«Применение дистанционных образовательных технологий на занятиях хореографии»

Материалы отражают актуальные вопросы и проблемы дистанционного обучения детей в хореографическом коллективе. Рассматривается система реализации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Описываются способы мотивации учащихся к дистанционным занятиям в домашних условиях, а также выбранные коллективом формы контроля результативности. Материалы основаны на анализе исследовательских публикаций и опыта организации обучения в хореографической студии «Страна танца «Счастливия». Могут быть полезны в работе педагогам и руководителям хореографических коллективов, а также руководителям подразделений и методистам для передачи и заимствования педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_iz_opyta_raboty.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА «У ВОЗНЕСЕНСКОГО МОСТА»

АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Применение дистанционных образовательных технологий на занятиях хореографии»

Материалы из опыта работы

Автор:

Альховик Оксана Александровна

Санкт-Петербург

2020


Авторы:

Альховик Оксана Александровна, педагог дополнительного образования ГБУДО ДТ «У Вознесенского моста», Санкт-Петербург, РФ

Тикко Полина Владимировна, методист художественного отдела ГБУДО ДТ «У Вознесенского моста», Санкт-Петербург, РФ

Аннотация:

Материалы отражают актуальные вопросы и проблемы дистанционного обучения детей в хореографическом коллективе. Рассматривается система реализации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Описываются способы мотивации учащихся к дистанционным занятиям в домашних условиях, а также выбранные коллективом формы контроля результативности. Материалы основаны на анализе исследовательских публикаций и опыта организации обучения в хореографической студии «Страна танца «Счастливия». Могут быть полезны в работе педагогам и руководителям хореографических коллективов, а также руководителям подразделений и методистам для передачи и заимствования педагогического опыта.


Оглавление

Переход на дистанционный формат обучения        4

Мотивация к дистанционным занятиям        6

Ход челленджа «Покори вершину»        8

Дистанционные средства обучения        11

Дистанционные средства диагностики        13

Список источников        15


Переход на дистанционный формат обучения

С трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса. Особая нагрузка в этот период легла на педагогов и учителей, которые были вынуждены за короткий период перенести привычные им уроки в онлайн-среду. Смена привычных практик преподавания и работы с детьми является стрессом для всех участников образовательного процесса. Подавляющая часть учителей (84%) считают, что с переходом школ на дистанционное обучение их нагрузка увеличилась; 59% отметили, что увеличилась и нагрузка на детей [1].

Однако педагоги, преподающие такие предметы как музыка, физическая культура, хореография и др., столкнулись с дополнительными трудностями.  Проблемы различного рода, в том числе связанные с отсутствием у детей и педагогов компьютеров или смартфонов с выходом в Интернет, необходимостью выработки новых моделей коммуникации с детьми, дополнились невозможностью создать в домашних условиях безопасную среду для активных занятий. В отличие от занятий по многим другим предметам, на занятиях по хореографии педагогу необходимо видеть одновременно большое количество детей и оценивать их выполнение заданий. Полное асинхронное обучение, когда учащиеся выполняют все задания самостоятельно по видео, может породить закрепление большого количества ошибок в технике, которые в дальнейшем будет сложно исправить, а также перекладывает контроль обучения на родителей.

Для того чтобы лучше понять, каким образом коллектив вышел из данной ситуации, несколько слов о нем. В хореографической студии «Страна танца «Счастливия» работают три педагога и два концертмейстера, занимаются более ста учащихся. В апреле 2022 года коллектив отметил десятилетие. Переход на дистанционную работу в коллективе прошел не без трудностей, но на фоне общей статистики относительно просто: информационная и организационная работа с использованием интернет-ресурсов в коллективе велась и ранее. Выбирая платформу для обучения, педагоги адаптировали группу Вконтакте в обучающую, добавили в образовательный процесс электронные инструменты и перестроили формат занятий. Таким образом им удалось полноценно и в кратчайшие сроки в имеющихся условиях продолжить учебный процесс и не терять связь с детьми. Также рассматривалась возможность перехода на различные предлагаемые обучающие платформы, такие как Я.класс и др. На тот момент переход на них оказался не рациональным и не отвечал на запрос педагогов. В будущем испытания специальных платформ подтвердили предположения об их неприспособленности для специфики занятий по хореографии.

