"Формирование самостоятельного творчества детей как необходимое условие для осмысленного выражения образа в танцевальном номере»

Игнатьева Елена Анатольевна

...еще одним направлением работы с детьми над образом является формирование самостоятельного творчества детей. Это необходимое условие для осмысленного выражения образов музыки в движении.Творческие задания, которые дети выполняют на уроке, помогают им побороть стеснение, раскрыть себя.Создавая тот или иной музыкально –игровой образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. А так же развивают свое воображение и способность к самостоятельному творчеству. С накопление танцевальных навыков, развитием осмысленного восприятия музыкального материала создаются условия для самостоятельного творчества в форме сочинения небольших этюдов.Это могут быть как сказочные сюжеты( для учеников младших классов), так, например Этюд "Ожившая картина" для более старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования 

Тельмановская детская школа искусств

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Формирование самостоятельного творчества детей как необходимое условие для осмысленного выражения образа в танцевальном номере»

 

 

Автор: Игнатьева Е.А.-

преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.Тельмана

Танец – это искусство. И как любой вид искусства, он отражает жизнь в образно – художественной форме. Специфика хореографии в том, что чувства, мысли, переживания она передает средствами движения и мимики, без помощи речи. «Без образа нет танца, да и не может быть. Если не возникает образ, остается набор движений…Я всегда советую обратить внимание на то, как по – особенному, по- танцевальному подходит к решению образа народ в своем творчестве. В народном танце живет обобщение, осмысленное отношение к событиям в жизни.» Так говорила Т.А.Устинова. Актерское мастерство требует от исполнителя, помимо владения такими, сугубо балетными средствами выразительности, как к примеру, совершенная техника, мимика, точный осмысленный жест, музыкальность, еще очень многого: наблюдательности, внимания, умения отбирать и обогащать жизненный материал, фантазии, памяти, темперамента.

      Часто танец у некоторых исполнителей существует отдельно от образа. Много времени и сил уходит на то, чтобы добиться желаемого. Поэтому уже с первого года обучения на хореографическом отделении школы искусств необходимо закладывать основы работы над хореографическим образом.

         Вообще работа над художественным образом, развитием музыкальных ассоциаций является приоритетной на уроках хореографии.

    Важным звеном воспитания танцовщика является развитие музыкальности и артистизма. Ведь танец лишь тогда становится танцем, когда в нем выполняется художественный образ.

Музыка танца содержит в себе целую гамму сложных человеческих чувств, переживаний. И исполнитель должен уметь услышать это и почувствовать, чтобы потом воплотить в танце. Репетируя, мы устанавливаем точный ритм, темп музыкального произведения, требуем, чтобы исполнение сочеталось с силой и характером музыкального произведения (форте или пиано, анданте или стаккато) которые отражаются в хореографии.  Взаимосвязь между музыкальным произведением и танцевальным делает исполнение номера полноценным, идеальным.

     Раскрытию эмоционального начала в ребенке помогают музыкальное занятие, которое строится на прослушивании произведений или их фрагментов в живом звучании или в записи. Правильно воспринимать музыку помогает настой перед и разбор после слушания музыки. Небольшой экскурс в область выразительных средств, возможностей музыки поможет детям понимать, о чем говорит мир звуков. Вначале достаточно добиться у обучающихся умения подбирать разнообразные эпитеты к прослушанным музыкальным фрагментам. Далее прослушивание можно предварить конкретным заданием:

  • Представить картинку
  • Обозначить характер
  • Подобрать цветовую гамму
  • Определить время года и погоду и т.д.

      Затем развитие полученных навыков будет сочетаться с новыми заданиями.

      Еще одним направлением работы с детьми над образом является формирование самостоятельного творчества детей. Это необходимое условие для осмысленного выражения образов музыки в движении.

      Творческие задания, которые дети выполняют на уроке, помогают им побороть стеснение, раскрыть себя.

       Игра является важным средством в воспитании детей.  Музыкально – танцевальная игра – сказка дает импульс к самостоятельной фантазии и развивает артистизм.

1

Благодатным материалом для этой формы работы является русская народная сказка, в которой много разных действующих лиц: героев зверей, растений.

