Методическая разработка

Прудникова Кристина Владимировна

«Концертная  и  конкурсная  деятельность как мотивация  к обучению хореографии». 

 Программа  «Концертная деятельность  как  мотивация  к  обучению  хореографии» была   начата  с  открытия  отделения  хореографии  в  ДМШ. Только  грамотно   подготовленный   исполнитель  может результативно  участвовать  в  конкурсах  и  фестивалях,  повышая профессиональный  уровень  и  развивать  свои  творческие  способности. Эффективность  этой  программы    на  примере  деятельности  участников  хореографического  ансамбля  «Русь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_obucheniya.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Десногорская детская музыкальная школа»

Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

«Концертная  и  конкурсная  деятельность как мотивация  к обучению хореографии»

программа

в  области  хореографического  искусства    

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

срок обучения 8  лет

2017 год

Цель обучения – обеспечить целостное художественно-эстетическое развитие личности.

Учебный план, программы и методики ориентированы на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей, приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства, подготовки одаренных детей для поступления в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с 6 лет 6 месяцев  до 9 лет, составляет 8 лет.

Занятия по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» проводятся раздельно с мальчиками и девочками.

При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся:

  • групповые занятия – от 11 человек;
  • мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по учебному предмету «Подготовка концертных номеров» - от 2 человек; занятия с мальчиками по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» - от 3 человек);
  • индивидуальные занятия.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по предметам обязательной и вариативной частей определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, учитывая затраты времени на освоение детьми программ начального и основного общего образования.

Выявляемые способности: - физические  способности  обучающихся (выворотность, гибкость, координацию, устойчивость,  прыжок, мышечная сила, растяжка  и  выносливость),  физическая  подготовленность, знание  основ формирования  специальных упражнений для развития  профессиональных качеств, разучивать  партии  под руководством преподавателя, уметь  исполнять хореографические  произведения на  сценических  площадках.

-выявить  творческие способности  обучающихся(мышление  и  воображение, эмоциональность, выразительность, музыкальность)

Наименование диагностических и педагогических методик, автор (ы): «Дидактические  технологии  для  выявления  творческих способностей обучающихся».  

Реализуемая цель: «Развитие личности ребенка  средствами хореографии».

Показатели результативности: «Результативное  участие  обучающихся  в  концертных  и  конкурсных   выступлениях  коллектива».

Результаты стартовой:  отсутствие  знаний о  хореографическом  искусстве  как  системе  знаний  о  красоте  человека  и  окружающем  его   мире  через  культуру  танца.

Итоговая диагностика: результаты  итоговой  диагностики  показывают  наличие  у  выпускников  необходимых  в жизни надпредметных  знаний  умений  и  навыков:

-знаний о  культуре общения;

- навыков  здорового образа  жизни;

-способность  работать  в  команде;

- наличие внутренней  дисциплины;

- наличие  развитых  физических  данных.

 Участие  обучающихся  в школьных выступлениях,  в  конкурсах, фестивалях  и результативное выступление  коллектива на Выпускном концерте  «Все краски жизни  в  танце».

Хореографическое искусство является важной составляющей физического и духовного воспитания личности. В танце расширятся творческий и личностный потенциал, происходит избавление от различных комплексов, исчезает страх перед публичным выступлением. При этом, самодеятельное хореографическое творчество отличается такой особенностью как многожанровость и синтез танцевальных форм и направлений в формировании репертуара. Это поддерживает интерес у участников коллективов, позволяет шире представлять возможности коллектива на концертных выступлениях (конкурсы,фестивали).

Цель исследования: Приобщение обучающихся к хореографическому искусству посредством концертной деятельности.

Танцевальное искусство, как важный компонент современной досуговой деятельности, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта исполнителя с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. Данное обстоятельство объясняет значимость самодеятельного танцевального творчества, необходимость приобщения детей к хореографической культуре.

Сегодня наблюдается постоянный количественный рост самодеятельных танцевальных коллективов, увеличение числа их участников.

Важную роль в хореографическом искусстве занимают концертные выступления. Концертное выступление помогает в дальнейшем приобщать исполнителей к народным, классическим и современным танцам, помогает прививать хороший танцевальный вкус, узнавать разнообразные стили и пробовать приобщаться к каждому из них.

