"Детский танец"

Свечникова Анастасия Андреевна

Танцы – неотъемлемая часть нашей жизни. Еще в давние времена эта дисциплина не уступала по важности точным наукам. Ведь для того, чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью, ему просто необходимо всестороннее развитие. А благодаря танцам и музыке дети начинают быстрее познавать мир и себя в этом мире, развивают внимание, волю, коммуникабельность и, конечно, музыкальность. Танцы помогают детям быть выносливее и успешнее в учебе, снимают напряжение и расслабляют душу и тело. В процессе занятий танцами у ребенка задействовано все его тело, начиная пальцами рук и ног и заканчивая позвоночником. Нагрузка распределяется по всем мышцам, а это препятствует перегрузкам и развивает весь организм ребенка. Движение раскрепощает и через короткое время вы заметите, что в вашем ребенке практически не осталось застенчивости, угрюмости и неуклюжести. Укрепляются сердечные мышцы и увеличивается объем легких, улучшается координация движений, формируются хорошие пропорции тела, красивая осанка и гибкость. Немаловажную роль играют танцы и в психологическом плане. Ребенок будет расти общительным, исчезнет стеснительность в общении с противоположным полом и вырастит самооценка, а значит и уверенность в себе и своих силах.

Танец является одним из самых любимых детьми видов искусства. Многие тысячи детей готовы с радостью посвящать свободное время занятиям хореографией.

Поэтому целью исследования является: раскрытие актуальности и особенностей детского танца. Задачи работы позволят нам прийти к цели путем многостороннего подхода к объекту исследования (детский танец), то есть с точки зрения:

1) изучения исторических аспектов детского танца на балетной сцене;

2) выявления факторов положительной мотивации детей к занятиям хореографическим искусством;

3) особенности подбора детского репертуара и репетиционной работы;

4) развития и воспитания нравственности, осознания прекрасного (от одухотворенности образа до эстетики движения, красоты музыки).

Предметом курсовой работы является роль детского танца в эстетическом воспитании детей.

Объектом исследования является детский танец как одна из составляющих русского балета.

Теоретическая значимость: изучение особенностей детского танца.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении мотивации детей к занятиям хореографическим искусством и осознания прекрасного, для применения в дальнейшем в практической деятельности.

Методы исследования: анализ литературных источников, материалов периодической печати, наблюдение.

Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СУРГУТСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ул. Заводская д.16, Локосово, Сургутский район, Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, 628454

Тел./факс (3462)73-92-73,e-mail: lokdshi@mail.ru

Методическая разработка

Тема разработки:

ДЕТСКИЙ ТАНЕЦ В РУССКИХ БАЛЕТАХ

Локосово, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….....

 3

  1.  Исторические аспекты детского танца в классических балетах……

 5

  1. Детский танец, как фактор положительной мотивации к занятиям хореографическим искусством………………………………………..

11

  1. Особенности детского репертуара (хореографический язык, композиция детских танцев, музыка)………………………………

13

  1. Особенности детского музыкального репертуара в постановке детских танцев………………………………………………………

14

  1. Детский танец сегодня……………………………………………...

16

Заключение……………………………………………………………………

17

Список литературы……………………………………………………………

19


ВВЕДЕНИЕ

Танцы – неотъемлемая часть нашей жизни. Еще в давние времена эта дисциплина не уступала по важности точным наукам. Ведь для того, чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью, ему просто необходимо всестороннее развитие. А благодаря танцам и музыке дети начинают быстрее познавать мир и себя в этом мире, развивают внимание, волю, коммуникабельность и, конечно, музыкальность. Танцы помогают детям быть выносливее и успешнее в учебе, снимают напряжение и расслабляют душу и тело. В процессе занятий танцами у ребенка задействовано все его тело, начиная пальцами рук и ног и заканчивая позвоночником. Нагрузка распределяется по всем мышцам, а это препятствует перегрузкам и развивает весь организм ребенка. Движение раскрепощает и через короткое время вы заметите, что в вашем ребенке практически не осталось застенчивости, угрюмости и неуклюжести. Укрепляются сердечные мышцы и увеличивается объем легких, улучшается координация движений, формируются хорошие пропорции тела, красивая осанка и гибкость. Немаловажную роль играют танцы и в психологическом плане. Ребенок будет расти общительным, исчезнет стеснительность в общении с противоположным полом и вырастит самооценка, а значит и уверенность в себе и своих силах.