Выбрав сказку, преподаватель с концертмейстером осуществляет подготовительную работу характеристичных музыкальных фрагментов и необходимых элементов пантомимы и танца (от подскоков, прыжков, хлопков до небольших танцевальных этюдов). В рамках первых постановок обучающиеся все вместе выполняют роль того или иного персонажа. В дальнейшем роли распределяются. Скрепляет композицию преподаватель, выступая в роли сказочника –рассказчика.

Для первоначальных творческих опытов могут быть использованы сюжеты «Колобка», «Теремка» и т.п.  Новый уровень сложности заключен в сказках с яркими характерами и

поворотами взаимоотношений героев, такими, как «Царевна – лягушка», «Гуси- лебеди» и др.

          С накопление танцевальных навыков, развитием осмысленного восприятия музыкального материала создаются условия для самостоятельного творчества в форме сочинения небольших этюдов.

           В классе выбирается сказка с яркими эпизодами, прослушиваются музыкальные фрагменты, обсуждаются характеры сказочных героев и предлагаются к использованию определенные танцевальные движения. Дома дети сочиняют танцевальные этюды. Во время классного показа домашней работы важно, чтобы зрители поняли событийный ряд постановки.

            Практика сказочных постановок может иметь продолжение и в последующих классах, разумеется, с привлечением более сложной танцевальной лексики. Например, по мотивам «Царевны – лягушки» ставим этюды «вышивание ковра», «танец царевны на пиру у царя», «лягушка и стрела». Будет еще интереснее, если это задание провести в виде конкурса.

             Создавая тот или иной музыкально –игровой образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. А так же развивают свое воображение и способность к самостоятельному творчеству. Хореографический образ – пластический и музыкальный – требует определенных средств сценического воплощения. Этюды могут быть самыми разнообразными, на различные темы, с разными пластическими решениями. Главная их задача – пробуждение фантазии, поиск собственного решения, которые ведут к раскрытию индивидуальности ученика. А это самое главное, на что должно быть обращено внимание преподавателя.

       В любом этюде, или упражнении перед учеником необходимо поставить конкретную сценическую задачу: что я делаю (действие), для чего я делаю (определение цели и при каких обстоятельствах.) И здесь очень важно научить точному и выразительному жесту. Жест должен быть осмысленным, эмоциональным, действенным. «Жест – это стрела, выпущенная из души», - читаем у Новерра. В выполнении того или иного жеста должны участвовать: весь корпус, ноги, голова, руки и лицо. На уроках можно предлагать ученикам различные упражнения «на жесты». Задавая роль, образ, обстоятельства, добиваться от ребенка осмысленного исполнения жеста.

        Музыка служит опорой для создания образа, а изобразительное творчество подсказывает пластический рисунок.   И здесь опять вернемся к этюдам, которые являются актуальной педагогической формой в хореографическом образовании. В них содержатся творческие и технические компоненты:

  • Наличие музыкальной или драматической основы для выявления действия и воплощения его средствами хореографии
  • Создание возможности для проявления индивидуальности ученика в танце
  • Тренинг техники танца до уровня совершенно свободного владения

   

.

2

                                                               

Работу с этюдами можно разделить на 2 этапа:

  1. учащиеся изучают особенности движений, пластики, музыкального материала определенной национальности с педагогом. Как результат – разучивание этюда, предложенного педагогом.
  2. создание танцевальных этюдов учащимися. В таких этюдах заранее выученная танцевальная техника создает возможность для проявления творческой инициативы в пределах предложенной темы.

         Педагогическое воздействие, требующее от ученика точного выполнения чисто технических заданий, главенствует в танцевальном экзерсисе. При исполнении же, танцевальных этюдов, приобретенная техника становится средством выражения более высокой задачи: пластического отображения музыкального произведения.

       

     Целью такого урока является:

 Выявление творческой индивидуальности учащегося, а также изучение драматургической основы постановочного материала, создание образа на основе литературы, изобразительного искусства.

Какие же задачи должны быть реализованы во время работы над этюдами?

Обучающие:

-изучение драматургической основы музыкального материала, постановочного материала.

Развивающие:

- развитие художественного вкуса

- развитие творческого начала в деятельности ученика

- развитие танцевально – образного мышления

- развитие музыкально – ритмических способностей.

 Воспитательные:

- воспитание стремления к целенаправленной умственной деятельности обучающегося, направляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи.

