Основные элементы итальянского танца "Тарантелла"

Маркова Галина Алексеевна

В данной методической разработке представлен мастер-класс по народно-сценическому танцу для учащихся 5 класса (второй год обучения НСТ) хореографического отделения Детской школы искусств. Урок направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, эстетическое   воспитание учащихся, приобретение основ исполнения итальянского народного танца, а также воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.

Данная методическая разработка предназначена для педагогических работников, реализующих дополнительные предпрофессиональные  программы  в  области  хореографического  искусства  «Хореографическое творчество».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_master-klassa_nst.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Усть-Кутского муниципального образования


Методическая разработка мастер-класса

«Основные элементы итальянского танца «Тарантелла»

Усть-Кут, 2020 г.

«Рассмотрено» на заседании

Педагогического совета

МБУДО ДШИ УКМО

Протокол № 1

от «31» август 2020

«Утверждено»

Директор МБУДО ДШИ УКМО

___________И.А. Каргапольцева

Приказ от 31 августа 2020 г. № 59  

Разработчик: Маркова Галина Алексеевна, преподаватель хореографических дисциплин МБУДО ДШИ УКМО

В данной методической разработке представлен мастер-класс по народно-сценическому танцу для учащихся 5 класса хореографического отделения Детской школы искусств. Урок направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, эстетическое   воспитание учащихся, приобретение основ исполнения итальянского народного танца, а также воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.

Данная методическая разработка предназначена для педагогических работников, реализующих дополнительные предпрофессиональные  программы  в  области  хореографического  искусства  «Хореографическое творчество».

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………4

2. Конспект мастер класса……………………………………………...5

3. Подведение итогов…………………………………………………...8

4. Литературные источники……………………………………………9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Народно-сценический танец является одним из основных предметов дополнительной предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество. Занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.

Данный мастер-класс направлен на музыкальное воспитание, при этом уделяется внимание не только развитию ритмичности, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Уделяется большое внимание таким психическим процессам как внимание, воля, память, воображение.

ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА:

 - поделиться с педагогами опытом работы в обучении учеников итальянскому танцу «Тарантелла»

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

- формирование знаний об истории возникновения традиционного итальянского танца и специфики исполнения основных его элементов.

Развивающие:

- развитие интереса к традиционной танцевальной культуре итальянского народа, изучение традиционных движений итальянского танца «Тарантелла»

Воспитательные:

- формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе.\

Методы: словесный, наглядный, практический.

Тип занятия: практический.

Форма организации: мелкогрупповая.

Оборудование: музыкальный центр, USB – носитель.

Мастер-класс по народно-сценическому танцу

«Основные элементы итальянского танца «Тарантелла»

Ход проведения мастер-класса: 
Вводная часть

Вход детей в танцевальный зал. Построение детей в линии в шахматном порядке. Поклон педагогу.

Педагог: Здравствуйте, дети и гости мастер класса! Меня зовут Галина Алексеевна.  Я преподаватель хореографических дисциплин Детской школы искусств. Сегодня Вы участвуете в Мастер-классе, тема которого  «Основные элементы итальянского танца «Тарантелла». Сегодня мы разучим итальянский народный танец «Тарантелла». Мы выучим только самые основные элементы и в конце занятия соберем их в небольшой этюд.

Основная часть

Теоретическая часть: «История итальянского народного танца «Тарантелла». 
Цель: расширить знания учеников и педагогов относительно происхождения итальянского народного танца.

Таранте́лла (итал. Tarantella) — это народный, фольклорный танец который родом из Неаполя, он появился в XV веке и вскоре полностью распространился по всей Италии. Исполняется  в сопровождении гитарытамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/83/8. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с XV века в течение двух столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука тарантул, также как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто).

Многие историки считают, что тарантелла это смесь испанских народных танцев и мавританских. В Неаполе с помощью танца кавалеры ухаживали, или проявляли свое желание познакомится с понравившейся ему девушкой, на что избранная отвечала парню танцем и завязывался красивый перепляс между ними. А иногда к ним присоединялись и другие пары, таким образом танцевали все. Танец сопровождается стремительной, быстрой и весёлой музыкой, резкими, четкими жестами и даже пением. А когда танцующие по кругу присоединяются друг за другом увеличивая таким образом круг и направление движения круга постоянно меняются это означает что мы попали на Итальянскую свадьбу. Основные инструменты: гитара, и тамбурин (бубен).

