Программа учебного предмета "Классический танец" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок реализации 5(6) лет)

Богдан Ирина Григорьевна

Составитель: И.Г.Богдан, преподаватель высшей квалификационной категории МБУ ДО «Детской школы искусств №66»

Рецензент:  А.В.Палилей – и.о. декана факультета  хореографии, заведующий кафедрой  народного танца Кемеровского государственного института культуры. Кандидат педагогических наук, профессор         

 

                   Программа учебного предмета «Классический танец»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к   дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства  «Хореографическое творчество».

Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.

Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры,  знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Именно на уроках классического танца осуществляется профессиональная постановка, укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащихся, воспитание чувства позы и музыкальности.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией. Программа организует работу преподавателя, устанавливает содержание, объем знаний и навыков, которые должны усвоить учащиеся в течение каждого года обучения. В ней поэтапно,  с возрастающей степенью трудности,  изложены элементы экзерсиса, разделов adagio, allegro, пальцевой техники.

Ее освоение способствует формирова­нию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллектив­ного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фанта­зии, раскрытию индивидуальности.     

 

 

 

                                                                                

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_klassicheskiy_tanets.docx82.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 66»

 ПО.01.Предметная область

Хореографическое исполнительство

Учебный предмет

ПО.01.УП.03 «Классический танец»

   Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной  

         общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

 (срок реализации 5(6) лет)

Киселевск 2021

Составитель: И.Г.Богдан, преподаватель высшей квалификационной категории МБУ ДО «Детской школы искусств №66»

Рецензент:  А.В.Палилей – и.о. декана факультета  хореографии, заведующий кафедрой  народного танца Кемеровского государственного института культуры. Кандидат педагогических наук, профессор                            

        


Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………4
  2. Содержание учебного предмета………………………………………………..9
  3. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………….29
  4. Формы и методы контроля, система оценок………………………………….30
  5. Методическое обеспечение учебного процесса……………………………...32
  6. Список рекомендуемой учебно-методической литературы………………………………………………………………………....35

  1. Пояснительная записка

 

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе      

Программа учебного предмета «Классический танец»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к   дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства  «Хореографическое творчество».

Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.

Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры,  знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Именно на уроках классического танца осуществляется профессиональная постановка, укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащихся, воспитание чувства позы и музыкальности.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией. Программа организует работу преподавателя, устанавливает содержание, объем знаний и навыков, которые должны усвоить учащиеся в течение каждого года обучения. В ней поэтапно,  с возрастающей степенью трудности,  изложены элементы экзерсиса, разделов adagio, allegro, пальцевой техники.

Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.     

  1. Срок реализации учебного предмета «Классический танец»

         Срок реализации данной программы составляет  5 лет (при 5-летней образовательной программе «Хореографическое творчество).  Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области  хореографического искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (6 класс).

           3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Классический танец».

                                                                                 

Таблица 1

Срок реализации образовательной программы

«Хореографическое творчество» 5 (6) лет

Классы/количество часов

1-5 классы

6 класс

Количество часов

(общее на 5 лет)

Количество часов

(в год)

Максимальная нагрузка

(в часах)

924

165

Количество часов на аудиторную нагрузку

924

 165

Общее количество часов на аудиторные занятия

1089

Классы

1

2

3

4

5

6

Недельная аудиторная нагрузка

4

6

6

6

6

5

Консультации  

(для учащихся 3-8 классов)

40

(8 часов в год)

8

В данной таблице представлен один из вариантов распределения часов недельной аудиторной нагрузки, при этом образовательное учреждение может применять иное распределение часов по годам обучения.

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая (от 4 до 12 человек), занятия с мальчиками по предмету «Классический танец» - от  3-х человек, рекомендуемая продолжительность урока – 40-45 минут.  

