Танцевально-двигательная терапия на занятиях по хореографии для детей младшего школьного возраста

Барышникова Ксения Андреевна

Танцевально-двигательная терапия - это уникальный метод психотерапии, основным принципом которого является понимание того, что наше тело и психика неразрывны и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.

Танцевально-двигательная терапия, используя танцевальную импровизацию и структурированную хореографию, делает акцент на осознанное движение и снимает мышечные блоки, помогая полному выражению и раскрытию внутреннего «Я». А также открывает безграничные возможности для самопознания и обретения целостной и гармоничной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnaya_rabota._baryshnikova_k.a.docx68.95 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Темп и ритм жизни современного общества, масштабность происходящих в нем событий, постоянная стрессогенность окружающей среды – все это факторы, которые оказывают прямое непосредственное влияние на глубокие личностные структуры. Чтобы справляться с большим потоком информации необходимо переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом вопросе выделяется творческая сфера, позволяющая эффективно справляться с напряжением. На данный момент, творчество наполняет все сферы деятельности и затрагивает каждого человека в той или иной степени. Занятие творчеством гармонизирует многие процессы в сознание человека: нормализует физическое состояние и психофизический тонус, дает много положительных эмоций и позволяет справиться с эмоциональным напряжением.

В разнообразии творческих направлений особо выделяется хореография,
так как дает усиленный терапевтический эффект уже с первых занятий. На занятиях хореографией включаются в работу сразу несколько отделов человеческого тела, что дает лучшее понимание своего «Я» и позволяет проработать текущее состояние в естественном
для человека положении, а именно в движении. Роль движения в жизни человека особенно важна, так как человеческое тело предназначено для создания чего-то нового, и умеренная нагрузка необходима каждому человеку. Чтобы мыслительный и двигательный процессы были особенно продуктивными, необходимо периодически замедляться и выпускать лишнее напряжении, и с этим отлично справляется танцевально-двигательная терапия.

Танцевально-двигательная терапия - это уникальный метод психотерапии, основным принципом которого является понимание того, что наше тело и психика неразрывны
и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.

Танцевально-двигательная терапия, используя танцевальную импровизацию
и структурированную хореографию, делает акцент на осознанное движение и снимает мышечные блоки, помогая полному выражению и раскрытию внутреннего «Я». А также открывает безграничные возможности для самопознания и обретения целостной
и гармоничной личности.

Цель данной работы: изучить возможности применения танцевально-двигательной терапии на занятиях по хореографии у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Изучить историю развития танцевально-двигательной терапии.
  2. Выявить особенности танцевально-двигательной терапии у детей младшего школьного возраста.
  3. Исследовать возможности применения танцевально-двигательной терапии на уроках хореографии.
  4. Подобрать комплекс упражнений танцевально-двигательной терапии
    для детей младшего школьного возраста.

В данной работе рассмотрим упражнения из нескольких блоков:

  • Дыхательные практики. Восстановление контакта с телом, повышение доверия
    к своему телу и миру через дыхание.
  • Работа с границами тела. Нормализация мышечного и психического тонуса, энергетического фона.
  • Различные варианты физического контакта членов группы и работа с пространством. Установление различных способов телесного контакта, тренировка взаимодействия с другими детьми.

История развития танцевально-двигательной терапии

Истоки танцевально-двигательной терапии можно найти еще в ранних ритуальных танцах народов мира, которые использовали движение в символическом отображении различных этапов инициации, важных для существования процессов, например, охоты. Уже тогда считалось, что поведение человека в ритуале и в реальных условиях будет идентично, что тело в процессе инициации демонстрирует готов ли человек к выполнению определенных задач. Групповой танец формировал единство, необходимое
для эффективного взаимодействия в реальных ситуациях. Определенная мимика и жесты, используемые в танце, позволяли понимать друг друга на этапе отсутствия речи
или при ее различиях. В танцевальных движениях проявлялись особенности каждой отдельной общности и народа.

