конспект занятия "Основы классического танца"

Доронина Анна Александровна

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Цель: Освоение основных элементов Классического танца.   

Задачи урока:

Образовательные:

        - закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках;

        - развить осмысленное исполнение движений;

        - укрепить опорно - двигательный аппарат

- совершенствование мастерства выполнения элементов классического танца

  Воспитательные:

        - формировать культуры исполнения , умение вести себя в коллективе;  

       - психологически раскрепостить учащихся;

 - формировать чувства ответственности;

       - активизировать творческие способности;

       - умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогам

        Развивающие:

       - развить координацию движений;

       - развить выносливость и постановку дыхания;

- развить познавательные интересы и творческий потенциал учащихся.

        Основные методы работы:

        - наглядный (практический показ);

        - словесный (объяснение, беседа);

        - практический (выполнение упражнений).

        Средства обучения:

        - ноутбук

        - колонки (ТСО)

        Педагогические технологии:

        - игровая технология;

        - здоровьесберегающая технология;

        - личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_klassicheskogo_tantsa.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:


План - конспект

По программе «Ритмика и танец» 5-й год обучения

Раздел «Основы классического танца».

Тема: «Основы классического танца».

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Цель: Освоение основных элементов Классического танца.   

Задачи урока:

Образовательные:

        - закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках;

        - развить осмысленное исполнение движений;

        - укрепить опорно - двигательный аппарат

- совершенствование мастерства выполнения элементов классического танца

  Воспитательные:

        - формировать культуры исполнения , умение вести себя в коллективе;  

       - психологически раскрепостить учащихся;

 - формировать чувства ответственности;

       - активизировать творческие способности;

       - умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогам

        Развивающие:

       - развить координацию движений;

       - развить выносливость и постановку дыхания;

- развить познавательные интересы и творческий потенциал учащихся.

        Основные методы работы:

        - наглядный (практический показ);

        - словесный (объяснение, беседа);

        - практический (выполнение упражнений).

        Средства обучения:

        - ноутбук

        - колонки (ТСО)

        Педагогические технологии:

        - игровая технология;

        - здоровьесберегающая технология;

        - личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.


План урока


        Вводная часть урока (5 мин.)

        - вход в танцевальный зал;

        - поклон преподавателю;

        - обозначение темы и цели урока;

        - беседа о значении движений классического экзерсиса

Основная часть (35 мин.)

- движения классического экзерсиса у станка;

-элементы классического экзерсиса на середине;

-allegro;

- танцевальные комбинаций на середине зала.


        Заключительная часть урока (5 мин.)

        - игра «Артисты и зрители»;

- анализ выполненных заданий учащимися и преподавателем

        - основное построение для выхода из зала;

        - поклон педагогу и концертмейстеру;

        - выход из танцевального зала под музыкальное сопровождении.


Конспект урока

        Вводная часть урока

- Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, муз.р. 4/4.

- Поклон преподавателю и кон. Музыкальное сопровождение 2 /4

- Обозначение темы и цели урока.

Экзерсис у станка

  1. Demi-plie u grand plie (М/р 3/4) по 1,2,5 позициям ног - растягивая ахилл, готовит стопу для дальнейшей нагрузки на нее, укрепляет мышцы, работающие на выворотность бедра.
  2. Battements tendus(М/р 2/4) - приобретается выворотность, постановка ног.
    Показ преподавателем правильного исполнения упражнения. Применяется прием: "Делай как я". Преподаватель обращает внимание на равномерное размещение тяжести корпуса, на силу ног.
  3. Battements tendus jetes (М/р ) 2/4) . Темп исполнения ускоряется - вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Перед началом упражнения преподаватель задает вопрос: "Как переводится "jetes"?
  4. Battements fandu (М/р -3/4) - вырабатывает мягкость приседания и эластичность. Преподаватель может привести сравнение с растяжением и сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.
  5. Grands battements jete (М/р - 2/4) - развивает шаг. Преподаватель обращает внимание на возможные ошибки в исполнении, на выворотность тазобедренного сустава.
  6. Растяжка(М/р -3/4 вальс) Исполняется с правой и левой ноги.

Экзерсис на середине зала

Я говорю о секрете устойчивости.


Повторяются упражнения, исполняемые у станка

Demi-plie u grand plie (М/р 3/4) по 1,2,5 позициям ног

Battements tendus(М/р 2/4)

Battements tendus jetes (М/р ) 2/4)

Я задаю вопрос: "Чем начинается и заканчивается каждый прыжок в классическом танце?".

Прогнозируемый ответ " plie"

Allegro на середине класса:

  1. Temps leve soute по 1,2,5 позициям ног.
  2. Pas echappe во 2-ю позицию ног.
  3. Pas changement de pied из 5 в 5позицию.
  4. Полька в комбинаций с подскоком;
  5. Боковой голоп с поворотом.
  6. Подскоки с хлопками в повороте вокруг себя.

- игра «Артисты и зрители»;

В заключение 1 и 2 Port de bras руками для восстановления дыхания.


Я: "Всем спасибо. Думаю, со своими задачами мы справились.

