«Некоторые методические особенности преподавания на уроках народно – сценического танца»

Игнатьева Елена Анатольевна

       Народно – сценический танец является одним из основных направлений в работе хореографического коллектива. С одной стороны, этот предмет, ориентирует на общечеловеческие ценности мировой танцевальной культуры, а с другой – дает установку на развитие творческой индивидуальности, обогащает исполнительские возможности обучающегося. В танцевальном коллективе народно – сценический танец играет очень большую роль в создании репертуара.

Цель данной работы – раскрыть некоторые методы преподавания и понять специфику работы с обучающимися в классе хореографии, конкретно на уроке народно - сценического танца.

Задачи: 1.исследовать различные методы обучения детей на уроке народно-сценического танца

2. предложить новые – интересные и нетрадиционные методы работы.

В программе по народно - сценическому танцу направленнность на развитие у детей не только эмоционального восприятия музыки, чувства ритма, ощущения музыкальных форм, но и на развитие актерского дара перевоплощения и знакомство с культурой других народов. Кроме того, включены занятия, которые развивают у ребят гибкость мышления, творческое самовыражение через танцы народов мира. Обучение народно – сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа.

Этюды являются актуальной педагогической формой в хореографическом образовании.В них содержатся творческие и технические компоненты.

В качестве примера рассматривается работа учащихся над созданием танцевального этюда на материале русского народного танца «ожившая картина» на примере этюда «Аленушка» по картине В. М. Васнецова.«Аленушка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Некоторые методические особенности преподавания на уроках народно – сценического танца»

                                                                                     

                                                                           

Игнатьева Е.А.

Педагог дополнительного образования,

Введение

       С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых - людей самых разных возрастов и профессий. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традиционным на длительное время.

С изменением социального строя условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец. Танец - это вид искусства, который помогает познать мир, почувствовать движение жизни, создать картину окружающего мира. Народный танец - результат народного творчества, переходя от исполнителя к исполнителю, от одной местности к другой, обогащался, достигая высокого художественного уровня и виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений.

Народный танец в своем разнообразии позволяет ребятам четко разделять разнохарактерность той или иной народности. Занятия народно-характерным танцем воспитывает в детях любовь и уважение к культуре своей и культуре других этносов.

     

Специфические особенности преподавания народно-сценического танца

       Народно – сценический танец является одним из основных направлений в работе хореографического коллектива. С одной стороны, этот предмет, ориентирует на общечеловеческие ценности мировой танцевальной культуры, а с другой – дает установку на развитие творческой индивидуальности, обогащает исполнительские возможности обучающегося. В танцевальном коллективе народно – сценический танец играет очень большую роль в создании репертуара.

Цель данной работы – раскрыть некоторые методы преподавания и понять специфику работы с обучающимися в классе хореографии, конкретно на уроке народно - сценического танца. 

Задачи: 1.исследовать различные методы обучения детей на уроке народно-сценического танца 2. предложить новые – интересные и нетрадиционные методы работы.

1

     

В программе по народно - сценическому танцу направленнность на развитие у детей не только эмоционального восприятия музыки, чувства ритма, ощущения музыкальных форм, но и на развитие актерского дара перевоплощения и знакомство с культурой других народов. Кроме того, включены занятия, которые развивают у ребят гибкость мышления, творческое самовыражение через танцы народов мира. Обучение народно – сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа.

       Учащиеся приступают к изучению этого предмета в первый год обучения, начиная заниматься на середине зала с освоения элементов народного танца в тех формах, и с той степенью сложности, которые доступны учащимся, имеющим подготовку по классическому танцу в объеме одного года, и могут быть изучены без применения станка.

В обучение входит знакомство с основными позициями и положениями рук, положением головы и корпуса во время исполнения простейших элементов, освоение этих элементов на середине класса, развитие элементарных навыков координации движения.  Изучаются элементы и небольшие комбинации русского и белорусского танцев, а также можно включить в обучение один из прибалтийских танцев. В работе используются только первая прямая позиция ног и 1 и 3 свободные позиции. Позиции и положения рук используются все.

       При изучении каждой национальности необходимо знакомить обучающихся с особенностями культуры, рассказать о народных обрядах, жизни и истории народа. Все это может помочь более глубокому проникновению в национальный характер, усилит выразительность исполнения.

      В дальнейшем обучающиеся приступают к освоению народно – сценического экзерсиса. Элементы экзерсиса являются основными танцевальными навыками. Каждый элемент создает пластическое положение тела танцующего, включаюшие характерные сочетания разных положений частей тела: рук, ног, корпуса и головы. Важным условием перевода элементов экзерсиса в танцевальные навыки является строгое требование правильного выполнения танцевальных движений. Совершенствование элементов экзерсиса – сложный процесс. Навык в исполнении элементов возникает только в результате целенаправленной умственной деятельности обучающихся, направляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи.