Таким образом, с момента появления человека, танец выполнял очень важные функции:

  • ритуальную (сакральная) - танец как самый естественный способ установления связи со «священным», первичный символический язык человечества;
  • коммуникативную - танец, как способ передачи знания и кодификация общения
    не только между полами, но и между членами первичных групп;
  • идентификационную - танец как способ самоопределения, принадлежность своему племени, полу и т.д.;
  • экспрессивную - танец, как игра и первое свободное самовыражение;
  • катарсическую (рекреационная) - танец как способ разрядки снятия эмоционального и физического напряжения, разрядки.

В дальнейшем, аспект индивидуальной инициации движения упразднился, но танец остался элементом социальной коммуникации, перешел в плоскость искусства и нес развлекательную функцию. Он утратил индивидуальность и стал ограничен определенными правилами и традициями. Популяризацию импульсного, не механического, танца связывают с именем Айседоры Дункан, великой танцовщицы 20-го века, разработавшей технику свободного движения, основанную на древнегреческих мистериях.

События Второй Мировой войны поставили перед мировым сообществом вопросы реабилитации огромного количества людей, объединенных различными проблемами, травмами, различающихся возрастом и слоем населения. В тот период в психотерапии доминировала психоаналитическая теория, которая, в классическом использовании, была несколько ограничена вербальными инструментами.

Танцевальная терапия, как метод коррекции стала рассматриваться после развития идей неофрейдиста Вильгельма Райха, работавшим над концепцией оргонной энергии
и мышечных зажимов (панцирей). Так же Карл Юнг (аналитический психоанализ) культивировал танцевального направления лечения, считая, что танец – один из способов выражения «активного воображения», помогающий извлечению бессознательного пласта для анализа и достижения катарсиса.

Окончательную интеграцию психоанализа и концепции свободного танца модерн предписывают Мэриан Чейс, американскому учителю танцев. Наблюдая
за трансформациями, происходящими с учениками ее школы, которые большее внимание уделяли эмоциональному выражению, а не точности технического выполнения жеста, она начала использовать движение с целью понимания и изменения психологического состояния. В дальнейшем, апробировав метод на пациентах психиатрического учреждения и получив ошеломляющие результаты, когда, недоступные общению ранее, больные смогли наладить коммуникацию и стали способны выражать чувства, танцевальная терапия в конце 40-х была признана сообществом психологов и психиатров.

Этапы танцевально-двигательной терапии по методу М. Чейз:

  1. Ритм - основа всего. Он позволяет почувствовать сопричастность к групповому процессу, ощутить взаимосвязь и общие для всех качества. Ритм в философии Чейз является основой всего живого, движущегося.
  2. Общая атмосфера группы. Она подсказывает, с какой музыки (ритма, темпа) лучше начать. В чём нуждается группа?
  3. Формирование начального контакта. Задача терапевта двигаться, встречаясь
    с каждым участником, стараясь почувствовать ритм и настроение. Улавливая допустимую степень близости, необходимое время для контакта и способ коммуникации. Эмпатия, принятие, поддержка каждого движения пациента.
  4. Терапевт подходит с уважением к каждому участнику, давая возможность вступать в контакт и также легко из него выходить. Стоит помнить: первое прикосновение является прерогативой пациента, дистанция и используемое пространство определяются движением пациента.
  5. Терапевт помогает развиться непрерывности действия, включаясь
    во взаимодействие с каждым участником. Поток движения начинает соединять одного пациента с другим. Присутствие терапевта и движения по всей комнате начинают определять пространство и структуру.
  6. Когда каждый пациент установит отношения с терапевтом и захочет объединиться с другими, образуется круг. И здесь важный момент, круг в работе Чейз несёт терапевтический смысл. Он позволяет почувствовать себя равными, значимыми, способными влиять на динамику и движения группы. Формируется безопасное пространство, где участники могут входить и выходить из круга свободно.

Далее развитием идей М.Чейз в танцевально-двигательной терапии занялась Труди Шуп. Она сосредоточила свое внимание на спонтанном, катарсическом высвобождении сдерживаемых чувств в танце и исследовании скрытых конфликтов, которые были источниками психического и физического напряжения. Подход Т.Шуп направлен на работу с интеграцией тела и выражением чувств, фантазий и конфликтов через символические действия. Она особое внимание уделяла дыхательным практикам, центрированию тела, оптимальному мышечному тонусу, и использованию пространства с целью восстановления на телесном уровне.

