«Методика обучения юных танцоров ориентации в сценическом пространстве»

Клисун Вероника Витальевна

Аттестационная работа для курсов повышения квалификации, мини исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atestatsionnaya.docx50.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Региональный модельный центр дополнительного образования детей

Курсы повышения квалификации

«Методика преподавания хореографии в дополнительном образовании детей»

Аттестационная работа

«Методика обучения юных танцоров ориентации в сценическом пространстве»

Автор:

Клисун Вероника Витальевна, педагог дополнительного образования,

ГБОУ СОШ №191 Красногвардейского района СПб

Куратор:

Зиньковская Валентина Ивановна,

методист РМЦ ГБНОУ «СПб ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2025г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3

Теоретическая часть………………………………………………………....……4

Практическая часть………………………………………………………………..6

Дети 3-4 года………………………………………………………………………6

Дети 5-6 лет………………………………………………………………………10

Дети 6-7 лет………………………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….19

Библиография…………………………………………………………………….20

Введение

Данное исследование посвящено изучению опыта коллег и анализу собственного педагогического опыта на тему: методика обучения юных танцоров ориентации в сценическом пространстве по принципу от простого к сложному.

Актуальность. Сегодня возраст исполнителей становиться все меньше, родители отдают детей танцевать чуть ли не с двух лет, конкурсные площадки предлагают номинации с 3х лет, а коммерческие структуры требуют показывать результат на сцене. Посещая разные конкурсы по хореографии я часто вижу, что у самых маленьких участников большие проблемы с ориентацией в пространстве, зачастую малыши не могут даже самостоятельно выйти и уйти со сцены, не говоря уже о перестроениях и линиях. Я попыталась обобщить опыт коллег и привнести свои наработки для решения данной проблемы.

Цель

Исследовать методический материал на основе опыта коллег и собственных наблюдений для улучшения ориентации детей в пространстве на занятиях хореографией.

  1. Изучить, рассмотреть литературу на тему ориентации в сценическом пространстве детей
  2. Переосмыслить практический опыт коллег в методике обучения танцоров ориентации в пространстве.
  3. Разработать рекомендации для лучшего ориентирования в сценическом пространстве
  4. Разработка упражнений для улучшения ориентирования на сцене.

Объект исследования

Методические материалы и разработки направленные на улучшение ориентации детей на сцене в хореографии.

Предмет исследования

Упражнения для тренировки ориентации в пространстве.

Разработка упражнений строиться на наблюдении за детьми разного возраста (с 4х лет) выявлении необходимости развить их навыки ориентации в танцевальном зале, обобщении удачного опыта.

Разработанный педагогический материал могут применить молодые педагоги дополнительного образования детей в области хореографии. Упражнения помогут педагогу добиться более ровных линий в композиции танца и четких перестроений с рисунка на рисунок, детям будет легче танцевать без зеркала и на новых площадках, к тому же они сделают занятие интересней и одновременно продуктивнее.

Теоритическая часть

В хореографии пространство понимается как «место для движения», или «место, где происходит танец». Т.е. это могут быть хореографический зал либо сценическая площадка. Важно не только двигаться в пространстве зала или сцены, но и правильно работать с пространством вокруг себя (как бы оно не было мало или велико), а также уважать пространство своих партнеров, (если танцор не работает сольно). Правильно распределять сцену, видеть своё место, быстро совершать перестроения, избегать возможных столкновений, мягко выходить из непредвиденных ситуаций при исполнении танцевального номера. Исполнитель должен быть уверен в направлении своих движений и знать, как они будут взаимодействовать с окружающим

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. И конечно в хореографии навыки ориентирования в пространстве сцены играют одну из главных ролей. В каком бы возрасте ребенок не начал заниматься хореографией, его необходимо знакомить с пространством и способами взаимодействия с ним.

Хореографическое образование и воспитание получают десятки тысяч детей в учреждениях дополнительного образования, детских садах.

Игра – неотъемлемая часть деятельности детей. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется. Игра помогает добиться выполнения многих педагогических задач.