5. Цель и задачи учебного предмета

        Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Задачи:

  • знание балетной терминологии;
  • знание элементов и основных комбинаций классического танца;
  • знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы в танцевальных комбинациях;
  •  умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок  танца;
  • развитие детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к танцу и классической музыке,  желания слушать и исполнять ее;
  • укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащегося;
  • воспитание чувства позы и музыкальности как первоосновы исполнительского мастерства, без которой невозможно  самоопределение в выбранном виде искусства;
  • приобретение учащимися опорных знаний, умений и способов  хореографической  деятельности, обеспечивающих в совокупности  необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с    хореографией, самообразования и самовоспитания;
  • развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства  метроритма, музыкальной  памяти;
  • развитие музыкального восприятия как универсальной музыкальной способности ребенка;
  • развитие внимания, воли и памяти ученика, выработка твердости  характера, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения выдерживать высокую степень физического  и нервного напряжения;
  • умение планировать свою домашнюю работу;
  • умение осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
  • умение давать объективную оценку своему труду;
  • формирование навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и участниками образовательного процесса;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению и  художественно-эстетическим  взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,  определению наиболее эффективных способов достижения результата.
  1. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-  распределение учебного материала по годам обучения;

-  описание дидактических единиц;

-  требования к уровню подготовки обучающихся;

-  формы и методы контроля, система оценок;

-  методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ);

- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего  движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей  для повышения общего уровня развития обучающегося);

- практический  (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);  

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы при изучении классического танца в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях  в хореографическом образовании.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
  • наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;
  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
  • костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
  • раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.  

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов,  костюмерной.

 II.        Содержание учебного предмета "Классический танец"

        Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Классический танец», на максимальную нагрузку обучающихся  на  аудиторных занятиях:

                                                                                  Таблица 3

Срок обучения 5 (6) лет

Распределение  по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

Продолжительность

учебных занятий в году

(в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

4

6

6

6

6

5

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные занятия)

132

198

 198

 

 198

198

165

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия)

924 

 

165

1089

Консультации

(часов в год)

8

8

 8

8

8

8

Общий объем времени на консультации

40

8

48

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Требования по годам обучения

Настоящая программа включает основной комплекс движений – у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей  6,5-10 лет.    

Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии - от простого к сложному.     

Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:

а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;  

б) изучение  движения и работа над движениями в комбинациях.

Урок для женского класса состоит из 4-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro, экзерсис на пальцах (на пуантах).

Урок для мужского класса состоит из 3-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro.

Содержание программы

5-летняя программа

1 класс

Раздел учебного предмета

        Задачи первого года обучения.

        Постановка корпуса, ног, рук и головы. Изучение основных движений классического танца в чистом виде и в медленном темпе. Развитие элементарных навыков координации движений и музыкальности.

Экзерсис у станка

1. Позиции ног – I, II, III,V.

2. Позиции рук – подготовительное положение;  1, 2, 3 позиции.

3. Demi-pliés  по I, II и V позициям.

    4. Grand  plies по I, II, и V позициям.

5. Battements tendus из I позиции, после усвоения из V позиции:

  • в сторону, вперед, назад;
  • с demi-pliés  в сторону, вперед, назад;
  • demi-plies во II позицию  без перехода  и с переходом с опорной ноги;
  • с опусканием пятки во II позицию;
  • с passé par  terre.

6. Plié-soutenus  в сторону, вперед, назад.

7. Battements tendus jetés из  I и V позиций в сторону, вперед, назад.

8. Demi-rond de jambe  и  rond de jambe par terre en dehors  и en dedans (вначале объясняется понятие en dehors  и en dedans).

9. Положение sur le cou de pied – спереди, сзади и обхватное.

10. Battements fondus – в сторону, вперед и назад носком в пол.

11. Battements frappés – в сторону, вперед и назад носком в пол.

    12. Battements  retires sur le cou-de-pied

13. 1-е port de bras.

14. Battements releves  lents  на 45° и на 90° из  I и V позиций  в сторону, вперед и назад.

15. Grands battements  jetes из  I и V позиции в сторону , вперед и назад.

16. Перегибы корпуса  назад, в сторону (лицом к  станку)

17.Relevés на полупальцы в   I, II, V  позиции  c вытянутых ног и c demi – plies.

18. Pas de bourrée с переменой ног  (лицом к станку).

Середина зала

1. Позиции ног – I, II, III,V

2. Позиции рук – подготовительное положение , 1,2,3.

3. Demi-pliés  в I, II и V  позициях en face.

4. Grand  plies в I и II  позициях en face.

5. Battements tendus:

  • из   I и V позиций во всех направлениях;
  • с demi-pliés  во всех направлениях.

6.  Рlié-soutenus во всех направлениях.

7.  Demi-rond   de jambe par  terre en dehors и en dedans.

8. Relevés  в I и II  позициях на полупальцы:

  • с вытянутых ног;
  • с demi-plies.

   9. 1-е port de bras.

Allegro

Первоночально все прыжки изучаются лицом к станку.

