Методическая разработка мастер-класса для педагогов «"Колесо фортуны" как инструмент работы педагога (на примере создания этюда народного танца)»

Смердина Вера Анатольевна

Данный материал является практическим руководством по применению интернет-ресурса «колесо фортуны» на занятиях хореографии. Опыт применения программы «Колесо фортуны» был преимущественно представлен в профессиональном педагогическом сообществе для проведения занятий со здоровыми детьми, но возможно будет полезен педагогам, работающим со слабослышащими детьми. Представленный формат работы может быть рассмотрен как инклюзивный подход в образовании и возможно будет востребован в педагогической практике, посредством которого ребенок с ОВЗ приобретет физический, коммуникативный и социальный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_5262633138709874118.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мастер-класса для педагогов

«"Колесо фортуны" как инструмент работы педагога
(на примере создания этюда народного танца)»

Авторы: Смердина Вера Анатольевна

педагог дополнительного образования

Кулиева Ирина Михайловна,

Гацунаева Татьяна Михайловна,

методисты
ЦВР «Академический»

Санкт-Петербург, 2023

Ключевые слова:

Аннотация:

Введение.

Цель.

Материалы и методы.

Результаты.

Заключение.

Кeywords:

Abstract:

Background.

Aim.

Materials and methods.

Results.

Conclusion.

Пояснительная записка

Данный материал является практическим руководством по применению интернет-ресурса «колесо фортуны» на занятиях хореографии. Опыт применения программы «Колесо фортуны» был преимущественно представлен в профессиональном педагогическом сообществе для проведения занятий со здоровыми детьми, но возможно будет полезен педагогам, работающим со слабослышащими детьми. Представленный формат работы может быть рассмотрен как инклюзивный подход в образовании и возможно будет востребован в педагогической практике, посредством которого ребенок с ОВЗ приобретет физический, коммуникативный и социальный опыт.

Актуальность

Сегодня перед обществом стоит задача в создании условий для активной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья,  в оказании педагогической поддержки этим детям с целью улучшения качества их жизни, в том, чтобы они стали полноценными членами общества.

Занятия хореографией и физическое развитие детей с ОВЗ компенсируют и предупреждают отклонения в физическом развитии, укрепляют психофизическое здоровье ребенка, повышают интеллектуальное и духовное развитие личности. Для того, чтобы заинтересовать детей с ОВЗ танцевальным творчеством при обучении хореографическим упражнениям обязательно применяются яркие наглядные и практические методы, среди которых использование современной образовательной технологии – «геймификация».

Цель: обучение использованию наглядного электронного инструмента – программы «Колесо фортуны» и его адаптация в образовательном процессе на примере  создания этюда народного традиционного танца - хоровод.

Задачи:
 - продемонстрировать этапы создания танца и его составляющие;
- объяснить принцип применения игровой технологии на занятиях в дополнительном образовании;
- определить важность применения новых современных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ.

- создать свое «Колесо фортуны».

Используемые технологии: игровая, здоровьесберегающая, информационно- коммуникационная, технология личностно-ориентированного обучения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Приёмы обучения: игра, демонстрация, тренинг.

Оборудование и материалы: мультимедийный комплекс (экран, проектор, ноутбук, колонки, кликер), фортепиано для аккомпаниатора, русские платки-шали, презентация в формате Power Point.

Ход мастер-класса

Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги.

Хореографическая деятельность имеет мощный воспитательный потенциал, традиционные ценности, с которыми ребенок знакомится в процессе занятий, являются нравственными ориентирами для подрастающего поколения.

В то же время эта деятельность, связана с физической нагрузкой и требует упорного труда ребенка, что особенно затрудняет образовательный процесс с детьми с ОВЗ. Закрепление и отработка материала порой превращаются в скучное обучение, и пропадает мотивация к деятельности. Чтобы избежать подобных явлений, я включаю в занятия игровые моменты. Существует много видов игровых технологий. Подробнее расскажу, как использую в учебном процессе элементы «Геймификации».

Геймификация – это технология, способствующая повышению интереса к образовательной деятельности, быстрому и эффективному получению знаний и навыков.

Это инновационная универсальная технология, которая позволяет сложное сделать простым, а скучное - увлекательным! Современные дети погружены в мир технологий и компьютерных игр, всех привлекает визуальная яркость, красивая анимация и динамичность изображения.

Информационный слайд о технологии «геймификация».

Я расскажу, как использовать в учебном процессе элементы геймификации на занятиях хореографии, в том числе с обучающимися с ОВЗ. Познакомлю и продемонстрирую универсальность применения этой технологии, а также научу пользоваться и применять её на практике в любой направленности дополнительного образования.

На примере одного из занятий я продемонстрирую, как мы работаем над созданием танцевального этюда русского народного танца. Для выбора выразительных средств будущей композиции мы будем использовать игровое колесо. Наш танец сложится из его выпадающих сегментов.

 Слайд с изображением «игрового колеса».

В секторах представлены - основные виды русского народного танца.

Традиционно танец строится на основе лексики, рисунка  танца, часто русский танец исполняется с применением различных атрибутов, обязательно в сценическом костюме и под соответствующую музыку!