Танцевальная игра незаменимый способ закрепить интерес учеников к хореографическому искусству. Дети в дошкольном возрасте ещё не могут воспринимать материал в привычной для взрослого человека форме, поэтому стоит чаще прибегать именно к такому методу. Ученики вовлекаются в процесс быстрее, становятся более заинтересованными предметом, сосредотачиваются, становятся более внимательными, начинают воображать и фантазировать, проявляют себя и свои эмоции. Именно такой способ даёт детям передохнуть во время работы над новыми для них упражнениями.

Во время исполнения движения или какого-либо хореографического рисунка танцор должен правильно ориентироваться на сценической площадке. Для этого было придумано понятие «Точки зала». Придумала это понятие более 70 лет назад профессор хореографии, народная артистка РСФСР Агриппина Яковлевна Ваганова (18979-1954).

точка 1 – это зритель (середина зрительского ряда);

точка 2 – правый угол,

точка 3- середина правой кулисы, стены;

точка 4 – задний угол правой кулисы,

точка 5 - середина задника сцены,

точка 6 – левый задний угол,

точка 7 – середина левой кулисы,

точка 8 – левый передний угол».

План класса, предложенный Вагановой А.Я.

В каждом возрасте начинающих танцоров знакомят с этим элементарным понятием по-разному. Уровень развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста повышается при целенаправленном использовании правильно подобранных игр и упражнений.

Развитие пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов:

1 этап. Обучение детей ориентировке “на себе” (правая рука, левая рука, вверх поднять руки, вниз опустить руки).

2 этап. Обучение детей определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов с точкой отсчета «от себя».

3 этап. Обучение детей ориентации в пространстве, пространственному моделированию (построение в круг, в линию, в колонны, повернуть направо и т.д.)

Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах.

Большую роль в развитии ориентирования в пространстве малышей (3-5 лет) играют родители. Если вы сможете заручиться их поддержкой и подскажите как развивать пространственные навыки у детей, то процесс пойдет намного быстрее.

За 40 минут занятия, в лучшем случае 3 раза в неделю без помощи родителей будет сложно добиться хорошего понимания пространства. Рекомендации для родителей будут приведены в практической части.

Практическая часть

Дети 3-4 года

Разминка по кругу. Я бы не советовала ставить малышей с самого начала занятия в шахматный порядок и учить поклон. Для того чтобы постоять на месте и что-то выучить нужно немного устать и повеселиться. Поэтому включаем веселую, но не очень громкую музыку и заводим «паровозик», «машинки», идем как солдатики (марш), тянемся к солнышку (идем на полу-пальцах, руки на верх), идем на пяточках, шагаем как цапля (шаг-не выворотное пассе).

Увеличиваем темп музыки и переходим на танцевальный бег, подскоки, галоп и прыжки по шестой позиции по кругу, как зайчики.

Затем можно пробовать ставить детей в шахматный порядок. Я рассказываю про домики и улицы, что у каждого свой домик в чужой домик не заходим, в «кучки-вонючки» не сбиваемся. Говорю, что теперь мы танцоры и стоим не как деревья в лесу кто как хочет. В течении занятия перед каждым упражнением и этюдом нужно поправлять «домики». Существует много танцев игр на поиск своего места в танцевальном классе. Мне нравиться «Крокодил ходил-ходил-ходил-устал» музыка Железновой. Дети хаотично гуляют по залу, а под конец куплета должны прибежать на свои места в шахматный порядок и упасть на пол.

В три-четыре года необходимо учить малыша различать пространственные представления, связанные со своим телом, а также помогать осваивать навыки ориентации в пространстве (справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз). Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений.

Рекомендации для родителей

Помните, что основным источником познания дошкольника является чувственный опыт. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит предметы с частями тела: вверху - где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета. Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

«Далеко - близко»

Такая игра с детьми подойдет как для дома, так и для прогулки. Попросите ребенка рассмотреть окружающие его предметы. Задавайте вопросы, что находится впереди, сзади, справа слева, что находится далеко, а что близко? Затем попросите малыша повернуться (на 90 градусов, и спросите, что изменилось?

«Весёлая зарядка»

Простые упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: «Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую - вперед» и т. п.Затем скомандуйте: «Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой!» Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: «Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо!» А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с ребёнком на пол и продолжайте упражнения: «Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку!» и т. д.

Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание малыша, умение выполнять действие по команде. Можно предложить ребёнку поиграть маленьким мячиком, бросая его попеременно то одной, то другой рукой и называя при этом руку. Если у вас есть гимнастический мяч, то, качая на нем малыша,приговаривайте все время: «Вперед, назад, влево, вправо».

«Весёлый стих»

Есть немало замечательных стихотворений, которые тоже можно использовать как веселые и полезные упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает,как аист:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой.

«Упражнения на прогулке»

На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Поднимаясь по ступенькам,командуйте: «Левой-правой, левой-правой!» Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия: «Посмотри, справа от тебя растет рябина. А вон, слева, побежала кошка». Обычно дети показывают рукой на то,что их заинтересовало: «Вон поехал мотоцикл!»А вы прокомментируйте его слова: «Мотоцикл проехал слева от нас». Спрашивайте у ребёнка,в какую сторону вы повернули: направо или налево. А если идете по знакомой дороге, попросите, чтобы малыш вас проводил. Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: «Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь - налево». Во время ежедневного похода в детский сад или в магазин попробуйте свернуть не в ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть. Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Посмотрели налево, теперь направо!» Если вы едете в автомобиле или автобусе, тоже неплохо следить за поворотами. Обычно мальчишки интересуются всевозможными дорожными знаками, но, почти наверняка, это будет интересно и девочкам. Рассматривайте те из них, где нарисованы стрелки, и пусть ребенок расскажет вам, куда можно ехать машине согласно этому знаку: прямо и направо или прямо и налево.

Такие нехитрые игры тренируют пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать свой город. Это здорово пригодится ему в будущем.

«Умные игрушки»

Игрушки - благодатный материал, который помогает объяснить ребенку даже самые непростые вещи. Важно, чтобы малыш не только знал, где право, а где лево, но и мог определить право и лево относительно любого предмета. Во время игры посадите несколько мягких игрушек в ряд и потренируйтесь определять, какие игрушки сидят левее мишки, а какие правее.Кто в ряду находится левее: кукла или собачка?А кто правее: зайка или львенок? Кто самый правый? А самый левый? Сколько зверушек сидит справа от кошечки, а сколько слева. Перечисли все игрушки справа налево, а теперь - слева направо… Теперь посадите одну игрушку (например, собачку) в центре, а остальные распределите вокруг нее на некотором расстоянии. Пусть собачка идет вправо и называет те игрушки, которые встретились у нее на пути. А теперь пусть отправится влево. Затем возьмем машинку, усядемся на пол и будем возить ее по ковру,выполняя мамины команды: «Вперед! Налево! Направо! Назад!»

Можно нарисовать на большом листе бумаги дорогу со множеством поворотов и катать по ней маленькую машинку из киндер-сюрприза, рассказывая, где в какую сторону нужно повернуть. Попросите малыша показать, где у машинки правое переднее колесо, а где левое заднее.

Все дети любят играть в прятки. Вот и устройте прятки с игрушками. Любимый зайка спрятался, а малышу нужно его найти, выполняя инструкции: «Два шага налево, один прямо, один направо…»

А еще можно поиграть так. Сядьте с ребёнком на пол и попросите его положить, например, впереди машинку, сзади - куклу, справа - зайку, слева - мишку. Теперь расскажите ему такую присказку:

Вперед пойдешь - машину найдешь.

Направо пойдешь - зайку найдешь.

Налево пойдешь - мишку найдешь.

Назад пойдешь - куклу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?

Малыш говорит, например: «Я хочу пойти направо и найти зайку». Затем игра повторяется снова.

«Где игрушки?»

Расставьте пять стульев таким образом, чтобы один был в центре, а четыре других стояли по кругу (спереди от стула, сзади, справа и слева). На стул, стоящий в центре посадите малыша, а на остальные четыре посадите игрушки. Далее вы называете игрушку, а малыш должен ответить, где она находится (спереди, сзади, справа и слева). Потом Вы меняете расположение игрушек и продолжаете игру.

Примеры танцевальных игр

Ориентация «на себе»

Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах.

Игра «Буги-Вуги»

Дети стоят в линиях лицом к педагогу. Под музыку последовательно повторяют движения за педагогом:

Руку правую вперед,(работает правая рука)

А потом ее назад,

А потом опять вперед

И немного покачать.