1. Temps sauté  по I, II, и V позициям.

2. Pas èchappé   во II позицию.

3.  Changement de pieds.  

4. Трамплинные прыжки.

5. Pas balance.

В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Во втором полугодии – переводной экзамен (зачет).

Требования к переводному экзамену (зачету)

Переводной экзамен проходит в форме урока, в который преподаватель включает пройденный за учебный год материал, составляя его в элементарные комбинации. Учащиеся должны грамотно и музыкально выполнить этот урок.

2 класс

Дальнейшее развитие координации движений у станка и на середине зала. Изучение поз:  croisee, efface вперёд, назад; I, II, III arabesque носком в пол.  Освоение поворотов головы и более сложных движений. Продолжение развития выразительности на середине зала: введение в упражнения port de bras. Первоначальное знакомство с техникой полуповоротов на  двух ногах и движений на пальцах. Повторение ранее пройденных прыжков и изучение новых. Простейшее сочетание элементарных движений.

Экзерсис у станка

1. Позиция ног – IV.

2. Demi-plies в IV позиции.

3. Grand -plies в IV позиции.

4. Battements tendus:

  • с demi-plie в IV позиции без перехода и с переходом с опорной ноги
  • double (двойное опускание пятки) во II позицию.

5. Battements tendus jetes piques во всех направлениях.

6. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans на demi-plie.

7. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans.

8. Battements fondus  на 45° во всех направлениях.

9. Battements soutenus  во всех направлениях  носком в пол;

10. Battements frappes на 30° во всех направлениях.

11. Battements doubles frappes во всех направлениях носком в пол.

12. Rond de jambe en l’ air en dehors и en dedans.

13. Petits battements sur le cou-de-pied

14. Battements developpes:

  • вперёд, в сторону, назад;
  • рassé со всех направлений.

15. Grands battements  jetes pointes во всех направлениях

16.  3 –е  port  de bras.

17. Releves на  полупальцы в  IV позиции.

Середина зала

1. Положение epaulement croisee et effacee.

2. Позы: croisee, effacee вперед и назад, I, II и III arabesques носком в пол.

3. Demi-plies в IV и V позициях en face и epaulement.

4. Grand-plies в I , II  позициях en face, в V позиции en face и epaulement crоiseе.

5. 2-е port de bras.

6. Battements tendus:

  • в позах crоiseе, effacee;
  • с опусканием пятки  во II позицию и с demi plie во II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги;
  • passe  par  terre;
  • с demi plie в V позиции во всех направлениях и в позах.

7. Battements tendus jetes:

  • из  I и V позиций во всех направлениях;
  • piques  во всех направлениях.

8. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans .

9. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans.

10. Battements fondus во всех направлениях носком в пол и на 45 о

11. Battements soutenus  во всех направлениях носком в пол

12. Battements frappes во всех направлениях  носком в пол и на 30°

13. Battements releves  lents на 90 °  во всех направлениях    

14. Grands battements  jetes на 90 ° во всех направлениях    

15. Pas de bourree с переменой ног en face и окончанием в epaulement

16. Releves  на  полупальцы  в  IVпозиции с вытянутых ног и с demi-plie

17. Temps lie par  terre вперед и назад.

Allegro

  1. Pas assemble с открыванием ноги в сторону.
  2. Sissonne simple en face и позах.
  3. Sissonne ferme в сторону.
  4. Petit pas chasse во всех направлениях en face и в позах.
  5. Pas balance в позах .

Экзерсис на пальцах

Лицом к станку:

  1. Releves по I, II и V позициям.
  2. Pas echappe из V позиции во II позицию.
  3. Pas assemble soutenu en face с открыванием  ноги в сторону.
  4. Pas de bourree suivi  по V позиции на месте и с продвижением в сторону.
  5. Pas de bourree с переменой ног  en dehors и en dedans.

На середине зала:

  1. Pas couru  вперед и назад
  2. Pas de bourree suivi на месте,  с продвижением  в сторону и en tournant.  

        В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

        Во втором полугодии – переводной экзамен (зачет).

Требования к переводному экзамену (зачету)

        Во втором и последующих классах экзамен проходит в форме урока, в который преподаватель включает весь пройденный за  год материал  в танцевальные комбинации. Учащиеся должны грамотно, музыкально и выразительно исполнить этот урок

3 класс

        Повторение ранее пройденного материала. Развитие силы и выносливости ног за счет ускорения темпа исполнения, увеличения количества каждого тренируемого движения. Продолжение развития координации: усложнение техники исполнения ранее пройденных движений, изучение новых более сложных движений, расширение их комбинирования в упражнениях, исполнение отдельных движений на полупальцах (у станка). Развитие выразительности: ввод в тренировочные упражнения 3-его  port de bras у станка и на середине зала, использование epaulement и поз на середине зала.

