Методический доклад

Ушакова Светлана Александровна

Обзор своего опыта по методике подбора танцевального репетруара в хореографическом коллективе в ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_doklad_ushakova_2023.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича»

города Курска

Методический доклад на тему:

«Подбор репертуара для хореографического

коллектива ДШИ»

Выполнила:

преподаватель высшей категории

отделения хореографии

Ушакова Светлана Александровна

Курск 2023

Подбор репертуара для хореографического

 коллектива ДШИ

 «Добро есть вечная,

высшая цель нашей жизни.
Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша
есть не что иное, как стремление к добру»
Лев Толстой

Подбор репертуара хореографического коллектива ДШИ – это очень серьезный вопрос. Ответственность за репертуар лежит на художественном руководителе, так как репертуар - это лицо коллектива, показывающий его возможности и раскрывающий будущие перспективы.

Хотелось бы поделиться с коллегами-хореографами своими мыслями о работе хореографического коллектива в условиях детской школы искусств, о сочетании выполнения программ учебного плана и творческой деятельности учащихся.

В нашей школе начали реализоваться новые предпрофессиональные программы, в которых предусмотрен отдельный предмет «Подготовка концертных номеров». Это очень радует.

Сочетать выполнение программ и подготовку концертных номеров нелегко, но делать это, по моему мнению, просто необходимо. Конечно, мы должны предусмотреть, что уровень творческого потенциала у нас очень разный. Есть среди нас хореографы — сочинители, постановщики, репетиторы и танцмейстеры. Кто-то берет репертуар «взаймы» у мастеров, кто-то творит сам. Но в любом случае концерт – это средство воспитания и творческой реализации детей.

Концертное выступление – ответственный момент в жизни хореографического коллектива. Оно является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы художественного руководителя и самих участников коллектива. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах их деятельности, об умении собраться, о творческом почерке, самобытности и оригинальности, технических и художественных возможностях коллектива, о том, насколько правильно и с интересом подобран репертуар. По концерту можно довольно точно определить качество деятельности коллектива и уровень руководства им.

Начинаю подбор репертуара я всегда с изучения образовательных программ по предметам: классический танец, народно-сценический танец. Исходя из содержания программ, обдумываю репертуар. Мы часто и много участвуем в конкурсах различного уровня, и, к сожалению, очень часто я с досадой смотрю на детские танцевальные номера.

Уважаемые коллеги, подбор репертуара для детского коллектива имеет свои законы, прежде всего, нравственно-эстетические. Мне кажется, что особенно в хореографическом творчестве нарушение этих законов особенно опасно. Ведь на постановку одного сценического номера тратится очень много времени, сил, в процессе создания его формируются, растут наши с вами дети.

Подбор репертуара требует от художественного руководителя коллектива чёткого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач. Одним из критериев при подборе репертуара для хореографического коллектива является соответствие репертуара техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива.

При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований:
1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.
2. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра.
3. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.
4. Учитывать учебно-тренировочные цели, содержание программ ДШИ.
5. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.

Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения, индивидуального подхода. Каким бы не было ваше произведение, оно должно «учить добру» средствами хореографии. В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром.

Можно по-разному работать над репертуаром. Некоторые педагоги создают сразу несколько разноплановых номеров. Я предпочитаю начинать год с создания народно-сценического танца. Очень серьезно отношусь к народному танцу, преклоняюсь перед педагогами, работающими с «чистым» народным танцем, сохраняющими традиции своего края. При постановке стилизованных народно-сценических произведений надо не бояться подвергать пересмотру всю поэтику фольклора, следовать не «букве», а «духу».

Как правило, на постановку такого номера у нас уходит вся первая и часть второй четверти. Обязательно проводится плановое контрольное занятие (Новогодний концерт). Да и впоследствии номер дорабатывается уже в процессе концертной деятельности.

Я стараюсь, чтобы в репертуар коллектива входили танцы, посвященные Дням воинской славы России, праздничным мероприятиям, юбилейным датам города. Одним из направлений деятельности любой школы искусств является участие детей в культурной жизни своего города. Значительный День воинской славы России – День Победы в Великой Отечественной войне празднуется в нашей стране особенно торжественно. Преподаватели, работники культуры, хореографы практически ежегодно готовят концертную программу к этому празднику, потому что нет более подходящего момента для реализации целей воспитания патриотизма у обучающихся.

Патриотизм — это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Он является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных качеств личности. Патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству. Я очень серьезно отношусь к истории Великой Отечественной войны, и, к сожалению, вижу, что у моих учеников не хватает исторических знаний и эмоционального восприятия тех событий. Именно поэтому танец, посвященный этой дате всегда в нашем репертуаре.

Так же я очень внимательно отношусь к подбору музыкального материала для танцев: мой критерий – музыка должна быть нравственно красивой, «доброй», должна помочь донести это добро до зрителей. Много времени уходит на поиск. И я, и дети должны «влюбиться» в музыкальное произведение, прочувствовать его, только тогда получится интересный танец. Не люблю «забитые», часто исполняемые композиции. Всегда ищу что-то оригинальное, перекапывая интернет, сама обрабатываю музыку в простой программе Sound Forge Pro 10.0. Иногда приходится удалять или добавлять определенные музыкальные моменты, накладывать звуки.

Превращение концертного номера в средство воспитания, придание ему педагогического смысла – важнейшая задача руководителя.

Наши ребята овладевают сценическим мастерством, постигают основы артистизма. Конечно, это большой труд. Но тот, кто не научиться преодолевать себя в детстве, вряд ли вырастет здоровым и трудолюбивым. Некоторые наши выпускники становятся студентами хореографических училищ, и я надеюсь, что они воплотят в жизнь новые добрые идеи, подарят тепло своих концертных номеров новым зрителям.

Я люблю свои произведения, но уже давно заметила, что люблю процесс работы, создания нового танца, репетиции и уроки даже больше, чем результат.

Думаю, что великая достойная Цель должна быть недостижимой, бесконечной. Это не означает, что цель останется не достигнутой… человеку доступно все. Достижение таких «непосильных» целей — это вклад в копилку ориентиров человечества… трудно сказать, что ценнее — непосредственно полученные результаты или сам факт того, что человек не испугался, не отступил…

Надеюсь, что у меня будут силы и новые добрые идеи, что, учась танцевать, дети учатся добру и любви. Что чувства, привитые им во время наших уроков, оставят след в их памяти и сердцах, принесут радость и волнения, научат выбрать правильные жизненные цели и проявить свой характер!

Хореографическое воспитание детей приобретает в настоящее время системный характер. Посредством овладения детьми искусством хореографии осуществляется как эстетическое, так и физическое воспитание, формируется общая культура. Занятия танцами учат детей красоте, выразительности движений, силе и ловкости, развивают их мышечно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Также занятия требуют собранности, повышают трудолюбие ребёнка, закаляют характер. При этом на детский организм падает колоссальная нагрузка: не только физическая, но и эмоциональная, так как систематические занятия требуют самоотдачи и самораскрытия. К этому прибавляется умение слышать и слушать музыку, строя свои действия в соответствии с её ритмами, темпами, стилем, настроением.

Для того чтобы коллектив был востребованным, успешным, интересным необходимо уделять особое внимание формированию репертуара. От его насыщенности и разнообразия зависит успех коллектива, как у зрителей, так и у желающих присоединиться к нему новых участников. Формирование репертуара определяет всю учебно-тренировочную деятельность коллектива. Он является одним из показателей развития коллектива, определяет его творческую жизнь. Репертуар создается на основе реализации организационных, учебно-воспитательных и творческих задач. Репертуар хореографического коллектива – это его лицо.