Буги-Вуги, о-кей!(повторить 2раза)

Руку левую вперед,(работает левая рука)

А потом ее назад,

А потом опять вперед

И немного покачать.

Буги-Вуги, о-кей!(повторить 2раза)

Ногу правую вперед,(работает правая нога)

А потом ее назад,

А потом опять вперед

И немного покачать.

Буги-Вуги, о-кей!(повторить 2раза)

Ногу левую вперед,(работает левая нога)

А потом ее назад,

А потом опять вперед

И немного покачать.

Буги-Вуги, о-кей!(повторить 2раза)

Игра «Идем в гости»

Дети стоят в линиях лицом к педагогу. Под ритмичную музыку педагог обращаясь к детям показывает, кто идет в гости, дети повторяют сначала за педагогом, а далее самостоятельно:

Кто ходит в гости по утрам, (маршируем на месте)

Тот поступает мудро!

Тарам-парам, тарам-парам,

На то оно и утро! (Руки на пояс, ноги по 6 п.н.)

В гости пошла правая рука!(Выбрасываем в сторону правую руку)

Вернулась домой! (Рука на пояс)

В гости пошла левая рука! (В сторону выводится левая рука)

Вернулась домой! (Рука на пояс)

В гости пошла правая нога (В сторону на пятку выводится правая нога) и т.д.

Дети 5-6 лет

(рекомендации для родителей)

В возрасте пяти-шести лет ребенок продолжает учиться определять местонахождение одних предметов относительно других.

Закрепить знания можно с помощью следующих игр:

«Регулировщик»

Пусть ребёнок будет регулировщиком, а Вы автомобилистом. Смастерите малышу жезл, а сами возьмите руль. Пусть ребёнок встанет посередине комнаты, и будет показывать Вам жезлом направление движения,а также он должен произносить команды: направо, налево, вперед, назад. Затем можно поменяться ролями.

«Робот»

Предложите ребёнку поиграть в робота. Вы будите давать малышу команды, а он исполнять. Например, иди вперед, поверни направо, подними левую руку, повернись налево. Потом можно поменяться ролями.

«Свет мой, зеркальце…»

С этой проблемой сталкиваются практически все родители. Даже если ребёнок прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть…

Сообщите ребёнку, что сейчас покажете ему фокус. Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку «лицом» к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, чтобы разобраться в этом фокусе. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, чтобы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А путаница произошла из-за того, что предмет изменил свое положение в пространстве.

Возможно, ребёнок не сразу осознает, что расположение предмета относительно и зависит от того, каким образом расположены мы сами по отношению к этому предмету. Но постепенно он осилит и это. И здесь тоже на помощь придут игры.

«Зеркало»

Поставьте два стула друг напротив друга. На один стул сядьте сами на второй посадите малыша. Объясните ребёнку, что то, что вы будите делать правой или левой рукой, малыш должен будет повторять за Вами той же рукой. Прикоснитесь рукой по очереди к правому, а затем к левому плечу, правой рукой к левому уху, левой рукой к правому колену, правой рукой к правому уху и т. д. Попросите ребёнка повторить то же самое действие.

«Весёлые картинки»

Мама может нарисовать картинку-загадку для ребёнка. Изобразите на ней (можно схематически) пару десятков зайчиков (или человечков). Пусть они стоят и передом, и задом, и боком. Часть фигурок будет держать флажки в правых лапках, часть - в левых. Пусть ребёнок обведет, например, синим карандашом тех, у кого флажок в правой лапе, а зеленым - у кого в левой.

«Скажи, где находится»

Ребёнку нужно называть пространственное расположение предмета относительно того, кто бросает мяч и называет предмет (в данном случае, мамы). Время от времени меняйтесь с малышом ролями. Попробуйте допустить ошибку. Заметит ли ее ребенок?

Станьте вместе с ребенком посреди комнаты и попросите, чтобы он расположился так, чтобы вы очутились слева от него, затем справа, спереди, сзади. Предложите ребёнку ответить на такие вопросы: «Что нужно сделать, чтобы «право» и «лево» поменялись местами? А чтобы поменялись местами «спереди» и «сзади»?

