Танцевальные игры как средство в обучении ранней хореографии

Субанова Марина Леонидовна

Танцевальная игра помогает детям открыть свое тело и душу. Каждый ребенок нуждается в символической игре, которая задействует воображение, развивает его, прорабатывая ситуации «здесь и сейчас». Танец и игра дают возможность ребенку: переработать свою агрессию и страх; проиграть свои внешние и внутренние ощущения, которые помогают лучше понять себя  и свой внутренний мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsevalnye_igry_v_ranney_horeografii_-_razrabotka.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство  Просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г.Байкальска»

Методическое пособие для педагога по теме:

«Танцевальные игры как средство в обучении ранней хореографии».

                                                                                   Педагог дополнительного образования:

                                                                                   Субанова М.Л.

         

.

г.Байкальск

             

              Танцевальная игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряжение, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях. Танцевальная игра помогает детям открыть свое тело и душу. Каждый ребенок нуждается в символической игре, которая задействует воображение, развивает его, прорабатывая ситуации «здесь и сейчас». Танец и игра дают возможность ребенку: переработать свою агрессию и страх; проиграть свои внешние и внутренние ощущения, которые помогают лучше понять себя  и свой внутренний мир; совместно пережить волнующие ситуации с другими детьми; развить эстетические чувства и получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела. Кроме того, на занятиях во время танцевальной игры дети занимаются группой, что создает возможность социального тренинга.

              Работа над выразительностью исполнения начинается не после, а до того, как дети полностью овладеют двигательным навыком точнее, сразу же после первого их знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца. Вот  здесь важное место и занимает игра, как универсальное средство развития и обучения, как средство, стимулирующее творческую деятельность детей и формирующее начальные хореографические умения.  

             Танцевальная игра широко используется педагогами  в работе с подготовительными группами (возраст детей от 5 до 7 лет). В основу занятий входит ритмическая гимнастика, а, как известно, это комплекс упражнений, которые требуют не мало физических затрат. Иногда дети устают от гимнастики и не хотят ею заниматься. И тогда танцевальная игра, пришедшая на смену ей, становиться свободой выражения радости достижения.

            Необходимо отметить, что программа должна создаваться индивидуально для каждой группы, движения, которые разучивают дети, должны быть доступны и не трудны для исполнения. Педагогу при работе с данным методом необходимо знать трудности каждого ребенка, его сильные и слабые стороны; учитывать возрастную зрелость ребенка; помнить, что ребенок должен чувствовать себя спокойно и уверенно; очень тщательно и внимательно подготавливать каждое занятие; делать все для того, чтобы каждый ребенок в группе чувствовал другого и помогал ему; прислушиваться к мнениям и пожеланиям детей. Придерживаясь этих требований, педагог-хореограф может добиться результатов в работе со своими воспитанниками.  

           Традиционное построение урока с включением танцевальной игры или танцевальной импровизации включает следующие моменты:

1) Поклон и разминка (разогрев). В разминку входят танцевальные движения, которые не только разогревают мышцы, но и развивают координацию, а также музыкальность.

2) Гимнастика – базовые упражнения и работа со своим телом. В гимнастике выполняются упражнения на развитие и растяжку ног, спины, а также движения на укрепления мышц живота, спины, ног и рук.

3) Понимание контрастов движения: большой-маленький, быстрый-медленный, длинный-короткий и т. д.

4) Минута расслабления – индивидуальный отдых (релаксация).

5) Танцевальные движения, которые затем применяются детьми в танцевальной игре.  

6) Танцевальная игра –  самостоятельная импровизация движений.

7) Заключение, поклон.

          Урок танцевальной игры – это возможность посредством физической тренировки разогреть тело и открыть его для движения, а также снять психическое напряжение, которое препятствует выражению детских чувств.

Приведу несколько танцевальных игр из практики, которые нравятся детям.

Развитие артистичности и воображения.

  1. Игра «Росточек».

Зима. Росточек сидит в земле и ждёт когда придёт Весна. И вот она наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному появляются листики, а затем бутон.

Дальше цветок распускается, цветёт. Иногда дунет ветерок и он начинает покачиваться, а иногда прямо кружится от радости. Но вот и Осень наступила. И цветок начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова прорасти Весной.

