Методическая разработка: "Создание условий для укрепления здоровья учащихся и активизации их творческих способностей на занятиях хореографии".

Ушакова Светлана Александровна

   Актуальность методической разработки выражается в передачи опыта по

применению на занятиях по хореографии здоровьесберегающих технологий,

которые,  являются основой для развития творческого потенциала ребенка.

   Данная методическая разработка предназначена для педагогов-

хореографов, желающих повысить свое образование в используемой

деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrabotka.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича»

города Курска

Методическая разработка

«Создание условий для укрепления здоровья учащихся и активизации их

творческих способностей на занятиях хореографии»

Выполнила:

преподаватель высшей категории

отделения хореографии

Ушакова Светлана Александровна

Курск 2023

Содержание.

1. Введение

2. Основная часть:

2.1 особенности построения занятий по хореографии

2.2 характеристика физических методов оздоровления

воспитанников

2.3 построение занятия: упражнения для разминки,

музыкально-ритмические упражнения, разминка на

ковриках, художественно-образные импровизации

2.4 танцевальные постановки

3. Заключение

4. Используемая литература

  1. Введение.

   Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое здоровье. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.

   Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что

здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ

жизни. Для младших школьников самым интересным и увлекательным, а главное плодотворным путём к здоровью является урок танца. Дети быстро увлекаются музыкально-пластическими упражнениями, танцевально-игровыми заданиями. Увлечённые игрой они с удовольствием учатся двигаться под музыку, правильно выполнять движения, так начинается сложная и кропотливая работа над своим телом.

   Урок хореографии сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока является организация разных форм музыкально-

танцевальной деятельности школьников. Каждый урок содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Одна из основных задач музыки на уроках хореографии: снимать нервно-

психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный

энергетический тонус обучающихся.

   Актуальность методической разработки выражается в передачи опыта по

применению на занятиях по хореографии здоровьесберегающих технологий,

которые,  являются основой для развития творческого потенциала ребенка.

   Данная методическая разработка предназначена для педагогов-

хореографов, желающих повысить свое образование в используемой

деятельности

   Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –

обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья за период

обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по

здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

2 Основная часть

   Занятия по хореографии должны способствовать способствует повышению

работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогает

Задача хореографов – дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, преодолеть усталость и сонливость, показать школьнику значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.

   Во-первых, такие важные педагогические задачи, как развитие личности

ребёнка, его интеллекта и общей культуры, а также формирование и обогащение

внутреннего мира решаются с максимальным учётом индивидуальных

возможностей каждого ученика на основе дифференцированного обучения.

   Во-вторых, обучение танцевальным навыкам происходит в тесной взаимосвязи

с развитием физических возможностей детского организма. Курс

«Динамическая пауза» позволяет учить детей восприятию танцевального

искусства, как физическую работу над своим телом и одновременно развивать музыкально – артистические способности.

   В-третьих, обучение с увлечением – вот что должно лечь в основу урока.

Только увлечённость позволит ребёнку усердно трудиться и постигать секреты мастерства.

   В-четвёртых, ребёнок приобщается к культуре, постепенно обогащается его духовный мир, расширяется кругозор. Всё это способствует росту

художественно - творческой личности.

Цель работы педагога на занятиях хореографией является – создание

оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, через активизацию их творческих способностей.

Основные задачи:

  1. Прививать воспитанникам необходимые двигательные навыки.
  2. Укреплять мышечный аппарат.
  3. Формировать правильную осанку, постановку корпуса, рук, ног, головы.
  4. Совершенствовать навыки координации и пространственной ориентации.
  5. Развивать танцевальные способности.
  6. Формировать умения эмоционального исполнения характера пляски.
  7. Развивать чувство ритма и темпа музыкального сопровождения.
  8. Способствовать проявлению элементов творчества.

Характеристика физических методов оздоровления воспитанников

младшего школьного возраста

   Мышечная активность – обязательное условие для нормального развития организма ребёнка. Кроме того, не следует забывать о том, что физическое воспитание, это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей в школе и дома.

Рациональные виды двигательной деятельности на занятиях:

Вид двигательной деятельности

Физиологическая и

воспитательная задача

Необходимые условия

1. Разминка на

ковриках и на

середине класса

Воспитание ловкости,

гибкости. Качественное

укрепление мышц.

Удовлетворение

потребности в движении.

Место, достаточное для двигательной активности.