В 1950 году Мэри Уайтхаус разработала свой метод работы в телесно-двигательной терапии. Она работала с бессознательным, используя технику «активного воображения»
и понятие «аутентичного движения» К.Юнга. Она считала, что танец - это путь
к бессознательным переживаниям личности. Целью терапевта является помощь клиенту
в поисках «подлинного движения», которое есть проявление Самости – это регулирующий центр психики и в то же время целое психики. Самость никогда не может быть полностью схвачена сознанием, опыт самости и непрерывный процесс самореализации являются целью индивидуации (К.Юнг). Она разработала процесс, который назвала "movement-in-depth" (движение-в-глубину), который воплощал ее понимание танца, движения
и глубинной психологии. Ее подход помог создать современную практику движения, называемую "аутентичным движением". В этом виде движения, базирующемся
на принципах юнгианского анализа, пациенты протанцовывают свое ощущение внутренних образов, что помогает лучше понять движущие силы прошлого и настоящего.

Также стоит выделить подход Бланш Эван, который стал известен во второй половине XX века. Бланш Эван придает особое значение восстановлению действительных возможностей клиента до его изначального потенциала через выразительные движения
и переобучение тела состоянию чувствования, определению ответного чувства, отклика
на движение. Фундаментальная концепция метода Эван в психофизическом аспекте заключается в том, что весь человеческий опыт, включающий эмоциональное реагирование, память и мысли, содержит кинестетические компоненты. Мобилизация относится к последовательностям указаний, которые сформулированы для увеличения телесного осознания и словаря свободного движения через исследование элементов танца, а именно ритма, пространства, интенсивности, движения тела и содержания.

Три примера мобилизации:  

  1. указание, придающее значение структуре тела (например, исследовать диапазон движений позвоночника);
  2. указание, расширяющее использование элементов танца (например, поэтапно менять темп от очень быстрого до очень медленного);
  3. указание, которое поддерживает экспериментирование с новыми движениями (например, исследовать прыжки, скольжение, стремительное движение, взрывные движения)

В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии,      и данную дату принято считать началом развития танцевально-двигательной терапии,
как самостоятельной дисциплины.

Таким образом, танцевально-двигательная терапия, как метод коррекции психологического, эмоционального и физического состояния, используется для раскрытия способности свободно выражать эмоции посредством движения и проработки бессознательного материала, исследуя телесное сопротивление и интегрируя его
в сознательное. Элементами терапевтического процесса направления являются осознание, как отдельных компонентов тела, так и чувственных переживаний при движении, увеличение выразительности, аутентичное движение, раскрытие спонтанности.

Идеи танцевально-двигательной терапии стали появляться в России с начала 1990-х гг.  Многие из психологов, получив начальную информацию о ТДТ, начали свою практику с экспериментов и исследований, постепенно осваивая информацию о развитии танцевальной терапии на Западе и разрабатывая собственные подходы.

В России сложился особый «союз» танцевальной терапии и телесно-ориентированной психотерапии. Связано это с историческими условиями: в период перестройки, когда началась реинтеграция российских психологов в мировое сообщество, телесная и танцевальная терапия часто узнавались на одних и тех же тренингах
и семинарах. В конце 1995 года в Москве образовалась Ассоциация танцевально-двигательной терапии, которая работает при активной поддержке Американской танцевально-терапевтической Ассоциации Европейской Ассоциации ТДТ
и международной Ассоциации терапии творческим выражением.

На данный момент спектр применения танцевально-двигательной терапии значительно расширился: начиная от разнообразных программ для взрослых (программы борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных)
и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей,
а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями.

Особенности танцевально-двигательной терапии

Танцевально-двигательная терапия - это психотерапевтическое использование танца
и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

Данный вид терапии использует движение и творческое выражение для интеграции
и развития личности. Основная идея ТДТ в том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Физический опыт действия мышц выступает, как быстрый путь познания и получения опыта о себе, способствует повышению самооценки.

В танцевально-двигательной терапии существует три группы подходов:

1) Клиническая танцевальная терапия - это вспомогательный вид терапии, который используется в клиниках наряду с медицинским лечением и может длиться несколько лет.

2) Танцевальная психотерапия для людей с психологическими проблемами - ориентирована на решение конкретных запросов человека.