Анализ урока учащимися и преподавателем.

Поклон. Конец урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основе всего урока с учащимися положена здоровьесберегающая технология, а также личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. А.Я. Ваганова «Основы классического танца», Л., «Искусство
  2. Меднис Н.В. , Ткаченко С.Г. Классический танец – Издательство «Лань», 2011.
  3. Нарская Т.Б. Классический танец .- Челябинск, 2004.
  4. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца / Н. Базарова, В. Мей. - Л.: Искусство, 1983.
  5. Борисов А.И. Деятельность педагога-хореографа в условиях развития современной концепции образования // Российское образование на рубеже веков / А.И. Борисов. - Самара: Научно-практическая конференция, 2002.
  6. Костровицкая В.С., Писарев, А.А. Школа классического танца. / В.С. Костровицкая, А.А. Писарев. - Л.: Искусство, 1986 - 3-е изд.
  7. Костровицкая В.С. Классический танец. Слитные движения / В.С. Костровицкая. - М.: Советская Россия, 1961.





План - конспект  основы классического танца  

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

II. Содержание

  • Структура урока
  • Ход  урока:
  1. Организационный момент
  2. Основная часть.
  3. Заключительная часть занятия.

III. Методическое приложение

       1. Методические рекомендации по проведению урока    

2. Позы классического танца effacee вперед и назад.        

VI. Список литературы

I. Пояснительная записка

Предмет: классический  танец.


Класс: 1  класс (5 – й год обучения по программе  в области хореографического искусства «Ритмика и танец»)

Тема урока: «Позы классического танца efface»

Цель урока:  Работа над выработкой правильности и чистоты исполнения в позах классического танца.

Задачи урока:

•  закрепление,  углубление и расширение знаний,  навыков у обучающихся по основам  классического танца;
•  изучение и закрепление позы efface вперед и позы efface назад в экзерсисе у станка и на середине зала;
•  развитие танцевальности в позах классического танца;

•  укрепление опорно-двигательного аппарата обучающихся;
•  формирование сценической  культуры исполнения;

•  развитие познавательных интересов и творческого потенциала обучающихся.

Тип занятия:

Комбинированное, практическое.

Методы обучения:

• словесные (объяснение, диалог);
• практическая работа (показ).

Педагогические  технологии:

   • здоровьесберегающая технология;

   • личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Межпредметные связи:

• гимнастика;

• слушание музыки.

Организационно-педагогическое обеспечение занятия:

Технические средства и оборудование:
-
 хореографический зал;
фортепиано.

II. Содержание

Структура урока:

1. Организационный момент.


    - построение обучаюшихся;

- вступительное слово,  знакомство с темой занятия;

- поклон - приветствие педагогу, концертмейстеру.

2. Основная часть.

Разминка лицом к станку.

Теоретическая часть:

- Пояснения  о позах классического танца  efface на середине зала и у станка croisee,
     Практическая часть:

Экзерсис у станка:

- Экзерсис на середине;

-  Аllegro;

- Экзерсис на пальцах.

3. Заключительная часть занятия.


-  подведение итогов занятия;

- поклон.

Ход  урока:

  1. Организационный момент.

- обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке на середине зала;

- обозначение темы.

- поклон. Муз. р-р  2/4

2. Основная часть.

- обучающиеся перестраиваются лицом к станку:

Разминка (Муз. р-р  2/4):

  - Releve no I, II, V позициям;

- обучающиеся перестраиваются одной рукой за станок:

Теоретическая часть:  

В классическом танце существуют малые и большие позы:

    Croisee (круазэ) – скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна  закрывает другую.

    Effacee (эфасэ) – развернутое положение корпуса и ног без скрещенных линий.

    Ecartee (экартэ) – отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура    повернута по диагонали.

        Позы разделяются на большие и малые в зависимости от того, поднята отведённая нога или находится на полу. Имеются варианты поз, которые образуются от изменения позиций рук и положений головы.

Позы  еffacee вперед и назад в комбинациях у станка строятся по тем же правилам, что и на середине зала, но надо иметь ввиду, что  направление построения поз ориентируется на вид впереди исполнителя.

Практическая часть:

Экзерсису станка:

  1. Plie. Комбинация demi plie et grand plie по всем позициям  в сочетание I , III  форм port de bras,  муз.раз. 3/4;
  1. Battement tendu jete. Комбинация на позы еffacee вперед и назад, муз.раз. 2/4;
  1. Battement tendu jete. Комбинация на позы еffacee вперед и назад, муз.раз. 2/4;
  1. Rond de jambe par terre  en dehors, en dedans. Комбинация в сочетание  III формы port de bras на demi plie ,  муз.раз. 4/4;
  1. Battements fondu. Комбинация на позы еffacee вперед и назад, муз.раз. 3/4;
  1. Battements frappe. Комбинация на позы еffacee вперед и назад, муз.раз. 2/4;
  1. Rond de jambe en l air en dehors, en dedans.  Mуз.раз. 3/4;
  1. Petit battements. Комбинация с выходом  на позы еffacee вперед и назад на demi plie, муз.раз. 2/4;
  1. Аdagio. Комбинация на  большие позы еffacee вперед и назад, муз.раз. 3/4;
  1. Grand battemnets jete. Комбинация на  большие позы еffacee вперед и назад, муз.раз. 2/4.