Изучая общие проблемы дистанционного обучения [2], в большом количестве представленные в доступных источниках, а также опираясь на собственный педагогический опыт, были выделены основные проблемы дистанционного обучения:

  • Проблема мотивации детей к дистанционным занятиям.
  • Проблема выбора средств обучения, построение процесса обучения в дистанционном формате.
  • Проблема выбора средств диагностики.

В процессе работы было выделено несколько наиболее удобных форматов дистанционных занятий:

  1. Взаимодействие через группу Вк
  2. Пул видеозанятий в облачных хранилищах
  3. Онлайн-занятия для дошкольников; Зум
  4. Перевернутый класс и зум-встречи для старших учащихся
  5. Занятия с использованием дополнительных инструментов (приложения, мессенджеры)

Сочетание этих форм работы позволило варьировать индивидуальную нагрузку учащихся, гибко подходя к процессу обучения.

Мотивация к дистанционным занятиям

Основной и первоочередной задачей дистанционного обучения для коллектива стало сохранение контингента, вовлечение детей в образовательный процесс, поддержание устойчивого интереса к занятиям. Общей проблемой для занятий художественной направленности, в том числе и сценических видов творчества, стала невозможность фиксации яркого результата, например, концертных или конкурсных выступлений, а также ощущение оторванности от группы. Вследствие чего интерес к занятиям, безусловно, стал снижаться.

Одним из приемов вовлечения стало использование актуальных для детей увлечений, таких как фото- и видеосъемка себя на смартфоны. Однако получая задание, выполнить упражнение и снять себя на видео, ребенок в силу разных причин может терять интерес к занятиям и просто не доходить до этапа выполнения задания. Младшим школьникам и дошкольникам часто требуется помощь родителей, которых тоже нужно мотивировать к обучению детей. Остается открытым вопрос о мотивации самих педагогов к дистанционной работе для того чтобы обучение проходило качественно и с душой.

Рисунок 1

 В борьбе за мотивацию детей педагоги «Счастливии» приняли решение внедрять в процесс обучения приемы геймификации, среди них игровые флешмобы, челленджи, марафоны, а также дополнительные игровые инструменты обучения. Общей особенностью выбранных приемов стала краткосрочность, четкие границы финала и конкретный результат, а также включение дополнительных образовательных инструментов.

Один из приемов – двухнедельный челлендж «Покори вершину» (Рис. 1).

Челлендж (дословно «вызов») - понятие, пришедшее из соцсетей, определенный жанр роликов, когда блогер, выполняя какое-то действие, предлагает повторить его своим подписчикам. Это яркий и динамичный образ, в котором заложена мотивация к участию. В образовательной интерпретации челлендж также остался вызовом, но повторить педагог предлагает не случайное, а педагогически оправданное действие.

Сам челлендж насыщен дополнительными разнообразными инструментами и современными игровыми приемами. Например, задание «Отправь кодовое слово», известный способ фиксации активности в работе с интернет-аудиторией. Часто он используется при проведении конкурсов и розыгрышей, в случае учебных занятий он позволяет фиксировать доходимость учащихся по контрольным точкам заданий.

Ход челленджа «Покори вершину»

Разработав идею и дизайн игры, педагоги заготовили шаблоны для оформления результатов, таблицы подсчета баллов и организована система оповещения и обмена информацией между педагогами. Каждый педагог курировал свои группы, баллы, которые получала команда, должны были своевременно попадать руководителю для подсчетов и фиксации.

Целью челленджа для детей стало скорейшее восхождение на вершину, для этого необходимо набрать наибольшее количество баллов.

Для создания атмосферы игры и погружения в тематику учащиеся в учебных группах получили название, например, команда «Эльбрус», «Монблан». Образ покорения вершины оказался хорош тем, что позволил настроить детей на непростую работу, а также обозначил для них четкие границы и завершенность челленджа.

Группа посещала занятия, готовила домашние задания (учебные и творческие) и сдавала нормативы, получая рейтинговые баллы и продвигаясь к вершине.

До вершины было запланировано четыре «восхождения», на каждой новой высоте «разбивался» лагерь и команды готовились к новому восхождению.