3) Танцевальная терапия для личного развития - этот урок предназначен для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни.

В данной работе мы рассмотрим танцевально-двигательную терапию,
как вспомогательный компонент на занятиях хореографией.

Одной из главных особенностей ТДТ заключается в том, что она объединяет в себе физическую активность и эмоциональные проявления. Это именно тот метод, который позволяет воздействовать на физическую составляющую здоровья человека и на его эмоциональный фон. Установлено, что танец способствует восстановлению и регуляции
в организме уровня серотонина и дофамина, играющих существенную роль в эмоциональной оценке событий, происходящих в нашей жизни.

Еще одной особенностью ТДТ является универсальность. Заключается она в том, что метод практически не имеет противопоказаний и может быть применим в реабилитации лиц различных возрастных групп, в том числе детей и пожилых людей.

Также танцевально-двигательная терапия синтезирует в себе сразу несколько областей: телесно-двигательную терапию, психотерапию, арт-терапию. Она вобрала в себя из каждой области необходимые техники, принципы и упражнения.

ТДТ базируется на следующих принципах:

  • Принцип № 1 базируется на положении о том, что тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.
  • Принцип № 2 - коммуникативный. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
  • Принцип № 3 - холистический принцип или принцип целостности. Триада мысли-чувства-поведение рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.
  • Принцип № 4 - процессуальный. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект.
  • Принцип № 5 - обращение к творческим ресурсам человека, как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

Танцевально-двигательная терапия, в дополнение к движению, использует такие понятия, как вес, пространство, время, музыка, чтобы расширить и обогатить творческий
и выразительный мир человека.

Особенности обучения танцевально-двигательной терапии у детей младшего школьного возраста

Трудно переоценить важность движения в развитии детей младшего школьного возраста. Ощущения тела для детей имеют первостепенное значение в развитии окружающего мира. Не случайно психологи говорят, что ребенок мыслит своим телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления происходит в его опоре на практические действия.

Движения ребенка связаны с ощущениями радости и удовольствия от совершения различных действий. Возможность раскрыть себя для ребенка является одним из самых предпочтительных удовольствий, а также эффективным средством поддержания его интереса практически к любой профессии. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы и переживание радостных состояний приводит к формированию оптимистического мировоззрения, которое является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в гармонии с другими и с собой. Чувственной основой морали является любовь и доверие к окружающим людям, чувство гармонии, эмоционального равновесия и физического комфорта. Психическое и душевное здоровье ребенка коренится в эмоциональных и физических процессах.

Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Большая часть информации об окружающем мире поступает ребенку через телесные ощущения, поэтому в разных частях тела появляются области, которые «запоминают» положительные
и отрицательные отпечатки его общения с миром.

Чем меньше мышечных зажимов и негативных следов на теле человека, тем он здоровее, свободнее и богаче. Вот почему педагоги в развитии ребенка могут использовать не только методы воздействия на его или ее ум и мышление, но и упражнения, которые отвлекают ум от контроля над телом, применяя движение и музыку.

С помощью музыкального движения мы можем:

  • дать возможность снять накопленную усталость за день или неделю;
  • развивать координационные и пространственные представления ребенка;
  • научить детей контролировать свои действия;
  • научить общаться с другими детьми и взрослыми без колебаний и смущений;
  • помочь справиться с мышечным и эмоциональным напряжением;
  • создать ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самовосприятия
    для ребенка.

Суммируя все вышеизложенное, можно смело утверждать, что танцевальная терапия помогает в решении ряда актуальных задач, а именно:

  • повышение уровня развития психических процессов, развитие творческих способностей учащихся, повышение уровня самосознания;
  • развитие эмоционально-волевой сферы, повышение уровня социальной адаптации
    к жизни.

Опираясь на характерную потребность детей в самоутверждении и признании
их возможностей, танцевальная терапия обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, раскрытия творческих способностей, самоопределения, самореализации, социальной активности.

Применение танцевально-двигательной терапии на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста.

Коррекция физиологических и эмоциональных процессов у детей младшего школьного возраста является центральным элементом в системе танцевально-двигательной терапии
на занятиях по хореографии.

