Современные направления в хореографии.

Наталья Николаевна Бессонова

Давайте попробуем окунуться в один из обширных разделов хореографического искусства - современный танец. Велико количество его подразделов, а количество противоречий и споров вокруг него еще больше. Судя по первому слову, «современный», этот танец должен быть моложе других видов танцевального искусства. Но так ли это? Попробуем разобраться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Современные направления в хореографии.

        Хореография - искусство движения, а движение может быть очень различным. Но когда это движение несет в себе задачу одухотворенного воздействия на воспринимающего его зрителя с целью изменения его душевного существа, - это уже искусство. Хореография не имеет такого подчинения ритму, как танец. Танец подчинен, очень строго подчинен ритмической основе и существует вне человека. Хореография - это изобретение человека, но, как это ни парадоксально, хореография — это более объемное понятие.  

        Давайте попробуем окунуться в один из обширных разделов хореографического искусства - современный танец. Велико количество его подразделов, а количество противоречий и споров вокруг него еще больше. Судя по первому слову, «современный», этот танец должен быть моложе других видов танцевального искусства. Но так ли это? Попробуем разобраться.

       Состоит современный танец из нескольких подразделов: бальный танец (в настоящее время стал видом спорта), джаз (самый "пожилой" подраздел), модерн, contemporary, эстрада и другие более мелкие виды и течения, которые то возникают, то исчезают, и являются разновидностями и видоизменениями направлений.

Бальный танец - совершенно самостоятельный вид спортивного искусства. Хочется сказать, что основные задачи этого танца - показать в чистом виде сам танец, когда танцует не только тело, но и взгляд и мимика. Бальный танец образован от смешения нескольких танцевальных течений, одним из которых является джаз.

Джаз у нас в стране больше знают, как музыкальное направление, знают исполнителей джазовой музыки, но почти ничего не знают о джазовом танце. Отличительными особенностями джазового танца являются: полиритмия (свободное разбивание основного ритма на различные под ритмы, в пределах одного темпа), изоляция (выделение различных частей тела и движение ими вне зависимости от других), полицентрика (появление других центров вращения), оппозиция (движение одной части тела в противоположном направлении относительно ее оппозиционной части, например, верха относительно низа, правой части корпуса относительно левой и т.п.), мультипликация (разбивание крупного движения на мелкие), политемп (замедление и ускорение крупного движения в пределах постоянной темповой основы).Кроме того, помимо внешней техники, джаз требует от исполнителя некоторого набора специфических черт характера, таких как легкость, раскованность, жизнерадостность, чувство юмора, умение скрывать свое плохое настроение. Джаз-танец в его современном виде, конечно, сильно отличается от его первоначальной формы. Он разделился на множество видов и школ, что сделало его популярным во многих уголках планеты. Изначально джаз являлся танцевальной и музыкальной культурой низших слоев черного населения Северной Америки и был частью их жизни. Со временем джаз выходит на широкие подмостки эстрады, но, как это ни странно, до сих пор не очень допускается в серьезные балетные театры на Западе, где он более развит, чем в России. Более распространен этот вид танца в соединении с модерном под названием "джаз-модерн". В таком виде он присутствует во многих постановках современных балетмейстеров. Можно выделить следующие виды джаза: степ, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, флэш, стрит, слоу (лирический), фанк, соул. Объяснять, что такое степ, нет смысла, так как это весьма популярное направление джаза довольно широко известно в России.

Бродвей-джаз. Само название говорит о том, что этот джаз чаще всего можно увидеть на Бродвее. Это и так и не так. Просто именно с подмостков бродвейских театров сошло такое понятие, как "мюзикл" и возник свой стиль джаза и техника движений (одновременное исполнение вокальной и танцевальной партии). Для виртуозного исполнения танцев в бродвейских постановках использовались танцовщики с классическим образованием. Джаз приобретает черты классической формы. Это слегка уводит в сторону от импровизационно-нарочитой расхлябанности, присущей джаз-танцу изначально, но становится одним из путей его дальнейшего развития в техническом плане.

