Роль классического танца в учебно-воспитательной работе танцевального коллектива
Место и значение классического танца в учебной и воспитательной работе танцевального коллектива
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
«РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА»
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Поздышева Юлия Валерьевна
Саров
2024 г.
Содержание
Введение
1. Место и значение классического танца в учебной и воспитательной работе танцевального коллектива
2. Специфика изучения классического танца в хореографическом коллективе
3. Заключение
4. Использованная литература
Введение
Во всех областях эстетического воспитания первостепенное значение имеет высокое качество подготовительной работы для достижения хорошего качества исполнения.
Термином "классический танец" пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид пластики хореографии. Классический танец повсеместно признан одним из главных выразительных средств современного балета.
Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал свое право на первое место в освоении танцевального искусства.
Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развивались другие танцевальные экзерсисы. Этот комплекс наиболее правильно и гармонично развивает тело, исправляя физические недостатки, создавая правильную манеру поведения, осанку.
Классический экзерсис – основное средство в обучении танцовщика любого профиля в развитии его двигательного аппарата. На синтезе элементов классического экзерсиса построено многообразие танца. Овладение этими элементами подобно овладению клавиатурой, состоящей из семи нот, необходимых для создания музыкального произведения.
Цель данной методической работы – изучение роли классического танца в учебной и воспитательной работе с детьми; специфики изучения классического танца в танцевальном коллективе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место и значение классического танца в учебно-воспитательной работе;
- рассмотреть специфику изучения классического танца в коллективе.
1. Место и значение классического танца в учебно-воспитательной работе;
Классический танец и его Школа являются системой профессионального воспитания человеческого тела. В переводе с латинского языка слово "классический" (лат. classicus) означает "образцовый". Книга профессора хореографии Агриппины Яковлевны Вагановой "Основы классического танца" знаменует высокую степень в развитии методики преподавания классического танца. В ней обобщен многогранный опыт и создана стройная система приемов обучения на научной основе. Педагогический метод А.Я. Вагановой стал ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы.
Другим ценным вкладом в теорию и практику хореографического искусства является книга Николая Ивановича Тарасова "Классический танец. Школа мужского исполнительства". В отличие от книги А.Я. Вагановой, направленной преимущественно на женский классический танец, труд Тарасова посвящен танцу мужскому.
Система обучения исполнителя строится на классическом танце. Воспитанный в элегантной, грациозной манере классического танца, основанного на классических пропорциях поз с законченностью и широтой жестов, выполняемых гармонически развитым телом, исполнитель обладает основами пластики, которые позволяют создать прекрасное во всех двигательных проявлениях тело. Классическое искусство танца требует, чтобы лицо, глаза, руки, ноги, спина играли, все должно выйти из замкнутости в самом себе.
Когда говорят о выворотности, то обычно имеют в виду ноги. Передняя часть ноги непривлекательна. Человек идет бушманской походкой, коленями вперед. Когда человек идет выворотно, внутренняя плоскость ноги, при этом открываемая, широка, светла и мускулиста. Бессознательная выворотность вырабатывается в результате долгой и всесторонней выучки классического экзерсиса. Выворотность необходима при удержании равновесия, при исполнении прыжков. Она заложена в пять основных позиций хореографии.
Необходимым элементом классического экзерсиса является plie. Оно обеспечивает развитие элевации. В танце постоянно идет игра на plie и releve, на сгибаниях и вертикальных взлетах. Перед любым прыжком идет plie. Без двигательного механизма пружины полет был бы чрезвычайно затруднен, а иногда и просто невозможен. По окончании прыжка снова следует plie, которое смягчает финал прыжка.
Исполнение battement tendu развивает необходимый подъем стопы, укрепляет стопу. Подъем придает стопе живую грациозную форму, обусловливает живописную пластическую арку. Battement fondu – плывущий, тающий батман – учит связывать между собой движения мягко и нежно.
Rond de jambe учит описывать дуги и круги около тела, развивая плывучую гибкость. Особое развитие получают мышцы, выполняющие поворот бедренной кости наружу и внутрь.
Перегибы корпуса увеличивают гибкость спины, чуткость пояса. Подъемы на полупальцы развивают устойчивость, так необходимую в танце.