Пример планирования челленджа:

1-й уровень - СТАРТ у подножья горы

ЗАДАНИЕ:

1. силовая тренировка по видео

2. танцевальная минутка (разучить комбинацию)

3. прислать в WhatsAppe кодовое слово «френд»

4. получить 1 балл

2-й уровень восхождение-разбивка лагеря

ЗАДАНИЕ:

1. растяжка по видео

2. танцевальная минутка (повторить комбинацию)

3. прислать в WhatsAppe кодовое слово «кошка»

4. получить 2 балла

3-й уровень восхождение-разбивка лагеря

ЗАДАНИЕ:

1. силовая тренировка по видео

2. танцевальная минутка (повторить комбинацию)

3. прислать в WhatsAppe кодовое слово «альпеншток»

4. получить 3 балла

4-й уровень восхождение-разбивка лагеря

ЗАДАНИЕ:

1. растяжка по видео

2. танцевальная минутка (повторить комбинацию)

3. прислать в WhatsAppe кодовое слово «фирн»

4. получить 4 балла

5. получить от ГУРУ кодовое слово-пропуск для восхождения на вершину

5-й уровень - ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИНЫ разбивка ZOOM-лагеря, виртуальная встреча с ГУРУ

ЗАДАНИЕ:

1. силовая тренировка с ГУРУ

2. получить за тренировку от 1 до 5 баллов

3. растяжка с ГУРУ

4. получить за тренировку от 1 до 5 баллов

5. танцевальная минутка с ГУРУ

6. получить баллы за исполнение комбинации от 1 до 5 баллов

7. получить дополнительные баллы за расшифровку кодовых слов

(1 слово -1 дополнительный балл)

8. получить дополнительные баллы за ответ на вопросы:

- «В какой стране находится горная вершина, название которой дано вашей команде?»

- «Какая высота этой вершины?»

9. следить за рейтингом команды в группе «Счастливии» в ВК

Челлендж анонсировался в группе Вк коллектива, основные мероприятия проводились в Зуме и через сообщения и видеозвонки Вотсапа. Все группы коллектива могли видеть успехи других ребят и оценивать свои, имели возможность «досдать» задание и принести команде большее количество баллов.

В итоге в челлендже приняли участие семь команд, выявлены победители, занявшие 1-е, 2-е, 3-е место, подготовлены памятные дипломы.

Челлендж «Покори вершину» проводился в декабре 2021 года и смог активизировать и поддержать учащихся. Благодаря челленджу ребята подошли к концу календарного года в хорошей форме, не теряя интереса к занятиям.

Педагогам в данной работе требовалась методическая поддержка, помощь в разработке контента и способов мониторинга результатов, а также была проведена отельная организационная работа – координация всех участников челленджа.

Дистанционные средства обучения

Эффективность дистанционного обучения, как правило, связана с максимально возможной интерактивностью между обучаемым и педагогом. Она же обеспечивает обратную связь и предоставляет возможность группового обучения. Наличие обратной связи позволяет учащемуся получать информацию о правильности выполнения заданий, а педагогу контролировать процесс обучения. Однако технические возможности и недостатки даже ведущих образовательных платформ, значительно усложняют процесс обучения [3].

Наилучшим средством для проведения групповых и индивидуальных занятий онлайн показали себя платформы, обеспечивающие видеосвязь, обмен аудио-, видео-, графической и текстовой информацией, такие как Zoom, Whatsapp, Vkontakte, Skype, Google-сервисы и др.

В хореографической студии «Счастливия» помимо онлайн-занятий также была создана база занятий (с использованием Яндекс.Диска). В коллективе была разработана система хранения данных (по годам обучения, по темам, по направлениям, по репертуару).

Асинхронное обучение имеет свои нюансы и особенности подготовки. Во время планирования видеозанятий педагоги студии соблюдали следующие шаги:

- планирование количество видеочастей по теме занятия.

- предварительная подготовка краткого сценария видеоролика с описанием дополнительных объяснений к возможным ошибкам и «сложным» местам.

- четкое формулирование цели занятия и описание заданий.

- в подведении итогов обязательное озвучивание ожидаемых результатов с расчетом на самостоятельное повторение материала.

В коллективе готовились видеоролики небольшой длины (5-7 минут), это оказалось наиболее удобным для самостоятельной отработки и повторения материала учащимися.

