Организация и проведение конкурса молодых хореографов «Лаборатория творчества» как поддержка детской инициативы в художественном творчестве

Смердина Вера Анатольевна

В статье описан опыт проведения проекта – конкурс молодых хореографов «Лаборатория творчества» среди учащихся подросткового возраста, в основе которого лежит реализация инициативы творческого потенциала учащихся и побуждение детей к самостоятельной деятельности в области хореографического творчества при активной педагогической поддержке. В материале представлена история конкурса,
его становление и последующее расширение масштаба проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_5262633138709874113.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение конкурса молодых хореографов
«Лаборатория творчества» как поддержка детской инициативы
в художественном творчестве

Смердина Вера Анатольевна,

педагог дополнительного образования

Гацунаева Татьяна Михайловна,

методист

Кулиева Ирина Михайловна,

Методист

Посняченко Любовь Валерьевна,

директор

ЦВР «Академический, Калининский район, Санкт-Петербург

info.cvrakadem@obr.gov.spb.ru

Аннотация. В статье описан опыт проведения проекта – конкурс молодых хореографов «Лаборатория творчества» среди учащихся подросткового возраста, в основе которого лежит реализация инициативы творческого потенциала учащихся и побуждение детей к самостоятельной деятельности в области хореографического творчества при активной педагогической поддержке. В материале представлена история конкурса,
его становление и последующее расширение масштаба проекта.

Ключевые слова: конкурс молодых хореографов, хореографическая композиция, детская инициатива, педагогическая поддержка. 

Annotation. Annotation. The article describes the experience of the project "Competition of young choreographers" among teenage students, which is based on the implementation of the initiative of the creative potential of students and encouraging children to independent activity in the field of choreographic creativity with active pedagogical support. The article presents the history of the competition, its formation and subsequent expansion of the project scale.

Keywords: competition of young choreographers, choreographic composition, children's initiative, pedagogical support.

Педагогический процесс в системе дополнительного образования обеспечивает
не только духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, но и способствует профессиональному самоопределению учащихся. Педагог, наполняя воспитанника духовно, формирует первичные представления о профессиональных компетенциях, которые соответствуют выбранному направлению дополнительного образования.

Одним из примеров такого взаимодействия педагога и учащихся стал конкурс молодых хореографов, организуемый в Образцовом детском коллективе
Санкт-Петербурга студии танца «Глобус» ЦВР «Академический».

Конкурс имеет свою собственную историю и проводится ежегодно с 2014 года. Автором идеи и организатором его проведения в свое время стала педагог студии танца «Глобус» Екатерина Викторовна Гребенкина. До 2022 года конкурс проводился внутри коллектива только среди учащихся «Глобуса».

Выбор темы проекта был всегда ориентирован на познавательные и личные интересы учащихся. Каждый год организаторы задавали новую тему, в рамках которой дети готовили свою работу: «Ожившие полотна», «Порядок слов», «Свободный Я», «От дуэта до ансамбля», «Музыка движения», «Мир сновидений», «Свободная тема». 
В хореографических композициях, представленных на конкурс, дети оживляли картины великих художников, трансформировали на язык танца известные литературные классические и современные произведения, обращались к теме добра и зла, счастливого детства, явлений природы, фантастики, сновидений, экспериментировали с формой, вдохновлялись сюжетами из повседневной жизни.

Высокий интерес к конкурсу со стороны участников и увеличение числа желающих попробовать себя в роли хореографа вывело наш Конкурс на более высокий уровень.
С 2023 года он стал открытым районным конкурсом «Лаборатория творчества». И отныне проводится не только для детей студии танца «Глобус», но и приглашает учащихся детских хореографических коллективов учреждений дополнительного образования
и отделений дополнительного образования детей общеобразовательных организаций.
В этом году участниками конкурса стали коллективы из школ Калининского района, представители Дворца детско-юношеского творчества Выборгского района и студийцы «Глобуса». Реализация проекта поддерживается отделом образования администрации Калининского района Санкт-Петербурга.

Проведение мероприятия такого формата является одной из форм включения детей
в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, художественно-эстетическую деятельность. Конкурс направлен на развитие ряда компетенций, необходимых
для жизни в современном обществе: ценностно-смысловой, общекультурной,
учебно-познавательной, информационной, компетенции личностного самосовершенствования.

