Развитие координации на занятиях современным танцем

Основная форма тренировки координационных возможностей ребенка считается двигательная деятельность, например, подвижные игры и танцы. Танец относится к сложно-координированным видам деятельности человека, а согласно исследованиям, при занятиях координационно сложной деятельностью повышается интеллект и образовательная способность ребенка. Танцы не только укрепляют тело, но и положительно влияют на работу мозга. Истинный танцор способен перемещать различные части тела в одно и тоже время не зависимо друг от друга – в этом состоит суть свободы в танце. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное учреждение дополнительного образования.

«Детский центр Зайцева».

Методическая разработка.

 «Развитие  координации на занятиях по  современному танцу».

Педагога дополнительного

 образования: Денисовой О.Е.

Нижний Новгород.

2023 год.


Пояснительная записка.

Хореография - это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии очень тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец является способом невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений.

Основная форма тренировки координационных возможностей ребенка считается двигательная деятельность, например, подвижные игры и танцы. Танец относится к сложно-координированным видам деятельности человека, а согласно исследованиям, при занятиях координационно сложной деятельностью повышается интеллект и образовательная способность ребенка. Танцы не только укрепляют тело, но и положительно влияют на работу мозга. Истинный танцор способен перемещать различные части тела в одно и тоже время не зависимо друг от друга – в этом состоит суть свободы в танце. Свобода же была бы невозможна без очень ценного свойства нашей физиологии - координации. Координация - это ключ, который открывает дверцу к слитному танцевальному потоку, создающему «бесшовный» цельный танец.

Участники: дети 10-11 лет . учащиеся хореографического ансамбля «Шоколад». ЧУ ДО «Детского центра Зайцева». Нижний Новгород

Тема урока: «Развитие координации на занятиях  по современному танцу»

Актуальностью темы исследования: Является координация движения в хореографическом искусстве, она дает свободное владение всем опорно-двигательным аппаратом через двигательные навыки, артистизм, музыкальность, художественную образность. Хореографическая координация является основой мышления хореографа.

        Процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи, называются координацией. Координация возникает из согласованности таких физических навыков как равновесие, скорость и чувство времени, с сигналами, поступающими от различных органов чувств. Для развития такой согласованности необходимо, чтобы взаимодействие физических и психологических факторов происходило не осмысленно, а доводилось до автоматизма. Координация движений регулируется мозжечком. В науке определены следующие виды координационных способностей: Пространственные, временные  параметры движений.

Временными ориентировками дети овладевают дольше и труднее, чем пространственными. Большинство упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений. Основная форма тренировки координационных возможностей ребенка считается двигательная деятельность, например, подвижные игры и танцы.

Цель занятия: Улучшить координацию движений и эмоциональную выразительность учащихся при помощи освоения упражнений.

Задачи занятия:

Обучающие:
— получить  знания, связанные с работой мозга и тела

—обучить упражнениям на  развитие координации;

— Изучить пространство зала.

Воспитательные:

— Формировать и улучшать социализацию в коллективе;


— Формировать
 воспитание силы воли, выносливости и целеустремленности,


— Формировать  чувство ответственности;


— Воспитывать креативное взаимодействие  на хореографических занятиях

Развивающие:
— развитие координации движений;

— развитие пространственного мышления;


— укрепление опорно-двигательного аппарата;


— развитие выносливости и постановки дыхания;

— Активировать творческие способности;


— Улучшить эмоционально- психологический настрой учащихся.

Тип занятия: Обучающее занятие.

Принципы построения урока хореографии определяется 4 условиями: соразмерностью отдельных частей урока; подбором упражнений и последовательностью выполнения; чередованием нагрузки и отдыха; составлением учебных комбинаций на уроке.

Материалы и оборудование:

— танцевальный зал с зеркалами и станками;
— портативная колонка

— коврики для занятий.

— теннисные мячи


ПЛАН занятия

Организационный этап

— вход в танцевальный зал;
— поклон педагогу;
— обозначение темы и цели урока;

Информационный этап

— беседа о значении пространственной координации в современном танце.

Подготовительный этап

— разминка

Основной этап

—  изучение движений на середине зала, упражнения на координацию;

Контрольный этап

— игра «Класс»

— игра с теннисным мячом «Кошачьи лапки»


Итоговый этап

— основное построение для выхода из зала;
— поклон педагогу.
 


КОНСПЕКТ занятия

Организационный этап
Вход учащихся в танцевальный зал.

Учащиеся выстраиваются в линии в шахматном порядке.

Поклон педагогу.

Обозначение педагогом темы и цели урока.

Информационный этап

Беседа о значении пространственной координации в современном танце.

