Методика обучения классическому танцу детского хореографического коллектива.

Маркова Галина Алексеевна

Обучение детей   классическому  танцу - это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность. Рассмотрим как  дать детям грамотную и систематическую подготовку в хореографическом классе. Развить у детей эстетическое восприятие, воспитать эмоциональное отношение к произведениям искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_klassicheskiy_tanets.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения классическому танцу детского хореографического коллектива

Маркова Галина Алексеевна

Преподаватель хореографических дисциплин, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Усть- Кутского муниципального образования, г.Усть-Кут Иркутской области

Обучение детей   классическому  танцу - это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Хореография, как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам.

Изучение классического танца в Детской школе искусств начинается с третьего года обучения (9-10 лет). Дети обучаются по дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».  Ни один урок классического танца не обходится без чёткой методики проведения урока и его планирования. Отрабатывая методику преподавания классического танца, сложившуюся за время моей работы, я попыталась найти свои методы преподавания, используя свой опыт, теоретические знания, которые требует жизнь от искусства танца.

Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени мне позволяют интерактивные методы обучения:

1. Групповое обучение. Практика работы в классе показала, что групповая форма познавательной активности учащихся эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для приобретения новых знаний, умений и навыков. Обсуждение ошибок в исполнении движения, где каждый учащийся может высказаться, показать свои знания, рассуждения, сравнительные образы которые возникают у детей (пример: движение работающей ноги в rond de jambe par terre, один ребёнок сравнивает с циркулем, другой с миксером) только помогают в процессе обучения. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, её внутреннее самоуправление позволяет развивать самооценку учеников. Моя роль как учителя, использующего метод группового обучения, существенно меняется. Я становлюсь координатором, консультантом, советчиком.

2. Проблемное обучение. Я на уроке ввожу учащихся в проблему, при этом они совместно находят пути её решения в доступных учащимся противоречиях. Пример: на прошлом уроке мы разучили новую комбинацию, где движение в сторону исполняется 6 раз. Дети не могут сориентироваться, куда нужно закрыть ногу за первым разом. Я предлагаю им использовать знание математики. Четные и нечетные числа. Сразу же возникает вопрос «Для чего?», «Почему?». Учащиеся довольно быстро осваивают такого рода задания, так как уроки проходят интересно, у них вырабатывается потребность анализировать, думать, доказывать свою точку зрения.

Первоначальное представление о движении учащийся на всех этапах обучения может получить только из показа педагога, словесное объяснение не в состоянии дать образа движения в целом, но и его роль, несомненно, важна. Я смогла найти соотношение этих двух приемов, которое обеспечивает максимальный  педагогический эффект. Разучивание нового движения, я начинаю с его названия (используя французскую терминологию и перевод на русский язык), далее следует показ, одновременно расставляю акценты в объяснении «как правильно выполнить упражнение, каких ошибок нужно избегать. Дети моментально начинают исполнять движение правильно. Затем я использую приём проговаривания вслух (всеми учащимися) основных моментов, правил исполнения движения « на что обратить внимание, как нельзя делать, зачем нужно следить». Мышление детей носит конкретно-образный характер, они воспринимают движение в целом, не выделяя составных частей и отдельных технических моментов. Поэтому показ дает первоначальные представления о движении, он должен быть предельно точным, конкретным, технически совершенным. Важно сделать в показе наглядными все детали движения, исполняя их тщательно.   При выполнении учащимися движения, я делаю замечания, как всем детям, так и кому-то в частности. В младших классах замечания должны носить конкретный характер и точно регулировать действия учеников. Замечания и объяснения должны проводиться в простой, краткой, убедительной форме. Необходимо добиваться выполнения замечаний, проявляя строгость, взыскательность, доброжелательность. Указания и замечания в грубой, резкой форме недопустимы. За время  работы преподавателем, я выделила для себя, как наиболее эффективный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности.

Независимо от того насколько подготовленные дети я  начинаю с самого главного - постановки корпуса, так как это особенно важно. С первых уроков необходимо строго следить за осанкой учеников. Формирование красивой осанки продолжается на протяжении всего обучающего процесса. Хочется обратить внимание, что именно этот этап является наиболее сложным, требующим преодоления ряда как физических, так и психологических трудностей. Они связаны, в первую очередь, с тем, что фoрмировaние балетной осанки начинается с изучения позиций ног лицом к станку. Это предполагает довольно значительные и длительные статические нагрузки, которые детьми младшего школьного возраста переносятся тяжелее, чем динамические. Привычка держать корпус подтянутым становится исполнительским навыком, одним из условий творческой дисциплины в танце.

