Конспект «Ничто, не забыто….» (современная хореография)

Иващенко Ольга Николаевна

Постановка танца всегда требует значительного количества времени и терпения. Рождение танца – это творческий процесс, в котором нет места суете и торопливости, Именно поэтому наши проекты реализуются от одного месяца до полугода. Занимаясь проектом, т.е. постановкой танцевального номера, ребята выполняют и исследовательскую работу: сравнивают, сопоставляют, анализируют изложенные факты, делают собственные выводы. У детей формируется креативное мышление, которому трудно научить при традиционной форме обучения на занятиях хореографией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект «Ничто, не забыто33.12 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ПОМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Исследовательский проект

«Ничто, не забыто….»

(современная хореография)

                                                   Иващенко Ольга Николаевна

    педагог дополнительного образования

с. Помары, 2020

                   

                                   Пояснительная записка

     Работа в хореографическом коллективе в первую очередь направлена на достижение высокого творческого результата. Поэтому проектный метод, включающий комплекс умений самостоятельно и под руководством педагога осваивать новые способы деятельности в сфере хореографического творчества помогает в достижении таких результатов, формирует в учащихся интерес к хореографическому искусству, к участию в постановках. Формы обучения при этом могут быть и групповыми, и индивидуальными, с применением информационно-коммуникационных технологий. Проектная деятельность в работе хореографического коллектива, является эффективной методикой, ведь занятие проектированием формирует определенные личностные качества, необходимые для занятий хореографией:

• умение работать в коллективе;

• умение анализировать результаты деятельности;

• определять особенности танцевальных жанров;

• импровизировать на заданную музыку

• оценивать свои профессиональные качества в области танца;

• высокая личная заинтересованность.

    При этом существенно возрастает роль искусства в духовном развитии личности. Постановка танца всегда требует значительного количества времени и терпения. Рождение танца – это творческий процесс, в котором нет места суете и торопливости, Именно поэтому наши проекты реализуются от одного месяца до полугода. Занимаясь проектом, т.е. постановкой танцевального номера, ребята выполняют и исследовательскую работу: сравнивают, сопоставляют, анализируют изложенные факты, делают собственные выводы. У детей формируется креативное мышление, которому трудно научить при традиционной форме обучения на занятиях хореографией.

       В процессе обучения в творческом объединении у каждого воспитанника есть прекрасная возможность соприкоснуться с различными видами творческой деятельности, которые помогают ему раскрыть и развивать в себе талант и способности. Проектной деятельностью в коллективе занимаются не только воспитанники старшей группы, но и дети нового набора, т.е. первого года обучения. При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого физиологические особенности детей. Каждый ребёнок добровольно участвует в любом виде творческой деятельности. Так ребята первого года обучения, знакомясь на занятиях с различными развивающими и обучающими играми, учатся применять их на практике. Они познают, что делать общее дело – это познавательно и интересно! Дети  средней и старшей группы , имея определенный «багаж» танцевальных движений и навыки исполнительского мастерства, составляют танцевальные комбинации под музыку.    Коллективная работа и совместное творчество помогает одаренным ученикам подтягивать отстающих ребят. На всех этапах работы над проектом педагог выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Основными ведущими направлениями современной хореографии являются – модерн, джаз танец и, естественно, что на занятиях мы знакомимся с элементами этих стилей, изучаем движения и составляем комбинации. Ребятам захотелось подробнее узнать об этом направлении и поставить танцевальный номер в стиле модерн, Тему танца долго не выбирали, и посвятили 70 летию Великой Победе  Так появился замысел постановки танца «Ничто не забыто», который выйдя за рамки занятий, далее развивался как творческий проект.

Актуальность этого проекта заключается:

  • в массовой доступности для учащихся разного возраста;
  • сохранении и развитии здоровья;
  • развитии эстетического вкуса, культуры поведения и общения; художественно – творческой, танцевальной способности и заинтересованности детей через занятия в  коллективе

 Цель проекта: - формирование специфически танцевального видения,  мышления и творчества в исполнении движений человека, при подходе к музыке, сценическому костюму. развитие мотивации детей к познанию и творчеству

Цели учеников:

  • Образовательная: Использование знаний, полученных на уроках изо, МХК, музыки, литературы, применить на интегрированных занятиях. Раскрыть потенциальные актерские способности.
  • Развивающие: увеличить границы самостоятельного творчества,   исследовательских навыков, дискуссионной культуры поведения.
  • Воспитательные: привитие навыков творческого общения, уважения, уверенности в себе, взаимопомощи .патриотизма

 Задачи проекта:

  • расширение знаний в области современного хореографического искусства (привить любовь к танцу, сформировать танцевальные способности, выразительность, художественный вкус, интерес);
  •  выражение собственных ощущений, используя язык хореографии,  при помощи музыки;
  •  умение понимать «язык» движений, их красоту.