      Экзерсис воспитывает высокий уровень координации движений.

       Народно – сценический экзерсис основан на элементах народно – сценического танца. Народно – сценический экзерсис, являясь средством развития обучающихся, готовит их к исполнению народных характерных танцев, развивает нужную для этих танцев технику. Это большой специальный, танцевальный тренинг, который отличается от классического экзерсиса, продолжает развитие двигательного аппарата обучающихся и специфике пластики народного танца. Часть элементов народно – сценического экзерсиса возникла на основе элементов классического танца и классического экзерсиса. С точки зрения техники, признаки народного танца выражаются в относительной свободе движений рук, корпуса, ног, танцевальных ракурсов.

     Композиции народно-сценического экзерсиса всегда выражают национальную принадлежность с характерными для нее темпоритмическими особенностями. Эти особенности заложены в музыкальном отрывке, на основе которого создается танцевальная комбинация. Народно –сценический экзерсис развивает те мышцы, суставы и связки, которые были не полностью развиты упражнениями классического экзерсиса. В процессе совершенствования завершается формирование танцевальной техники и идет развитие для исполнения композиций народных танцев.

2

В народно – сценическом экзерсисе применяется принцип контрастности, чередование различных по нагрузке упражнений и элементов. Важным является достижение художественно пластического результата.

      Вначале все упражнения экзерсиса исполняются в медленном темпе, в «чистом» виде или в простейших комбинациях. Корпус и руки находятся в статическом положении, упражнения исполняются только ногами. Экзерсису у станка отводится значительная часть урока.

       В последующих классах от исполнения простейших элементов экзерсиса, соединенных с доступными музыкальными формами, совершается постепенный переход к исполнению сложных комбинаций как в техническом, так и в танцевальном значении. Они создаются на основе небольших отрывков из музыкальных произведений и являются их пластическим выражением. Методически правильная педагогика в экзерсисе состоит в необходимости добиваться правильного, грамотного исполнения элементов.

       Одним из важных разделов уроков народно – сценического танца являются так называемые сценические, академические танцы. Их элементы во многом опираются на классические принципы.

Танцевальный этюд                                                      

                                                           

     Танцевальные этюды являются составляющей частью урока по народно- сценическому танцу. Они помогают обучающимся более ярко ознакомиться с танцевальной культурой определенной народности, подготовиться к репертуару. В программу по народно- сценическому танцу на начальном этапе входит ознакомление с русскими, белорусскими украинскими, молдавскими и прибалтийскими танцами. По мере приобретения опыта – венгерским, польским и испанским танцем.

     Этюды являются актуальной педагогической формой в хореографическом образовании. В них содержатся творческие и технические компоненты:

  • Наличие музыкальной или драматической основы для выявления действия и воплощения его средствами хореографии
  • Создание возможности для проявления индивидуальности ученика в танце
  • Тренинг техники танца до уровня совершенно свободного владения

     Хореографический образ – пластический и музыкальный – требует определенных средств сценического воплощения. Этюды могут быть самыми разнообразными, на различные темы, с разными пластическими решениями, Главная их задача – пробуждение фантазии, свобода выражения, поиск собственных решений, которые ведут к раскрытию индивидуальности ученика.

Работу с этюдами можно разделить на 2 этапа:

  1. учащиеся изучают особенности движений, пластики, музыкального материала определенной национальности с педагогом. Как результат – разучивание этюда, предложенного педагогом.
  2. создание танцевальных этюдов учащимися. В таких этюдах заранее выученная танцевальная техника создает возможность для проявления творческой инициативы в пределах предложенной темы.

         Педагогическое воздействие, требующее от ученика точного выполнения чисто технических заданий, главенствует в танцевальном экзерсисе. При исполнении же, танцевальных этюдов, приобретенная техника становится средством выражения более высокой задачи: пластического отображения музыкального произведения.

В любом этюде или эскизе к этюду в каждом упражнении перед учеником ставится конкретная сценическая задача: что я делаю, (действие), для чего я делаю(цель), при каких обстоятельствах.

3

Целью такого урока является:

 Выявление творческой индивидуальности учащегося, а также изучение драматургической основы постановочного материала, создание образа на основе литературы, изобразительного искусства.

Какие же задачи должны быть реализованы во время работы над этюдами?

Обучающие:

-изучение драматургической основы музыкального материала, постановочного материала.

Развивающие:

- развитие художественного вкуса

- развитие творческого начала в деятельности ученика

- развитие танцевально – образного мышления

- развитие музыкально – ритмических способностей.

 Воспитательные:

- воспитание стремления к целенаправленной умственной деятельности обучающегося, направляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи.