Основными направлениями данной системы являются:

  • смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
  • повышение активности и самостоятельности;
  • устранение мышечных зажимов;
  • улучшение понимания своего тела.

Для качественной работы в данном направлении необходимо понять, какие каналы восприятия задействуются в первую очередь. Человек воспринимает окружающий его мир через пять основных каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. Далее информация перерабатывается в нашей голове на основе одной из преобладающих сенсорных систем.

Выделяют четыре основных типа сенсорных систем:

  • Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации.
  • Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота.
  • Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры.
  • Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Необходимо выяснить преобладающий канал информации и сенсорную систему
в каждой группе практикующих, и на основе данных выводов выбирать необходимые упражнения. Чаще всего, у детей школьного возраста преобладает зрительный канал восприятия и визуальная сенсорная система. Такое сочетание наблюдается у большинства людей, остальные каналы и системы играют дополнительную роль.

Данные каналы восприятия эффективно применяются нами на всех занятиях хореографией. Чтобы донести информацию педагоги проговаривают, показывают, логически объясняют, при необходимости подходят и исправляют. Однако кинестетическая система используется слабо и не в полном объеме. Именно эта система позволяет лучше понять свое тело, почувствовать зажимы, тревоги, справиться с лишним напряжением. В ТДТ
за чувственную часть отвечают упражнения из телесно-ориентированной терапии, где упор делается на дыхании, импульсах, массе и т.д.

Упражнения ТДТ рекомендуется делать в конце занятий, и отводить на них 10-15 минут. Также лучше задействовать сразу несколько сенсорных систем для более полного терапевтического эффекта.

Что необходимо подготовить:

  • расслабляющая музыка без слов (звуки природы, звуки поющих чаш, приглушенные звуки города, классика);
  • гимнастические коврики разной жёсткости и разного профиля поверхности, если такие имеются;
  • ароматические свечи и палочки;
  • мячики разного размера иди другие предметы для создания массы.

Все упражнения, которые будут представлены ниже, следует выполнять после основной части уроки, когда тело обучающих разогрето и уже получило необходимую физическую нагрузку.

Дыхательные практики выполняются на коврике в положении лежа или сидя:

  1. «Надуть шарик», положение лежа.

Наполнить легкие воздухом и выдохнуть, можно со звуком (5-6 раз). Далее наполняем легкие воздухом, задерживаем дыхание на пару секунд и выдыхаем, так несколько раз. Переходим на дыхание животом. Наполняем воздухом живот и выдыхаем (5-6 раз). Далее
с задержкой дыхания на пару секунд. После чередуем дыхание легкими и животом без каких-либо задержек дыхания.

Задержки дыхания можно применять по необходимости, если детям некомфортно,
то лучше исключить их.

  1.  «Дышим глубоко», положение лежа или сидя в позе лотоса.

Вдыхаем на счет 7, выдыхаем на счет 9. То есть дети делают медленный, спокойный вдох считая до 7, и делают долгий выдох считая до 9. Так пару минут. Данное упражнения замедлит все мыслительные процессы, и расслабит тело.

  1.  «Дыхание на боку», положение лежа.

Ложимся на правый бок, вытягиваем правую руку над головой, она лежит на полу. Охватываем голову левой рукой, и кладем ладонь на затылок. Теперь поднимаем голову               с помощью левой руки, так, чтобы левое ухо приблизилось к левому плечу. В таком положении подышать несколько раз, хорошо наполняя грудь воздухам. Также можно проследить ребер по обеим сторонам. С правой стороны, которая лежит на полу, ребро будет минимально расширяться, так как есть твердая поверхность. Повторить дыхание несколько раз, далее лечь на спину, отдохнуть и повторить все с левого бока.

  1. «Медленное дыхание с повествованием» положение лежа.

Необходимо придумать повествование-сказку, буквально минут на 5, где дети смогут использовать свое воображение. Все выполняется с закрытыми глазами. За основу могут быть взяты такие темы, как полет в космосе, прогулка по лесу, морское приключение и т.д. Необходимо подобрать музыкальное сопровождение к заданной теме, и желательно, чтобы присутствовал еле уловимый запах, чтобы лучше погрузиться в тему повествования. Важную роль играет голос педагога, говорить нужно медленно, спокойно, глубоко. Можно приглушить свет.

