Методическая разработка: «От идеи к воплощению». Развитие через творчество.

Постановка танца «Синий платочек». Интегрированное занятие с использованием  презентации, видео фрагментов ИКТ в занятиях постановки танцевального номера «Синий платочек» для танцевальных коллективов. Песня «Синий платочек». Авторы песни: Е. Петербургский и Я. Галицкий. Возраст детей: 7-11 лет Видео и фото презентация к постановке танца. На примере постановки танца «Синий платочек».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_idei_k_voploshcheniyu._otred.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

«От идеи к воплощению». Развитие через творчество.

Тема занятия: Постановка танца «Синий платочек». Интегрированное занятие с использованием  презентации, видео фрагментов ИКТ в занятиях постановки танцевального номера «Синий платочек» для танцевальных коллективов. Песня «Синий платочек». Авторы песни: Е. Петербургский и
Я. Галицкий.

Возраст детей: 7-11 лет

Видео и фото презентация к постановке танца. На примере постановки танца «Синий платочек».

Пояснительная записка

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте, подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.

   Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»

   Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.

Актуальность. Изучив и проанализировав программу по хореографии «Танец» Москва «Просвещение» 1978 год и программы для школ искусств 1988 год, выяснилось, что в них отсутствует «многогранность» современного хореографического искусства, нет синтеза искусств. Именно того на что сегодня обращает внимание современное дополнительное образование. Следовательно, возникла необходимость разработать программу, которая объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово.

     Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.

повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

Учитывая требования современного дополнительного образования, была составлена  образовательная программа танцевальной студии «DRIVE-DANCE». Данная  программа имеет художественную направленность.

Цели и задачи  

Формирование интереса к хореографическому искусству; развитие творческих способностей посредством танца.

Обучающие

•        пробуждать интерес к танцевальному движению

•        формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;

•        формировать умение выполнения движений

•        дать основы элементов танца.

       История танца и костюма (на примере конкретной постановки ).

      История создания песни.

      Раскрытие темы: Искусство во времена ВОВ (танец военной тематики).

      Мода 40-х годов

Развивающие

•        развивать  гибкость, пластичность, выразительность, точность движений;

•        развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

•        прививать ребенку чувство любви к своему телу;

•        формирование навыков грациозности, изящества движений;

•        способствовать оптимизации роста и  развития опорно-двигательного аппарата;

•        формировать правильную осанку;

•        развивать музыкальный вкус и кругозора

•        содействовать развитию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой, нервной систем организма.

    Развитие интереса к другим направлениям искусства (музыка, ИЗО, история танца, костюма)

  Интерес к рассуждению и обсуждению на заданную тему ( какой образ мне представляется после прослушивания музыки, какой сюжет может быть рассказан путем пластики танца под данную мелодию).

Воспитательные

•        воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества;

•        эмоционально раскрепостить ребенка;

•        учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.

Ожидаемый результат:

Насыщенность достаточной информацией, для создания полного образа в танцевальной постановке. Понимание характера и стиля танцевального номера. Выразительное исполнение.

                        Предлагаемые методы.

  1. Прослушивание песни.
  2. История создания песни.
  3. Определение характера песни.
  4. Определение танцевального стиля.
  5.  Истории танца. Тема «Вальс».
  6.  Разучивание основных элементов вальса.
  7. Сюжет танца.
  8. Раскрытие военной темы.
  9. «Искусство во времена ВОВ».
  10.  Постановка танца.
  11.  Создание сценического костюма. Мода 40-х годов.

Идея и замысел: через многогранную содержательность помочь ученикам лучше передавать образ, сюжет на сцене. Быть развитыми не только в искусстве танца, но и смело и подковано рассуждать на разные темы: музыки, истории, не бояться рассказывать о своих ассоциациях, эмоциях и переживаниях.

Оборудование: ПК компьютер   с программным обеспечением (графический редактор Paint), проектор. МЦ (музыкальный центр (аудио)).

Ход занятия.

  1. Детям предлагается прослушивание песни, под которую планируется постановка танца.

Слайд № 3-7

  1.  Педагог рассказывает ученикам о истории создании песни, об авторах и исполнителях этой песни.

История создания песни «Синий платочек».

Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды. А чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесемся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые прозвучала ее незатейливая мелодия.

Именно тогда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Они выступали с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах.

Весной 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Я. М. Галицкий. Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» спел его солист Станислав Ляндау. Вряд ли подозревал тогда Яков Маркович Галицкий (1891—1963) — автор многих пьес, с успехом шедших в те годы на сценах столичных театров, что не им, а именно этому скромному его поэтическому опыту предстоит долгая жизнь. Песню включили в свой репертуар многие известные певицы и певцы: Л. Русланова, И. Юрьева, В. Козин.

Вадим Козин

На пластинку в довоенные годы «Синий платочек» записан был только однажды. На этикетке пластинки, выпущенной Ленинградской фабрикой, указаны авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбургский, исполнительница — популярная в те годы певица Е. Юровская и ее аккомпаниатор — пианист Б. Мандрус.

Но все-таки самую широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения, тот фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко.

С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрел как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет.

Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” — 9 апреля 1942 года. Их автор — лит.сотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов.

Слайд 8.