Наиболее эффективными для детей старшего возраста оказались смешанные занятия и так называемый перевернутый класс, когда группа получала предварительное видеозадание, с которым могла самостоятельно отработать общефизические упражнения, повторить изученный материал и получить представление о новом материале. Групповые онлайн-занятия по хореографии требуют большого внимания и усилий от педагога. Такие занятия как наиболее сложные, но при этом эффективные, были оставлены для отработки сложных технических хореографических элементов, корректировки и отработки новой танцевальной техники.

Также педагогам пришлось пересмотреть вопрос самостоятельной работы детей. Для этого были разработаны памятки учащимся по подготовке места занятий и безопасности во время выполнения упражнений, система домашних заданий. В них вошли:

- комплексы физических упражнений (силовые, координационные, на гибкость и выносливость)

- оздоровительные комплексы упражнений (на развитие осанки, свода стопы и др.)

Ориентируясь на образовательную программу хореографической студии и СанПиН нормы, педагоги корректировали время самостоятельных занятий, примерно рассчитывая время параллельного выполнения заданий, просмотра материалов, а также домашних заданий,  чтобы не перегружать детей. Для этого время занятий распределялось на всю неделю, выходя за рамки расписания, но не превышая рекомендуемой учебной нагрузки.

Дистанционные средства диагностики

В дистанционной форме проблема контроля учебной деятельности учащихся становится одной из ключевых. В хореографическом коллективе «Счастливия» наиболее удобными для педагогов средствами диагностики стали непосредственный контроль на интерактивных занятиях в режиме конференции или видеочата, а также видеоотчеты о проделанной ребенком работе [4].

Для включения игрового момента и разнообразия форм занятий педагоги использовали дополнительные сервисы, позволяющие создавать тесты, викторины и опросы, а также сторонние приложения с использованием навигатора и планом тренировок по растяжке (такие как Strava, Relive, «Тренировка шпагата» и др.).  Как правило, все приложения позволяют делиться своими результатами, это стало одним из способов способом фиксировать результат и мотивировать детей к занятиям. В приложения также включены дополнительные системы целей и самооценки, такой способ обучения в сочетании с планом занятий и программой обучения, которые создает педагог, позволяет учащимся получать разнообразные диагностические данные и осуществлять педагогам мониторинг обучения.

Так в приложениях-навигаторах Strava и Relive, благодаря функции создания собственных вызовов (микроцелей обучения), учащийся может ставить личную учебную цель и контролировать ее достижение, формировать привычку к ежедневным занятиям, а также участвовать в достижении командной цели, которую может устанавливать педагог и подключать к ней группы. Таким образом, в занятия студии в общефизическую подготовку включались утренние пробежки.

Приложение «Тренировка шпагата» позволяет включать в учебный процесс короткие 15-минутные сессии на растяжку, отмечать свой прогресс и делиться результатом с группой и педагогом. Недостатком всех подобных приложений можно назвать все ту же необходимость мотивации к обучению. Однако как дополнительный современный элемент обучения в творческом коллективе работа с приложениями может стать незаменимым инструментом.

Описываемые инструменты использовались для обучения в средних и старших группах учащихся. Для проведения занятий в группах младшего и дошкольного возраста привлекались родители: настройка техники и подключение, съемка домашних видеозаданий, - все это было возможно благодаря работе с родителями и их мотивации.

К проблемам контроля, а также организации дистанционных занятий в целом, можно отнести проблему разного уровня сформированности у детей ответственного отношения к занятиям, выполнению заданий и самостоятельности. Ответ на этот вопрос, который нашли для себя педагоги хореографической студии, заключается в пересмотре подхода к образовательному процессу и воспитательной деятельности: разработке и подборе мотивирующего учебного материала, подключении дополнительных инструментов и средств обучения, а также активной работе с родителями. Также одним из решений для педагогов может стать овладение прочными навыками работы с ИКТ.

Список источников

[1] Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с. — 200 экз. — (Факты образования № 4 (29)).

[2] Рогачёва П.С., Семергей С.В. Проблемы дистанционного образования в период пандемии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Том 12, № 4. С. 85-93.

[3] Козина Ж. Г. Дистанционная физическая культура: миф или реальность // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / апрель. — С. 28-34. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo204/ (дата обращения: 19.05.2022).

[4] Романов Е.В., Дроздова Т.В. — Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации // Современное образование. – 2017. – № 1. – С. 172 - 195. DOI: 10.7256/2409-8736.2017.1.22044 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22044 (дата обращения: 19.05.2022).