Подготовительный этап

Учащиеся исполняют подготовительные упражнения для разогрева мышц.

Прекрасными координационно сложными движениями можно считать базовые движения модерн и джаз танца.Изолированные и полиметрические уапражнения 1 и несколькими частями тела:из стороны в сторону, крестом, в оппозицию,по кругу в разным плоскостях служат отличным примером работы головного мозга и тела.

  • Наклоны, повороты, вращения головы: вправо-влево, вперед-назад (с возвращением в центр и без);
  • Зундари вправо-влево, вперед-назад с возвращением в центр и без;
  • Подъем плеч с постепенным ускорением;
  • Оппозиционное положение плеч: вверх-вниз, вперед-назад с различной амплитудой;
  • Шейк плечами вперед-назад, вверх-вниз;
  • Наклоны корпуса вправо-влево, вперед-назад;
  • Наклоны корпуса с разворотом туловища и со сменой положений рук;
  • Работа изоляционно вправо-влево, вперед-назад, вращения частей тела;
  • Подъем на полупальцы с поочередным сгибанием колена и позициями рук в противоход;
  • Упражнение «Мячик», «Стульчик» с добавлением базовых позиций рук современного танца, причём руки работают изолированно друг от друга.
  • Прыжки :  Трамплинные в руками в противоход, «Баллоны».

Основной этап

Упражнения на координацию и баланс

Учащиеся ,стоя на середине зала, «ищут» баланс сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами;

С руками во 2ой параллельной  позиции, затем поочерёдно касаясь заданных частей тела поочередно руками:

  1. Учащиеся стоят в 1 параллельной позиции;
  2. Приподнимая поочерёдно одну из ног в свободное ку-де пье
  3. Стоя в 5 параллельной позиции ( одна нога переел другой)
  4. Приподнимая ногу на Жете вперёд и назад.

Изучение координационно сложных комбинацийPlie и  Battement  формируют танцевальную  грамотность, дают представление юным танцовщикам о роли базовых упражнений на занятиях современным танцем, развивают пространственное мышление и делают занятие одновременно сложным и интересным.

Пример: Plie   Препрасьон. Руки из подготовительной позиции поднимаются сначала в первую, затем открываются во 2 позицию.

На 4 счёта деми плие.по1 параллельной При этом руки переходям в 4 позицию, затем в шестую и снова во 2 позицию. Вовтор, но в другую сторонц руками.

На 8 счетов Гранд плие. Руки из 2 позиции через 1 позицию переходят в «Vi» позицию, при подъёме опускаются по 2 позицию.

Таже комбинация изучается по2 выворотной, 4 параллельной позиции.

Упражнения на середине зала.

  • Упражнение 1.

И.п. - стойка ноги врозь (стопы параллельно)

1 - поднимаясь на полупальцы ЛН, ПН вперед, скрестно перед ЛН,

слегка согнутые руки вправо;

и - немного спружинить на ЛН;

2 – ПН в сторону-назад, таз вправо, слегка согнутые руки влево;

3-4 повторить счет 1-2, приставить ПН, руки в стороны-вниз.

5-8 повторить с другой ноги.

1 - с поворотом туловища налево, ЛН назад, полуприсед на ПН, руки в стороны;

2 - с поворотом направо (лицом к ОН) приставить ПН (ноги вместе),

небольшой полуприсед на двух ногах, руки на пояс;

3-4 то же с другой ноги.

5-8 – повторить такт 3.

  • Упражнение 2.

И.п.- о.с. ноги врозь, стопы параллельно

1- скачок на ЛН, согнутую ПН в сторону, руки в стороны-вверх,

ладонями вперед, пальцы в стороны;

2- скачок на две ноги, согнутые руки в стороны;

3-4 то же с другой ноги.

5-8 повторить

1 – с поворотом налево скачок на ЛН, ПН согнутую назад, руки влево;

2 – скачок на ПН, согнутую ЛН назад, руки вправо;

3-4 продолжая поворот, повторить дв. счета 1-2.

5-8 повторить такт 3.

Такты 5-8: то же, но с другой ноги, поворот направо.

  • Упражнение 3.

И.п.- о.с. руки на поясе

1- с небольшим поворотом туловища налево шаг ЛН в сторону,

ПН в сторону на носок;

2 – приставить ПН (и.п.);

3-4 то же с другой ноги.

5 - с небольшим поворотом туловища налево шаг ЛН в сторону, ПН в сторону на носок, ПР в сторону;

6- приставить ПН; 7-8 то же с другой ноги, закончить упр.- ноги вместе, руки в стороны.

1 – небольшой выпад влево, ПН в сторону на носок, ЛР в сторону, ПР по дуге вверх;

2 - приставить ПН, ПР, продолжая дв. по дуге вниз, завершает круг;

3-4 то же в другую сторону.