Танец является одним из самых любимых детьми видов искусства. Многие тысячи детей готовы с радостью посвящать свободное время занятиям хореографией.

Поэтому целью исследования является: раскрытие актуальности и особенностей детского танца. Задачи работы позволят нам прийти к цели путем многостороннего подхода к объекту исследования (детский танец), то есть с точки зрения:

1) изучения исторических аспектов детского танца на балетной сцене;

2) выявления факторов положительной мотивации детей к занятиям хореографическим искусством;

3) особенности подбора детского репертуара и репетиционной работы;

4) развития и воспитания нравственности, осознания прекрасного (от одухотворенности образа до эстетики движения, красоты музыки).

Предметом курсовой работы является роль детского танца в эстетическом воспитании детей.

Объектом исследования является детский танец как одна из составляющих русского балета.

Теоретическая значимость: изучение особенностей детского танца.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении мотивации детей к занятиям хореографическим искусством и осознания прекрасного, для применения в дальнейшем в практической деятельности.

Методы исследования: анализ литературных источников, материалов периодической печати, наблюдение.

Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКОГО ТАНЦА В КЛАССИЧЕСКИХ БАЛЕТАХ

Балет - высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Термин «балет» появился в ренессансной Италии в XVI веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод.

Балет — искусство, в котором танец - главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой — либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д. Балет многообразен: сюжетный — классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный — балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным.

Прошло много лет, исторических эпох, прежде чем из примитивных пластических движений человека возник один из сложнейших видов искусства – балетный спектакль. Постепенно рождались хореографические формы, передающие в живых картинах пластическую красоту движений, создавались и ломались традиции.

Балетный спектакль как таковой начал формироваться в Европе в XVI веке. С тех пор искусство балета прошло долгий и сложный путь становления и развития.

В переводе с латинского языка само слово «классический» означает «образцовый». Классическими мы называем образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Классическими мы называем и лучшие, первоклассные балетные спектакли – зарубежные, русские, советские. А их создателей балетмейстеров причисляем к классикам хореографии.

Классический танец формировался путём долгого и тщательного отбора, отшлифовки многообразных выразительных движений и положений человеческого тела. Он вбирал в себя достижения различных танцевальных культур, перерабатывал движения разнообразных народных плясок, пантомимных действий – искусства мимов и жонглёров, движения трудовых и бытовых танцев.

Развиваясь в течение длительного времени, классический танец обрёл точные и узаконенные формы, сосредоточил в себе огромное количество разнообразных движений человеческого тела.

Россия узнала балет в XVII веке, а первые балетные представления в XVIII столетии. С тех пор в нашей стране выросла великая культура классического балета. Русскими балетмейстерами созданы своеобразные, неповторимо прекрасные спектакли. И не случайно многие театры мира включают в свой репертуар такие балеты, как «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Шопениана» и другие.

Хореография – это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии, - это тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем, стремящиеся передать познание мира через танец детям, что начинается с познания детского танца.

Во все времена детские танцы в балетах всегда и для всех танцовщиков были первой ступенью на входе в храм хореографического искусства. С этих номеров начинался артистизм юных исполнителей, познание их художественного начала в балете, сценическую дисциплину, оркестровую музыку и многие другие сценические требования, которые постепенно становятся профессиональными навыками, и формируют артистов балета.

