Методическая разработка мастер-класса «Основные элементы венгерского танца»

Маркова Галина Алексеевна

В данной методической разработке представлен мастер-класс по народно-сценическому танцу для учащихся 7 класса хореографического отделения Детской школы искусств. Урок направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, эстетическое   воспитание учащихся, приобретение основ исполнения венгерского народного танца, а также воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.

Данная методическая разработка предназначена для педагогических работников, реализующих дополнительные предпрофессиональные  программы  в  области  хореографического  искусства  «Хореографическое творчество».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Усть-Кутского муниципального образования


Методическая разработка мастер-класса

«Основные элементы венгерского танца»

Усть-Кут, 2023 г.

Разработчик: Маркова Галина Алексеевна, преподаватель хореографических дисциплин МБУДО ДШИ УКМО

В данной методической разработке представлен мастер-класс по народно-сценическому танцу для учащихся 7 класса хореографического отделения Детской школы искусств. Урок направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, эстетическое   воспитание учащихся, приобретение основ исполнения венгерского народного танца, а также воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.

Данная методическая разработка предназначена для педагогических работников, реализующих дополнительные предпрофессиональные  программы  в  области  хореографического  искусства  «Хореографическое творчество».

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………4

2. Конспект мастер класса……………………………………………...5

3. Подведение итогов…………………………………………………...8

4. Литературные источники……………………………………………9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Народно-сценический танец является одним из основных предметов дополнительной предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество. Занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.

Данный мастер-класс направлен на музыкальное воспитание, при этом уделяется внимание не только развитию ритмичности, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Уделяется большое внимание таким психическим процессам как внимание, воля, память, воображение.

ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА:

 - поделиться с педагогами опытом работы в обучении учеников основным движениям и элементам венгерского танца.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

- формирование знаний об истории происхождения традиционного венгерского танца и специфики исполнения основных его элементов.

Развивающие:

- развитие интереса к традиционной танцевальной культуре венгерского народа, изучение традиционных движений.

Воспитательные:

- формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Тип занятия: практический.

Форма организации: мелкогрупповая.

Оборудование: музыкальный центр, USB – носитель.

Мастер-класс по народно-сценическому танцу

«Основные элементы венгерского танца»

Ход проведения мастер-класса: 
Вводная часть

Вход детей в танцевальный зал. Построение детей в линии в шахматном порядке. Поклон педагогу.

Педагог: Здравствуйте, дети и гости мастер класса! Меня зовут Галина Алексеевна.  Я преподаватель хореографических дисциплин Детской школы искусств. Сегодня Вы участвуете в Мастер-классе, тема которого: «Основные элементы венгерского танца». Мы выучим самые основные элементы и в конце занятия соберем их в небольшой этюд.

Основная часть

Теоретическая часть: «История происхождения традиционного венгерского танца и специфики исполнения основных его элементов.
Цель: расширить знания учеников и педагогов относительно происхождения венгерского народного танца.

Как и многие танцы других народов, венгерские зародились, как древние ритуальные действа. История венгерского национального танца начиналась в X веке. Крестьяне складывали песни, темы которых были очень разнообразны и были посвящены различным праздникам, историческим событиям, бытовым сценкам или обрядовым действиям. Популярности венгерских плясовых мелодий немало способствовали музыкальные произведения великих композиторов: Брамса, Листа, Шуберта. Самый известный танец Венгрии – это чардаш.

Как правило, мелодия венгерского танца делится на две части. Первая часть – это своеобразное вступление, широкое и мелодичное, а вторая – быстрая и темпераментная. Музыкальный размер венгерского танца – 2/4 и 4/4.

Танцы Венгрии неизменно исполнялись под звуки любимых венграми музыкальных инструментов. Духовые инструменты Венгрии – это свирель и волынка, щипковые – это цитра, а ударные – это дарбук. В настоящее время эти народные инструменты были вытеснены другими европейскими музыкальными инструментами. Только последние десять лет народ пытается восстановить утерянное музыкально наследие.

Практическая часть: 
Цель: ознакомить учеников и педагогов с основными элементами венгерского танца.

 Педагог: Вот мы с вами и познакомились с происхождением венгерского танца в теории. Теперь перейдем к изучению основных движений.  Но сначала небольшая разминка.

Разминка:    

- упражнения для развития плечевого пояса,

- упражнение для тонуса мышц рук,

- упражнение для силы стоп,

- упражнение для развития  силы ног (прыжки, приседание). 

Основные движения венгерского танца:

1. Основные положения рук:

  • на талии  внутренним ребром  ладони;
  • «наматывание» - кисть вокруг другой кисти перед грудью (руки согнуты в   локтях).

2. Ходы «чардаш» и ход « с каблука».

3. Соскоки на 1-й  и 2-й прямые позиции с хлопками перед грудью.

4. «Ключ»  со 2-й закрытой позиции.

5. Перескоки мягкие с ноги на ногу с «переступанием» в I прямой позиции и «в крест» назад за опорную ногу.

6. «Отскоки» назад на одной ноге (другая нога выбивается вперед на 450).

7. Подскок на одной ноге и с двойным ударом каблука другой ноги,  вынесенной вперед на 300.

8. «Легобоказо» - прыжок с разведением ног в стороны и ударом внутренними ребрами сапог по I  прямой позиции.

9. Хлопушки фиксирующие и скользящие:

  • в ладоши;
  • по бедру;
  • по голенищу;
  • по каблуку (простые сочетания ударов).

Составление небольшого этюда.

Заключительная часть

Педагог: Вот мы с Вами разучили основные движения венгерского танца и исполнили их под музыку. Если есть какие-то вопросы, то смело задавайте.

Вопросы участников мастер-класса и ответ на них.

Педагог: Наш урок подошел к концу. Все молодцы! Надеюсь Вам понравился этюд и вы будете его использовать в своей работе и исполнять на сцене. Всего Вам хорошего!

Все выполняют поклон и уходят.

Подведение итогов

 Народно-сценический танец дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.
           Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, так и с точки зрения влияния его на этнокультурное воспитание личности исполнителя. Процесс обучения учащихся венгерскому танцу способствует формированию у учащихся интереса и уважения к культуре  венгерского народа, достижению понимания общемирового и специфического в этих культурах, формирует у них чувство и осознание себя гражданами мира.

Целью данного мастер-класса было поделиться с педагогами опытом работы в обучении учеников венгерскому танцу. Дети изучили основные движения и элементы, а также исполнили этюд, легко справляясь с  поставленными задачами.

В заключении своей разработки, хотелось бы подчеркнуть, что цель и задачи  мастер-класса достигнуты.

Список литературных источников

1. Звягин.Методические разработки для студентов хореографического отделения. Венгерский народный танец.С-Пб.2000
2. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1982. 
3.  Гусев Г.П..Методика преподавания народного танца.«Владос» Москва.2003

4. Горина О.В..Адаптированная программа. Народно-сценический танец.Иркутск.2004

5. Сахина Л.А., Селезнев Н.М..Народно-сценический танец. Учебно-методическое пособие Улан-Удэ.2002