Можно ли «справа» изменить на «спереди»? Что произойдет, если сделать полный оборот?» В первом и втором случае нужно повернуться на пол-оборота, в третьем случае - на четверть. А вот если сделать полный оборот, ничего не произойдет. Не спешите подсказывать малышу. Пусть он сам повертится на месте и поймет что к чему.

«Где звенит?»

Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик (или другой звучащий предмет, держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

«Угадай, кого загадали»

Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера.Например: кукла, медведь и заяц.

Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Родитель загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например,такой: она сидит справа от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем предложите поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок.

5-6 лет. Танцевальные игры с ориентацией «от себя»

Танцевальная игра «Зеркало»

Дети разбиваются попарно и становятся лицом друг к другу. По музыку один ребенок в парах танцует, а другому малышу нужно в точности повторять его движения. Затем роли меняются. Побеждает та пара, в которой движения были более синхронными.

Танцевальная игра «Придумай танец»

Дети выстраиваются в круг, звучит музыкальное сопровождение. Выбирают из детей ведущего, который будет показывать танцевальные движения. Затем ведущим становится тот, у кого лучше получались движения. Игра длится, пока все дети не побудут ведущими.

Танцевальная игра «Запретное движение»

Дети встают в круг танцевать, они должны повторять движения за ведущим (лучше взрослым). Но есть запретное движение, которое нельзя повторять, кто попался – выбывает из игры.

Танцевальная игра «Возьмись за...»

Все дети танцуют, но музыка иногда прерывается, и ведущий говорит «возьмись за – желтое, красное, стол, нос, руку и т.п.». Тот, кто не успел, - выбывает. Игра продолжается до последнего участника.

Ориентация в пространстве

Игра «Карусель» (умение держать интервалы в кругу и сам круг, а также развитие ритма).

«Е-ле,е-ле,е-ле,е-ле за-вер-те-лись ка-ру-се-ли, а по-том кру-гом, кру-гом, всё бе-гом,бе-гом,бе-гом» – два раза повторяем;

«Ти-ше,ти-ше, не спе-ши-те, ка-ру-сель о-ста-но-ви-те,

Раз, два, раз, два – вот и кон-чилась игра».

Дети двигаются по кругу простыми шагами под ритм слогов стихотворения, помогая себе хлопками в ладоши. Хлопки и шаги должны соответствовать ритму слогов стихотворения.

Игра «Пельмешки»

Игра направлена на развитие пространственной ориентации, формирует навык быстрого построения в круг и взаимодействия в коллективе.

Кипят, кипят пельмешки (Дети свободно перемещаются по танцевальному классу)

В большом, большом котле.

Варю я их без спешки

На медленном огне.

Собирайся в круг, детвора, (На этих словах дети должны построиться в круг)

Нам пельмешки есть пора!

Игра «Машинки»

Исходное положение – дети построены в колонны. На начало музыкального вступления юные водители берутся за воображаемый руль и по команде педагога начинают свободное движение по классу с учетом скорости:

  1. Медленно
  2. Спокойный шаг
  3. Быстрый шаг
  4. Бег

Стоп – остановились.

Вернуться в гараж – все дети возвращаются на свои исходные места до конца музыкального сопровождения.

Игра «Мы пойдём направо, а потом налево».

«Мы пойдём сначала вправо» - дети двигаются по кругу взявшись за руки

«Раз-два-три» - три хлопка

«А потом пойдём налево» - идут налево

«Раз-два-три»- три хлопка

«А потом мы соберёмся»- идут к центру

«Раз-два-три» - три хлопка

«А потом мы разойдемся - идут от центра

«Раз-два-три» - хлопки

«А потом мы все присядем» - приседают

«раз – два - три» - хлопки

«А потом мы все привстанем» - Встают

«Раз-два-три» - хлопки

«А потом мы повернёмся» - поворачиваются на месте

«Раз-два-три» - хлопки

«И друг другу улыбнёмся» улыбаются

«Раз-два-три» — хлопки.

Из моего личного преподавательского опыта хочу поделиться игрой которая помогает в построении рисунков танца, называется «Самолетики»

Включается быстрая музыка дети «летают» по залу хаотично, но «держат крылья» (руки в стороны), задача не сталкиваться.