Афро-джаз - это попытка соединить джаз сегодняшний с его африканским предком. Различие заключается в том, что африканский танец несет в себе большую смысловую(шаманскую) нагрузку и не столь виртуозен, как его нынешняя интерпретация - афро-джаз.

Самое виртуозное и яркое направление в джаз-танце на сегодняшний день - это флэш. Само название - "вспышка" - говорит о том, что это нечто ослепительное. Глядя на исполнителей этого стиля поражаешься их силовой выносливости и упругости, необычайной внутренней танцевальности, мгновенности переходов танцевальных па, сложности танцевальных трюков. Кажется, все тело подчинено одной задаче - оттанцевать каждую ноту и выбросить на зрителя максимум энергии. В этом флэш схож с бальным танцем, особенно с "латиной", но более разнообразен в количестве танцевальных приемов и комбинаций. Однако более всего джаз в его первоначальном виде выражен в "стрите". Уличный джаз претерпел меньше всего изменений. Все современные молодежные направления: брейк, рэп, хаус и бывшие ранее твист, чарльстон, шейк, буги-вуги и многие другие танцы-однодневки - это отпрыски джаза и джазовых соединений с историко-бытовым танцем. Все они относятся к подразделу стрит-джаза. Основные характерные особенности - отсутствие необходимости в классической подготовке, умение подать бытовые движения танцевально. Хотя ничто не стоит на месте, идет постоянное обогащение новыми танцевальными приемами и смешение с другими стилями.

Еще одно относительно молодое на сегодняшний день направление - соул. Это название известно среди вокалистов и в танцевальной его части отличается большим количеством различных движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко без видимого напряжения. Движение при всей сложности выполняются с максимальным растягиванием их во времени. С одной стороны, максимальное количество движений на единицу темпа, с другой - замедление их исполнения за счет минимума напряжения и созданий видимого отсутствия сложности. Этот стиль в соединении со стилем "флэш" и при наличии хорошей классической подготовки (со знанием всех джазовых отличий) дает необычайно красивую и гармоничную хореографию. Многие хореографы используют в своей практике соединение джаз-танца с другими основными направлениями хореографического искусства. Например, с народным танцем - "фолк", и с модерном - "джаз-модерн".  Джаз-Фолк дал много новых возможностей, рисунков, сочетаний и комбинаций. Хореографы, не закованные в каноны народно-сценического танца, получили возможность выразить себя по-новому, видоизменяя народные комбинации, вводя в них дополнительные джаз-штрихи. Фолк по сути своей и форме очень красивый и необычный, самостоятельно развивающийся вид танца. В нем еще очень мало своих школ, и находятся они в довольно зачаточном состоянии, но за этим танцевальным направлением - большое будущее. Соединение же с классическим танцем не привело к созданию каких-либо серьезных танцевальных направлений.

В современной хореографии непременно присутствует такое понятие как ассоциативность. Что это за «фрукт» такой и с чем его едят? Существует мнение, что ассоциативность — это особенность контемпорари-дэнс. Здесь никто не объясняет зрителю, что он видит. Нельзя даже приблизительно точно сказать, «о чем» или «про что». Есть идея спектакля, номера или этюда, но поди разбери, что означает, когда она и он катают по сцене апельсины. О чем — это ты должен понять сам. Или не понять.                                                    Контемпорари-дэнс — наиболее абстрактный (наряду с музыкой) вид искусства. Здесь есть наибольший простор для самостоятельной трактовки увиденного: это дает возможность быть равноправным участником художественного процесса.

Если балет — это способ говорить при помощи тела, то контемпорари-дэнс — это способ размышлять при помощи тела. Даже само определение — контемпорари-дэнс — не является точным и окончательным. От остальных видов искусства он отличается тем, что правила в нем еще не до сформулированы: такое редкое ныне искусство-лаборатория.