В Мариинском театре начала 20-го столетия действовали традиции великого Мариуса Ивановича Петипа. Его балеты были неприкосновенны, их еще не коснулись реставраторы. Мариус Петипа почти во все свои балеты вводил детей. Иногда в одном балете, например, в «Раймонде», «Спящей красавице», были заняты и младшие, и старшие, средние и выпускные ученицы. Великий балетмейстер мудро смотрел вперед, хорошо осознавая, что фундамент артистизма, свобода поведения на сцене и даже профессиональное мастерство артиста закладывается с самого раннего детства. И здесь очень важно тонко пробудить в детях артистов, что является трудной и бесконечно интересной задачей. Детские номера всегда были жемчужиной спектакля.

1. Детский венгерский танец из «Раймонды» М. Петипа, полонез и мазурка из «Пахиты»

2. Детский репертуар Александра Викторовича Ширяева

3. Детский репертуар Леонида Якобсона

4. Норвежские номера Евгении Петровны Снетковой-Вечесловой

5. Детские танцы в балетах «Сольвейг» Леонида Вениаминовича Якобсона

6. Детский танец из балета «Щелкунчик» и балет в постановке Игоря Бельского

7. Детский танец из балета «Тщетная предосторожность» в постановке Олега Виноградова

8. Танец «Сороконожки» в «Айболите», балет «Двенадцать месяцев» Бориса Фенстера

9. Елизавета Николаевна Громова (репетитор) и др.

Из воспоминания ученицы младших классов Вагановского училища (Елизаветы Николаевны Громовой)

«… К спектаклю все готовятся как к торжеству…Участие в балетах уже тогда давало нам ощущение счастья. В театре мы забывали про усталость, голод, холод…Бодрые, счастливые, перегоняя друг друга, мы торопились на сцену. Хорошо зная, что мы уже артисты, старались станцевать как можно лучше……Бывало, в одном балете мы были заняты в двух-трех актах («Конек-Горбунок», «Спящая красавица», «Раймонда»), как зверюшки мы быстро бегали по лестнице то на сцену, то со сцены в гримуборные, на ходу снимая головные уборы, парики, расстегивая костюмы…Гримировала нас воспитательница. Одной заячьей лапкой она румянила нам щеки, выводила два кругляша, другой пудрила нос. Это и был весь наш грим. Особенно нравился нам балет «Фея кукол». Танец кукол и солдатиков был просто прелестный! В бакстовских костюмах – роскошных пышных тюниках, больших шляпах и кружевах, и лентах – мы напоминали очень красивых и дорогих кукол из самых роскошных магазинов. Этот танец всегда имел большой успех».

В качестве примера работы над номерами хотелось бы привести следующие исторические факты – эпизоды из творческой жизни выдающихся мастеров хореографии, таких как Владимира Ивановича Пономарева, Игоря Бельского, Олега Виноградова, Бориса Александровича Фенстера.

Владимир Иванович Пономарев:

«Репетировал он спокойно, терпеливо, тщательно…Движения показывал в точной музыкальной последовательности, красиво и ясно…Учил движения сразу с головой и корпусом. ««Взгляд не только украшает движение, оживляет его», - говорил Владимир Иванович, - но дает движению жизнь» … Особое значение придавалось уверенности исполнения…На сцене не теряйтесь, танцуйте смело. Если путаетесь, то путайтесь уверенно и только в музыку, непременно в музыку, тогда зритель не заметит ошибок». В классике он особо обращал внимание на строгость классических Форм танца. С ним мы долго и упорно учились ставить ноги в pas de basque на самые кончики пальцев. В мазурке из «Пахиты» и венгерском танце из «Раймонды» вырабатывались основы элегантности, характера, живость и легкость исполнения. ««Характер танца», - говорил Владимир Иванович, - подсказывает музыка…» Он уже тогда учил нас быть актерами: «…Пойми и запомни, кого и как ты изображаешь…Учи сразу, тогда танец и игра будут смотреться естественно, потом труднее соединять».

