Программа учебного предмета "История хореографического предмета" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок реализации 2 года)

Богдан Ирина Григорьевна

Составитель: И.Г.Богдан, преподаватель высшей квалификационной категории «Детской школы искусств №66»

Рецензент:  А.В.Палилей – и.о. декана факультета  хореографии, заведующий кафедрой  народного танца Кемеровского государственного института культуры. Кандидат педагогических наук, профессор.

 

Программа учебного предмета  «История хореографического искусства»  разработана  на основе и с учетом  федеральных государственных требований к  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программе  в  области  хореографического  искусства  «Хореографическое творчество».

Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен на:

  1. создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития учащихся;
  2. приобретение учащимися опыта творческой деятельности;
  3. овладение учащимися духовными и культурными ценностями народов мира;
  4. подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

          Обучение истории хореографического искусства включает в себя:

  • знания этапов становления и развития искусства балета;
  • знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
  • формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • формирование навыков самостоятельной работы.

Учебный предмет «История хореографического искусства» является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, опирается на знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, его стилей и направлений, закрепляет знания балетной терминологии, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.

Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение учащимися опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой танцевальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-_istoriya_horeograficheskogo_iskusstva.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 66»

 ПО.02.Предметная область

Теория и история искусств

Учебный предмет

ПО.02.УП.03 «История хореографического искусства»

   Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной  

         общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

 (срок реализации 2 года)

Киселевск 2021                  

Составитель: И.Г.Богдан, преподаватель высшей квалификационной категории «Детской школы искусств №66»

Рецензент:  А.В.Палилей – и.о. декана факультета  хореографии, заведующий кафедрой  народного танца Кемеровского государственного института культуры. Кандидат педагогических наук, профессор.


Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………….4
  2. Содержание учебного предмета………………………………………………..8
  3. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………….13
  4. Формы и методы контроля, система оценок………………………………….13
  5. Методическое обеспечение учебного процесса………………………………15
  6. Список рекомендуемой учебно-методической литературы………………….19

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе      

Программа учебного предмета  «История хореографического искусства»  разработана  на основе и с учетом  федеральных государственных требований к  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программе  в  области  хореографического  искусства  «Хореографическое творчество».

Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен на:

  1. создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития учащихся;
  2. приобретение учащимися опыта творческой деятельности;
  3. овладение учащимися духовными и культурными ценностями народов мира;
  4. подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

        Обучение истории хореографического искусства включает в себя:

  • знания этапов становления и развития искусства балета;
  • знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
  • формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • формирование навыков самостоятельной работы.

Учебный предмет «История хореографического искусства» является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, опирается на знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, его стилей и направлений, закрепляет знания балетной терминологии, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.

Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение учащимися опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой танцевальной культуры.

1.2.Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года по 5-летней образовательной программе в области «Хореографическое творчество».  Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год (6-летняяя образовательная программа).

1.3. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые (4-10 учеников), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

1.4. Цель и задачи учебного предмета

Цель: изучить историю хореографического искусства различных эпох. Познакомить учащихся с национальными особенностями и своеобразием развития профессиональной  исполнительской деятельности артистов танцевального жанра.

Задачи: 

- изучение истоков танцевального искусства и его эволюции;

- формирование знаний в области  хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;

- знакомство с особенностями хореографического искусства  различных культурных эпох;

- овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета.

        В результате освоения дисциплины учащийся должен знать:

-  основной понятийный терминологический аппарат по истории хореографического искусства;

– историю развития и совершенствования танцевальной культуры различных эпох;

– мировые шедевры сценической хореографии;

- связь хореографии с другими видами искусства.

В результате освоения дисциплины учащийся должен уметь:

  • использовать полученные знания и навыки для изучения танцевальной культуры, сохранения и освоения культурного наследия;
  • работать с видеоматериалами;
  • изучать исторический, литературный материал, новые произведения сценического искусства,  работать со специальной литературой;
  • разбираться в специфике работы творческих профессиональных, самодеятельных коллективах;
  • систематизировать информацию о творчестве крупнейших балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;
  • овладение навыками написания докладов, рефератов.
  • использовать полученные знания и навыки для изучения основ классического, народно-сценического и современного танца, композиции и постановки танца.