  1. Игра «Водяной».

По считалке выбираем Водяного. Ему платком завязываем глаза и вокруг него водят хоровод и поют:

- Водяной, Водяной, что сидишь под водой? Выходи на бережок, поиграй со мной дружок!

Исполнив песню, все разбегаются. Водяной кричит «Стоп». Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперёд и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?». Тот, кого коснулся, отвечает: «Пчёлки(зайцы, гуси, воробьи и т.д.)». И все играющие придают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку и выбирает понравившуюся позу, просит её оживить (станцевать). Затем выбирает и называет лучшую на его взгляд. И тот становится Водяным. Игра продолжается.

  1. Игра «На лесной полянке» (от 5 – 10 лет).

Можно заранее распределить роли. Таким образом детям придётся перевоплощаться очень быстро. Начнём:

Играет пастушок на дудочке в лесу на полянке, все деревья танцуют.

 Услыхали музыку ежи и решили посмотреть, кто так красиво играет.

Следом прилетели птички, бабочки – закружились в танце.

А тут и зайки прискакали и на травке стали прыгать, плясать.

Тут лисы и волки пришли, увидели зайчиков, стали вокруг да около зайцев ходить.

Хорошо лягушки прискакали и предложили в игру поиграть, да волков и лис погонять.

Вдруг такой ветер поднялся, лес зашумел. Пастушок заиграл в рожок, позвал своих друзей – прибежали козлята, барашки, собачки. Спрятались все под деревья. А когда всё стихло, обрадовались и снова начался праздник, все весело плясали, играли на чудесной полянке в лесу.

Каждый образ, каждая сцена сопровождается музыкой, соответствующей тому или иному образу.

Здесь и актёрское мастерство, и умение слышать музыку, её характер, темп, умение импровизировать и т.д.

  1. Игра «Магазин игрушек».

Один ребёнок – покупатель, остальные сами придумывают, какой игрушкой они будут. На вступление дети замирают в определённых позах, а покупатель обходит  каждую игрушку и заводит ключиком. Игрушка оживает и начинает двигаться. В конце покупатель выбирает понравившуюся игрушку, которая становится покупателем. Музыкальное сопровождение каждый раз меняется.

  1. Игра «Успей передать».

Передаём под музыку платок. Когда музыка заканчивается и у кого остался платок выходит в центр круга и под хлопки детей танцует известные движения.

  1. Игра «Воображалки».

Все стоят на местах и закрыв руками глаза, представляют, что они спят. По хлопку педагога просыпаются и изображают то, что сказал педагог (самолёты, бабочки, машина и т.д.).

  1. Игра «На поляне».

Для начала можно рассказать небольшую предысторию. Создать, так сказать, ситуацию. Например: «В летнем лесу утро, светит солнце, и разные звери приходят на полянку погреться в его ярких, теплых лучах. Каждый приходит под свою музыку. Какие же звери пришли у нас сегодня на поляну? Сейчас мы с вами тихонько подсмотрим».

Можно перед игрой дать прослушать музыку и рассказать какие же звери и под какую музыку приходят на полянку. А можно говорить, кто пришел на поляну во время звучания темы данного зверя, без предварительной прослушки. Будет своего рода эффект неожиданности и дети научатся быстрее реагировать на смену образа.

Теперь непосредственно к игре. Итак, Вы рассказываете небольшую предысторию, а затем говорите: «На поляну прискакал зайчик» соответственно в музыке идет заячья тема. Затем: «На поляну прибежал волк» идет тема волка и т.д. Дети должны изобразить зверя, который приходит на поляну. Его манеры, его поведение и т.д. В конце игры можно выбрать самого страшного волка или самого трусливого зайца. Тут уж простор для Вашей фантазии. Варьируйте как угодно!

Ориентация в пространстве.

  1. Игра «Карусель» (умение держать интервалы в кругу и сам круг, а также развитие ритма).

«Е-ле,е-ле,е-ле,е-ле за-вер-те-лись ка-ру-се-ли,  а по-том кру-гом, кру-гом, всё бе-гом,бе-гом,бе-гом» – два раза повторяем;

 «Ти-ше,ти-ше, не спе-ши-те, ка-ру-сель о-ста-но-ви-те,

 Раз, два, раз, два – вот и кон-чилась игра».