Концертная деятельность обучающихся - важная форма приобщения к хореографическому искусству.

Концертная деятельность является важной стороной учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся хореографического отделения, способствует формированию танцевально-исполнительских способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм. Развивает такие качества, как: танцевальность, умение правильно распределять сценическую площадку, музыкальность, координацию движений, чувства ансамбля, артистизм, эмоциональность, память, мышление, воображение, умение преодолевать технические трудности. Концертная деятельность является значимым результатом образовательного процесса в детской школе искусств. Эта работа определяет пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрывает инновационные формы и подходы к организации учебного процесса и являетсяважной формой приобщения к хореографическому искусству.

Концертная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей и является одним из главных направлений работы ДШИ. Возможность участия в концертах является важным условием для упорной работы, как учащихся, так и преподавателей хореографического отделения ДШИ. Организованная концертная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в концертах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: показать своё мастерство, что является показателем качества обучения. Танцевальные коллективы школы, являются активными участниками концертных программ общеобразовательной школы, сельского ДК, районного ДК, всех проводимых фестивалей и конкурсов. Любой даже скромный по масштабам концерт, не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией, потребностям жизни музыкальных школ. Это возможность совершенствования танцевального искусства не только на уроках, но и перед многочисленными зрителями на сцене. Учащиеся оттачивают своё мастерство и технику исполнения танца, открывают путь к постижению танца через любовь, труд и стремление к красоте. Концертная деятельность осуществляет комплексную программу, в которую заложен широкий спектр музыкально-образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем. Одна из наиболее сложных проблем – выбор программы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, танцевальные, технические возможности отдельного исполнителя и коллектива. От преподавателя требуется не только прекрасное знание хореографического материала, но и знание возможностей учеников, их темперамента, энергетики, “плюсов”, которые стоит подчеркнуть и “ минусов”, которые стоит максимально смягчить. Эта тема актуальна для любого возраста, меняется лишь репертуар и его сложность, но высокая планка художественных задач, отделки материала должна оставаться всегда. В любом выступлении ученик должен чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Ребенок может и не стать выдающимся танцором, но он сможет творчески подходить к любому делу, ведь творчество – это побудительный мотив, источник энергии для фантазии, является катализатором и благоприятной средой для работы. Современная жизнь насыщена нестандартными ситуациями. Перед любым человеком встают проблемы и задачи, которые можно решить приемами творческого мышления. Находить в своей работе что-то новое, полезное для общества – это и есть творчество доступное каждому, подготовленному для этого человека, и немаловажную роль в этой подготовке играет искусство хореографии.

Формы концертно - исполнительской деятельности

Концерт

Неотъемлемой частью творческой жизни детского хореографического коллектива является сценическая практика, которая включает в себя различные виды концертной деятельности, то есть постоянное или периодическое участие в различных мероприятиях: отчетных концертах, концертах, приуроченных к определенной дате, проектах, фестивалях, конкурсах.

Участие в концертах, посвящённых каким-либо датам, событиям и мероприятиям позволяет коллективу регулярно исполнять хореографические номера и приобретать опыт выступлений на публике, развивать актёрское мастерство, чувствовать сценическую площадку (владеть понятиями «кулисы», «задник», «авансцена», «рампа»), наращивать свой танцевальный потенциал.

Участие в концертах иного статуса позволяет юным танцовщикам обрести эмоциональную и физическую свободу, придаёт им уверенности для последующих выступлений уже в других формах сценической деятельности. 

Ответственным моментом в жизни коллектива являются отчетные концерты, которые подводят итоги творческой деятельности за определенный период времени. Традиционно школа искусств организует их один раз в год весной (в конце учебного года). Концерт проходит празднично в актовом зале с большим количеством гостей, в число которых входят родители, бабушки, дедушки наших артистов и, конечно, педагоги. Дети подходят к этому значимому событию с большой ответственностью, ведь в зале сидят главные зрители - их близкие.

В отчетных концертах представлен весь репертуар коллектива, работа над которым идет на протяжении всего учебного года. Нужно выстроить очередность танцевальных номеров таким образом, чтобы показать все разнообразие и, при этом, не утомить зрителя. На концертах такого рода необходимостью является быстрая смена костюма, а для этого каждый участник должен знать, где он находится и когда следует его надевать. Поэтому важно в течение года приучать детей к самодисциплине, ответственному отношению к реквизиту, сценическому костюму.