Один из учеников Игоря Бельского рассказывал о впечатлениях о репетиции первого акта балета «Щелкунчик», «Кукольный театр Дроссельмейера»:

«Сцену первого акта исполняют младшие учащиеся хореографического училища. Эта сцена выстроена точно, актерски и танцевально интересно, дети разыгрывают ее с большим интересом. На своих репетициях он увлекательно рассказывал сказку про Щелкунчика. Забавно было смотреть, как огромный мужественный Бельский изображал маленькую, изящную капризную принцессу Пирлипат. Также выразительно и точно он изображал Короля мышей, что вызывало страх у детей».

Одним из блистательных примеров постановки детских танцев является Олег Михайлович Виноградов. В «Тщетной предосторожности» он поставил очаровательный детский танец на старинных французских народных движениях. Этот танец открывал свадьбу Лизы и Колена. Во время постановки Олег Михайлович тщательно показывал движения детям, объясняя, что танцевать надо необычно, словно скользя на коньках. Большое внимание уделял корпусу, требовал, чтобы корпус «играл», был живым. Детям танец очень нравился, и они старались изо всех сил. Сольная пара на фоне детского кордебалета выглядела прелестно. Мелкие и четкие рas de bourree чередовались с необычными поворотами. Интересны были и положения рук, никогда ранее не встречавшиеся в исполнении французских народных танцев. Красочность действия, происходившего на сцене, напоминала старинную французскую гравюру. Зрители всегда дружно принимали этот очаровательный танец, задорно исполняемый юными артистами.

В балете «Доктор Айболит» в постановке Бориса Александровича Фенстера (балетмейстера богатого режиссерского дарования) на музыку Морозова есть забавный менуэт Сороконожки. Когда на сцене появлялась длинная зеленая гусеница с нарядно украшенной гигантским красным бантом головой, зрители ее восторженно встречали. Забавно было смотреть, как 40 тоненьких ножек изящно выделывали pas элегантного менуэта.

Номер по синхронности исполнения трудный, если одна непослушная нога ошибалась, это была клякса в номере. Протанцевав свой менуэт, Сороконожка уходила за кулису под долго не смолкавшие аплодисменты, кокетливо кивая огромной головой и помахивая маленьким хвостиком. Этот номер по своей образности и костюму очень оригинальный для сценической практики учащихся младших классов хореографического училища.


2. ДЕТСКИЙ ТАНЕЦ, КАК ФАКТОР ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ

«Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» (А. Макаренко)

Чувства, эмоции играют в искусстве огромную роль – как в творчески созидательном, так и в перцептивном процессе.

Каждый участник процесса создания балетного спектакля вкладывает в общее дело свои чувства и энергетику, а на выходе этот мощный заряд передается зрителю, и такая встреча мало кого оставит равнодушным. Дети особо благодарный зритель, они хорошо чувствуют энергетику сцены.

В учебном и творческом процессе следует развивать у детей сознательное отношение к выполняемым задачам, добиваясь от участников точного понимания своих действий – как сценических, так и танцевально-технических. Ставя перед ребенком ту или иную сценическую задачу, нужно стремиться пробудить в нем фантазию, добиваясь (увлекательным рассказом, ярким показом, этюдной работой) сознательного сценического поведения и активного отношения к творчеству. Тогда любые, даже самые невероятны детали и обстоятельства станут для него возможными для исполнения.

Создавая танцевальные композиции для детей, важно виртуозно и творчески использовать те элементы, движения, комбинации, которые уж усвоены исполнителями в процессе учебной работы. В каждой новой постановке необходимо качественно подбирать новые положения, новые движения и их сочетания, в этом случaе происходит процесс взаимообогащения: учебная работа отражается на творческой, и работа балетмейстера, в следствии, будет двигать вперед учебную, развивать технические и актерские возможности исполнителей.

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

хореографический детский балет танец


3. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РЕПЕРТУАРА (ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЯЗЫК, КОМПОЗИЦИЯ ДЕТСКИХ ТАНЦЕВ, МУЗЫКА)

Исполнительские возможности детей ограничены, поэтому хореограф должен уметь отобрать танцевальные движения и, соединяя их в интересных сочетаниях, строить из небольшого числа движений и элементов множество танцевальных фраз.