Дети двигаются по кругу простыми шагами под ритм слогов стихотворения, помогая себе хлопками в ладоши. Хлопки и шаги должны соответствовать ритму слогов стихотворения.

  1. Игра «Шары и пузыри».

Дети делятся на две команды. Шары – большие, стремятся занять как можно больше пространства, медленно перемещаясь по залу и вращаясь вокруг себя, стараясь не пропустить пузыри. Задача пузырей – передвигаться быстро и не задеть шары, забегая в разные закоулочки. Попутно можно выполнять различные упражнения (подскоки, перескоки, мелкий бег, галоп). Затем команды меняются.

  1. Игра «Мы пойдём направо, а потом налево».

«Мы пойдём сначала вправо» - дети двигаются по кругу взявшись за руки

 «Раз-два-три» - три хлопка

 «А потом пойдём налево» - идут налево

«Раз-два-три»- три хлопка

 «А потом мы соберёмся»- идут к центру

«Раз-два-три» - три хлопка

«А потом мы разойдемся - идут от центра

 «Раз-два-три» - хлопки

«А потом мы все присядем» - приседают

 «раз – два - три» - хлопки

 «А потом мы все привстанем» - Встают

 «Раз-два-три» - хлопки

 «А потом мы повернёмся» - поворачиваются на месте

 «Раз-два-три» - хлопки

«И друг другу улыбнёмся» улыбаются

 «Раз-два-три» — хлопки.

  1. Игра «Большие ноги идут по дороге…»

Дети по команде «Большие ноги идут по дороге» высоко поднимают ноги и шагают произвольно по всему залу, а на команду «маленькие ножки бегут по дорожке» мелким бегом бегают по залу.

  1.  Игра «Доведи меня и не потеряй».

Дети строятся в пары. Один закрывает глаза, а второй держа его за руку, старается перевести на другую сторону зала, при этом, не столкнувшись ни с какой другой парой.

Очень хорошо развивается ориентация в пространстве, взаимопомощь и внимательное отношение к партнёру.

Развитие чувства ритма и музыкальности.

  1. Игра «Тик-так».

Участники встают в круг; по считалке выбирают кошку и мышку. Мышка становится в центре круга, а кошка выходит из круга. Дети держатся за руки.

Кошка: «Тук-тук!» Дети: «Кто там?» Кошка: «Это я, Кошка!» Дети: «Что тебе нужно?» Кошка: «Мышку повидать!» Дети: «Во сколько часов?» Кошка: «В (от 1 до 12) часов!».

Дети поворачиваются по / против линии танца, ритмично топают, приговаривая: «Один час, тик-так; два час, тик-так и т.д.». На цифре, названной кошкой останавливаются и поднимают руки. Кошка забегает в «норку» и догоняет мышку.

  1. Игра «Дискотека двух деревень».

Дети делятся на две команды – деревни. Придумывают себе названия смешные. Начинается музыка и педагог называет одну из деревень и та начинает танцевать. Далее педагог называет другую деревню, и она прогоняет другую и начинает танцевать ещё лучше, выкаблучиваясь. И так несколько раз. В конце танцуют вместе.

  1. Игра «Дождик».

Дети произносят слова и ритмично хлопают в ладоши:

Капля раз, капля два, капли медленно сперва

Кап,кап,кап,кап (медленные хлопки на «раз и»)

Ста-ли кА-пли по-спе-ва-ть, ка-пля ка-плю до-го-нять

Кап, кап, кап,кап,кап,кап,кап (хлопки учащаются на «раз», «и»)

Зонтик поскорей открой, от дождя себя укрой.

Развитие внимания и памяти.

  1. Игра «Кто запомнил лучше всех».
  2. Игра «Учитель и ученики».

Когда играет музыка весёлая, учитель отворачивается, а дети свободно танцуют(хулиганят). Когда музыка останавливается, учитель поворачивается, дети принимают нужное положение, делая вид, что вели себя хорошо. Те, кто стоит не правильно пропускают игру. Таким образом, закрепляются позиции рук. Ног, положение рук на талии. Старшим можно давать задание – устоять на одной ноге или на полупальцах.