        Введение выворотных позиций ног и перевод всей мышечной работы на эту основу оказывает существенное влияние на координационные возможности ребенка, приводя иногда к их значительному снижению. Перед началом работы над координацией необходимо добиться точной дифференцированности в работе различных групп мышц, то есть в работе должны участвовать лишь те мышцы, которые непосредственно обеспечивают правильное исполнение движения. Если ученик не научится владеть группами мышц по отдельности, то согласованности в их работе достичь будет невозможно. Одним из основных принципов воспитания координации является постепенность введения в работу на уроке различного рода трудностей исполнения - технических, скоростных, композиционных. Я стараюсь точно и целенаправленно дозировать трудности, как на отдельном уроке, так и на каждом этапе обучения. Например, если усложняется композиция задания, то оно должно состоять из хорошо усвоенных элементов и не быть слишком сложным технически; если изучается новый технический прием, то его нельзя включать в сложные комбинации, пока он не будет усвоен и так далее.

Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса. В экзерсисе разносторонне развиваются мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie (приседание), постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате систематических тренировок фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость. Экзерсис начинается у палки, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. За упражнениями на середине зала следует adagio u allegro. Навыки, приобретенные учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться систематическими тренировками, основанными на строгих методических правилах. Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. «Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение следует сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги». Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логическое сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка движений. Экзерсис у станка содержит много трудных движений. Поэтому считается правильным рекомендовать ученикам возможность разогревать мышцы и связки ног до начала урока, особенно в средних классах. Для младших классов бывает достаточно обыкновенной разминки по кругу в начале урока. Это дает возможность вести работу у станка более эффективно. Экзерсис у станка в младших классах должен занимать примерно одинаковое время, а именно 15 минут. Это объясняется тем, что если в средних классах увеличивается объём движений, то одновременно увеличивается и темп исполнения. А в младших классах, давая минимум 40 движений, особое внимание обращаем на их проработку, что требует много времени.

Но строить весь экзерсис в медленном темпе нельзя. Помимо чередования медленного и быстрого темпов, полезно иногда выполнить комбинацию сначала в медленном, а затем повторить её в быстром темпе. Не рекомендуется во время экзерсиса у станка делать большие паузы между упражнениями. Необходимо помнить, что одна из задач экзерсиса - это сила мышц и выносливости. Некоторые педагоги останавливают урок, подробно объясняют ошибки, поправляют учеников. На это уходит много времени, паузы нарушают правильный темп ведения экзерсиса, сводят на нет эффективность исполненных до этого упражнений. Я считаю, что объяснить и повторить движение, поправить ошибки можно  по ходу исполнения.

Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у палки. Последовательность его в основном та же. На середине зала он значительно сложнее, т.к. следует сохранять выворотность ног и равновесие тела без палки. Правильное распределение центра тяжести подтянутого корпуса на двух или на одной ноге, равные бедра и, в особенности, подтянутое и выворотное бедро работающей ноги - основные условия для овладения устойчивостью. Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на какой-либо отдельной части тела, - необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следуя за правильностью формы и положения ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости.

Но особенное внимание следует уделять прыжкам. Прыжок зависит от силы мускулатуры ног и особенно от силы бедра. Самое же главное - уметь во время отталкиваться от пола с plie сохранить одновременность броска работающей ноги и толчка опорной, подтянутость корпуса, оказать помощь руками и ощутить собранность всего тела перед прыжком, в момент прыжка и в его заключении на demi plie. На каждом тщательно прорабатываются все виды прыжков - маленькие, средние и большие. Педагог должен разъяснить ученикам, в чем разница между маленькими, средними и большими прыжками, а так же дать почувствовать особенности партерных, стелющихся прыжков и воздушных, устремленных ввысь. Первые прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенным, несложные большие прыжки комбинируются с маленькими. Все сказанное выше имеет прямое отношение к изучению движений по классическому танцу. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

Заключение

Начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего, стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями.  Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии. Исходя из практического опыта работы с детьми, можно сделать вывод о том, что как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку в хореографическом классе. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни. Занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д.

На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически. Успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике. Важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе. Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.