Рассмотрим работу учащихся над созданием танцевальных этюдов на материале русского народного танца «ожившая картина» на примере этюда «Аленушка» по картине В. М. Васнецова.

 «Аленушка».

  Муз. сопровождение: «Девичья хороводная»

     

  • Обсуждение с учениками картины В. М. Васнецова «Аленушка».

Героиня, ее характер, настроение, мысли, возможные действия. Общий     фон картины.

  • Прослушивание и обсуждение музыкального материала. Обсуждение драматургии музыкального сопровождения. Выявление завязки, развития действия, кульминации, и развязки. Определение частей, музыкальных фраз, характера, гармонического лада.
  • Обсуждение драматургической основы этюда, это способствует пробуждениию игры воображения у ребенка, вызывает образные ассоциации. Важным является соотношение частей танца: завязка, или экспозиция, не должна быть длиннее средней части. Иначе постановка будет однообразной, скучной для зрителя. Обязательно выявление кульминации. Финал, или развязка, должен быть короче начала.
  • Определение танцевальной лексики, движений русского танца, положений , поз, связок. и жестов.

Здесь очень важно научить точному и выразительному жесту. К.С.Станиславский говорил: «Лишние жесты – это сор, это грязь это

пятна. Пусть же каждый актер прежде всего обуздает свои жесты настолько, чтобы не они владели им, а он ими». И на занятиях мы стремимся к тому, чтобы жест был осмысленным, действенным, эмоциональным.

Оцениваются этюды по нескольким параметрам:

  • композиционное построение этюда
  • разнообразие танцевальных движений и жестов
  • рисунок этюда
  • образное решение

     Конечно, не следует рассматривать сочиненные учащимися этюды и номера как законченные балетмейстерские работы. Но как возможность будить инициативу, развивать умение фантазировать, способность самостоятельно мыслить и действовать в предлагаемых обстоятельствах.

4

С большим удовольствием обучающиеся сочиняют поклоны в характере изучаемой национальности. В старших классах уже можно предложить сочинить венгерский, испанский этюд.

       Танец – эхо музыки, мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывает характеры людей, их внутренний мир, неуловимую смену настроений.

        Хореография, как сценическое искусство, имеет свою специфику и, естественно, свою систему воспитания и обучения. Являясь искусством зрелищным, танец основан на зримом восприятии пластического воплощения музыкальных образов. Он создает конкретное сценическое действие и передает его внутреннее содержание. В хореографическом классе проводится работа по систематическому овладению элементами народно – сценического танца. Изучение народно - сценического танца развивает способность у обучающихся быстро усваивать различные по стилю, манере и национальному орнаменту танцевальные композиции. Обеспечивает обучающемуся овладение танцевально – музыкальной выразительностью.

Список литературных источников

1.ПРОЕКТ примерной программы по учебному предмету

ПО.01.УП.05, УП.06.  народно – сценический танец

Москва, 2012 г.

2 . Барышникова Т.К. Азбуки хореографии: методические указания в помощь учащимся и

 педагогам. – СПб: Респекс: Люкси, 1996.

3. Методические указания к изучению французских терминов классического и народно – характерного танца – Ленинград., 1979

4. Народно – сценический танец для хореографических отделений ДМШ, ДШИ – программа (проект). – М.:ЦН-МК по учебным заведениям культуры и искусства, 1987

5. Народный танец, методическая разработка для учащихся и преподавателей хореографической специализации КПУ. - М.: ЦН-МК по учебным заведениям культуры и искусства, 1987

6. Тарасова Н.Б.Теория и методика преподавания народно – сценического танца С-Пб.: СПбГУП  , 1996

7.Альфонсо Пуинг Кларамунт. Искусство танца фламенко пер.с исп.,Москва -2001

8.Кулаков В.,Папе В. 2500 хореографических премьер 20 в.СПб -2008

9.Мей В.П.,Базарова Н.П.  Азбука классического танца.Первые три года обучения.Изд.5 стереотип. СПб - 2010

10.Мориц В.Э.,Тарасов Н.И.Чекрыгин А.И. Методика классического тренажа

Изд.2 Москва -2000

12.Колесниченко Ю.В. Инструменты хореографа. Терминология хореографии. Москва -2012

13.Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа. Изд.1

Новосибирск - 2012

14. Уральская В.И., Соколовский Ю.Е. Народная хореография. – М.: искусство, 1975.

15. Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка. – Орел Труд 1999

16. Ткаченко Т Народный танец.-м  «Искусство», 1974

17.Корлева З. Хореографическое искусство Молдовы.-Кишинев, 1967

18Ласмаке.М. Латышский народный танец, Рига,1962

19. Хворост И. Белорусский народный танец.-Минск,1970

20.Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно – сценического танца., учебное пособие, СПбГУП – 1996г.

5