В каждом регионе Италии, у этого танца свои особенности. Есть сицилийская тарантелла, тарантелла Монтемарано, Калабрии, Гаргано. Однако классикой жанра является неаполитанская тарантелла, рожденная из испанских и мавританских мотивов. Неизменным в любом регионе остаются быстрота и задорность этого танца.

Этот неудержимый танец привлек к себе внимание многих композиторов. Ф. Лист написал тарантеллу (цикл «Венеция и Неаполь»), а также Шопен, Д. Обера, С. Прокофьев, Россини, К.М. фон Вебера, Ф.Мендельсона и многие другие композиторы 19 и 20 столетия написали свои вариации на тему тарантеллы. Более того, этот танец был описан многими путешественниками, как элемент передающий колорит и самобытность Италии.

Сегодня, в современной Италии, существует фестиваль под названием «Ночи тарантула». Его участники танцуют этот веселый танец. А в Монтемарано открыт музей посвященный тарантелле и школа искусств, призванная сохранить разновидность этого неоднозначного танца.

Практическая часть: 
Цель: ознакомить учеников и педагогов с основными элементами итальянского народного танца «Тарантелла». 

 Педагог: Вот мы с вами и познакомились с танцем в теории, теперь перейдем к практике.  Для этого вам нужно разделиться по парам. Но сначала небольшая разминка.

Разминка:    

- упражнения для развития плечевого пояса,

- упражнение для тонуса мышц рук,

- упражнение для силы стоп,

- упражнение для развития  силы ног (прыжки, приседание). 

Основные движения «Тарантеллы»

1.Основные положения ног.

2.Основные положения рук: 7-я позиция рук (кисть на кисть за спиной).

Движения рук  с тамбурином.  

3.Battement tendu jete вперед:

- с шага и ударом носком по  полу (pique) –  с продвижением вперед, назад;

- удар носком по полу (pique) с подскоком – на месте, с продвижением назад;

- поочередные удары носком и ребром каблука по полу с подскоками – на месте, с продвижением назад.

4. Jete-pigue (на месте и с отходом назад на plie).

5. Jete  «носок-каблук» поочередно (с подскоком).

6. Соскоки на полупальцы в 5-й позиции на рlie (и на месте и в повороте).

7. Pas echappe (соскоки на II позицию).

8. Бег –  pasemboite –  на месте, с продвижением вперед.

9. Основной ход с pas ballone (c фиксацией на cou-de-pied).

10. Подскоки на demi-plie  на месте и с поворотом:

-на полупальцах по 5-й позиции;

-на одной ноге с ударами ребром каблука и носком по 5-й свободной позиции.

11. Pas debasque (тройные перескоки по 5-й прямой позиции с согнутыми вперёд коленями на 900  (на месте и в продвижении вперед, назад, с поворотом).

12. Проскальзывание назад на одной ноге на demi-plie с выведением другой ноги вперед на носок (на месте,  с продвижением назад).

Составление небольшого этюда.

Заключительная часть

Педагог: Вот мы с Вами разучили основные движения танца «Тарантелла» и исполнили их под музыку. Если есть какие-то вопросы, то смело задавайте.

Вопросы участников мастер-класса и ответ на них.

Педагог: Наш урок подошел к концу. Все молодцы! Надеюсь Вам понравился танец и Вы будете его использовать в своей работе и исполнять на сцене. Всего Вам хорошего!

Все выполняют поклон и уходят.

Подведение итогов

 Народно-сценический танец дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.
           Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, так и с точки зрения влияния его на этнокультурное воспитание личности исполнителя. Процесс обучения учащихся танцу «Тарантелла» способствует формированию у учащихся интереса и уважения к культуре  итальянского народа, достижению понимания общемирового и специфического в этих культурах, формирует у них чувство и осознание себя гражданами мира.

Целью данного мастер-класса было поделиться с педагогами опытом работы в обучении учеников итальянскому танцу «Тарантелла». Дети изучили основные движения и элементы итальянского танца «Тарантелла» и исполнили этюд, легко справляясь с  поставленными задачами.

В заключении своей разработки, хотелось бы подчеркнуть, что цель и задачи  мастер-класса достигнуты.

Список литературных источников

1 Гольдшмидт Э. Пособие по немецкому народному танцу. Москва: АНО Брайтенарбайт. 2010г. 384с 
2. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1982. 
3.  Гусев Г.П..Методика преподавания народного танца.«Владос» Москва.2003

4. Горина О.В..Адаптированная программа. Народно-сценический танец.Иркутск.2004

5. Сахина Л.А., Селезнев Н.М..Народно-сценический танец. Учебно-методическое пособие Улан-Удэ.2002