Инструменты формирующего оценивания в дополнительном образовании детей на занятиях хореографией.

Лавриненко Екатерина Федоровна

В том случае, когда обучающиеся и педагог одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Дети должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий, скорректировать при необходимости, понять когда достигнут планируемый результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Инструменты формирующего оценивания в дополнительном образовании детей на занятиях хореографией.

В том случае, когда обучающиеся и педагог одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Дети должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий, скорректировать при необходимости, понять когда достигнут планируемый результат.  

Формирующая оценка – «обратная связь» для обучающихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого обучающегося.

Формирующая оценка - оценка способствующая обучению:

  • элемент эффективного планирования,
  • в центре внимания то, как обучающиеся приобретают знания,
  • является ключевым профессиональным навыком педагога,
  • обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев,
  • помогает детям понять, как можно улучшить свои результаты,
  • развивает способность к самооценке и взаимооценке,
  • отражает все образовательные достижения;
  • должна быть постоянным элементом урока.

Формирующее оценивание позволяет педагогу:

четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

  • сделать         учащегося         субъектом         образовательной         и         оценочной деятельности;
  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Пять принципов формирующего оценивания

  1. Педагог регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  2. Дети принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  3. Педагог меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения.
  4. Педагог осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
  5. Педагог осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:

  • определить, насколько успешно усвоен тот или иной материал;
  • определить, сформирован ли тот или иной практический навык;
  • сверить достигнутый обучающимися уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Как разрабатывать систему критериальной оценки:

критерии направлены на оценку работы детей (на промежуточном или финальном этапе);

  • работа обучающихся оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с достижениями других учеников;
  • критерии известны обучающимся заранее;
  • создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому ребенок может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
  • критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей; оцениваться может только то, чему учат.

Обучающемуся вместе с педагогом важно отвечать на следующие вопросы:  

  • К какой цели мы идём?
  • Как я продвигаюсь к этой цели?
  • Какой мне сделать следующий шаг?

Есть ли будущее у формирующего оценивания?

В своей работе я использую следующие оценочные техники и инструменты для реализации формирующего оценивания:

Техника «Сигналы рукой»

Педагог останавливает объяснение и просит обучающихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого педагог предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

Я понимаю __________и могу объяснить и показать (большой палец руки направлен вверх).

Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону).

Я не совсем уверен в ______________ (помахать рукой).

Посмотрев на сигналы, педагог задает уточняющие вопросы: «Что именно вы не поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.

По итогам полученных ответов педагог принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы.

Видео съёмка.

После изучения новой комбинации или номера, педагог снимает на видео полученный результат, после чего дети просматривают видео и оценивают свой результат. Такую технику можно проводить и в классе, в ходе изучения рабочего материала, и на сцене во время показа сценического номера.