Обратите внимание на экран! Вы видите названия основных видов русского народного танца. Давайте раскрутим игровое колесо и узнаем какой танец мы будем разучивать.

Педагог включает слайд вращающегося колеса.

Педагог: Нам выпал - хоровод - самый древний вид русского танца. В каждом регионе России существуют свои особенности его исполнения. Мы поставим северный вариант орнаментального хоровода (сдержанная манера исполнения).

Уважаемые коллеги, прошу Вас присоединиться к работе и выйти на импровизированную площадку.

Участники выходят.

Предлагаю Вам познакомиться с основным хороводным шагом.

Под музыку показывает, как исполняется хороводный шаг.

Теперь определим: какой рисунок танца мы должны включить в нашу композицию.

Педагог включает слайд с названиями рисунков русского танца:
круг, воротики, звездочка, улитка, солнышко.

Педагог: Обратите внимание на экран. Все названия рисунков имеют свою историю и связаны с окружающим миром. Мы вновь запускаем наше игровое колесо.

Педагог включает слайд вращающегося колеса.

Педагог: Итак, нам выпали следующие рисунки: круг, воротики, звездочка.

Разучивает рисунки танца с участниками мастер-класса.

Педагог: А теперь мы переходим к самому интересному - разукрашиванию танца. Чтобы танец был выразительным, нужно добавить атрибуты. Скажите, а с какими предметами можно исполнять русский танец?...

Участники мастер-класса отвечают.

Педагог включает слайд с атрибутами русского танца.

Педагог: Да, вы правы. Со всеми перечисленными предметами можно танцевать. Давайте посмотрим - какой атрибут выпадет нам и вновь вращаем игровое колесо.

Педагог включает слайд вращающегося колеса .

На секторе - платок!

Берёт платок, накидывает себе на плечи.

Педагог: Нам выпал платок. Платок давно стал символом России. Это основной атрибут обрядов: гадание на жениха, свадьба, рождение ребёнка. Он является завершением женского сценического костюма и русского женского образа.

Давайте возьмём платки и попробуем, двигаясь хороводным шагом, создать этюд русского северного хоровода.

Педагог разучивает с участниками шаг, рисунки, показывает им, как работать с платком. Обязательна бережная корректировка работы исполнителей и похвала. Финальная точка хоровода - окошечки!

Педагог: Спасибо, уважаемые коллеги! У нас с вами получился настоящий русский хоровод! Благодарю вас за участие и предлагаю Вам вернуться на свои места за столами.

Я продемонстрировала фрагмент занятия с элементами - геймификации. Обычное занятие хореографии мы превратили в увлекательную игру с помощью «игрового колеса». Выпадавшие секторы были заготовлены мною заранее, но на занятии для детей это элемент сюрприза, повышающий мотивацию! Для этого необходимо сделать запись экрана монитора. Этот прием можно применять в любом направлении деятельности дополнительного образования на разных типах занятий, решающих образовательные задачи дополнительной общеразвивающей программы. Например, наполнить секторы «игрового колеса» названиями материалов для рисования: гуашь, мелки, акварель. Это технология универсальна для разных направленностей. И сейчас вы попробуете создать свое колесо.

У вас на мониторах открыта специальная программа. А все желающие попробовать сделать колесо, но не имеющие в данный момент доступа к персональному компьютеру, могут отсканировать куар-код на экране.

Слайд с изображением Куар-кода и алгоритма действий.

Педагог: Я предлагаю вам:

  • - выбрать вид направления деятельности для своей команды,
  • и определиться с её типом: это может быть учебное занятие или досуговая деятельность - воспитательное мероприятие с использованием колеса.

Наше колесо можно называть по-разному, в зависимости от цели занятия. На празднике - это может быть колесо желаний или чудес; на итоговом или текущем контроле - колесо заданий, сегодня оно будет колесом знаний, потому что с его помощью мы узнаем  новое

Участники мастер-класса наполняют шаблон «колеса»

с целью дальнейшего использования на своём занятии и представляют для всех результат работы.

Уважаемые коллеги, если вам интересна такая форма проведения занятия, на экране вы видите Куар-код, перейдя по которому, вы можете скачать форму для создания своего «игрового  колеса».

Желаю всем творческих и профессиональных успехов! Спасибо за внимание!

Вывод

Применение  технологии "геймификация" можно рассматривать как новую ступень в образовательном процессе.

Основные характеристики используемой технологии:

1. Ценность. Обучение с использованием игровых элементов на занятиях отличается от игры. Его цель – развитие учащегося, получение знаний и навыков

2. Автономность. Вовлечение учащихся в образовательный процесс и нацеленность на результат возрастает, когда каждый чувствует свою значимость, ответственность за конечный итог.

3. Постепенное повышение компетенции. Учебный материал разбивают на несколько уровней – от простого к сложному. По завершении очередного уровня учащийся получает представление о собственном прогрессе и стимул двигаться дальше.

Возможность заранее заготовить информацию для секторов "колеса" с учетом индивидуальных особенностей ребенка дает хорошие положительные результаты. Секторы "колеса" можно использовать с целью текущего или итогового контроля, можно вписать в секторы фамилии детей для определения их роли в жизни коллектива или применить "колесо" в совершенно разных направлениях деятельности.

Приложение: презентация в формате Power Point.