Статья "Роль духовно-нравственного воспитания в освоении хореографического репертуара"

Кузьмина Ольга Аркадьевна

Статья рассказывает о комплексном культурологическом подходе при подготовке хореографических номеров с этнокультурным компонентом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль духовно-нравственного воспитания в освоении хореографического репертуара

(на примере номеров «Большая стирка», «Валенки»,

«Деревенская картинка», «Весну звали»)

Педагог дополнительного образования

ГБУ ДО Дома детского творчества

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Кузьмина Ольга Аркадьевна

      Одной из приоритетных задач внешкольного образования является духовно-нравственное воспитание учащихся. Обобщение опыта современных педагогов и методистов свидетельствует, что нравственное воспитание должно быть направлено на эмоциональное развитие, на осознание детьми явлений социальной жизни, на формирование стремления сопереживать чужому горю, проявление радости и гордости за успехи других, формирование эталонных, правильных представлений о зле и добре и соответствующих моделей поведения – доверия и уважения к старшим [Мулько И. Ф. С.20]. Обучение танцу, как средству выражения чувств, эмоций, настроений, окружающей действительности, невозможно без приобщения детей к духовным ценностям национальной и общечеловеческой культур. Реализация задач данного направления воспитания на уроках хореографического искусства может эффективно осуществляться в процессе обучения дошкольников русскому народному танцу.

     Народный танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира. Он многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство. Через народно-сценический танец учащиеся знакомятся с темпераментом и характером различных народов, проникаются уважением к народным традициям, к своим корням. В репертуаре студии эстрадного танца «Мон Кураж» имеются стилизованные номера «Большая стирка», «Деревенская картинка», «Валенки», «Весну звали», необходимым этапом освоения которых является предварительная беседа с учениками о традиционной культуре, её многообразии и духовной красоте, что позволяет детям лучше понять суть танца, открыть эстетические смыслы, заложенные в нём, почувствовать себя частью огромной культуры.

       Таким образом, актуальность применения культурологического подхода при освоении детьми танцевального репертуара заключается в формировании у учащихся способности «проживать» танец, осмысленно воплощать образы, заложенные в постановке, эмоционально развиваться и почувствовать свою причастность к национальной культуре.

      Цель такого подхода – в воспитании национального самосознания, патриотизма, любви к Родине, эмоционального интеллекта и способности выражать эти эмоции через танец.

     Задачи работы:

Воспитательные:

- сформировать духовно-нравственные ориентиры и чувство сопричастности к национальному культурному наследию;

-   воспитать  любовь  к культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям и народным  играм;

-   воспитать культуру поведения в сценической деятельности;

-   воспитать коммуникативные навыки, уважение к сверстникам;

-   воспитать умение взаимодействовать в процессе репетиций с партнерами;

- воспитать волевые качества: выносливость, терпение, целеустремленность, умение  добиваться результата.

Образовательные:

-        научить исполнению элементов русского танца;

-        научить различать основные виды музыкальных и танцевальных жанров.

Развивающие:

-        развить эстетические эмоции, чувства в процессе исполнения танца;

-        развить творческое воображение;

-        развить целостное восприятие музыкального и танцевального репертуара;

-        научить воспринимать выразительность музыки и движений;

-        развить музыкально-двигательные навыки, музыкально-двигательную память;

-        создать условия для развития личностных качеств: самостоятельности,              

            инициативности

-         совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого

           ребенка.

     В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом воспитания. Занятия хореографией способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных методов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе – это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень – это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

      Реализация педагогической модели духовно-нравственного воспитания с этнокультурным компонентом в освоении хореографического материала (характерный танец) осуществляется педагогом Кузьминой О. А. по следующим этапам:

  1. Посредством наглядно-действенного метода:

- рассказ педагога о народной культуре, её традициях и эстетической ценности;

- демонстрация  книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов.

  1. Словесно-образного метода:

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседа с элементами диалога, обобщающая рассказы педагога;

- ответы на вопросы педагога, детей;

- сообщения дополнительного материала воспитателем;

  1. Практического метода:

- разучивание хореографического материала (элементов, связок, композиции);

- разучивание рисунка танца, выстраивание по «точкам»;

- поэтапное репетирование отдельных частей постановки;

- соединение всех отрепетированных частей в единый танец;

- чередование прогона всего танца с репетицией её отдельных частей.

     Совокупность данных методов позволяет дать детям необходимые комплексные знания о культуре народа, воздействовать на эмоционально-чувственную сферу обучающихся, научить качественному исполнению хореографической композиции, воспитать волевые качества: выносливость, терпение, целеустремленность, умение  добиваться результата. Именно такие духовно-культурные основы хореографии определяют ее особый педагогический потенциал, который способен выступить действенным средством в процессе обучения воспитанников в учреждениях дополнительного образования.

     Методологической основой работы педагога при таком подходе являются: анализ и обобщение психолого-педагогической, культурологической и социологической литературы; обобщение и систематизация педагогического опыта; практическая реализация поставленных задач.