Если кто-то столкнулся, то оба участника останавливаются на 8 счетов и крутят предплечьями, «ремонтируются», после чего могут лететь дальше.

Когда музыка останавливается, звучит задание:

«Прилетаем на аэродром круг» дети строят круг, не опуская «крылья»

Можно усложнить и в кругу сделать правым крылом в центр, восемь шагов по кругу, затем левым.

Полетели дальше. Снова включается музыка, «самолетики летают»

Аэродромы - это ваши рисунки танца.

Я использую «аэродром колонка». Прилетели в колонну, усложнением: в право, в лево через одного показали крылья, сделали два галопа (оказались в двух колонках) и вернулись обратно в одну колонку, поменяли сторону, кто делал вправо теперь делает галоп влево.

«Аэродром две линии» Прилетели в две линии в шахматном порядке. Усложнение: первая линия «подняла крылья», вторые «пролетели в воротики» и стали первой линией, повторяем несколько раз, тренируем перестроение «прочес»

«Аэродром диагональ» Прилетели в диагональ с одинаковыми расстояниями и на весь зал. Усложнение: по очереди «взлетаем и садимся» (встаем на полу-пальцы, руки вверх и садимся в «комочек» на своем месте) Тренируем «каскад»

Построение «аэродрома» чередуется с хаотичным бегом, «аэродромы» называем в любом порядке.

Дети 6-7 лет

(рекомендации родителям)

С детьми б-7 лет большое внимание необходимо уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега.

Для развития умения ориентироваться в ближайшем к дому окружении используются игры и упражнения: "Как пройти в магазин (в аптеку и пр.)". Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять "картину пути". Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д.

Для того, чтобы научить ребёнка пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, можно поиграть в игры: "Наоборот", "Дополни предложение". Например, родитель начинает предложение: "Сережа подбросил мяч. (вверх); папа поставил кружку. (справа, а мама поставила тарелку. (слева).

Важно ребёнка 6-7 лет научить ориентироваться на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т. д.)

Предложите ребёнку найти середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги.

Предложите взять 5 красных кружков и положить в правый верхний угол, а 3 синих - в нижний левый угол. Важно, чтобы, выполнив задание, ребёнок рассказал о месте расположения тех или иных предметов.

Большую пользу приносят зрительные диктанты. Графический диктант - очень полезное упражнение как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания.

Нарисуйте на листе бумаги игровое поле, расчертив его на 9-12 крупных клеток, возьмите две маленькие игрушки (например, из киндер-сюрпризов, поставьте в разных местах игрового поля. Теперь пусть ребёнок поможет игрушкам встретиться, выполняя ваши словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка. Для этих целей можно использовать и шахматную доску.

Купите тетрадь с крупными клетками, дайте ребёнку хорошо заточенный мягкий карандаш и диктуйте. Пусть ребёнок отсчитывает определенное количество клеток в нужную сторону и проводит линии. Для того чтобы рисовать было интереснее, заранее придумайте и нарисуйте несколько несложных фигурок: собачка, домик, флажок, кораблик и т. д. и диктуйте уже по готовому рисунку.

Не забывайте, что такая работа очень утомительна для ребёнка, поэтому почаще давайте ему возможность отдохнуть, размять пальчики и не заставляйте рисовать через силу.

Заданиями по ориентированию в пространстве можно сопровождать и обычное рисование: «Нарисуй, пожалуйста, домик. А теперь слева от него - собачку, а справа - кошечку». Или: «Давай нарисуем елочку, а справа от нее березку. А что мы нарисуем слева: пенек или зайку?» А сможет ли малыш нарисовать птичку, летящую справа налево? А слева направо?

Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута.

Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны и т. Д., например:

Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью взрослого моделируют собственные планы маршрутов.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ, КООРДИНАЦИИ, СПОСОБНОСТИ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ для детей 6-8 лет

1) Упражнение «Выворачивание круга», исполняется на венгерскую нар. мелодию, движение — С. Руднева.

