Концертмейстер на уроках классического танца

Борисова Елена Анатольевна

Одним  из  важных  моментов  воспитания  подрастающего  поколения является  его  духовное  развитие,  и одним   из    действенных  средств эстетического  воспитания  является  хореография.  Комплексное  изучение танцевальных дисциплин на хореографических отделениях приобщает детей к  танцевальному  искусству,  развивает  их  музыкально-творческие способности.

Хореографическое искусство призвано отображать и раскрывать смысл музыки. Между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливается тесная взаимосвязь. Их объединяет одно и то же образное содержание.

Значение  музыки  на  любом  этапе  хореографического  обучения предполагает обязательное участие музыканта-концертмейстера.

Работа концертмейстера хореографического класса – специфическая форма деятельности. При безусловном лидерстве в классе педагога – хореографа, концертмейстер, в свою очередь, играет на уроке весьма существенную роль. Поэтому он должен обладать разнообразными навыками и умениями, широким музыкальным и общекультурным кругозором.

Музыканту, работающему в хореографическом классе, следует, прежде всего, свободно разбираться в специфической терминологии, понимать характер базовых движений классического экзерсиса, иметь представление о наиболее значимых балетных именах и явлениях, быть в курсе событий современного хореографического мира.

Собственно профессиональные обязанности концертмейстера хореографического класса реализуются, как правило, в непосредственном сопровождении урока,  и здесь  первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является метро-ритмическое развитие учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsertmeyster_na_urokah_klassicheskogo_tantsa.docx41.14 КБ

Предварительный просмотр:

 «Концертмейстер на уроках классического танца»

Выполнила: Борисова Е. А., концертмейстер, преподаватель

МБУДО «Рузская детская школа искусств», г. Руза, 2023 г.


Введение

«Хорошая музыка должна живописать, должна говорить. Отзываясь на неё, танец становится как бы эхом, послушно повторяющим всё то, что она произносит».

Жанн Жорж Новерр

Одним  из  важных  моментов  воспитания  подрастающего  поколения является  его  духовное  развитие,  и одним   из    действенных  средств эстетического  воспитания  является  хореография.  Комплексное  изучение танцевальных дисциплин на хореографических отделениях приобщает детей к  танцевальному  искусству,  развивает  их  музыкально-творческие способности.

Хореографическое искусство призвано отображать и раскрывать смысл музыки. Между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливается тесная взаимосвязь. Их объединяет одно и то же образное содержание.

Значение  музыки  на  любом  этапе  хореографического  обучения предполагает обязательное участие музыканта-концертмейстера.

Работа концертмейстера хореографического класса – специфическая форма деятельности. При безусловном лидерстве в классе педагога – хореографа, концертмейстер, в свою очередь, играет на уроке весьма существенную роль. Поэтому он должен обладать разнообразными навыками и умениями, широким музыкальным и общекультурным кругозором.

Музыканту, работающему в хореографическом классе, следует, прежде всего, свободно разбираться в специфической терминологии, понимать характер базовых движений классического экзерсиса, иметь представление о наиболее значимых балетных именах и явлениях, быть в курсе событий современного хореографического мира.

Собственно профессиональные обязанности концертмейстера хореографического класса реализуются, как правило, в непосредственном сопровождении урока,  и здесь  первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является метро-ритмическое развитие учащихся.

Профессиональные особенности деятельности концертмейстера в классе хореографии

 

 

Для  профессиональной  работы   в  классе  хореографии концертмейстеру необходимо:

1.  понимать  специфику  хореографического  аккомпанемента, осознавать роль музыки в различных видах хореографической деятельности;

2.  иметь  ясное  представление  обо  всех  основных  движениях танца,  осознанно  и  профессионально  воспринимать хореографический  материал,  уметь  запоминать  достаточно  большие  его фрагменты;

3.  владеть  импровизационным  видом  аккомпанирования,  уметь понимать и предвидеть логику взаимодействия музыки и танца, создавать образы  движения  выразительными  средствами  музыки,  подкрепляя  и отображая в ней содержание хореографического материала;