        Изучение прыжков с окончанием на одну ногу.  

Экзерсис у станка

1. Большие и маленькие позы: croisee, effacee, ecartee  вперед и назад,  II arabesque  носком в пол  (по мере усвоения позы вводятся в различные  упражнения).

     2. Battements   tendus  в маленьких и больших позах.

3. Battements  tendus  jetes:

  • в  маленьких и больших  позах;
  • balancoirе  en face.

4. Demi-rond  de jambe  и rond de jambe на 45°  на всей стопе en dehors и en dedans.

5. Battements  fondus:

  • на полупальцах ;
  • c plie-releve.

6. Battements  soutenus с подъёмом на полупальцы  на 45° во всех направлениях.

7. Battements  doubles frappes  на 30° во всех направлениях.

8. Flic вперёд и назад на всей стопе.

9.  Petit  temps releves  en dehors и en dedans на всей стопе.

10. Petits battements  sur le cou-de-pied на полупальцах.

11. Pas tombe на месте, другая нога в положении sur le cou-de-pied.

12. Pas coupe на всей стопе и на полупальцы.

13. Battements releves lents  и  battements  developpes на  90°:

  • в позах на croisee, effaceе;
  • battements developpes passé.

14. Grands  battements  jetes:

  • в больших  позах;
  • pointee en faсe.

15. Releves  на полупальцы с работающей ногой в положение sur le cou-de-pied.

16. 1-e  и 3-е port de bras с ногой вытянутой на носок вперёд, назад и в сторону.

17.  Поворот fouette en dehors и  en dedans на ¼ и ½  круга с носком на полу, на вытянутой ноге и на demi-plie.

18. Полуповороты в V позиции к станку и от станка с переменой ног на полупальцах  начиная с вытянутых ног и с demi-plie

19. Soutenu en tournant en dehors и en dedans по 1/2 поворота, начиная из положения носком в пол.

Середина зала

1. Большие и маленькие позы: croisee, effacee, ecartee; I, II и III arabesques   (по мере усвоения позы вводятся в различные упражнения).

2.  Grands plies в IV позиции  в позах  croisee и effacee.

3.  Battements  tendus в больших и маленьких позах:

с demi-plie в IV позиции без перехода с опорной ноги и с переходом;

double (с двойным опусканием пятки во II позицию).

4. Battements tendus jetes:

  • в маленьких и больших позах
  • balancoire en faсe

5. Round de jambe par terre en dehors и en dedans на demi-plie.

6. Demi-rond de jambe на 45° en dehors и en dedans.

7. Battements  fondus  в маленьких позах на 45° и с plie-releve en face.

8. Battements doubles frappes носком в пол en face.

9. Petit battements  sur le cou-de-pied.

10. Rond de jambe en l’air en dehors и  en dedans.

11. Battements   releves lents в позах croisee и efacee, I  и III arabesques.

12. Battements developpes en face во всех направлениях.

13. Grands  battements  jetes;

  • в больших позах;
  • pointes en face.

14. Temps  lie par terre с перегибом корпуса.

15. Pas de bourree без перемены ног с продвижением из стороны в сторону носком в пол и на 45°.

16. Soutenu en tournant en dehors и en dedans на 1/2 поворота, начиная из положения носком в пол и на 45°

Allegro

  1. Temps saute no IV позиции.
  2. Grand changement de pieds.
  3. Petit changement de pieds.
  4. Pas echappe на IV позицию.
  5. Pas assemble с открыванием ноги вперёд и назад en face  и в маленьких позах.
  6. Pas jete с открыванием ноги в сторону.
  7. Sissonne fermee  en face во всех направлениях.
  8. Pas de chat.
  9. Pas glissade  в сторону.
  10. Pas emboite вперёд и назад sur le cou-de-pied.
  11. Temps leve в I arabesque ( сценический sissonne)

Экзерсис на пальцах

  1. Releve по IV позиции en face и в  маленьких позах croisee  и effacee.
  2. Pas assemble soutenu с открыванием ноги в сторону, вперед и назад en face.
  3. Pas echappe по  II  позиции с окончанием на одну ногу, другая нога в положении sur le cou-de-pied
  4. Pas echappe в IV позицию в позы  croisee и  effacee.
  5. Pas de bourree с переменой ног en face и с окончанием в epaulement.
  6. Pas glissade с продвижением вперёд, в сторону и назад.
  7. Pas de bourree suivi во всех  направлениях, в  маленьких и больших позах.
  8. Sisonne simple en face.