Телесно-ориентированные упражнения на работу с границами тела:

После дыхательных практик, когда мыслительные процессы замедлились и тело расслабилось, приступаем к следующим упражнениям:

  1. «Почувствуй тело». Дети находятся в позе «звездочка» - ноги и руки раскинуты, глаза закрыты.  Под медленную музыку даем задачу почувствовать различные части тела                  от больших систем (корпус, голова, туловище и т.д.) к маленьким элементам (пальцы, уши, позвонки и т.д.). В это время педагог может давать импульс на заданную часть тела. Например: если педагог сказал, почувствовать левую ладонь, то можно подходить и мягко прикасаться                к левой ладони обучающихся, чтобы дети запомнили телесные ощущения импульса. При этом давать ассоциативный ряд. Например: предложить детям представить, что по правой ноге бежит вода и т.п. Чтобы почувствовать центр, можно положить на него небольшой мячик, так дети чувствуют, где он именно находится.
  2. «Почувствуй поверхность». После работы с телесными импульсами, можно предложить детям исследовать поверхность пола. Также мягко, без резких движений, дети начинают перемещаться по полу в рамках своего квадрата. Параллельно педагог дает задачи: сжаться к центру в позу «эмбриона», разжаться, повернуться на бок, исследовать поверхность коврика и т.д.  Работать лучше с приглушенным светом. На данном этапе можно подключить сенсорные шарики маленького размера. Они позволяют лучше прочувствовать различные состояния.

  1. Упражнение «Лепим лицо». Педагог говорит:

- Представьте себе, что наше лицо сделано из пластилина или из глины. Прикоснитесь руками к своей голове. Ощупайте пальцами голову: какой формы она у вас? Почувствуйте свои волосы: какие они на ощупь – мягкие или жесткие? Расслабьте кисти рук и пальцами слегка постучите по голове будто идет дождик. Делайте это мягко, не причиняйте боль вашей голове.

Теперь коснитесь пальцами своих ушей. Представьте себе, что вы лепите себе ушки из глины. Нажимайте слегка пальчиками на мочки ушей, передвигайте пальцы выше, слегка оттяните ушки в стороны, теперь вверх, вниз. Скорчите рожицу, как обезьянки, оттягивая при этом ушки в стороны. Теперь лепим лоб. Коснитесь своего лба пальцами. Ощутите, какой он твердый. Почувствуйте, какая гладкая у вас кожа. Разминайте пальчиками свой лоб, слегка надавливая на кожу и ослабляя давление.

Теперь пальчиками коснитесь своих бровей. Брови необходимы человеку, они оберегают глаза от пыли, которая попадает на лоб. Разминайте брови. Теперь прикройте глаза и слегка коснитесь век пальцами. Чуть-чуть надавите на веки и ослабьте давление. Слегка разомните мышцы около глаз. Это необходимо для того, чтобы мышцы глаз стали сильнее, чтобы глаза были зоркими. Теперь лепим себе щечки. Надуйте щеки и разминайте их пальчиками. Теперь переходим к подбородку. Разминаем подбородок. Выдвиньте нижнюю челюсть и потрогайте ее пальцами, осторожно сместите челюсть в сторону, теперь - в другую. Верните челюсть                       на место.

