Статья "Методика ведения урока классического танца"
Хореография всегда привлекала внимание детей своей невероятной красотой и выразительностью исполнения. Образовательные требования, необходимые для определения содержания методики обучения и организации процесса занятий классическим танцем, основаны на принципе обучения. Образование и воспитание неразделимы. Педагогический процесс строится таким образом, что члены коллектива формируют характеристики, мировоззрения и взгляды одновременно с приобретением знаний, умений и навыков.
Изучение различных методик и приёмов преподавания классического танца важно в контексте преемственности накопленного преподавательского опыта.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 129.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ УРОКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
О. Ю. Мучкаев, Д. Ю. Мучкаева
E-mail: Muchkaev.oleg2018@yandex.ru
E-mail: d_muchkaeva@mail.ru
Аннотация. Хореография всегда привлекала внимание детей своей невероятной красотой и выразительностью исполнения. Образовательные требования, необходимые для определения содержания методики обучения и организации процесса занятий классическим танцем, основаны на принципе обучения. Образование и воспитание неразделимы. Педагогический процесс строится таким образом, что члены коллектива формируют характеристики, мировоззрения и взгляды одновременно с приобретением знаний, умений и навыков.
Изучение различных методик и приемов преподавания классического танца важно в контексте преемственности накопленного преподавательского опыта.
Ключевые слова: методика ведения урока, классический танец, образовательный процесс, преподавание классического танца, преподавание.
Особенности преподавания классического танца. Профессия хореографа является сложной и трудоемкой. Кроме обычных трудностей, которые непременно сопровождают обучение классическому танцу, хореограф сталкивается и с воспитательными задачами. Именно поэтому ему необходимо ориентироваться в возрастных и психологических особенностях своих учеников.
Так, педагог классического танца помимо изучения основных движений и форм танцевальной программы, должен изучать способы развития у обучающихся интереса к классическому танцу. А также необходимо дать ученикам знания об эстетике, красоте; привить вдумчивое, сознательное отношение к урокам.
Кроме того, преподаватель классического танца должен обладать такими качествами, как: музыкальный слух и любовь к танцу как таковому; артистизм, доброжелательность, уверенность в себе и позитивный настрой. Также важно иметь хорошую физическую подготовку и уметь находить подход к ученикам.
Необходимо не только знать танцевальные движения, но и их историю, а также владеть методикой преподавания классического танца. Особенно важно, чтобы занятия не навредили физическому здоровью обучающихся, поэтому преподавателю также необходимо знать особенности возрастной анатомии и физиологии.
Таким образом, преподаватель классического танца должен быть экспертом сразу в нескольких областях: физиологии, психологии, педагогики. Разумеется, преподаватель также должен знать непосредственно классический танец.
Наряду с важными качествами, навыками и умениями преподавателя, стоит рассмотреть и качества, которыми должны обладать ученики.
Необходимые качества учащихся-исполнителей. Для занятия любым делом необходимы энтузиазм, стремление к совершенствованию, желание развиваться в рамках данной деятельности. Конечно, важным аспектом занятий классическим танцем является любовь к этому танцу.
Существуют различные точки зрения на существование «таланта». С научной точки зрения, у каждого человека от рождения существуют некие природные склонности. Однако они – лишь фундамент для дальнейшей деятельности. Без упорного труда даже самый «одаренный» человек не сможет добиться больших успехов [3, с. 230].
Таким образом, основным необходимым качеством учащегося-исполнителя становится желание заниматься классическим танцем. Побочными – прилежность, ответственность, целеустремленность. Остальной труд ложится на плещи хореографа-преподавателя, поскольку именно он способен направить стремления ученика в нужное русло, помочь исправить ошибки с точки зрения собственного опыта.
Итак, в ходе исследования важных качеств и навыков хореографа и учащихся был сформулирован вывод о том, что методика преподавания классического танца сложна и требует от педагога глубоких знаний в различных сферах.
Методика преподавания классического танца. Классический танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы и самые простые упражнения. Поэтому основой любого занятия является верно подобранное музыкальное сопровождения. При этом начинать знакомство обучающихся с музыкой Н. Базарова и В. Мей советуют с размеров 2/4, 3/4 и 4/4 (после освоения простого марша переходить к другим музыкальным размерам, прибегая к увеличению и замедлению темпа) [1, с. 16].
