Открытый урок по джаз-модерну

Арефьева Татьяна Викторовна

План -конспект УМК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

 им. Зеленова Е.М.  п.г.т. Новосемейкино Красноярского района

Самарской области

Структурное подразделение дополнительного образования детей

Центр детского творчества

446379, Россия, Самарская область, ул. Мира, 8В, п.г.т. Новосемейкино

Тел.+7 846 225-89-84

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПЕДАГОГОВ

«ОТКРЫТЫЙ УРОК»

Направление: Хореографическое  искусство

Номинация: конспект занятия c краткой пояснительной запиской и УМК, реализуемого с элементами дистанционной формы

"Модерн-джаз танец"

Разработчик:

Арефьева Т.В.

 педагог дополнительного образования

п.г.т. Новосемейкино

2021 год

Введение

Введение.

Модерн-джаз танец – это своеобразный пласт в искусстве танца, непохожий на другие виды направлений танцевального искусства. Он обладает своей неповторимой спецификой, изяществом и энергетикой.

Модерн-джаз танец органически соединяет в себе движения, характерные для других танцевальных систем. Именно эта «всеядность» позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движений, характерный для модерн-джаз танца.

Актуальность. Актуальность темы обусловлена тем, что все больше и больше людей хотят заниматься современным танцем. Модерн-джаз танец- динамично развивающаяся система, органично соединяющая технику джазового танца, танца-модерн и классического балета. Занятия хореографией способствуют формированию физических, хореографических и музыкальных данных, устойчивой мотивации учащихся к познанию себя, воспринимать окружающую действительность, свободно использовать свои знания, умения и навыки не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Данная разработка занятий предназначена для педагогов художественной направленности и преподавателей по хореографии и представляет собой цикл занятий, одно из которых представлено в данной работе.

Направлена работа на физическое и эмоциональное воспитание детей средствами хореографии, на формирование творческого потенциала и личностное развитие ребенка на примере джаз-модерн танца.

Возраст учащихся: 9-10 лет.

Данное занятие базируется на принципах учета индивидуальных особенностей учащихся, интереса, коллективизма, приобретении знаний, умений и навыков, а также повышения исполнительского мастерства.

В этом возрасте координация движений уже более устойчивая, и учащимся становится доступно выполнять куда более разнообразные и сложные упражнения, на равновесие в частности. Комбинации усложняются, нагрузка увеличивается. Учащиеся уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели.

В уроке Модерн-джаз танца нет определенной последовательности упражнений, как в классическом танце, но есть свой определенный стиль. Основные разделы урока модерн-джаз танца: разогрев, изоляция и координация, партер, adagio, передвижение (cross): шаги, прыжки, вращения, комбинация. Последовательность изучаемых движений неслучайна - от простого к сложному, учитывается полезность движений, возможность сочетания одних с другими, равномерное распределение нагрузки на все группы мышц тела.

Количество: 15 человек

Форма работы: коллективная, в парах.

Цель: составить представление об одном из направлений современной хореографии - джаз-модерне. 

Задачи:

Воспитательные

1.  Воспитывать и стимулировать средствами хореографии физическое, музыкально-ритмическое, эстетическое развитие детей.

2. Воспитывать в учащихся творческие способности.

3. Воспитывать чувство ответственности и дисциплину.

Обучающие:

  1. Дать представление о джаз-танце.
  2. Ознакомить учащихся с биографией выдающихся хореографов хореографического искусства джаз-модерна.

     3. Научить детей необходимым теоретическим и практическим умениям и навыкам в области джазового танца.

    4. Научить импровизировать в танце на заданную тему.

    5. Сформировать знания, умения и навыки, полученные на уроках модерн-джаз танца.

Развивающие

1. Развивать навыки коллективной, самостоятельной работы и умение работать в парах.

2. Развивать навыки выразительности и творческие способности учащихся.

3. Развивать грамотно связанную речь, продолжить работу по обогащению словарного запаса.