4.  иметь  представление  о  методике  преподавания  различных хореографических  дисциплин:  классического,  народного;

5. владеть обширным репертуаром русских и зарубежных композиторов;

6. уметь аккомпанировать с листа, одновременно воспринимая движения исполнителей-танцовщиков;

7.  уметь работать самостоятельно с коллективом танцоров, ведя всю музыкальную часть хореографического экзерсиса;

8.  быть  активным  сотрудником,  союзником  и  помощником преподавателя,  стремиться  к  созданию плодотворной творческой атмосферы занятий;

9.  содействовать развитию музыкальных представлений педагогов и учеников, воспитанию хорошего музыкального вкуса;

10.  постоянно  повышать  свой  профессиональный  уровень, совершенствуя мастерство музыканта  и  концертмейстера, обогащать свои знания, пополнять репертуар, учиться у коллег, использовать собственный накопленный опыт.

В  обязанности  концертмейстера  входит  участие  в  решении образовательных и воспитательных задач. Естественно образование в классе хореографии  невозможно  без  верного  помощника  педагога   - концертмейстера,  обязательно  присутствующего  на  всех  занятиях  и репетициях.  Кто,  как  не  концертмейстер  разовьет  у  воспитанников музыкально-ритмические навыки, не привьет им музыкально-эстетический вкус.

Какова же роль концертмейстера в музыкально-эстетическом развитии учащихся, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное.

Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует.

Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание.

Музыкально – ритмические, движения – вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально - ритмическая,   деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:

- обеспечивает  музыкальное  развитие  и  включает  развитие  музыкального слуха;

- способствует усвоению музыкальных знаний;

- формирует умение подчинять движения музыке.

Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки,  обеспечивает  формирование  умения  управлять  движениями  тела.

Хореографическую  базу  воспитанникам  дает  педагог-хореограф,  а музыкальную – концертмейстер. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для музыкального развития детей через игровую деятельность.

На  уроках  хореографии  необходимо  объяснить  учащимся,  что  такое музыкальная фраза, что она состоит из тактов, а такты имеют свой счет: 2/4, 3/4,  4/4.  Что  такое  ритм,  мажор,  минор  и  т.д.,  т.к.  при  отсутствии  этих музыкальных  знаний  невозможно  понимать   задания  педагога-хореографа.

Элементы  музыкальной  грамоты  на   начальном  этапе  усваиваются  в элементарной форме:

-характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный);

-понятие темпа (быстро, медленно);

-жанр музыки (марш, песня, танец);

-динамические оттенки (тихо, громко);

-метроритм;

-паузы;

-сильные и слабые доли;

-музыкальные регистры;

-понятие музыкального предложения.

Метроритм: прохлопывание   ритмических рисунков имен, фамилий учащихся;  простейших  ритмических  рисунков  по  показу  педагога; прохлопывание небольших музыкальных произведений на 2\4, 3\4, 4\4. Концертмейстер помогает создавать художественный образ. Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.

Концертмейстер помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа.

Учащиеся  при  выполнении  хореографического  движения  невольно обращают  внимание  на  сопровождающую  эту  деятельность  музыку. Музыкальное  развитие  идет  по  возрастающей  линии.  Чтобы  понимать музыкальный  язык,  нужно  накопить  хотя  бы  самый  минимальный слушательский  опыт.  Слушая музыку, учащийся  может рассказать,  какие ассоциации  она  вызывает,  какой  образ.  Еще  сложнее   –   показать  этот художественный  образ  в  движении,  имея  определенные  знания,  умения  и навыки  не  только  хореографические,  но  уже  и  музыкальные.  Это  и построение  фразы,  деление  на  части:  вступление,  развитие,  кульминация, заключение.