Одежда, не стесняющая

движения, коврики, игрушки и пособия, побуждающие

ребёнка к движениям.

2. Музыкально-

ритмические упражнения.

Воспитание музыкально-

ритмических навыков.

Движения более лёгкие для исполнения, но чёткие и лаконичные.

Музыкальное

сопровождение. Музыка должна соответствовать

характеру и ритму движений.

3. Художественно-

образные

импровизации.

Воспитание образного

мышления, и

артистического

воплощения. Качественнее

развитие эмоциональной

сферы.

Выразительная музыка,

позволяющая ребёнку видеть

индивидуальные оттенки при исполнении роли.

Построение занятия

   Занятие начинается танцевальным поклоном, который настраивает ребят на творческую работу. Затем идёт разминка, которая начинается танцевальными шагами по кругу, и продолжается на середине класса.

В разминку входят движения направленные на разогрев мышц, начиная от ступней и заканчивая шеей и движения для постановки танцев. Затем выполняются упражнения на ковриках. Продолжительность всей разминки не должна превышать 15 минут.

   Следующая часть занятия – развивающие игры. Теперь будет работать

творческое воображение, а мышцы немного отдохнут. Ребятам предлагается

создать музыкально-художественный образ. На эту игру отводится от 5 до 10

минут. После игры переходим к музыкально-ритмическим упражнениям. Они строятся на хлопках и притопах. Все дети с огромным удовольствием исполняют эти движения.

   Так мы подошли к заключительной части урока – постановке танца. Она

начинается с повторения пройденного материала. Ребята повторяют ту часть

танца, которую выучили на прошлом занятии, и только потом переходят к

новому материалу. Урок обязательно заканчивается поклоном.

Упражнения для разминки

Разминка по кругу

  1. Шаги: с носка; с высоко поднятым коленом; на носочках, на пяточках.
  2. Бег (ноги назад, ноги вперёд); подскоки; боковой галоп с хлопками.

Разминка на середине класса (построение в две линии)

  1. Наклоны головы вправо-влево, вперёд-назад, по кругу.
  2. Плечи вверх-вниз, круговые движения плечами.
  3. Упражнение «пружинка» двумя ногами и попеременно каждой ногой.
  4. Вывод ноги вперёд, в сторону, назад; на носок, на каблук.
  5. Шаги в сторону с приседанием.
  6. Приседания с выносом ноги на каблук.
  7. Упражнение «Кораблик».
  8. Упражнение «Гармошка».
  9. Упражнение «Ковырялочка».

    10. Прыжки:

- на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге, на двух ногах вокруг себя;

- на правой ноге с продвижением вправо, на левой ноге с продвижением влево; и

т.д.

     11. Упражнения для рук и пальчиков.

Разминка на ковриках

Лёжа на спине:

  1. Поочерёдно поднимать левую и правую ноги; поднимать обе ноги.
  2. Поднять правую ногу вверх, опустить в сторону, подвести к левой; повторить

с левой ноги.

  1. Упражнение «велосипед».
  2. Упражнение «свечка».

Лёжа на животе:

  1. Приподниматься на руках, прогибаясь назад.
  2. Поднимать вверх руки и плечи; поднимать вверх одновременно руки и ноги.

Сидя на коврике, ноги вытянуты в стороны:

  1. Дотянуться носом до правого и левого колена.
  2. Наклониться вперёд, подбородком дотянуться до пола.

Сидя на коврике, ноги вместе, вытянуты вперёд:

  1. Поочерёдно носочки ног вытягиваем и сокращаем на себя.
  2.  Наклониться вперёд, дотянуться руками до пальчиков ног; лечь на спину.

Сидя в позе «лотоса»:

  1.  Руками аккуратно надавить на коленки, прижимая их к полу.
  2.  Упражнения для пальцев и кистей рук.

Музыкально – ритмические упражнения

   Для лучшего усвоения ритмического рисунка необходимо достаточное время, поэтому музыкально-ритмичные движения разучиваются в несколько этапов.

На начальном этапе: дети учатся хлопать или топать определенный

ритмический рисунок, обращая внимание на сильную долю:

  1. хлопать в ладоши на каждый счёт;
  2. топать двумя ногами поочерёдно на каждый счёт;
  3. хлопать в ладоши на счёт «3,4»;
  4. топать двумя ногами поочерёдно на счёт «3,4»;
  5. хлопать в ладоши только на счёт «1»;
  6. топать одной ногой только на счёт «1»;
  7. хлопать в ладоши только на счёт «4»;
  8. топать одной ногой только на счёт «4»; и т. д.