4. Развивать правильную осанку, которая является решающим условием здорового позвоночника

Тип занятия: Освоение новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Ожидаемый результат:

·        совершенствование технику исполнения экзерсиса на середине;

·        совершенствование техники выполнения комбинаций;

·        развитие координации, гибкости, пластики;

·        активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.

Тип занятия: Освоение новых знаний и техники танца.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование и материалы: магнитофон, компьютер, аудио записи песен, фотографии, плакаты, открытки, книги, презентация.

Ход занятия:

Вводная часть: (2 минуты)

Дети рассаживаются в хореографическом классе. Проводится вводная беседа. Знакомство с темой занятия. На стенах висят плакаты, иллюстрации выдающихся представителей, основоположников модерн-джаз танца.

Основная часть: 38 минут

Состоит из теоретической (13 минут) и практической (25 минут) частей.

  1. Теоретическая часть. Показ презентации. История формирования и развития джаз-модерна. Основоположники.

Слайд 1 Титульный лист. Джаз- модерн- яркость, эмоциональность и свободная легкость джаза дополняли глубокую философию модерна. Модерн-джаз танец- динамично развивающаяся система, органично соединяющая технику джазового танца, танца-модерн и классического балета

Слайд 2. Главная цель открытого занятия.

Слайд 3. Структура занятия.  

Слайды 4,5 Модерн - как стиль в искусстве, архитектуре и живописи.

Слайды 6, 7, 8. Танец на сцене. Артисты.  Джаз-модерн — это танец, удивительным образом сочетающий в себе элементы джазовой хореографии, стилистику направления модерн и технику классического танца. Это направление очень экспрессивно, позволяет при помощи движений выразить сложные эмоции.

Джаз-модерн отличают динамичные и свободные движения корпуса, грациозные вращения и прыжки. Это танец энергии, жизни, постоянного движения.

Джаз-танец развился из фольклорных танцев американцев африканского происхождения. Еще в 18 веке «черное» искусство было признано равным «белому». В связи с этим начинается активное развитие афроамериканского танца, обогащение его элементами из других направлений.

Джазовый танец сложился к 20 веку и стал довольно распространен. Он был лишен академичной холодности классического танца, в нем отсутствовала идейная тенденциозность модерна. Джазовый танец отличался легкостью и беззаботностью. Частично он заимствовал некоторые движения из бытового танца.

Джазовый танец нравился публике энергичностью, эмоциональностью. Его часто использовали в различных спектаклях, мюзиклах, кинофильмах.

В свою очередь модерн, как танцевальное направление, возникло, как и джаз-танец, возникло в начале 20 века. Однако в отличие от него, в основе модерна лежала определенная философия исполнителя. При помощи движений артист старался показать свое мироощущение. В какой-то мере, модерн — это протест строгой академичности балетного искусства.

Слайд 9-13. История джаз-танца в личностях. Основоположники. Айседора Дункан. Американская танцовщица-новатор, основоположница свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческим танцем.

Слайд 14, 15. Тед Шоун и Рут Сен Дени. Американская пара Руфь Сен-Дени и Тед Шоун первыми начали поиск в области современного танца, создав школу современного танца «Денишоун» в Лос-Анджелесе.

Слайд 16-20. Марта Грэхем. Американская танцовщица и хореограф, создательница труппы, школы и танцевальной техники своего имени; выдающийся деятель хореографии США

Слайд 21-24. Хосе Лимон -американский танцовщик, хореограф и танцевальный педагог, основатель собственной танцевальной труппы (1947), один из крупнейших деятелей американского танца модерн. Будучи учеником Дорис Хамфри и Чарльза Вейдмана, на основе полученного опыта и собственного видения танца, разработал собственную танцевальную технику — технику Лимона.

Среди наиболее значительных работ хореографа — «Павана Мавра» (1949) и «Мисса Бревис» (1958).

Слайд 25  Характеристика основных понятий.

Слайд 26  Поза Коллапса

Слайд 27 Передвижение в пространстве

Слайд 28 Изоляция и полицентрия.