Создавая танцевальные произведения для детей, автору необходимо стремиться к доступности хореографического языка. Движения должны быть просты и в то же время интересны. Не стоит увлекаться обилием разнообразных ритмических фигур, технических сложностей. Видя на первых репетициях, что язык постановки юному исполнителю не доступен, у него пропадает желание заниматься. И напротив, если он начнет понимать композицию, то уже не отступит перед трудностями, а будет упорно работать.

Метод предварительной этюдной работы с последующим обогащением найденной игровой сцены танцевальным содержанием очень полезен в работе с детьми именно при постановке сюжетных танцев.

Тема танцевальной композиции определяет и принципы формирования репертуара для детского хореографического творчества. Включая ту или иную композицию в репертуар, хореограф должен детально изучить ее с точки зрения актуальности темы, ее воспитательного воздействия, творческого интереса, возможностей совершенствования творческого мастерства исполнителей. В процессе формирования репертуара необходимо стремиться к сохранению постановок, наиболее интересных с творческой стороны, ярких по мысли и ее сценическому воплощению, в которых наиболее полно отражается творческая индивидуальность коллектива.

Сохранение полноценных, прошедших испытание временем хореографических постановок в сочетании с непрерывной работой над новыми – основа репертуарной политики любого коллектива.

Репертуар детского танцевального коллектива составляется из лучших образцов танцевального фольклора мира, сюжетных композиций и небольшого числа постановок, созданных на основе классического танца, сюит и балетов (там, где участники имеют хорошую учебную подготовку). Это и будет итогом совместной целенаправленной работы детей и педагога-хореографа.

В репертуаре детского коллектива также должны присутствовать и «Народные танцы». Он столь же разнообразен, сколько различны по своему национальному складу жизнь и культур разных народов» (Р. В. Захаров. Записки балетмейстера). Именно поэтому так важно включать в репертуар народные танцы. Однако народный танец, сочиняемый для детей должен быть «детским». То есть не примитивность его композиции (движения и рисунок может быть и сложными для исполнителей), а сохранение даже в бессюжетном номере того элемента игры и непосредственности, которые отличают поведение ребенка от взрослого.

Главное, на что должно быть обращено внимание преподавателя хореографии, - это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые.

3.1 ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА В ПОСТАНОВКЕ ДЕТСКИХ ТАНЦЕВ

Наряду с танцем важным фактором эстетического воздействия на детей является музыка. Удача постановки во многом определяется правильностью выбора музыкального произведения и глубины проникновения в его содержание. Замечено, что если музыкальное сопровождение урока или музыкальная основа танцевального произведения сложны для исполнителей, то дети быстро охладевают и к постановке, и к уроку. Наоборот, простая, доступная музыка пробуждает детскую фантазию, увлекает детей, помогает им преодолевать трудности.

Танцевальность, образность, ясная мелодия, четкий ритмический рисунок - необходимые качества танцевальной музыки детей. Музыкальное произведения, составляющие репертуар детского коллектива, знакомят детей с творчеством композиторов и народной музыкой. Поэтому балетмейстеру детского хореографического ансамбля необходимо вдумчиво и серьезно подходить к отбору музыкального материала, не только принимая во внимание его доступность и танцевальность, но и рассматривая как средство воспитания музыкальной культуры детей – исполнителей и зрителей.

Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы ребенка. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, то есть обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания - одной из задач обучения хореографии.

В начале XX века швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Это доказывают и недавно проведенные исследования американских ученых, подтвердивших, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в жизни.

Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, ему необходимы занятия детскими танцами

3.2 ДЕТСКИЙ ТАНЕЦ СЕГОДНЯ

Детский театр балета при Санкт-Петербургском Академическом театре балета имени Леионида Якобсона основанный художественным руководителем государственного академического театра балета им. Л. Якобсона, народным артистом России, Лауреатом всесоюзных и международных конкурсов, профессором Юрием Петуховым - единственный в своем роде, театр, ставящий полнометражные классические балеты в собственной хореографии.