Развитие моторики.

  1. Игра «Раз, два».

Раз, два какие облака (разводим большой круг руками);

Три, четыре – мы поплыли (делаем кистями волнообразные движения);

Пять, шесть – надо слезть ( имитируем ладошками ступеньки)

Семь, восемь – много сосен (руки вверх)

Девять, десять – посмотри, досчитал до десяти (хлопаем в ладоши)

  1. Игра «Паучок».

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки (перебираем пальцами одной руки по предплечью другой);

Дождик с неба вдруг полил (выполняем стряхивающие движения руками);

Паучков на землю смыл (хлопаем ладошками по бёдрам);

Солнце стало пригревать (складываем ладони боковыми сторонами, пальцы растопырены);

Паучок ползёт опять ( перебираем пальцами руки по другому предплечью);

А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке (перебираем пальцами обеих рук по голове).

  1. Игра «Воробьи».

Руки слаживаем вместе прямые, работаем кистями, как маленькими крылышками:

Полетели, полетели и до неба долетели (поднимаем руки наверх, попеременно работая кистями);

Разлетелись, разлетелись …….(руки разводим в стороны, продолжая работать кистями)- пауза;

На заборчик сели (присаживаемся и руки ложим на бёдра ног);

Посидели, посидели и опять полетели (делаем пружинки и работаем головой).

Эмоциональная разрядка.

  1. Игра «Жучок – паучок».

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. В центре сидит жучок. Дети идут по кругу со словами: «Жучок - паучок тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили (подходят к центру и поднимают жучка), танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!»

Жучок отвечает: «Я люблю, конечно, всех, но (называет имя ребенка и выводит его в центр круга) больше всех!»

Затем под музыку полечки или другой они танцуют вместе, остальные хлопают в ладоши. Потом в центре остаётся тот, кого выбрали и игра продолжается.

  1. Игра «Сантики».

Дети стоят по кругу. Выбирается ведущий, который выходит из зала или отворачивается. Затем нужно выбрать ребёнка, который будет задавать движения и молча, не называя его имени показать детям. Это значит , что все дети повторяют движения за ним, стараясь не выдать ведущему. Звучит музыка, ведущий встаёт в круг и должен отгадать, кто показывает движения.

  1. Игра «Цепи – замки».

Двое ребят берутся за руки и поднимают их над головой – это замок - воротца. Остальные становятся друг за другом и пробегают в воротца, пока звучит музыка. Как только музыка останавливается, замок захлопывается. Кого поймали, становится новым замком. И так с каждой остановкой музыки появляется всё больше и больше замков.

Любую игру надо проиграть несколько раз, не только позволяя детям по очереди становиться центральным персонажем, но и стимулируя менять образы «окружения». То есть побыть и бабочкой, и жуком. И тюльпаном, и розой.

В любых вышеописанных сюжетах – «1 плюс остальные» логично, чтобы после поочередных взаимодействий центрального персонажа с остальными, следовал финал. В финале участвуют все, вновь воплощая каждый свой образ. Например, ребенок в магазине широко распахивает руки всем игрушкам, показывая, что они все ему приглянулись, и тогда они все «оживают» и танцуют вокруг него, каждый по-своему. Цветы танцуют вокруг солнца или пришедшего «на лужайку» за букетом ребенка. И так далее. Такой финал позволяет разграничить «раунды» игры, создать позитивное настроение и позволить детям выплеснуть накопившуюся во время поочередных взаимодействий энергию.

Слияние игр и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными упражнениями для воплощения неясного будущего, прорисованного только в голове у преподавателя, после игры, как на занятии, так и вне коллектива, приобретает совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья, самореализации в группе сверстников. Занимаясь и далее в танцевальном коллективе, ребенок будет в большей степени радоваться выступлениям и получать от них больше пользы в виде раскрепощения, приобретения уверенности в себе, так как и концерт, и соревнования покажутся им в какой-то степени тоже игрой.

Список используемой литературы:

  1. Интернет ресурсы сайта horeograf.com
  2. Интернет ресурсы сайта « Секреты терпсихоры».