Слайд 29 Мультипликация

Слайд 30 Полиритмия

Слайд 31  Contraction , release

Слайд 32 Построение урока по джаз-модерну 

Слайд 33 Разогрев

Слайд 34 Изоляция

Слайд 35, 36. Упражнения для позвоночника

Слайд 37. Уровни

Слайд 38. Кросс.. Передвижение в пространстве

Слайд-39 Импровизация.

II. Практическая часть

-поклон;

-изучение позиций ног и рук в джаз-модерн танце.

-разогрев. Подъемы стоп по 6 позиции 4 раза, далее по 2-ой позиции 4 раза и по 4 позиции-4 раза. Стопы параллельны друг другу;

-упражнения для верхней части позвоночника: arch и сurve по 6 позиции 4 раза ровно и с plie 4 раза; то же самое проделать по 2 позиции и 4 позиции;

-roll down по 6 позиции на 8 счетов и roll up на 8 счетов. То же самое проделать на plie. И далее быстрее по 4 счета.

-flatback (наклон вперед руки в 5 позиции, голова смотрит вниз). Выходим из положения  roll down с plie.

-side stretch-это тот же flat back, но отличается тем, что одна рука направлена в сторону наверх,  другая в сторону вниз.  На счет «8» тянемся в одну сторону, далее, аналогично, в другую сторону.

-комбинация side stretch-flat back. Выполняется по диагонали: повторить на 8 счетов-3 раза, далее на 4 счета-3 раза;

-разогрев спины: side srtretch через port de bra;

-комбинация на разогрев, включающая в себя contraction, release, body roll;

-изоляция. Комбинация на изоляцию: голова-плечи-грудная клетка-руки-пелвис-ноги;

-комбинация в партере: свеча и прыжок

-комбинация на спине в партере

-комбинация на растяжку

-кросс в партере: слайды, перекаты;

- touchповорот;

- шагflatstep;

- вращение шене;

- поворот tripletsturn;

- прыжковая комбинация.

III часть открытого занятия. Импровизация.

Учащиеся делятся на 2 команды. Изучение комбинации по диагонали, включающая в себя прыжки, перекаты, сбросы.

Отводится 5 минут на соединение. Далее включается музыка и учащиеся по парам показывают результат.

IV. Заключительная часть урока. Рефлексия.

- поклон;

- подведение итогов.

Учащиеся ознакомились с историей джаз-модерн танца и его основоположниками, выучили позиции рук и ног, научились сами придумывать и импровизировать, слышать ритм джаза и двигаться под эту музыку. Вдохновившись полученными новыми знаниями, участники открытого занятия, вместе с педагогом приступили к постановке хореографической композиции «Будильник». Это и стало итогом цикла занятий, одним из которых было данное занятие.  

Список литературы для педагога. 

1. Танцевальная импровизация- теория, история, практика.

Альманах 1, Москва, 1999г.

2. В.Ю. Никитин «Модерн-джаз танец. Начало обучения», ВЦХТ, 1998г.

3. Дорис Хамфри «Искусство сочинять танец. Эмансипация Спящей Красавицы», 2019 г.

4. В.Ю. Никитин, «Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца», издательский дом «Один из лучших», Москва, 2006 г.

5. Татьяна Богоявленская «Инди-танец», М., 2013 г.

6. А. В. Вербицкая «Основы сценического движения» М; 1973 г.

7. Люси Смит «Танцы. Начальный курс». М., 2001.

8. Журнал «PRO ТАНЕЦ», № 2 (9) – 2014 г. 

9.А. Ваганова «Основы классического танца» М: Искусство, 1963г.

Список литературы для детей.

1. И. Дешкова «Загадки Терпсихоры» М: Детская литература 1970 г.

2. Д. Кабалевский «Про трёх китов и про многое другое» М: Детская литература 1970 г.

3. Л. Смит «Танцы» М: Астрель АСТ 2001 г.

4. Блэйер «Ф. Айседора: портрет женщины и актрисы».

5. Бежар М. «Мгновение в жизни другого».

6. Газета “Танцевальный клондайк”.

7. Дункан А. Моя исповедь.

8. Журнал «Балет».