1.5. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются  ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

1.6. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);
  • диалогический;
  • инструктивно-практический (работа с документальным материалом);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • информационно-обобщающий (доклады, рефераты).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «История хореографического искусства», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «История хореографического искусства», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 1

Класс

Распределение по годам обучения

4

5

Продолжительность учебных занятий в год (в неделях)

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия

33

33

Количество часов на самостоятельную работу (в неделю)

1

1

Общее количество часов на самостоятельную работу (по годам)

33

33

Общее количество часов на внеаудиторную работу (самостоятельную работу)

33

33

Максимальное  количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)

2

2

Общее максимальное  количество часов на весь период обучения (аудиторные и самостоятельные)

66

66

Объем времени на консультации (по годам)

4

4

Общий объем времени на консультации

4

4

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

  • Требования по годам обучения

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Содержание учебного предмета «История хореографического искусства» раскрывает следующие разделы:

- «Хореография, как вид искусства»;

- «Истоки танцевального искусства»;

- «Система светского образования»;

- «Становление советского балета».

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

  «История хореографического искусства»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Количество часов

1

2

3

Раздел 1.

Хореография – вид искусства.

Тема 1.1.

Развитие жанра и становление искусства хореографии.

Содержание учебного материала

1

 Особенности хореографического искусства. Танец и виды танцевального искусства.

1

2

Основные понятия: танец, хореография, жанр, вид, стиль, форма, содержание.

1

3

Самобытность русского хореографического искусства

1

4

Связь хореографии с другими видами искусства.

1

5

Выразительные средства искусства хореографии.

1

Практическое занятие

1

Составление таблицы средств искусства хореографии

Тема 1.2.

Балет – часть национальной культуры.

Содержание учебного материала

1

Балет – часть национальной культуры.

1

2

Балет как синтетическое искусство.  

2

Самостоятельная работа

Подготовка презентации «Балет – часть национальной культуры»

Раздел 2.

Истоки танцевального искусства.

Тема 2.1.

Танец – часть национальной культуры.

Содержание учебного материала

1

Таней Древнего Египта. Древней Греции. Таней Древнего Рима.

6

Практическое занятие

1

Составление таблицы «Античные танцы»

Тема 2.2.

Русский народный танец

Содержание учебного материала

1

Танец Древней Руси.

1

2

Связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями, культурой народа.

1

3

Скоморохи – первые русские исполнители-профессионалы

1

4

Петрушка - странствующие актеры Древней Руси

1

Практическое занятие

1

Работа в интернете: Формы русских плясок. Сольная и массовая пляски.

Самостоятельная работа

Подготовка и написание докладов, слайдовое сопровождения «Русский народный танец»

Раздел 3.

Система светского образования

Тема 3.1.  

Школа Европейского танца

Содержание учебного материала

1

Эпоха Просвещения в Западной Европе.

1

2

Жан Жорж Новерр и его реформы. Жан Доберваль. Мари Камарго.

2

3

Танец и французская буржуазная революция.

1

4

Романтизм в балете. Мария и Филиппо Тальони.

1

5

«Жизель» - классический образец романтизма. Жюль Перро.

2

Тема 3.2.  

Школа Русского танца

Содержание учебного материала

1

Основные черты русского балета, особенности исторического пути русского балетного театра (краткий исторический обзор).

1

2

Становление и развитие Московского и Петербургского хореографических училищ».

2

3

Развитие придворного театра. Жан Батист Ланде

2

4

Петербургские Ассамблеи XVIII века. Придворный этикет

2

5

Становление русской балетной школы. Крепостной балет

2

6

Романтизм. Творчество Мариуса Петипа. Симфонические балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

6

7

Творчество великих русских балетмейстеров: И.Вальберха, А.Глушковского, Л.Иванова, А.Горского, М.Фокина.

2

8

Прославленные русские мастера балетной сцены: А.Нестеров, Т.В.Шлыкова-Гранатова, А.Истомина, А.Павлова, О.Спесивцева, В.Нижинский и др.

2

Раздел 4

Становление советского балета

Тема 4.1.

Основные черты советского балета.

Содержание учебного материала

1

Балеты С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка».

3

2

Выдающиеся советские балетмейстеры: Ф.В.Лопухов, К.Я.Голейзовский, В.И.Вайнонен, Ю.Н.Григорович, Л.В.Якобсон, Л.М.Лавровский и др.

4

3

Выдающиеся мастера советской балетной сцены:

М.Семенова, Г.Уланова, О.Лепешинская,  Р.Стручкова,  М.Плисецкая, Н.Бессмертнова, Н.Сорокина, Е.Максимова, Н.Павлова и др.;

К.Сергеев, В.Чабукиани, А.Мессерер, Р.Нуриев, А.Макаров, Ю.Соловьев, В.Васильев, М.Барышников, М. Лиепа, М.Лавровский и др.