Концертная программа должна быть разнообразной и подчеркивать индивидуальность данного коллектива. Танцевальный и музыкальный материал, драматургия концерта - всё должно «работать» на имидж коллектива.

Еще одна форма концертной деятельности - выездные концерты в районы области, особенностью которых является «пропаганда своего искусства» в стороннем учреждении.

Важно подчеркнуть, что концертное выступление помогает более точно выявить способности, динамику развития учеников, в то же время пробуждает исполнительскую смелость и волю, воспитывает выдержку, творческое воображение и артистизм. Для успешного выступления наиболее значимыми являются психологические состояния: заинтересованность, увлеченность, вдохновение, решительность, уверенность. Оно помогает сплотить коллектив, и, следовательно, улучшить творческую дисциплину участников.

Фестиваль

Участие в фестивале, особенно высокого уровня всегда является праздником. С одной стороны, фестиваль — это не конкурс, здесь нет соревнования между хореографическими коллективами, а с другой стороны, когда на фестивале присутствуют коллективы высокого уровня, это накладывает определённую ответственность за свой коллектив, за степень его подготовки. На фестивале участники обмениваются профессиональным опытом, имеют возможность увидеть различные танцевальные направления, новые подходы к преподаванию тех или иных дисциплин, знакомятся с творчеством других коллективов. Атмосфера на фестивале более свободная, чем на конкурсе. Среди фестивалей хореографии особое место занимает открытый фестиваль-конкурс творчества детей и молодежи.

2.3. Конкурс

Конкурс — это самая сложная форма концертно-исполнительской деятельности как для детей, так и для педагога. Если на концертах и фестивалях выступление коллектива оценивает публика, то на хореографическом конкурсе присутствует компетентное жюри, состоящее из профессионалов. К подбору репертуара на конкурс следует относиться очень внимательно, в хореографии даже есть такое понятие как «неконкурсный номер».

Танцевальный номер должен соответствовать определённым критериям: драматургия, лексический материал, стилевое направление, подбор музыкального материала, техническое наполнение, соответствие сценического костюма, причёски и грима, актёрское мастерство. Дети всегда очень волнуются при подготовке к конкурсу и тем более перед выступлением. Не стоит ругать детей перед выходом на сцену, если вдруг что-то не получается и разладилось, вряд ли за короткое время можно будет что-то поправить, а настроение и эмоциональная составляющая будут безнадёжно испорчены. Наоборот, нужно приободрить и вселить в танцовщиков уверенность, что всё будет в порядке и у ребят буквально «вырастут крылья за спиной». Конкурсы как никакой другой вид концертно-исполнительской деятельности сплачивают детский коллектив. Ребята придумывают определённые ритуалы для привлечения удачи, самостоятельно репетируют за кулисами. Дети понимают, что ошибка даже одного исполнителя будет иметь негативные последствия в восприятии номера, поэтому они стараются помочь друг другу и настроиться эмоционально на танцевальный номер.

Заключение.

В рамках проведенного исследования было установлено, что концертная деятельность обучающихся может быть представлена большим разнообразием видов и форм. Концертное выступление это не только приятное общение, но и два-три месяца кропотливого труда. Концертная деятельность всегда должна быть организован таким образом, чтобы каждый ощущал себя участником этого события, и ни у кого не создовалось впечатления, что его заставляют что- то делать.

Концертная деятельность позволяет выявить хореографические способности обучающихся, воспитать уважение к хореографическому искусству, научить эстетической правильной подаче того или иного стиля, заинтересовать и привлечь широкий круг единомышленников. А также привить легкое восприятие той мощной энергетики, присущей танцевальному творчеству, благодаря яркому зрелищному образу в поставленных сценических программах.

Список литературы:

1. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003.

2. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946г.

4. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 19914.Заикин Н.И.,

5. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. Переработанное. И доп. - М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. - 288 с.

6. Концерт [Электронный ресурс]. URL // http://ru.wikipedia.org/wiki.

7. Макарова Е. А. Методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная» / Е. А. Макарова [Электронный ресурс]. URL // http://lib.podelise.ru/docs

8. Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива [Электронный ресурс]. URL // http://www.vevivi.ru/best/