На следующем этапе: ритмический рисунок хлопков и притопов усложняется за счёт изменения темпа:

  1. хлопать на счёт «1,3»; «1,2,3»;
  2. хлопать на счёт «1,2,3»; «1,2,3»; «1»; «1»;
  3. топать одной ногой на счёт «1,3»;
  4. топать поочерёдно двумя ногами на счёт «1,2,3»; «1,2,3»; «1»; «1»;
  5. топать поочерёдно двумя ногами на счёт «1,2,3,4,5,6,7»; «1»; «1»; и т. д.

Переходим к следующему этапу: когда ребята усвоят темп простых

ритмических рисунков, можно усложнить рисунок, поставив детей в пары:

  1. хлопать в ладоши друг другу двумя ладошками;
  2. хлопать в ладоши друг другу то левой, то правой ладошками;
  3. хлопать друг другу: 1 раз левой, 1 раз правой, 3 раза двумя ладошками;
  4. топать поочерёдно двумя ногами на счёт «1,3»; «1,2,3»; хлопать в ладоши на счёт «1,2,3»; «1,3»;
  5. топать поочерёдно двумя ногами на счёт «1,2»; хлопать 3 раза на счёт «3,4»; хлопать 3 раза на счёт «1,2» и ещё 3 раза на счёт «3,4»; и т.д.

   Когда ребята усвоят темп и ритм сложных рисунков, можно попробовать

поставить детей в пары. Но не забывайте, что темп должен нарастать

постепенно.

Каждый выученный и отработанный ритмический рисунок должен исполняться под музыку. Это может быть полька или любая другая весёлая и ритмичная музыка. Такие упражнения, исполняемые под музыку, способствуют развитию музыкального ритма.

Художественно-образные импровизации

Импровизации в игровой форме

Педагог под музыку читает стишок

Дети выполняют движения.

«Цветок»

Нежный маленький бутон,

Свёрнут туго-туго он.

Солнце луч ему протянет –

И бутон гвоздикой станет.

И. Махонина        

Дети сидят на корточках, обхватив крепко колени руками, голова опущена вниз. Медленно встают, выпрямляются, плавно поднимая руки вверх. Заканчивая упражнения, поднимаются на носки.

«Дерево»

Дерево кончается где-то в облаках,

Облака качаются на его руках.

Эти руки сильные рвутся в вышину.

Держат небо синее, звёзды и луну.

Л. Кудрявская

Дети поднимают руки вверх, качают ими. Качание усиливают, корпус наклоняют влево, вправо. С окончанием текста все замирают.

Во время качания рук, следует перебирать пальцами (пальцы – листья).

«Мячик»

Бьют его, а он не злится,

Он всё больше веселится.

Как не странно, без битья

Нет для мячика житья!

В. Берестов

Дети имитируют игру с мячом. Они ударяют мяч об пол. Во время ударов необходимо делать какие-то движения: шаги в сторону, прыжки, подскоки вокруг себя.

Импровизации на свободную тему

Изобразить под предлагаемую музыку:

  1. идущих по лесу грустных медвежат;
  2. праздник бабочек;
  3. пугливо прячущихся зайчиков;
  4. лягушек, охотившихся на мух;
  5. танцующих кукол; и т. д.

Импровизация на заданную музыку

На предлагаемую музыку каждый ребёнок придумывает и изображает свой

образ.

Можно проводить в форме загадок. Один изображает, остальные отгадывают.

Танцевальные постановки

Танец «Весёлый ковбой».

Танец «Белые снежинки».

Танец «Куклы-неваляшки».

Танец «Школьная полька» из м/ф.

  1. Заключение

   Проблема укрепления здоровья на занятиях хореографией наиболее

актуальна в современном мире, когда дети часто подвержены различными

заболеваниями в т.ч. и гиподинамией. Поэтому воспитание здорового образа

жизни является главной ценностью. Хореографические занятия помогают детям осознать, что здоровье является главной ценностью и оказывают положительное влияние на развитие не только художественного вкуса, но и на рост общей культуры, формирования эстетического вкуса, развития двигательных навыков, творческой активности

  1. Используемая литература

1. Зинченко Н.А. «Здоровьесберегающая педагогика» Методическое пособие.

Кострома, 2004 г.

2. Киреева Л.Г. «Организация предметно-развивающей среды» Из опыта работы. Волгоград, 2007 г.