4 класс

        Активно вводятся полупальцы в упражнениях у станка.Изучение полуповоротов на одной ноге у станка. Начало изучения pirouette на середине зала. Усложнение сочетаний движений, необходимое для дальнейшего развития координации. Работа над выразительностью и музыкальностью  исполнения движений.

Экзерсис у станка

1. Demi-rond de jambe и rond de jambe на 45° на всей стопе и на полупальцах.

2. Battements  soutenus на 45°  с подъемом на полупальцы в маленьких позах.

3. Battements doubles fondus   на 45°.

4. Flic вперед и назад с подъемом на полупальцы.

5. Battements  frappes  на полупальцах во всех направлениях  en face  и в позах.

6. Battements  double  frappes на полупальцах  во всех направлениях  en face , в позах и с окончанием в demi plie.

7. Rond de jambe en l’air на полупальцах

8. Petit temps releve en dehors и en dedans  с окончанием на полупальцы.

9. Battements developpes:

  • в позе ecarteе вперед и назад;
  • attitude  croisee et effacee.
  • II arabesques на всей стопе и  с подъемом на полупальцы.

10. Demi-rond de jambe  на 90° en dehors и en dedans на всей стопе.

11. Grands  battements    jetes  pointes  в позах.

12. 3-е рогt de bras  исполняется с demi-plie на опорной ноге.

13. Полуповороты на одной ноге en dehors и en dedans:

  • с подменой ноги на всей стопе и на полупальцах;
  • с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied.

14.Полный поворот (detourne) к станку и от станка в V позиции с переменой ног на полупальцах.

Середина зала

  1. Rond de jambe на 45° на всей стопе en dehors и en dedans.
  2. Battements  fondus с plie-releve  в маленьких позах.
  3. Battements  soutenus и в маленьких позах носком в пол и на 45° на всей стопе.
  4. Battements  frappes  в позах на 30°.
  5. Battements  doubles  frappes  в маленьких позах на 30° и с окончанием в demi-plie.
  6. Flic вперёд и назад на всей стопе.
  7. Рas tombe на месте,  другая нога в положении sur le cou-de-pied
  8. Pas coupe на всю стопу, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  9. Grands  battements  jetes  pointes  и в позах.
  10. 10.Поза IV arabesque носком в пол
  11.  4-е и 5-е port de bras
  12.  Поворот  fouette en dehors  и en dedans на   ¼  круга  c носком  на пол, на вытянутой ноге и на demi-plie.
  13.  Preparation к pirouette  и pirouette en dehors и en dedans со II позиции.

Allegro

  1. Double pas assemble.  
  2. Pas echappe  в  IV позицию на croiseе с окончанием на одну ногу, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  3. Pas jete en face  и в позах.
  4. Pas coupe.
  5. Sissonne fermeе во всех направлениях в позах.
  6. Pas de basque  вперёд и назад.
  7. Sissonne  ouvert на 45° en face  во всех направлениях
  8. 8.Pas emboite вперёд на 45° на месте
  9. Pas balance во всех направлениях и en tournant  на ¼ круга .

Экзерсис на пальцах

  1. Pas echappe по  IV позиции с окончанием на одну ногу.
  2. Pas   assemble  soutenu  в позах.
  3. Pas de bourreе без перемены ног из стороны в сторону носком в пол.
  4. Pas glissаde  вперед, в сторону,  назад; в маленьких и больших позах.
  5. Temps lie par terre.
  6. Sissonne simple en face и в позах.
  7. Pas jete (pique):
  • на месте с открыванием ноги в сторону;
  • с продвижением  вперед, в сторону, назад, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
  1. Pas coupe-ballonnе  с открыванием ноги в сторону.
  2. Sus – sous в маленьких и больших позах.

5 класс  

        Развитие устойчивости. Введение полупальцев в некоторые движения на середине зала. Ускорение темпа исполнения движений (некоторые движения исполняются восьмыми долями). Начало освоения движений en tournant. Продолжение изучения pirouette. Начало изучения заносок. Дальнейшее развитие координации движений во всех разделах урока.