  1. «Циферблат на теле». Представьте себе циферблат, нарисованный на задней части таза, так что цифра шесть приходит на копчик, цифра двенадцать - на верхнюю часть таза. Используя этот циферблат, мы медленно вращаем таз по часовой стрелке и наоборот. Движение небольшое, необходимо пройти несколько точек: копчик, правый тазобедренный сустав, левый тазобедренный сустав, низ пятого поясничного позвонка. Все в максимально комфортном темпе, без сильных прогибов в пояснице, постараться прочувствовать позвонки и таз. Также можно использовать технику «циферблата» на верхней части спины и голове.
  2. «Работа с предметом». В данном упражнении можно использовать любой предмет вне зависимости от массы. Это может быть воздушный шар, теннисный мяч, платок и т.д. Задача заключается в том, чтобы почувствовать сам предмет, его структуру                                      и особенности. Также прочувствовать какое влияние он оказывает на тело. Упражнение можно выполнять как на полу, так и в вертикальном положении. Лучше начинать с пола, так как                        в расслабленном состоянии, тело сильнее реагирует на предметы, а уже дальше переходить                  в пространство класса. Упражнение может начинаться с поднимания рук, необходимо почувствовать массу предмета каждой рукой, потом можно перейти на ноги и туловище. Дети концентрируются на своих ощущениях, пытаются понять, что им нравится, а что нет. Далее можно подключить танцевальную импровизацию с заданным предметом. В конце педагог собирает обратную связь.
  3. «Росток».  Исходное положение - сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Педагог: «Представьте себе, что Вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать Вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». Усложняя в будущем упражнение, можно увеличить продолжительность «роста» до 10–20 «стадий».  После выполнения этого упражнения полезно сразу же перейти                             к упражнению «Потянулись - сломались».
  4. «Потянулись - сломались». Выполняется в положении стоя. Максимально потянуться руками на верх, при это вытягивая все позвонки и макушку. На выдохе сломаться, используя дыхание и голос, со звуком «фух».  

 Танцевально-двигательные упражнения с использованием пространства:

1. Техника Body Jazz Габриэлы Рот. Основная идея Body Jazz состоит в выделении «центров движения», что означает, что в каждый момент времени движение инициируется
и ведется определенной частью тела.

Выделяются 7 таких центров: голова-шея, плечи, локти, кисти, бедра (таз), колени, ступни. Последовательность обращения к центрам может быть как прямой (от головы
к ступням, что дает снижение излишнего контроля), так обратной (от ступней - к голове,
что дает большую устойчивость и «заземленность»).

Важным этапом является также завершающее объединение центров в общем танце.
На разных занятиях контекст упражнения может отличаться, вы можете сделать акцент:

1)на поиске новых, незнакомых движений;

2)на изолированности/связанности центров с другими частями тела;

3)на использовании пространства (изменениях амплитуды движения);

4)на изменениях ритма и скорости движения.

Эти упражнения могут проходить как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Лучше начинать с закрытых глаз, чтобы внимание участников было направлено на внутренние ощущения, и не так влиял страх оценки. По мере развития движенческого репертуара
и групповой динамики можно переходить к выполнению упражнения с открытыми глазами.

2.    Body Jazz - походки (версия Александра Гиршона). Педагог предлагает участникам начать свободно ходить, причем достаточно быстро, чтобы тело немного «несло». Через 1-2 минуты ведущий предлагает направить внимание на первый центр - голову, чтобы она начала «вести» тело в походке. Затем ведущим центром становятся другие центры (плечи, локти, кисти, бедра, колени, ступни). В ходе упражнения предлагается обращать внимание на разницу в качестве взаимодействия и эмоциональной окраске между походками, исходящими из разных центров, «узнаваемость» или новизну каждой из походок. После всех семи походок участникам предлагается вспомнить их обычную, повседневную походку и отметить, какие центры ведут в этой походке. Далее предлагается найти походку, которая больше устраивает человека телесно и эмоционально. Небольшая обратная связь: что было удобно, а что не совсем.

3. «Огонь-лед». Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
В конце общий выдох. Музыкальное сопровождение подбирается заранее: интенсивная музыка на фазе «Огонь», спокойная фоновая или тишина на фазе «Лед».

4. «Покажи предмет». Педагог показывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет) участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку
ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй участник обыгрывает эту
же линейку, например, как ружье или кисть и т. д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение
к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку
как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

5. «Зеркало». Дети становятся друг напротив друга. Один становится водящим
и показывает движения, которые подсказывает ему тело, второй пытается максимально повторить данные движения. Темп медленный, после можно увеличивать интенсивность. Дети пытаются максимально вживаться в движения друг друга и почувствовать общее течение.
В конце обратная вязь.

6. «Уровни». Импровизация детей, используя 7 центров в теле, по трем уровням
в пространстве: высокий, средний, низкий. Обучающиеся пытаются плавно переходить
из одного уровня в другой, полностью погружаясь в процесс и чувствую каждое движение.