Рассмотрим работу учащихся над созданием танцевальных этюдов «ожившая картина» на примере этюда «Снегурочка» по картине В.М.Васнецова.

  «Снегурочка».

      Муз.сопровождение: «Девичья лирическая» О.Фельцмана

     

      - Обсуждение с учениками картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

       Героиня, ее характер, настроение, мысли, возможные действия. Общий фон картины.

      - Прослушивание и обсуждение музыкального материала. Обсуждение драматургии музыкального сопровождения. Выявление завязки, развития действия, кульминации, и развязки. Определение частей, музыкальных фраз, характера, гармонического лада.

      - Обсуждение драматургической основы этюда, т.к. это способствует пробуждению игры воображения у ребенка, вызывает образные ассоциации. Важным является соотношение частей танца: завязка, или экспозиция, не должна быть длиннее средней части. Иначе постановка будет однообразной, скучной для зрителя. Обязательно выявление кульминации. Финал, или развязка, должен быть короче начала.

       

3

- Определение танцевальной лексики, движений русского танца, положений, поз, связок. и жестов.

   Оцениваются этюды по нескольким параметрам:

  • композиционное построение этюда
  • разнообразие танцевальных движений и жестов
  • рисунок этюда
  • образное решение

     Эта форма работы подходит для учеников средних или старших классов школы искусств, когда у них уже накоплен и некоторый жизненный опыт и танцевальный. У них уже есть своя личная жизнь: есть внутренний план действий, есть ориентировка на внутренний мир, есть способы понимания окружающего мира – тип мышления. Занимаясь хореографией, дети раскрывают для себя все традиции, нравы, обряды, характер различных народов, и их образ жизни, культуру. И все это многообразие они должны научиться донести до зрителя в своем творчестве.

    А для учащихся младших классов можно использовать сказочные сюжеты, например, этюд «Лягушка –царевна», где учащиеся выбирают какой – либо фрагмент сказки: вышивание ковра, танец лягушки – царевны на балу у царя и т.д. Или «Золушка». Здесь можно раздать детям роли героев сказки для сочинения образных этюдов, и затем сложить эти сочиненные этюды в единый композиционный сюжет.

    Очень важно, чтобы в работе над образом, участвовали все компоненты: движение и рисунок, хореографически образная пластика, музыка. Можно использовать в показе этюдов элементы костюма (платочек, кокошник, юбочка, веер и т.д.) Целостность танцевального этюда, как и впоследствии танцевального номера достигается взаимодействием всех составляющих.  И какой бы танец мы не смотрели, мы должны понимать, что в нем волнует исполнителя, и чем он хочет поделиться с нами.

    Конечно, не следует рассматривать сочиненные учащимися этюды и номера как законченные балетмейстерские работы. Но как возможность

будить инициативу, развивать умение фантазировать, способность самостоятельно мыслить и действовать в предлагаемых обстоятельствах.

       

4

Список литературы:

1 . Барышникова Т.К. Азбуки хореографии: методические указания в помощь учащимся и педагогам. – СПб: Респекс: Люкси, 1996.

2. Захаров Р. Сочинение танца, страницы педагогического опыта. – М., Искусство,1989

3. Захаров Р. Искусство балетмейстера. М.,Искусство, 1984.

4. Карташева И.Н. Воспитанием танцем. – М., Искусство, 1976.

5. Шмырова Т. Развивая образное мышление.,Советский балет №2 , 1990.

6. Народно – сценический танец для хореографических отделений ДМШ, ДШИ – программа (проект). – М.:ЦН-МК по учебным заведениям культуры и искусства, 1987

7. Народный танец, методическая разработка для учащихся и преподавателей хореографической специализации КПУ. - М.: ЦН-МК по учебным заведениям культуры и искусства, 1987

8. Тарасова Н.Б.Теория и методика преподавания народно – сценического танца С-Пб.: СПбГУП  , 1996

9.Колесниченко Ю.В. Инструменты хореографа. Терминология хореографии. Москва -2012

10.Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа. Изд.1

Новосибирск - 2012

11. Уральская В.И., Соколовский Ю.Е. Народная хореография. – М.: искусство, 1975.

12. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы – М.: Искусство, 1996

13. Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка. – Орел Труд 1999

14. Ткаченко Т Народный танец.-м  «Искусство», 1974