Экзерсис у станка

1. Grands plies с port de bras (без работы корпуса).

2. Battements  tendus  pour batterie.

3. Rond de jambe на 450 en dehors и en dedans на полупальцах и на demi-plie.

4. Battements  fondus с plie-releve и demi-rond  на 45° и на 90° en face.

5. Battements  soutenus на 90° en face и в позах.

6. Battements  frappes с releve на полупальцы.

7. Battements  doubles  frappes  с releve на полупальцы.

8. Flic-flac en face на всей стопе с окончанием на полупальцы и en tournant по ½ поворота en dehors и en dedans .

9. Pas tombe с продвижением и с окончанием носком в пол, sur le cou-de-pied и на 450.

10. Rond de jambe  en  l air  en dehors и  en dedans  с окончанием на demi-plie.

11. Battements  releves lents  и battements developpes:

  • с plie-releve en face и в позах ;
  • с подъемом на полупальцы и полупальцах;
  • на demi-plie.

12.  Grand  rond de jambe  на 90°  en dehors и en dedans en face.

13. Grands  battements jetes:

  • на полупальцах
  • grands  battements jetes passe par terre c окончанием на носок вперёд или  назад.

14. Soutenu en tournant en dehors  и  en dedans, начиная во всех направлениях на 45°.

15.   Полуповороты на одной ноге на полупальцах en dehors и en dedans работающая нога в положении sur le cou-de-pied) с приёма  pas tombe.

16.  Preparation  к  pirouette en dehors и en dedans с V позиции.

17. Рirouettes  en dehors и en dedans из V позиции.

18.  3-е рогt de bras   c ногой, вытянутой на носок назад на plie  (с растяжкой) без перехода и  с переходом с опорной ноги.

Середина зала

1. Grands plies c port de bras (без работы корпуса)

2. Battements  tendus en tournant en dehors и en dedans на 1/8 , 1/4 круга/

3. Battements fondus с plie releve и demi-rond на 45° en face на всей стопе.

4. Battements  soutenus на 45° en face и  маленьких позах на полупальцах.

5. Battements  doubles fondus  в пол и на 45° во всех направления и позах.

6. Battements  doubles  frappes:

  • с releve на полупальцы;
  • с окончанием в demi-plie en face и в позы.

7. Pas tombe  с продвижением и окончанием sur le cou-de-pied, носком в пол и на 450

8. Поза IV arabesque на 90°.

9. Temps lie на 90° с переходом на всю стопу.

10. Grands  battements jetes:

  • в позе IV arabesque
  • passé  par  terre с окончанием на носок вперед или назад en face и в позах.

11. Grand rond de jambe developpe en dehors и  en dedans en face и из позы в позу.

12. 3-е port de bras с demi-plie на опорной ноге.

13.  6-е port de bras.

14. Petits pas jetes en tournant   по 1/2 поворота с продвижением в сторону.

15. Pas de bourree dessus-dеssous en face.

16.  Pas de bourree ballotee на  effaceе et croiseе носком в пол и на 45°

17. Pas glissade en tournant  c  продвижением в сторону по полному повороту.

18. Pas glissade en tournant en dedans по диагонали (2-4).

19. Поворот  fouette en dehors  и  en dedans на   ½   круга en face, из позы в позу c носком  на полу  на вытянутой ноге и на demi-plie.

20. Preparation к pirouette sur le cou-de-pied с IV и V позиций.

21. Pirouettes  en dehors  и en dedans с V позиции с окончанием в V позицию.

22. Pirouettes  en dedans с  coupe - шага по диагонали (pirouettes-piques) – 4-8.

Allegro

  1. Temps saute no V позиции с продвижением вперед, в сторону и назад.
  2. Changement de pieds с продвижением вперёд, в сторону и назад.
  3. Pas echappe battu.
  4. Sissonne ouverte par developpe на 45° в позах.
  5. Pas echappe по II  и IV  позициям en tournant no 1/4 и 1/2 поворота.
  6. Pas   assemble   с продвижением  en face и позах, с приемов рas glissade и coupe-шаг.
  7. Pas jete с продвижением во всех направлениях с ногой в положении sur le cou-de-pied и на 45°.
  8. Temps leve с ногой  в положении sur le cou-de-pied и  поднятой на 45° во всех направлениях и в позах.
  9. Pas emboite вперёд на 45° с продвижением и поворотом вокруг себя.
  10. Sissonne tombe en face и в позах.