  1. Определение характера и направленность данной мелодии. Ученикам предлагается высказать свое восприятие от прослушивания.
  2. Определяем танцевальный стиль. Дети высказывают свои мнения: мелодия лирическая, музыка вальсовая. Танцевальный стиль: Вальс.

Слайд 9.

  1. Истории танца. Тема «Вальс».

Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах.

Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце «матеник» и его разновидности «фуриантэ», исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце «вольт» («лавольта») и, наконец, в австрийском «лендлере», самом близком к вальсу из его предшественников.

Родиной Вальса по праву считают Германию и Австрию.

В XIX и начале XX веков существовало несколько различных форм вальса, включая некоторые с размером 2/4, 6/8 и 5/4.

Вальс — одно из искусств выразительных движений в ритме 3/4.

Разновидности вальса:

Быстрые формы вальса называют Венский вальс

Вальс международного стандарта — танцуется только в закрытых позициях

Можно танцевать и в открытых позициях, так танцевали в Италии в конце XVIII века

Фигурные вальсы.

Слайд 10.

  1. Разучивание основных элементов вальса. (Практика).
  2. После освоения основных элементов (шагов) Вальса. Переходим к обсуждению сюжета: что мы хотим «рассказать» в этом танце. Какую историю пережить и донести до зрителя смысл и содержание танцевального номера.

Слайд 11.

  1. Поскольку танцевальный номер «Синенький платочек» имеет военную тематику. Мы начинаем с обсуждения времен ВОВ. О тяжелых годах войны, о потерях, о вере, надежде и  любви, встречах, ожиданиях.

Слайд 12.

  1.  «Искусство во времена ВОВ».

Не смотря на то, что шла война, люди не прекращали даже в те нелегкие времена заниматься творчеством, искусством. Было написано много песен, снято огромное количество фильмов, художниками написано множество картин. Все это говорит, о том, что искусство было, есть и всегда будет вне зависимости от положения, обстоятельств и событий. И это очень важная тема, которая детям очень интересна, важна и необходима.

Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства.

С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971), простой боец, заводила и балагур.

В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Талантливым писателем был Борис Николаевич Полевой (1908–1981). В 1946 г. им была создана «Повесть о настоящем человеке», в основу которой были положены реальные события: подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева. О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал Э. Г. Казакевич («Двое в степи» 1948 г., «Весна на Одере» 1949 г.). Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе «Журбины» (1952 г.) В. А. Кочетов.

Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Фронтовыми артистами были: Лидия Русланова, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко. В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде. Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней "Священная война" стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.

Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Художник А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1942 г.) показал небывалую отвагу и стойкость моряков защитников города-героя. Им же были написаны картины «Сбитый фашистский ас», «Авиационный десант на Днепре» и другие.

На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г. В начале 1942 года вышел на экраны большой документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (режиссеры Л. Варламова и И. Копалин, дикторский текст П. Павленко, текст песни А. Суркова, композитор Б. Мокроусов). Фильм рассказывал о наступательной операции советских войск под Москвой в декабре 1941 - январе 1942 года, сыгравшей огромную роль в ходе всей мировой войны. В годы войны кинематограф, в ряду других искусств, выполнял роль политического борца и агитатора, поднимавшего людей на защиту отечества.

  1.  Постановка танца. Раскрытие сюжета, обсуждение в ходе постановки.

Слайд 13, 14, 15

  1.  Создание образа. Сценический костюм.
  1. Создание образа (танцевального костюма). Когда мы обсуждали в чем мы будем танцевать, девочки задавали вопрос: почему именно такие платья, такой расцветки? Длины? Почему мы будем танцевать в носочках. Почему прическа именно такая? На все эти вопросы даем ответ, рассказав о моде 40-х годов.

Показ фото-слайдов. С комментариями: В этот период советские модницы шагали наравне с европейскими модами и носили подкладные плечи, сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено, блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами, высокие шляпы в тирольско-боварском стиле, а в подражании стилю испанскому и латиноамериканскому – безумно популярные платья и блузки в горошек, береты и тюрбаны.

Прически 40-х годов: Самыми распространенными прическами военных лет у советских женщин были – валик надо лбом и пучок сзади, часто покрытый сеткой, или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы, а также, так называемые, бараночки из кос и корзиночка – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой. (показ фото-слайдов).

После того, когда завершились поставка с созданием танцевального костюма. От школьных концертов до конкурсов (районных, городских и т.д.).

Слайд 16,17,18,19.

 Видео с выступлений удачно завершают любую презентацию, по поэтапности создания танцевальных постановок. От идеи к воплощению.

Список использованной литературы:

        А.Климов. Основы русского народного танца. Москва. 1994.

        А.Я.Ваганова. Основы классического танца. СПб. 2003.

        Балет. Уроки: Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе./Перю с англ. С.Ю.Бардиной. М., 2003.

        Секрет танца./Составитель Т.К.Васильева. СПб, 1997.

        Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.

        Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.

        Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.

        Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.

        Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.

        Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.

        Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.

        Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.

        Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература:

        Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.

        Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

        Игры в школе. - М.: ACT, 2000.

        Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.

         Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.

         Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002.

        Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - Санкт-Петербург, 2003.

         Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.

Список используемых материалов .

  1. www.wikipedia.ru
  2.  www.1001material.ru
  3. www.youtube.ru