7. «Соприкосновение центров». Выполняется в паре, тройках или четверках. Выбирается один центр (голова-шея, плечи, локти, кисти, бедра (таз), колени, ступни) и обучающиеся соприкасаются им. Задача, используя пространство, максимально долго сохранять ощущения единения центров. Сначала необходимо просто почувствовать соприкосновение, далее начинать медленно шагать вперед, назад, в сторону, движение вниз и наверх. После переходить к более сложных задачам. Повторить несколько раз со сменой центров. В конце обратная связь.

8. «Понятие массы». Упражнение выполняется индивидуально. Предполагается использование предметов разной массы. Обучающиеся занимают все пространство зала,
и выбирают любое удобное положение стоя на ногах. Всем участникам раздаются теннисные шарики (либо другой предмет). Музыка должна быть медленная и спокойная. Сначала необходимо просто прочувствовать массу, несколько секунд. Далее медленно поднимаем руки в свободной пластике, пытаясь понять, насколько руки увеличились в массе, при этом не сходя с места. Потом подключаются ноги, и дети начинают двигаться по залу шагом. Далее начинается танцевальная импровизация с предметом, подключаются все части тела. Также можно задействовать уровни пространства, удерживать мячики на плечах, на ноге и т.д., чтобы в полном объеме понять к масса воздействует на тело. В конце обратна связь.

Таким образом, при систематическом проведение упражнений танцевально-двигательной терапии на занятиях хореографии у детей младшего школьного возраста могут способствовать снятию мышечного напряжения у учащихся, принятию своего тела, повышению уровня самооценки и уверенности в себе, снятию агрессии и сплочению коллектива.


Заключение

В данной работе мы выяснили, что целебная сила танца была известна еще с древних времен. Многие ритуалы и обряды сопровождались танцевальными движениями и образами. Люди верили, что с помощью танца можно установить связь с богами, вылечить болезни, завоевать земли. Уже тогда считалось, что поведение человека в ритуале и в реальных условиях будет идентично, что тело в процессе инициации демонстрирует готов ли человек
к выполнению определенных задач. В наши дни задачи танцевально-двигательной терапии направлены прежде всего на эмоциональное и психическое здоровье.

Танцевально-двигательная терапия - это психотерапевтическое использование танца
и движения, как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
 Осознавая свое тело и свои движения, человек автоматически корректирует образ тела и отношение к нему. Выражая свои эмоции в движении, он получает доступ к проблеме, тем самым открывает путь к ее проработке.

Также мы изучили особенности и возможности применения танцевально-двигательной терапии на занятиях по хореографии у детей младшего школьного возраста. В данной возрастной категории вся информация об окружающем мире поступает через телесные ощущения, поэтому в разных частях тела появляются области, которые «запоминают» положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Тело реагирует на сильные эмоции, что может привести к мышечным зажимам, и справиться с ними может танцевально-двигательная терапия.

Возможности танцевально-двигательной терапии:

•        снять накопленную усталость;

•        развивать координационные и пространственные представления ребенка;

•        научить детей контролировать свои действия и эмоции;

•        научить общаться с другими детьми и взрослыми без колебаний и смущений;

•        помочь справиться с мышечным и эмоциональным напряжением;

•        создать ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самовосприятия.

Таким образом, в процессе выполнения танцевально-двигательных упражнений происходит исследование обучающимися резервов собственного тела, что ведет к осознанию своих эмоциональных процессов. Через данные упражнения дети учатся познавать свой внутренний образ «Я», обогащая свой духовный мир, который является качеством, свойством и содержанием личности. Также дети раскрывают свой потенциал, обучаются свободному самовыражению эмоций и чувств, что способствует формированию эмоциональной устойчивости. В результате сам танец несет в себе терапевтический эффект.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. - 4-еизд., стереотип [Текст]. - М.: изд. центр «Академия», 1999.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология [Текст]. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
  3. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия [Текст]. - СПб.: Речь, 2006.
  4. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  5. Старк А. Танцевально-двигательная терапия //Старк А., Хендрикс К.          Танцевально-двигательная терапия /Пер. с англ. И В. Бирюковой [Текст].                             - Ярославль, 1994
  6.  Фельденкрайз М. Сознавание через движение. Двадцать практических уроков/ Пер. с англ. М. Папуша [Текст]. - М.: Академический проект, 2021.