"Задачи хореографического воспитания"

Ушакова Светлана Александровна

Систематические учебные занятия основа основ жизнедеятельности художественного коллектива. Процесс обучения основывается на знании и соблюдении руководителем основных принципов, их содержание является единым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_doklad.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича»

города Курска

Методический доклад

«Задачи хореографического воспитания»

Выполнила:

преподаватель высшей категории

отделения хореографии

Ушакова Светлана Александровна

Курск 2023 г

     Специфика работы в самодеятельности коллектива заключается в учебно-творческой, концертно-творческой и репетиционной работе, это дает возможность не только физическому совершенствованию участника и приобретению в процессе обучения специальных навыков, но несет и смысловую воспитательную нагрузку. Она существенно отлична от профессиональной, но даже ее ограниченное применение должно основывается на педагогической деятельности, что обеспечивает гармоничное художественно-эстетическое развитие. Роль руководителя хореографического коллектива заключается в привнесении в деятельность участников педагогической целесообразности, превращении любительских занятий в воспитывающий процесс. Руководитель с помощью учебных занятий, образовательных мероприятий, репетиционной и концертно-исполнительской работы коллектива решает не только узкие исполнительские задачи, но и педагогические. Тем самым он обеспечивает выполнение своих функций перед обществом. «Хореография как вид искусства имеет свою специфику, которая определяет специфику профессии. Педагог-хореограф должен знать методику педагогики, изучить анатомию, музыку, стать в какой- то степени психологом, способным анализировать душевное состояние своих подопечных. От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральные и эстетические принципы его участников, все хорошее, как и все плохое, что есть в учителе, переходит к ним. Педагог танца, как и всякий другой воспитатель, обязан служить примером для своих учеников. Он должен понимать, что одна из главных задач в работе с участниками состоит в воспитании достойных граждан нашей страны, для которых устойчивый моральный облик является основой их жизни и деятельности.

Хореография как система воспитания

Учебно-воспитательная работа - составная часть деятельности хореографического коллектива. Формы воспитания и обучения в процессе деятельности коллектива теснейшим образом переплетаются в единый комплекс, способствующий гармоническому развитию исполнителей. К.С. Станиславский считал, что учебно-воспитательная работа должна строится в двух направлениях. Первое это воспитание идейных и моральных качеств у каждого члена коллектива, второе - совершенствование профессионально- технических навыков. Недооценка идейно-эстетической стороны ведет к превращению исполнителя в бездушного ремесленника. Несовершенство исполнительского мастерства делает артиста беспомощным. Любой вид искусства имеет свой выразительный язык, свои творческие закономерности, которые обязательны и для профессионалов, и для самодеятельных артистов. Однако, методы обучения отличны. Задача руководителя хореографического коллектива заключается в правильном использовании форм и методов работы профессионального искусства, осуществлении необходимой перестановки акцентов в учебной и творческой работе, учете специфики условий, целей и задач художественной самодеятельности. Целью учебной - воспитательной работы в хореографическом коллективе является не столько приобретение профессиональных качеств, знаний и навыков, сколько воспитание чувства коллективизма, трудолюбия, высоких моральных качеств.

Цели воспитания

Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянным в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Но если общество достигло определенного уровня цивилизованности и культуры, если оно стремится его сохранить и повысить, то какие бы радикальные повороты ни происходили в его истории, оно должно будет воспринять и продолжить то лучше, что было в прошлом, если общество желает оставаться в ряду цивилизованных стран. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели с понятием добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это еще и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, добра. Цель учебных занятий: - формировать необходимую хореографическую культуру, без которой невозможно овладеть танцевальной лексикой; - постоянно поддерживать необходимую хореографическую форму, без которой исполнители не в состоянии овладеть танцевальными композициями.

К конкретным задачам тренажных занятий относится и воспитание единой танцевальной манерой коллектива, без которой не возможно исполнение массовых танцев, составляющих основу репертуара и требующих единства и четкости. Методика учебной - воспитательной работы не может быть единой для всех хореографической самодеятельности, так как отличается творческим направлением, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем участников. Это определяет специфику работы, формы, методы и программы.

Основные функции

Воспитание в хореографическом коллективе направленно на два объекта: на зрителей и участников. При этом процессе выступления перед зрителями участники становятся воспитателями. В наши дни, когда самодеятельное хореографическое творчество стало одним из аспектов общественно - культурной деятельности, воспитание самих участников, т.е. «воспитание воспитателей», становится одним из главных направлений его деятельности. Остановимся на трех основных функциях воспитания, развитию которых способствует участие в хореографическом коллективе - эстетическом, нравственном, художественном и воспитанию трудолюбия.

Эстетическое воспитание – предполагает целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию действительности, а также к самостоятельному творчеству в области искусства. Одним из наиболее действенных чувств эстетического воспитания в танцевальном коллективе является изучение лучших образцов профессионального и самодеятельного искусства, способных привить хороший вкус. Формы могут быть разными: это проведение всевозможных бесед, лекций, проводить в дни очередных занятий за 30-40 мин до начала урока. В качестве примера можно привести деятельность знаменитого ансамбля И. Моисеева и т.д. лекции должны сопровождаться показом слайдов. Большую помощь в организации воспитательной работы оказывают коллективные посещение спектаклей, концертов, музеев. Каждое совместное мероприятие должно завершаться обсуждением.