Задача  занятий  –  воспитывать  у  детей  умение  слушать  музыку, соединять  танцевальные  движения  с  музыкой,  прививать  любовь  к музыкальному  движению,  уметь  свободно  двигаться  под  любую  музыку, готовить из детей чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество.

Основные особенности музыкального сопровождения на уроках классического танца.

Классический танец является профилирующей дисциплиной и ему принадлежит ведущая роль в процессе обучения хореографическому искусству. Неотъемлемой частью всего учебного процесса является музыкальное сопровождение уроков. В своей практике концертмейстеры встречаются с определёнными проблемами музыкального сопровождения уроков классического танца, испытывают затруднения в поисках и использовании нотного материала.

Для правильного использования музыкального аккомпанемента на уроке концертмейстеру необходимо точно представлять схемы комбинаций, заданные педагогом-хореографом. Концертмейстеру необходимо иметь знания о построении урока в целом, последовательности движений в экзерсисе у станка и на середине. Следует изучить все особенности подготовительных положений, метроритмические и темповые закономерности танцевальных движений, а также хореографическую терминологию на французском языке.

Урок классического танца состоит из четырёх разделов:

-        экзерсис у станка;

-        экзерсис на середине;

-        прыжки (allegro);

-        пальцевый раздел.

В экзерсисе у станка и на середине зала существует определенная последовательность движений: plie, battements tendus, battements tendus jetes, ronds de jambe par terre, battements fondues или battements soutenus, battements trappes, rond de jambe en fair, petits battements, battements developpes, grand battements jetes.

Принцип построения движений у станка основан на контрасте, т. е. чередовании чётких и резких движений с мягкими, плавными движениями. Концертмейстеру следует внимательно следить за изменением характера исполняемых движений, используя при этом соответствующий музыкальный материал.

Аккомпанемент младших и старших классов должен содержать некоторые различия, отличаться определённостью формы и ритма в экзерсисе и приобретать большую эмоциональную окраску в дальнейшей части урока. Характер музыкального сопровождения должен соответствовать характеру исполняемых движений, составлять единый ансамбль с исполнителем.

На раннем этапе изучения того или иного элемента аккомпанемент, включающий музыкальные примеры на 4/4 или 2/4, соответствует традиционной методической раскладке изучаемых движений. Музыкальный размер 3/4 используется, в основном, для таких движений, как port de bras, pas balances, больших прыжках и ряда других движений.

Музыка на уроках классического танца является полноправной участницей учебного процесса. Она должна вызывать у ученика стремление выполнить задание педагога не только качественно, но и осмысленно, увлечённо, т. е. творчески, а не формально.

Музыкальный материал на уроке должен отличаться танцевальностью и мелодичностью. Концертмейстер призван воспитывать у обучающихся умение слушать музыку, проникаться её содержанием, любить и понимать её, способствовать эмоциональному восприятию мелодии, музыкальной темы.

Концертмейстер помогает учащимся расширять музыкальный кругозор, используя на уроках произведения русских и зарубежных композиторов. Фрагменты из опер и балетов должны быть доступны восприятию. При подборе музыкального аккомпанемента важно учитывать возрастные и психологические особенности. Образное содержание музыки должно соответствовать исполнительским возможностям обучающихся.

В практической деятельности у концертмейстеров приняты два способа музыкального оформления уроков классического танца.

Первый способ предусматривает использование готового нотного материала, даёт возможность наряду с обучением танцевальным движениям пропагандировать классическую музыку, вырабатывать у учащихся строгость, академизм исполнения, прививать высокохудожественный вкус.

Второй - основан на музыкальной импровизации, способствует изучению технически сложных элементов, сочетая ритмический рисунок с творческой фантазией пианиста. Концертмейстер, зная характер, ритм и составные элементы учебного задания, может соответственно предложить тему, размер и акценты музыкальной импровизации.

Среди музыкантов и хореографов бытуют разные точки зрения на приоритет того или иного способа хореографического аккомпанемента. Учитывая эстетическое направление в музыкальном сопровождении предпочтение отдаётся нотному материалу, используя импровизированный материал как вспомогательный.

Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках классического экзерсиса

Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи:

1.                 ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами,

2.                 научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства.

Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи:

1.                 умение исполнять движения в соответствии с характером музыки,

2.                 углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении,

3.                 координация слуха и характера движений.

На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения классического и народно-сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).

Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным.

Автоматизируется способ выполнения задания. Учащиеся сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающей действительности.

Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает основную часть урока (экзерсис у палки, на середине зала и allegro). Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у палки состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. На первом году обучения дети занимаются ритмикой. В этот момент вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса, головы, рук, развивается мускулатура ног. В процессе этих занятий они получают знания о ритмической организации, размерах, музыкальных образах, которые они воплощают в танцах, этюдах.

В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются не большие и не сложные для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под конкретно заданную музыку («Клоуны», «Море волнуется» и т.д.).

На следующем этапе обучения дети вновь сталкиваются с этими танцами или движениями, но уже на более сложном музыкальном материале.

На втором году обучения хореографии вводится классический танец, как основа всего последующего обучения, построенного на лучших образцах мирового хореографического искусства.

В первый год обучения классическому танцу детям даются основные начальные представления о нем. На начальном этапе это делается на знакомом или не сложном музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал.

Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения, а также проявить не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.

Методические пояснения и практические рекомендации музыкального оформления классического танца.

Занятия у станка начинаются с комплекса упражнений для разогрева мышц. В такой комплекс могут входить движения, проученные ранее: demi-plie, battements tendus, passe par terre, releve на полупальцы. Данные движения могут исполняться в различных сочетаниях.

Соответственно, музыкальный аккомпанемент может быть:

-        2/4 - чёткий, конкретный;

-        4/4 - предполагающий сдержанность, широту;

-        3/4 -- настраивающий на кантиленность исполнения.

При переходе исполнения движений боком к станку (одной рукой за палку) особое внимание необходимо уделить музыкальному сопровождению PREPARATIONS (подготовительным движениям), как наиболее сложному для концертмейстера.

Препарасьон исполняется перед началом какого-либо движения экзерсиса и на середине. Концертмейстеру необходимо изучить подготовку к каждому изучаемому элементу, так как правильно исполненное музыкальное вступление не только концентрирует внимание ученика на начале всего задания, но и задаёт темп и характер исполнения учебного элемента или всей комбинации.

На начальном этапе обучения в экзерсисе у станка в движениях plie, battements tendus, battements tendus jetes в preparations одна рука открывается на вторую позицию.

Музыкальным вступлением при использовании нотного материала является заключительное построение, входящее в музыкальный период, заканчивающийся устойчивым звуком.

Музыкальное сопровождение к движению PLIE на первом этапе по методике классического танца соответствует размер 4/4. В таком размере достаточно чётко прослеживаются доли, которые помогают студенту ориентироваться в тактовой раскладке. Характер музыки мягкий, певучий, темп медленный.

В старших классах педагоги допускают в своей практике использование музыкального аккомпанемента на 3/4 при исполнении plie.

Такой аккомпанемент имеет свои преимущества - более танцевальный, мелодичный характер музыкальных произведений способствует большей мышечной «наполняемости» каждого такта, развивает мягкое, эластичное plie, что исключает возможность «зажима». В нотном приложении используются оба варианта музыкального аккомпанемента путём чередования.

Основная комбинация BATTEMENTS TENDUS в экзерсисе у станка предлагается в традиционном построении, т. е. на 4/4 с постепенным переходом на 2/4, на сильную долю. Характер музыкального аккомпанемента на 4/4 - чёткий, но более сдержанный, на 2/4 - чёткий.

Использование двух вариантов музыкального сопровождения исполнения battements tendu (чёткого и кантиленного), даёт хороший результат, дополняет традиционную раскладку, способствует лучшему усвоению данного элемента.