Экзерсис на середине зала:

 

  1. Комбинация battement tendu и battements tendu jete в позах croisee и еffacee,  муз.раз. 2/4;
  1. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans, муз.раз. 3/4;
  1. Battements fondu в позах еffacee, муз.раз. 3/4;
  1. Battements frappe ,  муз.раз. 2/4;
  1. Adagio. Комбинация на  большие позы еffacee вперед и назад, муз.раз. 3/4;
  1. Grand battements jete  в позах еffacee ,  муз.раз. 2/4.

Аllegro:

  1. Temps leve saute по I, II, V позициям с продвижением вперед,  назад, муз.раз. 2/4;
  1. Changement de pied en tournant на  1/8 поворота, муз.раз. 2/4;
  1. Pas echappe en tournant на ¼ поворота, муз.раз. 2/4;
  1. Pas assemble en dehors, en dedans , муз.раз. 2/4;
  1. Pas jete en face, муз.раз. 2/4.

Экзерсис на пальцах:

  1. Releve по IV позиции в малых позах  и effacee , муз.раз. 2/4;
  2. Pas assemble soutenu с открыванием ноги в сторону, вперед и назад en face, муз.раз. 2/4;
  3. Pas echappe по  II  позиции с окончанием на одну ногу, другая нога в положении sur le cou-de-pied, муз.раз. 2/4;
  4. Pas echappe в IV позицию в позы croisee, effacee , муз.раз. 2/4.

3. Заключительная часть занятия. 

- обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;

- подведение итогов урока;

- поклон. Муз. р-р  2/4

   

III. Методические рекомендации

       1. Методические рекомендации по проведению урока.

           Данный урок расчитан на два академических урока по 45 минут, такая общепринятая продолжительность урока позволяет обхватить все разделы урока и построить грамотно урок. При составлении комбинации необходимо учитывать  задачи учебной программы, уровень подготовки, возраст учеников. От уровня подготовки обучающихся зависит распределение учебного материала по времени. В 5 классе ( третий год обучения ) на экзерсис у станка приходится примерно 35 минут,остальное время делится примерно пополам на экзерсис у станка, allegro, экзерсис на пальцах. Каждая часть урока имеет постепенное нарастание и некоторый спад, что позволяет обучающимся с новыми силами приступать к следующим частям урока. В allegro и экзерсисе на пальцах рекондуется делить детей на две группы, так как учебная нагрузка максимальная и деление дает обучающимся  возможность восстановить силы. Данный урок рекомендуется прововести в конце I полугодия учебного года.

2. Позы классического танца effacee вперед и назад.

Поза effacee вперед. В позе effacee, как и в понятии efface, подчеркивается развернутое положение фигуры.

Встать в V позицию epaulement efface, правая нога и левое плечо впереди, руки в подготовительном положении, голова повернута налево. Правую ногу, не отделяя от пола, отвести вперед на вытянутый носок, левую руку через I позицию поднять в III, правую - на II. В момент, когда руки находятся на I позиции, голову повернуть прямо перед собой, взгляд направить на кисти; при открывании рук (левой в III позицию, правой на II) корпус слегка отклонить назад, голову повернуть налево, взгляд направить несколько выше локтя левой руки.

Поза effacee назад. Исходное положение такое же, как и для позы effacee вперед. Из V позиции левую ногу отвести назад на вытянутый носок скользящим движением по полу, левую руку через I позицию поднять в III, правую - на И. В момент, когда руки находятся на I позиции, голова повернута прямо, при открывании рук в III и II позиции - голову повернуть налево, взгляд направить немного выше локтя левой руки, центр тяжести корпуса слегка передать вперед на опорную ногу.

Изучение  поз классического танца происходит сначала на полу, затем с подъемом ноги на высоту 90°.

Все позы заканчиваются возвращением в исходное положение. Руки опускаются в подготовительное положение.

Соблюдение правильной формы в позах важно не только для самих поз, но и для успешного исполнения туров и прыжков в больших позах.

Указанные положения рук, корпуса и головы в позах являются основными. При первоначальном изучении следует строго придерживаться этих положений. В дальнейшем возможны комбинации положения рук и головы при постоянном, присущем данной позе, положении корпуса,* которое является определяющим, так как от него зависят положения рук и головы.

VI. Список литературы

1. Базарова Н. Классический танец.  М.: Искусство, 1975 г.

2. Базарова Н., Мей В. “Азбука  классического танца”, Л., 1983.

3. Барышникова Т. Азбука хореографии.  С-П., 1996 г.

4. Ваганова А.Я. Основы классического  танца. С.-П.: Издательство «Лань», 2003 г.

5. Звездочкин В.А.. классический танец: учебное пособие для студентов высших учебных заведений искусств и культуры.-2-е изд., испр. И перераб.- ростов н/Д: «Феникс», 2005г.

6. Костровицкая В. “ 100 уроков классического танца”. Л.: Искусство , 1981 г.