Художественное воспитание является составной частью эстетического воспитания. Основным средством художественного воспитания является общение с произведениями искусства различных видов, родов и жанров. Наиболее важной для танцоров-любителей является работа, связанная с учебно-художественными задачами коллектива, когда участники изучают материал, необходимый для более глубокого постижения репертуара, направленная на  расширение и обогащение знаний. Учитывая все эти особенности художественного воспитания, руководителю необходимо рассматривать его в первую очередь как средство развития личности.

Основной задачей нравственного воспитания является, прежде всего, формирование норм и правил поведения участников коллектива, развитие чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи, честности, любви к танцевальному искусству, которое оказывает особенно глубокое воздействие на личность. Все это ставит перед руководителями задачу обдуманного и целенаправленного использования средств хореографического искусства. Детство – это пора формирования нравственности, из которой произрастают затем навыки духовной жизни целого поколения. Наконец в школьные годы закладываются основы мировоззрения, понимания целей и задач становления идейной личности, способной ради общего блага пожертвовать своими эгоистическими интересами. Любой школьный коллектив, и конечно художественный, должен создать такую атмосферу, при которой эти качества личности развивались бы гармонично.

Таким образом, если бы воспитательная работа стала увлечением руководителей, то она помогла бы в конечном счёте, как общим задачами воспитания, так и танцевальным успехам – наполнила бы смыслом и одухотворённостью танцевальный репертуар, облегчила занятия и трудный процесс работы руководителя и установила бы взаимоотношения детей в коллективе на основе дружелюбия, уважения друг к другу, любви к своему делу, к традициям своего коллектива воспитательная работа помогла бы развитию личности, ребёнка, позволила бы ему вырасти человечным, доброжелательным, чутким к друзьям, обладающим духовной стойкостью и чувством долга. Трудолюбие - один из важнейших качеств личности школьника. Занятия хореографией должны развивать трудолюбия, а они тренируются в постепенном и неуклонном овладении учениками качеством своего  танцевально-творческого труда. В танцевальном коллективе, где основой занятий является материал учебной программы, важно донести до учеников задачи и требования к его усвоению. Как часто, едва усвоив структуру движения, ученик считает, что он овладел танцем, это ведет к очень серьезным нравственным издержкам, привычке не затрачивать ни физического, ни духовного труда. Особенно это вредно для подростка, который перестает уважать танец как искусство и переносит это чувство на «большую» хореографию, да заодно и на все искусство. Необходимо внушить ребятам, что занятия искусством – профессиональное или непрофессиональное – требует затраты физических и внутренних сил и этим самым развивает в человеке его скрытые возможности. Руководитель, ставя перед учениками задачи улучшения качества исполнения танца, должен указывать, в чем именно эти качества состоят. Например, в этом случае это будет ритмическая точность движения, в других – красота пространственного рисунка и поз, в - третьих выразительная одухотворенность движения, культура общения с партнерами, передача национального характера. Постепенно наполняя движение всеми этими компонентами, ученик приучается работать над собой, а это уже труд, который он и сам будет уважать. Несомненно, это навык аккуратности, точности, согласованности движений, радость достижения результата и радость самого процесса преодоления трудностей будут перенесены им на жизнь, на решение других задач.

Особенности воспитания средствами хореографии

Хореографию смело можно представить как систему воспитания личности ребенка. Обращаясь к танцевальной культуре, дети и подростки проходят школу духовного, музыкально – танцевального воспитания. Создавать содержательный репертуар, хореографы ставят ребят объективно под непосредственное влияние музыки и танцевального образа, воспитывая в них различные нравственные чувства в них различные нравственные чувства и мысли, подводят их к пониманию как моральных, так и нравственных мотивов поведения, поэтому содержательной линии развития танца придается особое значение. Танцевально-музыкальная культура способствует эстетическому развитию личности, эмоциональному росту. Хореографический кружок – одна из распространенных форм эстетического и нравственного воспитания школьников, он объединяет детей, склонных к танцевальному искусству и желающий получить основу танцевальной грамотности. Получая эстетическое развитие на занятиях хореографией, вступая на вечерах в концертах и смотрах, дети и подростки оказывают эстетическое воздействие и на своих сверстников - школьников, поэтому результат эстетического воспитания зависит от серьезности поставленного дела. Для того чтобы перевести акцент в работе на воспитание, необходимо овладеть педагогическим мастерством, научиться использовать процесс занятий, репетиций, выступлений для раскрытия содержания танцевальной деятельности школьников. Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Живописность и графичность поз и положений танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это позволяет  использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого профиля. Культура, образованность руководителя необходимы так же, как его профессиональное владение методикой обучения танцу, ибо эта общая культура позволит ему сосредоточивать внимание ребят на связи движений с музыкой, выразительностью, красотой формы движений, позволит как бы выйти за пределы танца в сферу других искусств, объединенных художественностью выражения правды жизни. Систематические учебные занятия основа основ жизнедеятельности художественного коллектива. Процесс обучения основывается на знании и соблюдении руководителем основных принципов, их содержание является единым.