Дети, слушая музыку, определяя размер, активизируют своё внимание в самом начале занятий у станка, что даёт вдумчивое, а не механическое, однажды проученное исполнение.

В качестве аккомпанемента к движению BATTEMENTS TENDU JETE используются примеры с музыкальным размером 2/4. Характер сопровождения резкий, чёткий, в аккомпанементе со штрихом staccato.

ROND DE JAMBE PAR TERRE исполняется по традиционной методике на 4/4. Использование педагогом-хореографом собственных методических разработок допускает аккомпанемент в размере 3/4.

Характер музыкального аккомпанемента плавный, в дальнейшем более определённый, отчётливый.

Музыкальное сопровождение к движению BATTEMENT FONDU соответствует принципу «мышечного наполнения» длительностей (мышечного legato), способствует развитию мышечной эластичности.

Характер исполняемого движения допускает музыкальное сопровождение как на 4/4, так и на 3/4 (в дальнейшем - чередование 2/4 и 3/4).

Если движение battements fondus исполняется в сочетании с battement frappe, то ритмический рисунок музыкальной фразы должен отличаться по характеру звучания, подчёркивать плавность battements fondues и переходить на staccato в движении battements frappe.

BATTEMENT FRAPPE («удар» - акцент, приходится на сильную долю) - 4/4, с переходом на музыкальный размер 2/4. Движение начинается на затакт и исполняется на один такт. Характер музыкального сопровождения чёткий, отрывистый.

Изучение RONDS DE JAMBE EN L’AIR связано с определёнными трудностями (недостаточная выворотность бедра в одном случае, недостаточная мышечная упругость, физическая выносливость - в другом).

На первом этапе изучения данного движения предлагается использование музыкальных примеров на 4/4, а также на 2/4, как наиболее «удобные» для качественного исполнения. В этих музыкальных размерах сгибание работающей ноги происходит на один такт, возвращение - на следующий такт и т. д.

Характер музыкального аккомпанемента должен быть плавным, но достаточно чётким.

Музыкальные примеры на 3/4 на первом этапе изучения необходимо использовать осторожно, так как «лёгкий» характер звучащей мелодии (как правило, вальса) может отрицательно повлиять на само исполнение, вызвать признаки небрежности, формальности.

В качестве аккомпанемента к движению RELEVE LENT и BATTEMENTS DEVELOPPE используются примеры с музыкальным размером 4/4. Характер звучания музыки должен соответствовать характеру мышечных усилий. Исполнение концертмейстером музыкальных примеров к данным движениям требует большей выразительности, эмоциональности.

После мягкой, плавной, но рассчитанной на развитие выносливости adagio (медленно, спокойно, не спеша) в которую могут входить вышеописанные движения, следует выполнение резких, энергичных бросков работающей ноги на 90 градусов.

Музыкальное сопровождение к движению GRAND BATTEMENTS JETE бодрый, энергичный. Музыкальный размер 2/4, 4/4, а также при дальнейшем изучении и усложнении используется аккомпанемент в размере 3/4.

В завершении экзерсиса у станка исполняется releve на полупальцы (лицом к станку), перегибы корпуса назад и в сторону, а также pas de bourree simple с переменой ног, придерживаясь принципа поурочного чередования. Музыкальный аккомпанемент может быть достаточно разнообразным.

На начальном этапе музыкального сопровождения к движению PAS DE BOURREE SIMPLE следует придерживаться методической раскладки на 4/4, так как именно последняя четверть каждого такта даёт возможность учащимся сосредоточиться, исправить ошибку в исполнении. И только после проучивания движения в медленном темпе на 4/4 рекомендуем переход на музыкальные примеры с размером 3/4. Аккомпанемент с размером 2/4 используется на первом этапе обучения. Большое внимание уделяется port de bras, изучается такое движение, как temps lie par terre, которого нет в экзерсисе у станка. Отдельно проучивается подготовка и pirouette (вращение) по программе, что требует изучение концертмейстером специфики исполнения данных элементов и консультаций педагога-хореографа. В случае уже известных движений концертмейстер использует примеры, аналогичные произведениям, использованным в экзерсисе у станка.