В области воспитания:

  •   содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;
  •   развития чувства гармонии, хореографической культуры поведения;
  •   совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей.

В области физической подготовки:

  •   развитие гибкости, координации движений;
  •   развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;
  •   укрепление физического и психологического здоровья.

Приобретенные знания и умения можно использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • организации и проведения  школьных вечеров, конкурсов, соревнований;
  •  для самостоятельного  сочинения и постановки танцевального номера.

Новизна данного проекта состоит в использовании форм и методов воспитательно-образовательного процесса:      

  • использование проектного метода;
  •  нетрадиционные формы взаимодействия в коллективе;
  •  интегрированные формы работы.

Данный проект рассчитан на детей среднего  и старшего возраста Срок его пол года

Ожидаемый результат:

  • самостоятельно сочинять комбинации и этюды танцевальных номеров,

           в которых ярко выражен хореографический образ

  • овладеть навыками танца и способностью показать свое умение

           раскрывать идею, тему и замыслы хореографа

Основополагающий вопрос:  Есть ли предел наших творческих возможностей?

Вопросы по теме: Проблемные: Что такое современная хореография?

  • Как я хочу реализовать свои возможности, участвуя в проекте?
  • В чем заключается успешная реализация проекта?
  • Какие средства выразительности используются в танце?

Вид проекта:  

      по количеству участников: коллективный ;

      по контингенту участников: дети 15-16 лет;

      по характеру деятельности:  исследовательский, творческий;

      по продолжительности:  долгосрочный:

                   МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ПРОДУКТА

Работа над проектом проходила по определенному плану.

1. Организационный: На первом этапе шло погружение в проект, происходило планирование и организация деятельности. Ребята разбились на 4 группы, выбрали направление деятельности, сформировали цель и задачи, определили роль каждого в работе над проектом. Детям были предложены возможные источники информации ( книги,театральные постановки, эстрада, кино и шоу-бизнес, газеты и журналы, интернет). Была определена основная тема проекта, и обозначены направления деятельности:

• история возникновения джаз-танца;

• отличительные особенности этого стиля;

• подобрать музыкальный материал;

  • прочитать книги, посмотреть фильмы о Великой Отечественной войне

• разработать эскизы костюма.

 2.   На  втором этапе для представления  работ по проекту были выбраны следующие формы: группа, занимающаяся историей возникновения джаз-модерн танца, представила свой проект в виде реферата, в котором отразила историю возникновения современной хореографии, как тенденцию развития культуры общества, рассказали об основоположниках этого стиля. Ребята, работающие над отличительными особенностями джаз-танца представили презентацию в виде танцевального показа всех элементов отличающих этот стиль. Группа, разрабатывающая элементы костюмов, представила коллекцию эскизов, элементы которых были выбраны для создания сценического образа. Ребята, которые занимались подбором музыки, презентовали свою работу в виде викторины «Угадай стиль музыки», в которой прозвучали различные музыкальные фрагменты, в том числе и джазовая музыка и инструментальная в оригинальном звучании.

3. Программа танца нашла свое развитие в композиционном плане,  Приступая к постановке танца надо было определиться с названием танца и замыслом. Первоначально рассматривались темы: «Притяжение», «Память». «Ничто не забыто» После обсуждения остановились на теме «Ничто не забыто» Основная идея танца – Война поломанные судьбы состояние души боль ужас и страдания человека которое в свою очередь раскрывалось и обогащалось музыкальным сопровождением с учетом законов драматургии:

1). Экспозиция.

Гул, свист, голос Левитана….Выход девушек, суета

2). Завязка.

Захват девушек в плен, страх, ужас, бессилие

3). Пути к кульминации:

- действие № 1 – происходит борьба в душе. Осознав девушки преодолевает  - «тревогу».

- действие № 2 – одна из девушек падает обессилевшая, через боль и страх подруги не бросают

4). Кульминация – борьба с собой. Или остаться в плену навсегда или попытаться бежать? Куда, как ?

5). Развязка –  Найдено маленькое окошко и вот выход, радость через боль и ужас…..

4.   «Увидеть» музыку сквозь призму хореографического мышления - одна из задач  проекта. Музыкальная основа непосредственно служила обрисовке характеров и переживаний, развитию действия, способствовала раскрытию содержания и драматургических конфликтов.  