      Пример осуществления данной педагогической модели в освоении воспитанниками студии эстрадного танца «Мон Кураж» репертуарных номеров «Большая стирка», «Деревенская картинка», «Валенки», «Весну звали»:

     Танец «Большая стирка» рассчитан на воспитанников коллектива 6-9 лет, в номере заняты 12 человек. Отличительная особенность постановки – применение реквизита (тазики, полотенца), усиливающего эмоциональную составляющую танца и придающего ему колорит и своеобразие. Разучивание танца предваряет беседа о народном быте, способах производства и крестьянской жизни. Освоение данной постановки прививает ученикам уважение к труду. Дети учатся помогать друг другу и приносить пользу близким. В ходе освоения танца дети учатся исполнению элементов русского танца, пониманию характерных особенностей жанра, а также развивают координационное мышление.

      Танец «Деревенская картинка» рассчитан на детей 6 – 14 лет, в номере заняты 14 человек. При подготовке к танцу дети узнают о жизни в деревне, видах крестьянского труда, одежде (повседневной/праздничной), деревенских праздниках, танцах. Номер вызывает в представлении детей образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их. Воздействуя на чувства и мысли воспитанников, танец способствует эмоциональному познаванию окружающей действительности и помогает ее «проживанию», осмыслению. Озорной характер постановки помогает раскрепощению маленьких исполнителей, побуждает в них артистизм и возможность самовыражения.

    Танец «Валенки» рассчитан на воспитанников 6-9 лет, в номере заняты 12 человек. Эта хореографическая композиция является выражением «русской души» и прививает детям любовь к народной культуре, её самобытности и аутентичности. В предварительной беседе педагог рассказывает об основных чертах «русской души», национальных ценностях, традиционных промыслах и одежде. В ходе освоения танца дети закрепляют усвоенные элементы русского танца, а также разучивают новые, более сложные связки.

   Танец «Весну звали» рассчитан на воспитанников 6 – 14 лет, в номере заняты 24 человека. Этот красочный и динамичный танец является своеобразной кульминацией в данном блоке постановок и неизменно находит большой отклик и поддержку зрителей. При подготовке к данной постановке дети узнают о традиционных праздниках русского народа, их истоках и обрядовой стороне. Ученикам открывается всё богатство и самобытность отечественной народной культуры, её скрытые смыслы и эстетический потенциал. Всё это помогает им максимально празднично, с самоотдачей воплотить на сцене атмосферу народного гуляния, свободу и размах русской души. В освоении этого хореографического материала дети совершенствуют свои танцевальные навыки и способы их воплощения на сцене.

  Таким образом, при освоении данного блока репертуара хореографического коллектива «Мон Краж» дети осваивают в комплексе различные аспекты национальной культуры: крестьянской жизни, быта, труда, промыслов, одежды, традиций, обрядов и праздников. Всё это позволяет воспитанникам лучше, осмысленнее осваивать предлагаемый хореографический материал, помогает артистичнее и осознанно выражать свои эмоции через танец, увереннее держаться на сцене.

      Особенность постановок заключается в современной подаче материала: стилизованном музыкальном материале, хореографическом языке, элементах костюма, что позволяет детям с ещё большим интересом воплощать данные постановки в жизнь, работать на сцене и вызывать тёплый приём у зрителя.

     Все номера не раз отмечались призовыми местами на конкурсах и фестивалях, что доказывает актуальность данной темы и успешную реализацию поставленных целей и задач.

    Теория и практика показывает, что младший школьный возраст – особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение. Он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека. Духовно-нравственное воспитание на основе традиционной народной культуры за счет реализации этнокультурного компонента, позволяет ребёнку самореализовываться, укреплять межнациональную дружбу, жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев, любить Родину, свою семью и природу. Применение комплексного культурологического подхода с этнокультурным компонентом при подготовке к освоению хореографического материала доказало свою эффективность: ученики осознанно подходят к исполнению танца, к воплощению на сцене эстетических смыслов постановки, «проживают» его и умеют передать эмоции и «дух» народного танца. Дети научаются любить и ценить прошлое своего народа, свои корни и Отечество, что является неизменной целью педагога наряду с обучением воспитанников хореографическому мастерству.

Библиография

  1. Абрамова О. Значение фольклорной хореографии в традиционной культуре // Дом культуры (Традиционная народная культура). № 10. 2015 С. 66-72.
  2. Богданов Г. Ф. Реальный опыт хореографического фольклора // Я вхожу в мир искусств (Золотой фонд прессы 2006) (Сказ о русском традиционном хореографическом фольклоре). № 11. 2012 С. 29-37.
  3. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство. – 363 с.
  4. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2012.  – 240 с.
  5. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1989. - 242 с.
  6. Климов А. А. Основы русского народного танца. М.: Искусство, 1981. – 270 с.
  7. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. СПб: Лань, 2010. – 344 с.
  8. Матюхина Т. И. Увлекательная хореография. Дополнительное образование и воспитание. № 2. 2010. С. 24 – 29.
  9. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 7 лет: метод. пособие. М.: Сфера, 2000. – 96 с.
  10. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / под общ. ред. Т. И. Оверчук. М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 130 с.
  11. Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. М.: Профиздат, 1976. – 70 с.
  12. Перчун Н.В. Русские народные игры как средство нравственного воспитания современных младших школьников / Актуальные проблемы школьного воспитания на рубеже веков. Липецк: Липецк гос. пед. ун-т, 2000.
  13. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева // Программы дошкольных образовательных учреждений. М.: Аркти, 2003. С. 47– 48.
  14. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой». СПб.: Детство-Пресс, 2004 (ГПП Печ. Двор). – 205 с.
  15. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. М.: Владос, 2003. – 256 с.