9.Маркин Ю. Старинные танцы в джазовом стиле.

Интернет-ресурсы:

https://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post66036705

http://uajazz.com/2015/10/sovremennyj-tanets-dzhaz-modern-osobennosti-obucheniya/

https://урок.рф/library/plankonspekt_zanyatiya_po_dzhazmodern_tantcu_200248.html

 

Учебно – методический комплект:

1. Презентация

2. Музыка, плей-лист  https://power.gybka.com/q/для+джаз+модерна/

3. Плакаты

C:\Users\Татьяна\Desktop\img4.jpg

C:\Users\Татьяна\Downloads\img22.jpg

 

C:\Users\Татьяна\Desktop\img11.jpg


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им . Зеленова Е.М. п.г.т . Новосемейкино Красноярского района Самарской области Структурное подразделение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Презентация к открытому занятию по теме : «Модерн-джаз танец» Составитель: Арефьева Т.В. педагог дополнительного образования

Слайд 2

Цель: Составить представление об одном из направлений современной хореографии - джаз-модерне.

Слайд 3

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ: Теоретическая часть. История формирования и развития джаз-модерна. Основоположники. Практическая часть. Разделы урока. Характеристика основных понятий. Построение урока. Основные техники джаз-модерна. Импровизация Рефлексия.

Слайд 4

1.История формирования и развития джаза-модерна Модерн - стиль в искусстве конца XIX - начала XX веков .

Слайд 6

Танец модерн - это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка.

Слайд 9

«История танца модерн — это история личностей...» Айседора Дункан

Слайд 14

Тед Шоун и Рут Сен-Дени

Слайд 16

В истории танца модерн одно имя стоит над всеми. Это имя Марта Грэхем.

Слайд 21

Хосе Лимон - один из ярких представителей танца модерн

Слайд 25

2. Характеристика основных понятий Особенности стиля: 1. Использование в танце позы коллапса. 2. Активное передвижение исполнителя в пространстве как по горизонтали, так и по вертикали. 3. Изолированные движения различных частей тела. 4. Использование ритмически сложных и синкопированных движений. 5. Полиритмия танца. 6. Индивидуальные импровизации в общем танце.

Слайд 26

Поза коллапс Тело свободно и расслабленно, его изгибы немного утрируются, колени согнуты, торс и голова чуть наклонены вперед.

Слайд 27

Активное передвижение исполнителя в пространстве как по горизонтали, так и по вертикали.

Слайд 28

Изоляция и полицентрия. Технический прием, называемый изоляцией, подразумевает, что каждая часть тела, центр, двигается независимо от другой части.

Слайд 29

Мультипликация. Это понятие также тесно связано с ритмом Мультиплицированные движения могут быть неодинаковыми по времени и нерегулярными. Они могут занимать весь такт, но могут и только какую-либо его часть.

Слайд 30

Полиритмия Полиритмия тесно связана с музыкой. Используется несколько инструментов, каждый из которых ведет свой собственный ритм. Свинг - определенные пульсации основного ритма. Танцевальное понятие свинга означает раскачивание какой-либо части тела или всего тела целиком.

Слайд 31

Contraction и release

Слайд 32

Построение урока. Разделы урока: I. Разогрев. II. Изоляция. III. Упражнения для позвоночника. IV. Уровни. V. Кросс. Передвижение в пространстве. VI. Комбинация или импровизация.

Слайд 33

I. РАЗОГРЕВ С пособы разогрева: у станка, на середине и в партере.

Слайд 34

II. ИЗОЛЯЦИЯ При изоляции происходит глубокая работа с мышцами различных частей тела. Изоляции, как правило, подвергаются все центры - от головы до ног.

Слайд 35

III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА Curve ( керф ) Arch – арка Flat back - плоская спина

Слайд 36

Tilt С ontraction Release Скручивания

Слайд 37

IV . УРОВНИ

Слайд 38

КРОСС. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ Виды движений: Шаги; Прыжки; В ращения.

Слайд 39

III. Комбинация или импровизация.

Слайд 40

Спасибо за внимание