       Индивидуальные консультации требовались и тем, кто работа с музыкой, Музыка подбиралась к отдельным частям танца, затем выполнялся анализ и обсуждение выбранных музыкальных произведений, и против них выстраивалась линия будущего танцевального сюжета. Выбранные части, музыкальные эффекты соединялись в общую фонограмму.

  5. Сочинение танцевального текста. Для группы, работающей над историей возникновения джаз-танца, процесс оказался самым трудоемким. Ребята собрали очень объемную информацию, в которой было много профессиональных хореографических терминов. Пришлось поработать совместно – изложить ее более доступно. Группе, которая занималась изучением отличительных особенностей джаз-танца от других направлений, пришлось изучить технику исполнения движений различных танцевальных школ и отобрать те движения, которые впоследствии легли в основу танца Их задача заключалось в поиске и отборе основных содержательных пластико - динамических мотивов для рук, ног, головы, корпуса, следуя строго за музыкой, слушая ее и делая то, что она «предлагает» к каждой части постановки. Делать - значит мыслить невербально, мыслить именно танцевально. В этом и состоит сущность балетмейстерской профессии - мыслить танцевально.

 6.  У танца всегда есть определенное место в пространстве. В зависимости от замысла, от построения комбинации, стиля и характера танца главные персонажи перемещаются разными способами: по прямым линиям; зигзагами; по изогнутым линиям. Каждый последующий рисунок танца вытекает из предыдущего. Схема постановки, нанесенная на квадраты, позволяла увидеть соотношение танцующих в пространственном решении сценической площадки.

7. Постановочная - репетиционная работа обычно начинается, со знакомства коллектива со сценарием и распределением исполнителей на роли. В данном случае авторы являются и исполнителями танца. По ходу передачи текста и пространственного строения танца появлялись дополнения, уточнения.  « ... техника не самоцель, а средство воплощения образа, и поэтому пользоваться ею нужно ради содержания, а не ради нее самой».

8.   Проектирование танцевального костюма - отбор качеств, свойств, форм, фактурной поверхности материалов, способности их меняться во время того или другого сценического освещения, которые соответствовали бы выбранному музыкально-танцевальному образу. При разработке эскизов костюмов оказалось, что мало источников информации, и для этого ребятам пришлось обращаться к специалистам. Несомненно, что работа над эскизами костюмов выполнена при непосредственном участии родителей. Это придает значимость нашей совместной работе. Многие родители говорили о том, что сами увлеклись историей танца и костюмами и с удовольствием помогали детям.

 Практическая значимость проекта:

  • В результате работы над темой проекта научились правильно находить нужную информацию в сети Интернет, в книгах и журналах.
  • Узнали о законах драматургии хореографического произведения, взаимосвязи музыки  с танцевальными образами, действия с образностью костюмов и сценической среды.
  • .При помощи программы Power Point освоили новые навыки  работы с презентацией и ощутили важность представления итогов своей работы в красочном и привлекательном для просмотра виде.
  •  Узнали историю возникновения и развития джаз-модерн танца, обобщенно называемым термином «современная хореография».
  •  Обогатили свою хореографическую лексику.
  • Пополнили коллекцию эскизов сценических костюмов
  • Научились варьировать музыкой без нарушения гармонии танца.

На протяжении всего проекта дети систематически занимались хореографией. Они изучали танцевальную лексику, название движений, положение рук, головы, отрабатывали качество движений, оттачивали исполнительское мастерство. Изучая дополнительную литературу, участники коллектива познакомились с различными стилями и направлениями современной хореографии, сами разработали эскизы костюмов, подобрали музыкальное сопровождение. Все это помогло глубже прочувствовать настроение танца, ярче передать манеру исполнения, качественно улучшить исполнительское мастерство. После завершения работы над проектом у всех ребят осталось чувство творческого подъема и удовлетворения за свое мастерство.

    Итогом проекта стала хореографическая постановка в стиле модерн. Этот танцевальный номер мы назвали «Ничто, не забыто», который сейчас в репертуаре коллектива. Педагогическая деятельность с использованием проектных технологий помогает достичь главной цели в работе педагога дополнительного образования – научить детей творчеству!  

Здоровьесберегающий аспект в проекте это учёт индивидуальных особенностей, определенной физической выносливости исполнителей, а так же не допускать перегрузки мышечной системы.  При проведении занятий и, особенно, при выполнении сложных поддержек, неукоснительно соблюдалась техника безопасности - осуществлялась помощь, страховка. В пошиве костюмов старались использовать экологически чистые материал. В случае повторного выполнения проекта, с целью улучшения качества и эстетического восприятия мы бы изменили следующее: попробовали бы поменять юбку сделали ее более просторной, для верха взяли более эластичную ткань типа бифлекс.