконец-то пошел дождь! Ах, как хорошо! 

Но наступила ночь, Роза прикрылась своими лепестками, словно одеяльцем, и уснула.

Педагог: Отрываем шестой лепесток (игра)

Креативная (творческая) игра: «Какой цветок растёт на клумбе?»

Дети делятся на две команды. Это будет две клумбы. Каждой команде дать задание. Первой -показать картинку, на которой нарисована ромашка, а второй- колокольчик. Дети должны образно изобразить эти цветы, а противоположная команда, отгадать какой цветок растёт на клумбе. Отрываем седьмой лепесток (пожелания) 

Педагог: Ребята, что бы вы хотели пожелать друг другу? (дети желают друг другу добра, дружбы и т.п.).Ну, вот все желания цветика-семицветика мы выполнили, а теперь он дарит вам цветок со своей сказочной полянки (дети выбирают себе понравившийся цветок, изготовленный из карамели, путем связывания). Дети выходят из зала.

Примерные сценарии игр, применяемых на занятиях хореографией

Осень

Ветер по лесу летал

(дети плавно машут кистями рук)

Ветер листики считал:

(поочередно загибают пальцы)

Вот дубовый, 

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

(машут кистями рук, как бы сбрасывают листву)

Ветер и листья

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит.

(имитировать движения кисти, будто что-то красишь)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

(потереть ладошку о ладошку).

Он повсюду их разносит,

Поиграет, снова бросит

(руки вытянуть перед собой, развести в стороны, соединить, встряхнуть).

Тшш- тшш, тшш-тшш

(опять потереть ладошки).

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит

(поднять руки и покружиться).

Шур-шур-шур, шур-шур-шур

(потереть ладошки).

Соберет в большую кучу

(руками нарисовать кучу),

Убежит и сядет в тучу

(слегка присесть)

Тшш- тшш, тшш-тшш

Веселый оркестр

Кот играет на баяне,

Зайка наш на барабане.

Ну а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть!

(Имитация игры на разных музыкальных инструментах).

Зимние забавы

Мы на лыжах идем,

Мы взбираемся на холм.

(Дети идут друг за другом, имитируя ходьбу на лыжах).

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

(Машут руками, словно работают лыжными палками)

Вдруг поднялся сильный ветер,

(Подняли руки вверх)

Он деревья кружит, вертит,

(Вращение туловищем вправо, влево)

И среди ветвей шумит,

Снег летит, летит, летит.

(Руки вытянуты вперед, плавно опускаются)

По опушке зайчик скачет,

Словно белый мягкий мячик.

(Прыжки по кругу)

Раз – прыжок и два – прыжок-

(Прыжок в круг, прыжок из круга)

Вот и скрылся наш дружок.

(Присели)

Хоть приятно здесь кататься,

Надо в садик возвращаться.

(Ходьба)

1-16 такты - на начало 9 такта не разъединяя рук, то есть поворотом друг к другу. Дети меняют направление движения и на 16 такт разъединяют руки поворачиваясь лицом друг к другу и исполняют тройной притоп. 

Вторая часть танца.

1 такт - два сквозных хлопка.

2 такт - исполняя тройной притоп дети отворачиваются друг от друга. Направление в сторону становится лицом, голова делает отрицание движения не хочу, руки на талии.

3 такт - два сквозных хлопка, тройным притопом поворачиваются лицом друг к другу, голова кивает «да хочу». С тобой танцевать и соединяют руки.

4-8 такты - подскоками танцуют в кружочке в право, на 8 такт тройной притоп, остановка, руки не разъединяются.

9-16 - такты повторить 5-8 такт, но движение подскоками в лево и на 16 такт тройным притопом занять исходное место.

«Дружные тройки».

В начале и в конце звучат три аккорда.

Петух.

Одновременно поднимая правую ногу поднимает правую руку. Затем с левой . поднимает правую ногу и одновременно две руки, затем с левой.

Потом, ставя ногу на каблук, отряхивается.

Игровое упражнение на внимание.

Построить детей в колоны.

1-2 такты - четыре подскока на месте исполняет первая колона.

3-4 такты - два прыжка и тройной притоп исполняет вторая колона.

5-6 такты - тройной притоп два прыжка третья колона исполняет.

7-8 такты - четыре хлопка все вместе.

Можно менять нумерацию колон и менять задания. 

Это упражнение развивает реакцию ребёнка.

Ира «Мячики».

Построить детей в три колоны. Ноги в первой свободной позиции, руки на поясе.

1-4 - исполняют прыжки на месте дети первой колоны (8 прыжков).

5-8 - такты исполняет вторая колона.

9-12 - такты исполняет третья колона.

13-15 такты - все дети стоящие последними в колонах обходят свою колону с право, двигаясь подскоками вперёд.

16 такт - с правой ноги делают шаг вперёд на место предыдущего и закончив в маленькое плие.

Игра продолжается дальше.

Игра помогает проучить подскоки, прыжки, ходьбу с носка, слушать музыку, ребёнок приучается принимать самостоятельно решение.

Игра «Ведущие вперед».

Поставить детей в две колоны. Научить детей образовывать цепочки, бегать, маршировать.

Первая часть игры. Музыка маршеобразная.

Дети, стоящие в колоне последними проходят в нутрии и становятся первыми. Проследить, чтобы дети занимали всю музыкальную фразу.

Вторая часть игры.

Музыка подвижная, удобная для лёгкого бега.

Все образуют две цепочки. Если цепочка будет двигаться влево, то удобнее взяться правыми руками впереди. И ведущие заполняя всю музыкальную фразу, увлекают за собой всех детей. Бегут на своё первоначальное место, а затем по музыкальной фразе.


Заключение

    В дошкольном возрасте дети интенсивно растут и развиваются. Возникает острая потребность в движении. И если эти движения преподносятся им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.

Движение и игра – важнейшие звенья в жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий вид деятельности.

Подражание является самым доступным способом восприятия любой двигательной деятельности, дети получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, грация. Имитационные сюжетно-образные движения оказывают большое влияние на развитие и обучение детей. С подражания формируется познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений. 

Формирование творческой личности одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Развитие танцевального творчества – это одна из главных задач детского объединения. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. 

Катализатором формирования воображения является музыка, она направляет творческую активность. Приобретенные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Музыкальное сопровождение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать воображение, направить её, побудить развитию творческого потенциала.

Огромный интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является главной формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. 

Дети, играя, развиваются гораздо легче, осваивая и выполняя задания с удовольствием. 

Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Таким образом, с первых занятий ребенка в хореографическом коллективе, необходимо формировать его эмоциональную выразительность, а также музыкальность, что в свою очередь способствует успешному развитию личности, а сам процесс занятий приносит детям истинное наслаждение и способность к творческому самовыражению.


Список использованной литературы

1. Авторская система пластики “Школа гармоничной Пластики и Танца”. Составитель Т.С. Преображенская-Николаенко. Журнал “Танец” (№ 1/1997), журнал “Натали” (№№2, 4, 6, 9, 12/1997).

2. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. 

3. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. 

4. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003

5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961. 

6. Музыкальное движение. С. Руднева, Э. Фиш. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб, 2000.

7. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать».- М.: Музыка, 1961. – 

8. Работа актера над собой. К.С. Станиславский. Собр. соч., т.2, М., 1989.

9. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997.