Тайна совершенства детского театра балета заключается в том, что созданный для детей, он в то же время пользуется приемами и теми же художественными средствами, что и театр для взрослых. Говорят, что детский театр не может быть профессиональным. Может! Может, потому что в нем работают профессиональные мастера, воспитывая и передавая свое мастерство юным артистам, которые дарят свою душу, любовь и талант зрителям - детям.

Все партии с неизменным мастерством и на высочайшем техническом уровне исполняют дети в возрасте от 7 до 16 лет.

В репертуаре театра присутствуют как Классическое наследие, например, «Щелкунчик» в постановке Ю. Петухова, так и современные постановки такие как «Чиполино» в постановке Полубенцева– премьера 2010г.

Наследие Леонида Якобсона: хореографические миниатюры.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе затронута значимая тема, актуальность которой раскрыта и подтверждена как историческими фактами, так и современностью, точнее необходимостью его сейчас. Детский танец в классических балетах и по сей день является актуальным. Верный принципам выдающегося мастера хореографии М. Петипа выполняет значимую педагогическую, нравственную и профессиональную роль. И возможно, с отдельного детского танца в балете началась и уже продолжается история постановки детских балетных спектаклей, где главными исполнителями становятся дети.

Чтобы вовлечь детей в спектакль идет непрерывная работа балетмейстера и репетиторов. Балетмейстер объясняет и показывает средствами хореографии (классической, народной, свободной пластики) и актерского мастерства, репетитор работает над чистотой исполнения и выразительностью.

Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.

Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.

В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, художественных выставок, специальные беседы, лекции на этические темы формируют маленького человека, развивают в нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств. Преподаватель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.

Зачастую маленькие исполнители становятся наравне со взрослыми и исполняют, если это необходимо, сложные pas, зачастую опережая программу. А иногда те движения, которые не получаются в классе в процессе репетиции осваиваются быстрее и качественнее. Через образ дети познают суть и эстетику сценического движения, которое позже изучается на уроке, в классе.

Вот так постепенно танец все больше занимает место в жизни детей. Наблюдая за ними во время репетиций и спектакля, иногда «диву даешься», насколько они организованны, собраны, осознанны, ответственны и жизнерадостны. Далеко не у всех взрослых людей эти качества характера развиты. Настоящее искусство и талант настоящих мастеров пробуждают подлинную красоту в человеке не только эстетическую (красота тела, движения), но и душевные и личностные качества в будущем взрослом человеке.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Я. Ваганова. Основы классического танца, Издательство: Лань, С-ПБ, 2002 г.;

2. Басин Е.Я., Крутоус В.П.Философская эстетика и психология искусства. –М, Гардарики, 2007 г.;

3. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов. Хрестоматия. С-ПБ, 2000 г.;

4. Слуцкая С.Л. Танцевальная Мозаика. М.: Линка-Пресс 2006 г.;

5. Т. Барышникова Азбука хореографии. С-Пб.: Респект, Люкси, 1996г.;

6. Т.И. Васильева Тем, кто хочет учиться балету. М.: ГИТИС, 1994г.;

2007г.;

7. А. Мессерер Уроки классического танца С-ПБ.: Лань, 1997г.;

8. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994г.;

9. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997г.;

10. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001г.;

11. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос, 2003г.;

12. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958г.;

13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов М.: Академия, 2004г.;

14. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. СПб.: Издательство «Лань», 2005г.;

15. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука, 2000г.;

16. Бахрушин Ю.А., История русского балета. – М.: Просвещение, 1977г.;

17. Вальберх И., Из архива балетмейстера. Дневники, переписка, сценарии. - М. Л.: Искусство, 1988 г.;

18. Ванслов В.В., Статьи о балете. – Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1980г.;

19. Захаров Р.В., Искусство балетмейстера. – М.: Искусство, 1954 г.

20. Косоруков В.С., Балет. – М.: Сов. художник, 1966г.

Интернет-источники:

21. https://horeografiya.com

22. http://www.horeograf.com

23. https://www.livelib.ru