6

4

 Профессор А.Я. Ваганова – основатель отечественной школы классического танца. От «королевы вариаций» до профессора. Систематизация движений классического танца. Новаторство в системе преподавания классического танца.

2

5

Исследовательская конференция

5

Самостоятельная работа

Участие в исследовательской конференции по истории хореографического искусства

                                                                                                                                                  Всего

66

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        В 4 классе учащиеся сдают итоговую аттестацию, которая проводится в форме  (устного) зачета.

По итогам зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Предполагаемые результаты освоения программы

По окончании 4 класса:

  • знание балетной терминологии;
  • знание средств  создания образа в хореографии;
  • знание образцов  классического наследия  балетного репертуара;
  • знание основных этапов развития хореографического искусства;
  • знание основных отличительных особенностей хореографического искусства исторических эпох.

По окончании 5 класса:

  • знание образцов  классического наследия  балетного репертуара;
  • знание основных этапов развития хореографического искусства;
  • знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
  • знание имен выдающихся представителей и творческого наследия русского и советского балета;
  • знание основных этапов становления и развития русского балета.

4.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМЫ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Форму  и  график  проведения  промежуточной  аттестации  по  предмету «История хореографического искусства» образовательное учреждение устанавливает согласно учебному плану (контрольные уроки, зачеты). 

График промежуточной и итоговой аттестации

Таблица 3

Класс

Вид, форма и время проведения аттестации

Промежуточная

Итоговая

4

-

-

-

8

зачёт

5

-

-

-

-

По завершении изучения учебного предмета обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Формы текущего контроля:

  • контрольные работы,
  • устные опросы,
  • письменные работы,
  • тестирование,
  • олимпиады.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании  ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме зачёта.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Программа предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.

Критерии оценки

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания ответов

5 («отлично»)

Полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения.

4 («хорошо»)

Отметка отражает ответ с небольшими недочетами.

3 («удовлетворительно»)

Ответ с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

Комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.

5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

5.1.Методические рекомендации педагогическим работникам

Изучение предмета ведется в соответствии с учебным планом. Педагогу, ведущему предмет, предлагается самостоятельно, творчески подойти к изложению той или иной темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего и хореографического развития учащихся, количество учеников в группе, возрастные особенности учащихся.

При изучении предмета  следует широко использовать знания учащихся по другим учебным предметам (слушание музыки, музыкальная грамота, музыкальная литература), поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность предмета требует от преподавателя знания программ смежных предметов. В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования, добиться рационального использования учебного времени.

Желательно, чтобы учащиеся знакомились с новыми балетными спектаклями как классического, так и национального направления. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания о балетном искусстве с существующей практикой создания балетных спектаклей. Следует регулярно знакомить учащихся с современной литературой о балете, журнальными и газетными статьями на тему о хореографическом искусстве, с рецензиями на балетные постановки.

Рекомендуется проводить встречи учащихся с режиссерами и актерами музыкальных и драматических театров, организовывать посещение музеев, выставок, просмотр фильмов-балетов.

Методика преподавания предмета должна ориентироваться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного балетного спектакля, выступления хореографического ансамбля, фильма-балета, прочитанной статьи или рецензии на балетный спектакль.

5.2. Рекомендации по применению методов организации  образовательного процесса, направленных на обеспечение качественной теоретической и практической подготовки

Урочное занятие. Основная форма учебного процесса в освоении основных образовательных программ. Урок характеризуется единством дидактической цели и задач. Как часть учебного процесса урок может содержать: организационную часть, восприятие нового материала, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение  норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; формы контроля и самоконтроля. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и воспитательные задачи.

Реферат. Форма работы, позволяющая самостоятельно освоить один из разделов  программы учебного предмета.

Рекомендуемый план реферата:

  1. тема,  цель работы;
  2. изложение содержания, которое раскрывает тему;

3)  результаты работы;

4) выводы;

5) использованная литература и другие источники.

Написание реферата можно использовать как один из видов итоговой аттестации по теоретическим предметам.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, олимпиадам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Цель: формирование у учащегося способностей к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формирование умения использовать справочную и специальную литературу.

Как форма учебной работы, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:

  • образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
  • развивающую (развитие познавательных возможностей учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи, формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников);
  • воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

Систематическая самостоятельная работа:

  • способствует лучшему  усвоению  полученных знаний;
  • формирует  потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
  • формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет кругозор.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу  может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими  изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету.

Виды  внеаудиторной  работы:

- выполнение  домашнего  задания;

- подготовка  докладов, рефератов;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных  залов  и  др.).