Во время исполнения экзерсиса на середине лишенное поддержки тело дисциплинируется в устойчивой самостоятельности. Освободившиеся руки согласованно работают с ногами, раскрывая гармонию движения. "Port de bras лежит в основе великой науки рук классического танца, – определяет А.Я. Ваганова, – …только правильное нахождение своего места для рук завершает художественный образ танцовщицы и дает полную гармонию танцу".Port de bras развивает плечевой, локтевой, лучезапястный суставы, а также мышцы, производящие их движение.
Одним из свойств танцевального экзерсиса является способность исправлять часто встречающиеся природные недостатки – сутулость, косолапие, недостаточность мышечного слоя – создавать прекрасную физическую форму тела обучающегося, поддерживать и совершенствовать ее.
Для устранения недостаточности развития мускулатуры используются battement tendu, battement releve lent, battement developpe.
Для устранения сутулости – упражнения на развитие плечевого сустава и мышц. Такими упражнениями являются элементы, связанные с постановкой корпуса, рук и головы (port de bras).
Для исправления косолапости служат все элементы классического экзерсиса, основанные на принципе выворотности ног.
В дальнейшем выработанная в экзерсисе манера видоизменяется и обогащается на материале исторических и народных танцев.
Выполнение сложного комплекса упражнений неизбежно вызывает у обучающегося утомляемость и болевые ощущения. Преодоление этих препятствий связано с настойчивостью. Именно это качество обеспечивает создание точной по форме танцевальной пластики.
В процессе занятий вырабатывается способность непроизвольно сосредоточивать внимание на наиболее важном в данный момент объекте – освоение музыки и построенной на ее основе танцевальной техники, создание сложного рисунка танца, состоящего из частых перемещений танцующих, смены партнеров, общения с ними.
Таким образом, классический экзерсис, создавая танцевальные навыки, совершенствуя и закрепляя их, оказывая воздействие на развитие силы мышц, их эластичность и подвижность суставно-связочного аппарата, является основным средством освоения танцевального искусства. Использование экзерсиса для воспитания тела будущего артиста, его общей осанки – важная задача педагога в процессе совершенствования элементов экзерсиса.
2. Специфика изучения классического танца в танцевальном коллективе
Классический танец играет особую роль в работе хореографического коллектива. Хорошо известно, что классический танец – это основа хореографии, платформа, на которой базируется мастерство исполнителя.
В хореографических коллективах любого направления на уроках классического танца осуществляется постановка, укрепление и развитие двигательного аппарата, воспитание чувства позы и музыкальности.
В хореографическом коллективе комплекс элементов классического танца должен быть весьма ограниченным. Но исполнение этих элементов почти не должно отличаться от исполнения профессионалов.
Перед педагогом стоит задача поддержания интереса к освоению основ классического танца, раскрытия его красоты. Это обеспечивает формирование у ученика сознательного и ответственного отношения к занятиям.
На уроках классического танца знания тут же воплощаются в практику: объяснение, показ, исполнение. Для успешного достижения цели педагог начинает урок с рассказа о задачах урока и элементах танца, которые предстоит изучить на уроке. На основе пройденного за несколько уроков материала ученики могут представить танцевальный этюд.
На уроках классического танца педагог должен придерживаться принципа от простого к сложному. Приступать к изучению очередного, более сложного движения, можно только тогда, когда точно освоены и отработаны все элементы, составляющие движение. Неточность создает грязь в исполнении. Избавиться от этой привычки сложно, а иногда невозможно.
Экзерсис у станка включает простейшие движения: plies, battements tendus, battements jetes, rond de jambe par terre, sur-le-cou-de-pied, releves. Все движения рекомендуется начинать исполнять из 1 позиции. Пятая позиция для маленьких детей сложна.
Начинать освоение battements tendus и jetes лучше в сторону, затем вперед и потом уже назад. После знакомства с battements tendus рекомендуется брать demi-plies.
Rond de jambe par terre начинают изучать с demi- rond de jambe par terre en dehors с положения вперед, позднее с положения в сторону.