Очень сложно как-то сформулировать нормы современного танца. Главный герой — человеческое тело. Вместо декораций на сцене - странные конструкции, на худой конец — видеоинсталляция. «Перформер ничего и никого не изображает, - говорит критик Наталия Курюмова. - Он ни больше ни меньше, чем тело в настоящем. В идеале современный танец стремится выйти за рамки искусства и стать орудием самопознания и саморазвития». Здесь не бывает второстепенных танцоров, кордебалета, подтанцовки. Каждый артист — главный герой, само искусство — чрезвычайно самолюбивое, эгоистическое и индивидуальное. Главный мотив современного танца — Я, и Я в мире. Поэтому здесь не работает принцип сменяемости: поменяешь танцора — получишь совершенно другой рассказ. Неважны рост, вес, комплекция танцора. В отличие от балета, где важна идея невесомости, в современном танце танцор знает о том, сколько весит тело, сколько весит рука, и использует это в своих движениях.

Ни одно танцевальное направление в России не вызывает такого количества противоречий и такого глубокого непонимания, как модерн. "Модерном" зовется все то, что непонятно и непохоже ни на что. "Модерном" называется все, что не вкладывается в узкие рамки книжных определений. Сколько хореографов столько мнений о "модерне" и "contemporary". Исполнители и создатели «модерна», вначале и не думали создавать какой-то новый танцевальный стиль в век тотального главенства классического, историко-бытового и характерного направления. Просто возникали робкие попытки по-новому взглянуть на танцевальное искусство, найти другие выразительные средства. Толчок был дан Айседорой Дункан в Америке, Далькрозом и Дельсартом во Франции, Рудольф Лабан вел свои поиски в Германии. Будучи художниками с необычным мышлением, они воздействовали на свое окружение, создав плеяду талантливых учеников. На сегодняшний день термином "модерн" принято называть танцевальную технику, выработанную Мартой Грэм, Рудольфом Лабаном, Пиной Бауш, Мерсом Каннингамом и др. Основные особенности "модерна" можно рассматривать по двум направлениям: внешние (движенческие, формообразующие) и внутренние (психодуховные).

Во внешних обличиях можно проследить несколько особенностей: взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующей основы; максимально выраженная градация физического напряжения тела; наличие большого количества ведущих точек вектора; визуальное смещение главного центра движения из основного во вспомогательные; поиск второго, третьего и т.д. планов музыкального сопровождения. Однако более важные отличия возникают во внутреннем содержании постановки этого стиля. Каждое из крупных танцевальных направлений ставит перед собой определенные задачи внутреннего содержания. Народный танец выражает душу народа, историко-бытовой - душу эпохи, бальный - удовольствие и кураж, классический, за некоторым исключением, чистота линий и тот же кураж танцовщика от умения выполнять сложные элементы и т. д. Но только "модерн" и "contemporary" могут касаться наиболее глубоких и философских тем, вскрывая самые потаенные первоосновы человеческого существа.        Так же в современной хореографии активно используется танцевальная импровизация. Творческие изыскания расширяют широту и спектр движений, изучая возможности тела можно создавать новые оригинальные движения, что позволяет выйти за рамки традиционных норм движения. Контактная импровизация – описывает взаимодействие в дуэте, описывая движение флюидов и прикосновения. Партнеры импровизируют с помощью естественных движений своих тел.                                                               Можно сказать, что современная хореография «танцует свои ощущения».  

  Танцевальное искусство с незапамятных времён занимает в жизни человека важное место. Любое из направлений хореографии заслуживает внимания и достойно к изучению и внедрению в жизнь. Современный танец стремится использовать естественные движения тела, и, следовательно, полностью безопасен и доступен для начинающих.     В то же время, легкость движения, обеспеченная современной танцевальной техникой, позволяет опытным танцорам достигать новых граней движения тела.