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ  УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКО
  2. ЛИТЕРАТУРЫ

 Основные источники:

  1. Бахрушин, Ю.А. История русского балета [Текст]: Учебное пособие для институтов культуры, театров, хореографических училищ / Ю.А.Бахрушин. – М.: «Просвещение», 1977. – 287с., с ил.
  2. Ваганова, А. Я.  Основы классического танца  [Текст]: Учебники для вузов / А. Я. Ваганова. -7-е изд. - СПб.: Издательство «Лань», 2008. – 192с.
  3. Валукин,  М. Е. Эволюция движений в мужском классическом танце [Текст]: Учебное пособие. / М. Е. Валукин. - М.: Российская академия театрального искусства – ГИТИС,  2007. - 248 с.
  4. Заикин, Н. И. Областные особенности русского народного танца [Текст]:  Учебное пособие в 2 частях / Н. И. Заикин, Н. А. Заикина. -  Орёл, 2008. - 688с.
  5. Климов, А.А. Основы русского народного танца [Текст]:  Учебник для студентов вузов искусств и культуры / А.А. Климов.- М.: Издательство Московского государственного института культуры, 2007.- 320с., с ил.
  6. Красовская, В.К. История русского балета [Текст]: Учебное пособие / В.К.Красовская. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008 – 288с., с ил.
  7. Никитин, В. Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца [Текст] / В. Ю. Никитин. - М.: ООО «ИД «Один из лучших», 2009. - 253с.

 Дополнительные источники:

  1. Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов [Текст] /  Н. Н. Вашкевич. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. -  192с.,ил.
  2. Волынский, А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца [Текст] / А. Л. Волынский.- СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008.- 352 с.
  3. Гавликовский, Н.Л. Руководство для изучения танцев. 4 – ое изд., испр. [Текст] / Н.Л.Гавликовский. – СПб.: Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010.- 256с., с ил.
  4. Дайняк, А.А. Галина Уланова (Жизнь знаменитых людей) [Текст] / А.А.Дайняк. – Мн. Литература, 1998. – 208с.
  5. Михеева, Л.В. 166 биографий знаменитых композиторов [Текст] / Л.В. Михеева. – СПб.: Композитор, 1999. – 208с., с ил.
  6. Неклюдова, Т.И. История костюма [Текст] / Т.И.Неклюдова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 336с.
  7. Плисецкая, М. Я, Майя Плисецкая… [Текст] / М.Плисецкая. – М.: ООО «Издательство АСТ», ОАО «Издательство «Новости», 2001. – 496с., с ил.

Интернет – ресурсы:

Основные:

  1. Приоритетные национальные проекты: Качественное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml
  2. Детский развлекательный центр «Перлина» http://perluna-detyam.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=878&Itemid=138
  3. Балет Игоря Моисеева http://www.moiseyev.ru/

Дополнительные:

  1. Classik ballet. http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1498/
  2. Центр поддержки и развития культуры, туризма, фестивальных и танцевальных программ. http://www.det- enter.ru
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/ 

6.1. Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров

Видеозаписи балетных спектаклей (фрагменты) в различных редакциях с участием выдающихся исполнителей:

  •  «Анюта» - телевизионный балет на музыку В.Гаврилина
  • «Бахчисарайский фонтан» А.Асафьев
  • «Баядерка» Л. Минкус
  • «Дон Кихот» Л.Минкус
  • «Жар-птица» И.Стравинский
  • «Жизель»  А.Адан
  • «Золушка» С. Прокофьев
  • «Каменный цветок» С.Прокофьев
  • «Конек-Горбунок» Ц.Пуни
  • «Коппелия»  Л.Делиб
  • «Красный мак»  Р.Глиэр
  • «Лебединое озеро» П.Чайковский
  • «Петрушка» И.Стравинский
  • «Пламя Парижа» А.Асафьев
  • «Раймонда» А.Глазунов
  • «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев
  • «Сильфида» Л.Левенскольд
  • «Спящая красавица» П.Чайковский
  • «Тщетная предосторожность» Л.Герольд
  • «Шопениана»
  • «Щелкунчик» П.Чайковский
  • «Эсмеральда» Ц.Пуни

        

        Видеозаписи концертных номеров: из серии выпусков «Мастера русского балета»; с конкурсов и фестивалей различных направлений; Государственного ансамбля народного танца им. И.А.Моисеева; Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М.Пятницкого; Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.

        Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградова, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина и др.

        Видеозаписи балетных  спектаклей и концертных номеров  с участием выдающихся современных исполнителей.