Экзерсис на пальцах

1. Pas echappe en tournant по II  и IV позициям по ¼ и ½ поворота.

2.  Pas   assemble   soutenu en tournant en dehors и en dedans по ½ поворота и полному повороту.

3. Pas de bourre  dessus-dessous en face.

4.  Sissonne simple en tournant по 1/4 поворота.

5. Sissonne  ouverte pas  developpe на 45° во всех направлениях и позах.

6.  Releve  на   одной ноге, другая в положении sur le cou-de-pied и на 45°  (2-4).

7. Pas de bourre  ballotte на croisee  и  effacеe носком в пол и на 45°.

8. Pas jete (pique) в позы  на 45° с окончанием в demi-plie.

9. Pas jete fondu по диагонали вперёд и назад.

10. Pas glissade en tournant c продвижением в сторону en dehors и en dedans по ½  поворота и полному  повороту.

11. Pas  польки во всех направлениях.

6 класс  

        Работа над устойчивостью на полупальцах и пальцах в больших позах. Ускорение темпа исполнения движений (ряд движений исполняется восьмыми долями). Увеличение физической нагрузки с целью дальнейшего развития силы ног и выносливости учащихся. Подготовка к вращениям в больших позах. Исполнение упражнений на середине зала en tournant. Продолжение освоения техники pirouette. Изучение заносок, прыжков на пальцах.

        Начало развития элевации в средних  прыжках. Работа над музыкальностью и артистизмом.

Экзерсис у станка  

1. Battements  fondus на 90° на полупальцах в позах.                                                                                      2. Battements doubles frappes с поворотом на ¼  и ½  круга.                                              

3. Flic-flac en tournant en dehors   и  en dedans  с окончанием на 45 0 en face.                                                                                                                             4. Grand rond de jambe jete en dehors и en dedans.                                                      

5. Rond de jambe  en l air en dehors и en dedans c releve и  plie-releve на полупальцах.                

6. Battements  releves lents и battements developpes:

  • с  demi-plie и переходом с ноги на ногу.
  • tombe  сокончанием носком в пол.

7. Demi-rond de jambe и grand rond de jambe developpe из позы в позу.  

8. Grands  battements jetes:

  • через passé  на 90°
  • grands  battements jetes developpes («мягкие» battements)  на всей стопе и на полупальцах.

9. Поворот fouette en dehors и en dedans на ¼ и ½ круга с ногой, поднятой вперед или назад на 45° на полупальцах и с demi-plie.                                                                                                                                        10. Soutenu en tournant en dehors  и  en dedans, начиная во всех направлениях на 90° и больших поз.

11. Pirouette en dehors и en dedans, начиная с открытой ноги в сторону  на 45°.

 12. Pirouette en dehors и en dedans с temps releve.

Середина зала

1. Battements tendus en tournant en dehors и en dedans на  ¼  и  ½  круга

2. Battements tendus jetes en tournant en dehors и en dedans по1/8 и ¼ и ½  круг.

3.  Rond de jambe par terre en tournant en dehors и en dedans no 1/8 и ¼   круга.

4.  Battements  fondus на полупальцах  en face и в позахэ

5. Battements  soutenus на 90° en face и в позах, на всей стопе и на полупальцах.

6.  Battements frappes и battements  doubles  frappes en tournant en dehors и en dedans по 1/8 и ¼ круга носком в пол и на 300.

7. Petits  battements sur le cou-de-pied  на полупальцах.

8. Flic-flac на всей стопе, с подъемом на полупальцы с окончанием в позы на demi-plie.

9. Rond  de  jambe  en l air  en dehors и en dedans с окончанием  в  demi-plie.                    

10. Battements  releves lents  и  battements developpes  с  demi-plie и с переходом с ноги на ногу en face и в позы.                                                                                            

11. Tour lent en dehors и en dedans на ¼ поворота в больших позах.                  

12. Grands  battements  jetes  с  passe на 90 0                                                                  

13. Pas de bourreе  ballotte  на 45° en tournant.                                                            

14. Pas de bourreе  en tournant  с переменой ног  en dehors и en dedans.                                                 15. Pirouette en dehors  и  en dedans  из V  и   IV позиций  с окончанием в V и   IV позиции (2 pirouettes).  