Достаточно сложным для концертмейстера является поиск музыкального материала для раздела ALLEGRO, т.к. данный раздел состоит из трёх видов (групп) прыжков: маленькие, средние и большие.

Существует специфика техники исполнения прыжка на начальном этапе обучения. Прыжки развивают силу ног и начинают изучаться достаточно сдержанно, в медленном темпе на эластичном, мягком plie. В размере 4/4 уместны импровизации.

В музыкальном примере должны сочетаться два характера: плавный - сопровождает demi-plie и отрывистый, энергичный - подчёркивает прыжок. В дальнейшем происходит переход на 2/4, но чередование двух характеров аккомпанемента должно остаться. Темп moderato.

При переходе на изучение трамплинных прыжков на более коротком по времени, но очень упругом plie, характер музыкального аккомпанемента становится более чётким и энергичным. В данном случае целесообразнее использовать примеры в характере польки.

При изучении таких прыжков, как pas de basgue, сценический sissonne используются музыкальные примеры с размером 3/4. Характер сопровождения соответствует плавному, лёгкому вальсу или медленной мазурке.

В прыжках sissonne tombe, temps lie saute возможно использование музыкальных примеров как на 4/4, так и на 3/4. В музыкальном сопровождении чередуются чёткость и плавность. В качестве музыкального вступления к прыжкам на первом этапе обучения используются два такта заключительного построения. Plie перед прыжком исполняется на сильную долю.

В дальнейшем обучении при переходе исполнения plie и прыжка на затакт, в качестве музыкального вступления используются дополнительные два такта или один такт, предваряющий тему, с ритмическим рисунком аккомпанемента левой руки в соответствующем музыкальном размере. Такое вступление даёт возможность определить ритм, темп и характер музыкального примера и соответственно передать характер исполнения самого прыжка.


Заключение

Концертмейстерское искусство — это особая сфера творчества. Концертмейстер должен  иметь комплекс профессиональных качеств:

- любовь к концертмейстерскому исполнительству;

- исполнительскую оснащенность, владение техникой,  без которых невозможно решение  музыкальных задач;

-   исполнительский  артистизм, сценическую  выдержку;

-  общую музыкальную эрудицию,  разносторонние  профессиональные знания и навыки.

Музыкальный материал, используемый  на уроках  хореографии, должен быть тщательно продуман, грамотно подобран в плане стилевого и жанрового разнообразия, только тогда он будет способствовать воспитанию музыкального вкуса учащихся. Музыка в полной мере должна отражать характер и образно-эмоциональный строй каждой учебной или танцевальной комбинации, подчеркивать метро - ритмические, темпо - динамические и структурные компоненты учебно-танцевальных заданий. Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки.

 Концертмейстер должен  помогать, учащимся создавать художественный образ, развить музыкальное мышление.

Список использованных источников

1.Аскарова, О.Б. «Методические рекомендации для концертмейстеров (часть первая), Тюмень РИЦ ТГАКИиСТ, 2013г.

2. Базарова, Н. П., Мей, В. П. Азбука классического танца: учебное пособие / Ленинградское издание,1983.- 206с

3. Звездочкин, В.А. Классический танец. Ростов-н/Д., 2003 

4. Музыка для уроков классического танца. Изд. «Композитор», С.-П, 2017.

5. Никитина Н.И. В классе хореографии. Хрестоматия концертмейстера. Изд. «Композитор», С.-П., 2017.

6. Ревская Н. Е. Классический танец. Музыка на уроке. Изд. «Композитор», С.-П., 2005.

7. Филиппова Н. Музыка в классе хореографии. Изд. «Композитор», С.-П, 2016.

8. Хазанова С. Концертмейстер на уроках хореографии. Изд. «Композитор», С.-П, 2015.

9. Чачава В. Искусство концертмейстера. Изд. «Композитор», С.-П, 2018.