1 - шаг ЛН в сторону-назад, руки в стороны;

2 - с поворотом туловища налево приставить ПН, руки согнуть (округлить);

3-4 то же в другую сторону (с ПН).

  • Упражнение 4.

И.п.- стойка ноги врозь, руки вверх

1- таз вправо, щелчок пальцами ПР;

2 - таз влево, щелчок пальцами ЛР; и - соединить руки над головой;

3 - наклон вперед, руки опустить между ног;

4 - вернуться в и.п.

5-7 повторить

8 - упор стоя.

1 - мах ПР назад, поворот туловища направо;

2 - упор стоя;

3-4 то же другой рукой.

5 - выпад вправо с наклоном вперед, ЛР согнута, ладонью опирается о колено ПН, ПР назад;

6 - пружинящий наклон вперед с рывком ПР назад;

7-8 то же в др. сторону.

  • Упражнение 5.

Hinch

И.п. - упор стоя на коленях

1-2 голова переводится вправо, отклонение прямого копруса назад, руки переходят в 8 позицию,

3-4  вернутся в исходное положениеруки прямые

5-7 упор на Л кол и правую стопу, левая нога в сторону, левая рука по диагонали стремится вверх; Ронд ногой и рукой по воздуху в противоположные стороны

8 - и.п.

Такты 3-4 то же в другую сторону.

  • Упражнение 6.

И.п.- сед согнув ноги с опорой сзади

1-2 сед углом (выпрямить ноги вверх);

3-4 и.п.

5 - упор на ПР, поворот туловища по дуге вправо, ЛР в сторону, ноги слегка

согнуты;

6 - упор стоя;

7-8 опираясь на ПР (ЛР вытянуть вперед), поворот влево в и.п. то же с поворотом в другую сторону.

  • Упражнение 7.

И.п.- упор лежа.

1-2 с поворотом туловища налево, ЛР на пояс;

3-4 и.п.

5-8 то же в другую сторону.

Такты 3-4 повторить такты 1-2.

Такты 5-8 поворот по кругу вправо в упоре на руках (переступанием).

Кроссы.(упражнения в продвижении).

Отработка танцевального шага в продвижении  по линиям в разном  музыкальном ритме и темпе:

  • Марш с высоко поднятым бедром.Руки проходят через 1,8,5 и 2 позиции, причём с отставанием друг от друга на 1 счёт;
  • Шаг с пятки-Пасе-Девелёпе;
  • Тройной скрестный шаг со сменой ног вперёд и назад. Руки из подготовительной позиции переходят в 1, затем в 3 позицию ,в противоход с ногами;
  • Приставной синкопированный шаг всторону с продвижением Руки выполняют круговые движения в противоход друг от друга.
  • Марш с высоким подниманием колена вперед-назад, на полупальцахс одновременным использованием рук в различным позициях ;
  • Бег вперед-назад с высоким подниманием ног со сменой уровней и направлений прекрасно тренирует пространственное мышление и ориентир по точкам зала;
  • Выпады с противоходом(твистом) корпусаи подъёмом на высокие полупальцы, при котором руки переходят в 1 позицию.
  • Комбинация на развитие шага в подвижении: Гранд батманы в разные направления и точки зала.
  • Трамплинные прыжки по IV параллельной  позиции на месте, в повороте по четвертям

Заключительный этап

Игра на развитие внимания и командообразование. «1-9,9-1». Учащиеся должны выполнить команды педагога (движения) только после Счёта от 1 до 9 и обратно.

Игра с теннисными мячами «Кошачьи лапки». Дети двигаются хаотично по периметру зала,  раномерно занимая всё пространство.

Шагая , они перебрасывают сначала себе мяч из руки в руку, ловя его запястьем и отрытой ладонью вверх, затем, по команде педагога, поочередно начинают перебрасывать мячи друг другу.

Итоговый этап

—Основное построение для выхода из зала в шахматном порядке.

—Подведение итогов занятия: поблагодарить детей за урок, похвалить лучших учащихся, указать на основные ошибки, допущенные при выполнении упражнений.

—Задание на дом: повторить каждое движение, для того чтобы исправить ошибки и наработать исполнительскую технику в движениях.

—Поклон педагогу.


Список литературы.

  1. Никитин В.Ю. Модерн-Джаз ТАНЕЦ. История. Методика. Практика. -М : ГИТИС,2000.44с.24
  2. Пуртова Т.В , Беликова А.Н. «Учите детей танцевать»: Учеб.пособие для студентов учреждений сред.проф.оббразования.-М.: ООО «Век информации», 2009.-284 с