Партерная гимнастика

Партерная гимнастика является одним из основных блоков урока хореографии. Именно здесь дети учатся работать со спиной, стопами, выполняют упражнения на гибкость и растяжку. 

В этой части урока познакомимся с базовыми упражнениями, которые входят в блок партерной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Партерная гимнастика49.51 КБ

Предварительный просмотр:

Частное учреждение дополнительного образования.

«Детский центр Зайцева».

                     

Методическая разработка

занятия по теме:

Партерная гимнастикадля детей первого года обучения в хореографическом ансамбле.

Автор-составитель: Денисова О.Е.

педагог дополнительного образования

Нижний Новгород.

2023г.


Партерная гимнастика является одним из основных блоков урока хореографии. Именно здесь дети учатся работать со спиной, стопами, выполняют упражнения на гибкость и растяжку. 

В этой части урока познакомимся с базовыми упражнениями, которые входят в блок партерной гимнастики.

Знакомство детей с партерной гимнастикой начинается с изучения базы, которая подразделяется на 4 блока:

  • работа со стопами;
  • выполнение складки, растяжки;
  • работа со спиной;
  • упражнения на закачку пресса.

Работа с базовыми упражнениями происходит систематически. По мере усвоения материала и формирования навыков, упражнения дополняются и усложняются. К четвёртому году обучения воспитанники уже хорошо растянуты, гибкие и владеют большой базой гимнастических упражнений.

Упражнения на первом году обучения носят названия животных или образов, знакомых детям. В дальнейшем педагог начинает их постепенно заменять их танцевальными терминами.

Урок у детей 3-4 лет длится 45 минут и состоит из трёх частей: разминка, партерная гимнастика, игровая деятельность. Партерная гимнастика занимает 15-20 минут в структуре урока. Как правило, изученные ранее упражнения дети повторяют по 3-4 раза, а затем изучают новый материал.

Упражнения партерной гимнастики для первого полугодия, первого года обучения и цель их выполнения:

  1. Работа стоп — формирование правильного положения ног. Важно контролировать шестую позицию стоп, прижатые к полу колени, натянутые стопы. Отдельное внимание следует уделить спине: её необходимо удерживать в ровном положении на протяжении всего упражнения.
  2. Чемоданчик — растяжка подколенных структур. Важно удерживать спину прямой, ноги — натянутыми. Животом необходимо коснуться бёдер.
  3. Упражнение на раскрытие ног в сторону — работа над выворотностью и подвижностью тазобедренных суставов. Важно следить за тем, чтобы стопы у детей были сокращёнными, что позволит удерживать колени в вытянутом положении. Мизинцы должны быть направлены к полу.
  4. Бабочка — работа над выворотностью. Важный момент — ноги надо держать за щиколотки, а не за стопы во избежание косолапия.
  5. Домик — упражнение на растяжку. Пятки и копчик нужно удерживать на одной линии, не отводить таз назад или вперёд. Постепенно таз необходимо опускать ниже к полу, чтобы сесть в поперечный шпагат.
  6. Лягушка — упражнение на развитие выворотности. Нужно стремиться к тому, чтобы живот коснулся пола.
  7. Змейка — упражнение на развитие силы спины и гибкости. Важно подняться на прямых руках как можно выше и следить за тем, чтобы колени и стопы удерживались вместе.
  8. Улитка — упражнение на гибкость. В идеале нужно научиться доставать пальцами стоп до носа. 
  9. Корзиночка — упражнение на гибкость. Лежа на животе, нужно ухватиться руками за стопы и, максимально прогибаясь в спине, поднять корпус наверх.
  10. Упражнение на пресс. Выполняется в паре: ученики передают мяч друг другу. 
  11. Колобок — упражнение на расслабление мышц спины. Важно следить за тем, чтобы дети опускались назад с круглой спиной, касаясь пола сначала поясницей. Подбородок должен прижиматься к груди.
  12. Панда — упражнение на расслаблени. Перекаты важно выполнять с круглой спиной. Ноги в положении «бабочка» удерживать за щиколотки. 