Конкурс молодых хореографов проводится среди учащихся 12-17 лет и предполагает показ самостоятельно подготовленных хореографических композиций различных форм: соло, дуэт, малая форма, ансамбль. Каждый участник проекта одновременно может выступать в роли постановщика и исполнителя танца. Через самостоятельное творчество подростки отражают собственное понимание окружающего мира, раскрывают себя.
В период работы над постановкой дети осуществляют роль полноценного руководителя процесса. Такая деятельность способствует формированию коммуникативных навыков учащихся, развитию творческого мышления, активизирует их познавательную деятельность.

При этом педагог осуществляет функцию наставника, помогает учащимся приобрести навыки аналитической, исследовательской деятельности, развить начальные навыки, необходимые хореографу в процессе постановочной работы, контролирует самостоятельный творческий процесс учащихся.

Проект не ограничивается только конкурсным испытанием и имеет в структуре несколько этапов:

  1. Подготовительный этап включает ознакомление с положением конкурса,
    а также проведение дополнительных мероприятий с целью расширения образовательного пространства и развития кругозора учащихся. Погружение в тему конкурса проходит в процессе экскурсий в музеи, выходов в театры и кино, посещения хореографических мастер-классов, творческих лабораторий, мультимедийных выставок, литературных гостиных, специально организованных для участников проекта.
  2. Практико-ориентированный этап является основным и предполагает непосредственную работу над постановкой: подбор музыкального материала, кастинг исполнителей, работу над композицией и драматургией номера, постановочную работу, взаимодействие конкурсанта-постановщика
    с участниками-исполнителями во время занятий в роли руководителя, художественное оформление представляемой композиции (подбор костюмов, реквизита, декораций), презентацию хореографической композиции.
  3. Аналитический этап предусматривает анализ и обобщение результатов реализации проекта.

Членами жюри конкурса являются представители учреждений образования
и культуры, известные хореографы, руководители танцевальных коллективов. Подведение итогов и награждение участников проходит в дружеской атмосфере в формате «круглого стола». Жюри дает профессиональные советы и комментарии юным постановщикам, вручает дипломы и памятные сувениры. Итоги конкурса публикуются в официальной группе ЦВР «В Контакте» и на сайте учреждения.

Наш проект постоянно открывает среди учащихся новые таланты. Победители
с авторскими постановками в дальнейшем принимают участие и
становятся лауреатами
и выигрывают конкурсы разных уровней, такие как: городской конкурс «Юный хореограф» Академии танца Бориса Эйфмана,
всероссийский конкурс молодых хореографов «КрыльЯ», международный конкурс хореографического искусства «Танцевальный Петербург». Многократный победитель проекта «Проба пера» Ермолаева Лия за творческие успехи внесена в энциклопедию «Творческие и спортивные люди мира».

Опыт проведения конкурса молодых хореографов показал свою эффективность.
При целенаправленной педагогической поддержке детской инициативы в условиях дополнительного образования формируются мировоззрение и духовно-нравственные ориентиры подрастающего поколения, повышается социальная успешность ребенка.

Умения, полученные учащимися в процессе работы над постановкой, способствуют самостоятельному приобретению знаний и использованию их в практической деятельности. Дети учатся анализировать, делать выводы, принимать замечания
и работать над ошибками. Всё это оказывает большое воспитательное воздействие, помогает подросткам стать более приспособленными к жизни, легко адаптироваться
к изменяющимся условиям современности, что является сегодня одной из актуальных задач в сфере образования.

Участие детей в конкурсе молодых хореографов позволяет детям приобрести навыки управления и взаимодействия друг с другом, помогает их профессиональному самоопределению, приучает к здоровому образу жизни и обогащает духовно.

Подписи к кадрам-иллюстрациям к статье:

  • Эмблема Открытого районного конкурса молодых хореографов
    «Лаборатория творчества»
  • Победители Открытого районного конкурса молодых хореографов «Лаборатория творчества 2023» - Юн Екатерина, Боробова Елизавета
  • Участники конкурса Открытого районного конкурса молодых хореографов «Лаборатория творчества 2023»