Современные поколения педагогов классического танца оснащены разнообразными теоретическими знаниями, многие известные педагоги имеют свой практический опыт.
Н. Тарасов классифицирует приемы, которым педагог обучает учащихся, на:
- Элементарные движения классического танца (определенные позиции рук и ног).
- Позы и танцевальные шаги (малые позы, средние позы, большие позы, танцевальные шаги).
- Прыжки и заноски (прыжки с двух и с одной ноги, заноски).
- Повороты и вращения (повороты на полу, вращательные движения на полу, пируэты, повороты и вращения в воздухе, заноски с поворотом, вращательные движения в воздухе).
Примеры уроков классического танца представлены в работе П. А. Пестова. Хореограф обращает внимание на то, что занятия классическим танцем – это сложная, комплексная структура-система, где каждый урок – это продолжение предыдущего. Автор отмечает, что данный метод преемственности позволяет обучающимся лучше освоить материал.
Для того чтобы проследить очевидные результаты учащихся, необходимо периодически проводить зачётные уроки. Здесь можно вовремя увидеть слабые места в программе обучения, что-то изменить. Скорректировать, а также увидеть слабые и сильные места в работе каждого ребёнка.
Таким образом, сегодня существует большой теоретический и практический материал, доступный для изучения педагогами. Каждый хореограф может ознакомиться с накопленным его предшественниками опытом.
Методика ведения урока классического танца А. Я. Вагановой. Основными положениями методики А. Я. Вагановой являются: выразительность и эмоциональность, строгость формы, умение находить опору в корпусе и брать запас силы руками для прыжков. Ваганова внесла в школу танца точную координацию всех частей тела. Она не признавала тренировочных упражнений только для ног. На ее уроках тренировка корпуса и рук имела главное значение. Огромное значение Ваганова придавала широте и размаху танцевальных движений.
Итогом системы Вагановой является требование «танцевать всем телом», добиваясь гармонии движений, расширяя диапазон выразительности.
Так, методика Вагановой включает в себя не только разучивание обучающимися движений, но и общий строй занятий, внутренний ритм не позволяющий ослабевать вниманию. Дисциплина и танец нераздельны. Все замечания произносились очень тихо. Комбинация больше двух раз не показывалась.
На рис. 1. Показано, как А. Я. Ваганова ведет урок в выпускном классе. На рис. 2 А. Я. Ваганова изображена в репетиционном зале нынешней АРБ им.Вагановой.
Видео урока по методике А. Я. Вагановой представлено по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ozyczQLCBVM.
Рисунок 1. А. Я. Ваганова ведет урок. 1951 год [5]
Рисунок 2. А. Я. Ваганова с ученицами [6]
Таким образом, методика А. Я. Вагановой является одной из многочисленных методик ведения классического танца, однако ее особенность базируется на педагогическом мастерстве преподавательницы и заключается в требовательности, дисциплине и ответственности каждого ученика.
Список использованных источников и литературы
- Базарова, Н., Мей, В. Азбука классического танца / Н. Базарова, В. Мей. – М.: Книга по требованию, 2012. – 106 с.
- Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. – СПб., 2000. – 158 с.
- Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. – М.: Вильямс, 2017. – 512 с.
- Кобелькова, М. И. Структура занятий и методика преподавания классического танца / М. И. Кобелькова // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XXII Международной научно-практической конференции. Институт стратегических исследований. – М., 2015. – С. 40-42.
- Людмила Леонидовна Мельникова (Коротеева) период учебы в Ленинградском Государственном Хореографическом училище [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://melnikova-ballet.ru/study/study59.php (дата ообращения 12.02.21).
- Ляшенко, Е. Балет для избранных. Как учились в академии Вагановой 200 лет назад [Электронный ресурс] / Е. Ляшенко // Аргументы и факты. – 2015. – Режим доступа: https://spb.aif.ru/culture/event/za_matovym_steklom_kakie_pravila_carili_v_akademii_vaganovoy_200_let_nazad (дата обращения 12.02.21).
- Пестов, П. А. Уроки классического танца : 1 курс : [Учеб.-метод. пособие] / П.А. Пестов. – М. : Вся Россия, 1999. - 428 с.
- Тарасов, Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н. Тарасов. – СПб., М., Краснодар, 2005. – 484 с.
Информация для связи с автором
е-mail: Muchkaev.oleg2018@yandex.ru; контактный телефон: +79996661490