Упражнения по партерной гимнастике,  выполняемые во втором полугодии, первого года обучения:

  1. Упражнение на работу стоп — формирование правильного положения стоп. Усложняется упражнение за счёт добавления работы рук, корпуса. Кроме того, появляются элементы на координацию, где руки и ноги выполняют разные задачи. Важно следить за ровным положением корпуса и за тем, чтобы колени прижимались к полу. В качестве дополнительного атрибута в упражнении используется скакалка, сложенная в четыре раза.
  2. Упражнение со скакалкой на растяжение подколенных структур. Колени и стопы должны быть натянутыми, особое внимание следует уделить опорной ноге. Спина ровная, макушкой ребёнок тянется в потолок.
  3. Наклоны в сторону в положении сидя с разведенными в стороны ногами. Важно удерживать стопу сокращенной и выполнять упражнение по обозначенным педагогом точкам.
  4. Циркуль — упражнение на развитие выворотности и подвижности тазобедренноого сустава. Между переходами из одного положения в другое важно фиксировать позы, чтобы приучать детей к грамотному выполнению комплекса элементов.
  5. Ножницы — упражнение на укрепление мышц пресса. На втором году обучения проучивается только подготовка к упражнению — подъём ног на 45 градусов. Важно контролировать ровное положение спины и затянутость ног.
  6. Подъём корпуса с хлопком о пол — упражнение на работу пресса. Очень важно после подъёма зафиксировать угол в корпусе в 90 градусов, а также контролировать ровный корпус и опущенные плечи в момент поднятия рук.
  7. Черепашка — упражнение на фиксацию корпуса в определённом положении. Способствует укреплению мышц спины и пресса. По окончании упражнения руки нужно перевести в стороны.
  8. Ступеньки — упражнение на развитие силы ног. Важно контролировать прижатую к полу поясницу и натянутость стоп, коленей.
  9. Подъём ноги на 90 градусов — растяжение подколенных связок. Важно научить детей фиксировать ногу и контролировать вытянутое положение колена и стопы. Стопу поднятой ноги рекомендуется сократить, вследствие чего натяжение подколенных структур будет сильнее.
  10. Подъёмник — упражнение на закачку пресса. Поднимая две ноги до угла 90 градусов, важно прижимать поясницу к полу.
  11. Бабочка и лягушка — упражнения на развитие выворотности. Повторяются из первого года обучения.
  12. Лодочка — упражнение на развитие силы спины. Первоначально выполняется с фиксацией оторванного от пола корпуса, затем добавляется раскачка. Важно удерживать руки и ноги в натянутом положении.
  13. Улитка и корзиночка — упражнения на развитие гибкости. Повторяются из первого года обучения.
  14. Колечко — упражнение на развитие гибкости. Необходимо первоначально страховать детей во избежание травмы.
  15. Кошечка — упражнение на расслабление мышц спины. Важно научить детей выгибать и округлять поясничный отдел спины. Добавляя работу ногой, необходимо контролировать, чтобы нога поднималась по выворотной позиции и в натянутом положении. Также важно следить за руками, сгибать руки в локтях нельзя.
  16. Продольные шпагаты. Прежде, чем выходить в положение шпагат, важно отстроить корпус, разворачивая бёдра и плечи в сторону передней ноги. Также необходимо контролировать, чтобы пятка ноги, которая находится сзади, была направлена в потолок.
  17. Домик — развитие выворотности и подготовка к поперечному шпагату. Повторяется упражнение из первого года обучения.

Все упражнения на растяжку дети выполняют под собственным весом. Задача педагога — следить за правильностью выполнения упражнений, контролируя положение корпуса и стоп. Ноги должны быть всегда вытянуты.

хореогр

Важно приучать детей с раннего возраста заканчивать упражнения в определённую позу или исходное положение. Это дисциплинирует их в дальнейшем.

На первом году обучения блок партерной гимнастики включается в финальную часть урока: дети приступают к развитию физических данных после разминки и игровой деятельности. 

Блок по партерной гимнастике начинается с постановки корпуса в положении сидя на полу. Дети опускают руки вниз, придерживаясь сначала ладонями о пол, а затем только пальчиками рук.

Занятия с детьми— это долгая, упорная и кропотливая работа. Важно из урока в урок следить за правильностью выполнения каждого упражнения, исправляя ошибки и корректируя положения ног, рук, корпуса, головы тактильно, что будет способствовать более быстрому запоминанию.

Время занятий партерной гимнастикой может варьироваться от 1 до 1,5 часов в структуре урока — это зависит от изучения материала и требуемого объёма времени на его проработку. 

Но важно также ориентироваться на настроение детей и не допускать их переутомления: если ученики устали или не хотят выполнять сложные элементы, то можно переключиться на другие, более интересные для них игры и упражнения.


Список литературы.

  1. Бахрах И.И. Физическое развитие школьников. Смоленск, 2001.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издат. центр "Академия", 2010.
  3. Шестопалов С. Физические упражнения.-Ростов на Дону:Проф-пресс, 2011.
  4. И.Г.Есаулов.Устойчивость и координация в 
    хореографии.-М.:Искусство,2001.
  5. Кале-Жермен Б. «Как работает тело. Позвоночник,суставы и мышцы» М.,2011