Для детей лучше начать изучение экзерсиса у станка лицом в зал. В таком положении они лучше видят свои ошибки в зеркале. При изучении движений назад дети разворачиваются спиной в зал.
В конце экзерсиса дети исполняют port de bras и растяжки в основном в сторону.
Практически все прыжки исполняют по I невыворотной позиции, при этом руки находятся на талии. В таком положении легче исполнять прыжки.
Подготовка к прыжкам проводится в конце экзерсиса у станка серией releves без plie и c plie в спокойном темпе.
При групповых занятиях рекомендуется выполнять прыжки в три линии по 7 прыжков с фиксацией положения на 8 прыжке.
Раздел "Port de bras" дает первоначальные навыки постановки рук. Для маленьких детей лучше начинать с положения allonge и в таком виде поднимать их снизу-вверх через стороны. Затем переходить к постановке кисти в arrondi.
Все движения экзерсиса начинаются на сильную долю. В allegro все прыжки начинаются из-за такта кроме soutе по I позиции у станка.
Вначале движение изучается в "чистом" виде, затем предлагаются простые сочетания. Позднее они исполняются на середине. Усложнение вносят работа рук, позы.
Вся техника классического танца подчинена определенным законам, каждое движение исполняется в соответствии со строгими правилами. Важно, чтобы дети поняли правила исполнения каждого движения и старательно им следовали. Для этого рекомендуется исполнять движения парами. Один учащийся исполняет, в то время как другой помогает ему, сидя на полу, исполнять грамотно. С течением времени этот прием отменяется.
Освоение классического танца детьми зависит от ряда причин. Это безусловно природные данные, их физическая подготовка, во многом концентрация внимания.
Классический танец – это постоянный путь к совершенствованию. От того как начнется этот путь зависит будущее танцовщика. Начало сродни фундаменту здания, который должен быть основательным и надежным.
Заключение.
Классический танец – фундамент хореографического искусства. Это истина, не требующая доказательств.
Эстетике классического танца свойственны удлиненные линии ног, рук, устремленность вверх, полётность, выворотное исполнение движений. Занятия классическим танцем содержат упражнения для корпуса, ног, рук, головы, гармонично развивают тело, придают ему пластичность, выразительность, дают силу мышцам, развивают выносливость, устраняют сутулость, косолапость.
Школа классического танца – строгая, веками отшлифованная система движения, обеспечивающая гармоничное развитие двигательного аппарата. Воспитание системой движений классического танца подготавливает для исполнения танцевального материала любого стиля, характера, манеры.
Все движения рекомендуется начинать исполнять из 1 позиции. Для детей лучше начать изучение экзерсиса у станка лицом в зал. Важным организующим моментом для детей является музыка. Все движения экзерсиса начинаются на сильную долю. Важно, чтобы дети поняли правила исполнения каждого движения и старательно им следовали. Освоение классического танца детьми зависит от природных данных, их физической подготовки, концентрации внимания.
Использованная литература.
1. Адеева, Л.М. Педагогика классического танца – особенности профессии. Цели и задачи педагогического процесса [Текст] : сборник статей преподавателей кафедры хореографического искусства СПбГУП. – Киров: Диамант, 2007. с. 122 – 127
2. Антоненко, Г.С. Задача педагога-хореографа в работе с детским хореографическим коллективом [Текст] : сборник статей преподавателей кафедры хореографического искусства СПбГУП. – Киров: Диамант, 2007. с. 112 – 121
3. Ваганова, А.Я. Основы классического танца [Текст] : учебное пособие / А.Я. Ваганова. – Л. : Искусство, 1963. – 178 с.
4. Вихрева, Н.А. Классический танец для начинающих [Текст] / Н.А. Вихрева. – М. : Театралис, 2004. – 112 с.
5. Звездочкин В.А, Основы подготовки специалистов-хореографов [Текст] : учебное пособие / В.А. Звездочкин, Е.Н. Громова, Ю.И. Громов, А.С. Запесоцкий. – СПб. : СПбГУП, 2006. – 632 с.
6. Конорова, Е.В. Хореографическая работа со школьниками [Текст] / Е.В. Конорова. – Л. : Учпедгиз, 1958.- 356 с.