16.  Pirouette  en dehors  из  V  позиции  по одному подряд  (2-4).

17.  Tours chaines  (4-8).  

Allegro

1. Pas echappe battu  с окончанием   на одну ногу.                                                          

 2.  Pas assemble battu.                                                                        

3. Pas de chat  с броском ног назад.          

4. Pas jete  с продвижением с ногой, поднятой на 45°  во всех направлениях  и позах, с приёмов  рas glissade,  pas coupe и  coupe-шаг.                                                          

5. Pas ballonеe  во всех направлениях en face и позах на месте и с продвижением. 

6. Sissonne ouverte на 45° в маленьких позах с продвижением.                                            

7. Grand pas assemble  в сторону и вперед с приёмов:

  • с V позиции;
  • coupe-шаг;
  • pas glissade.

8. Temps lie sauté.  

9. Grand pas emboite.  

10. Grande sissonne  ouverte во всех позах без продвиженияю

11. Royale.                                  

12. Entrechat-quatre.

13. Temps glisses (скользящее движение вперед и назад на demi-plie) в позах I и III arabesques.

14. Tour en l'air (мужской класс).

Экзерсис на пальцах

  1. Petit pas jete   en tournant по ½ поворота с продвижение в сторону.
  2.  Pas de bourree en tournant en dehors  и en dedans:
  • с переменой ног;
  • dessus-dessous.

3. Pas de bourree ballotte en tournant  по ¼ поворот

4. Pas glissade en tournant  с продвижением по диагонали (4-6)

5. Sissonne  simple en tournant  по 1/2 поворота.

6. Pas  tombe  из позы в позу на 45°.

7. Pas ballone во всех направлениях и маленьких позах.

8. Pas jete в больших позах.

9. Grande sissonne ouverte во всех направлениях и позах без продвижения.  

10. Рirouettes en dehors из V позиции по одному подряд (2-4).

11. Soutenu en tournant  en dehors и en dedans, начиная из положения носком в пол.

12. Temps saute  по V позиции на месте и с продвижением.

13. Changement de pied с продвижением во всех направлениях и en tournant.  

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом  освоения программы  учебного  предмета  «Классический танец» является сформированный  комплекс  знаний,  умений  и  навыков,  таких,  как:

- знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на  сцене;

- знание балетной терминологии;

- знание элементов и основных комбинаций классического танца; знание   особенностей   постановки  корпуса,   ног,   рук,   головы, танцевальных комбинаций;

- знание средств создания образа в хореографии;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

- умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;

- умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;

- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

- умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;

- умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;

- навыки музыкально-пластического интонирования;

- навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;

- навыки публичных выступлений.

  1. Формы и методы контроля, система оценок
  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы "Классический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:  контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.  

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в форме просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя средства и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения        

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете  и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение   анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ  данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на  экзамене;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальных данных, уровня его подготовки.

Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Классический танец».   

Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.

С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещения балетных спектаклей, просмотр видео материалов.

Следуя лучшим традициям русской  балетной школы,  преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца  и разучивании хореографического произведения. 

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Особое место в работе занимает  развитие танцевальности, которой  отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий.

Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.

В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман  план каждого урока.

В начале полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении  календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.

  1. Список   рекомендуемой учебно – методической литературы
  1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». СПб: «Планета музыки», 2010
  2. Базарова Н.П. «Классический танец». СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009
  3. Барышникова Т. «Азбука хореографии». СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996
  4. Блок Л.Д. «Классический танец». М.: «Искусство», 1987
  5. Ваганова А.Я.   «Основы классического танца». СПб: «Лань», 2007
  6. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
  7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца». Л.: «АРТ». 1992
  8. Головкина С.Н.  «Уроки классического танца в старших классах».      М., Искусство, 1989
  9. Звездочкин В.А. «Классический танец». СПб: «Планета музыки», 2011
  10. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011
  11. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца». Л.: Искусство, 1981
  12. Костровицкая В.С.,  А. Писарев «Школа классического танца».  Л.:  Искусство, 1986
  13. Красовская В.М. История русского балета.  Л., 1978
  14. Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова.  Л.: "Искусство", 1989
  15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести.  М.: "Аграф", 1999
  16. Мессерер А. «Уроки классического танца». М.: «Искусство»,1967
  17. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 2010
  18. Тарасов Н.  «Классический танец».  М.: Искусство, 1981
  19. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства». М.: Искусство,1987
  20. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа». СПб: «Лань», 2009
  21. Ярмолович Л. «Классический танец». Л.: «Музыка», 1986