Сначала выбирается двое ведущих. На 1-ую часть, спокойную, дети идут по кругу. На 2-ую часть, живую, дети движутся легким бегом. Ведущие отпускают руки, которыми друг с другом держатся, поворачиваются из круга и бегут в разные стороны навстречу друг другу, увлекая каждый свою часть хоровода за собой. На конец второй части, ведущие соединяют свои руки. Все дети оказываются спиной в круг. Круг как бы выворачивается наизнанку. Далее повторяется 1-ая, спокойная часть, — дети спокойным и четким шагом идут по кругу (все располагаются спиной в круг). На 2-ую, живую, часть музыки, ведущие опять отпускают руки, которыми друг с другом держатся, поворачиваются из круга и бегут навстречу друг другу. Круг выворачивается снова — все дети оказываются лицом в круг. Так упражнение повторяется несколько раз.

2) Боковой галоп по кругу с соблюдением интервалов и боковой галоп с остановкой прыжком на обе ноги. Исполняется на латвийскую нар. мелодию «Полька Ручеек».

На 1-вые 2 такта исполняется два шага бокового галопа с остановкой прыжком на обе ноги, на 2-ые 2 такта следует маленькая пауза и подготовка рабочей ноги (выставление ее на носок в сторону) для следующего шага галопа. На следующие 4 такта повтор исполненного выше. На следующие 8 тактов следует исполнение галопа подряд, без остановки прыжком на обе ноги с переходом на танцевальный шаг по кругу и остановкой лицом в круг. Далее комбинация повторяется с начала с левой ноги.

3) Танцевальный этюд - боковой галоп в парах. Исполняется на «Старинный французский галоп» в обработке Шарля Видора. 4 пары располагаются по квадрату. Дети держатся за обе руки «лодочкой». На первые 4 такта 1-ая пара шагом бокового галопа переходит на противоположную сторону (каждый шаг галопа исполняется на, на конец музыкальной фразы — остановка прыжком на обе ноги. На следующие 4 такта пара у стены, к которой перешла первая пара, переходит на свободное место также боковым галопом. Таким же образом меняются местами две другие пары. На следующие 2 такта пары, повернувшись по линии круга, исполняют 4 легких приседания с поворотом корпуса. На последние 4 такта пары боковым галопом движутся вправо по линии круга, возвращаясь на свое первоначальное место.

4) Танцевальный этюд - попеременное выбрасывание вытянутых ног вперед на прыжке с поворотом на четверть круга в сочетании с боковым галопом или шагом польки. Исполняется на любую музыку польки, имеющую 2-частную форму.

Музыка Штрауса «Полька», простая 2-частная форма. На 1-ую часть исполняются легкие прыжки с попеременным выбрасыванием вытянутых ног вперед. На 1-ый такт движение исполняется без поворота: «и1» - первый прыжок, вперед выбрасывается правая нога, «и» - второй, вперед выбрасывается левая, «2» - вперед выбрасывается правая нога. На 2-ой такт движение исполняется с поворотом левым плечом назад: «и3» - поворот на четверть круга с одновременным выбрасыванием вперед левой ноги, «и» - поворот на четверть круга (спиной в круг) с одновременным выбрасыванием вперед правой ноги, «4» - прыжок без поворота с выбрасыванием вперед левой ноги. На следующие 2 такта повтор движения с поворотом правым плечом назад.

На 2-ую часть музыки исполняется боковой галоп вправо с остановкой прыжком на обе ноги на конец музыкальной фразы или шаг польки с правой ноги.

Далее комбинация движений повторяется с самого начала с левой ноги.

В своей практике с детьми 6-8лет для тренировки ориентации в пространстве я использую упражнение в паре с перемещениями по залу «А теперь станцуй для меня!»

Сначала с детьми выучивается любая комбинация на одну восьмерку, а дальше ставиться задача одну восьмерку перемещаться по залу в поисках партнера, а вторую танцуем друг на друга, третью восьмерку ищем нового партнера и так далее.

Заключение

Для танцовщика умение грамотно ориентироваться в пространстве — один из ключевых навыков, влияющих на качество исполнения, безопасность и художественную выразительность, что важно, как в сольных выступлениях, так и в групповых постановках.

Ориентация в пространстве тесно связана с координацией и музыкальностью. Танцор должен одновременно: контролировать положение своего тела, двигаться в такт музыке, следить за партнерами и окружением.

Грамотная ориентация в пространстве — фундаментальный навык для танцоров, который влияет на технику, безопасность и артистизм. Регулярные тренировки и осознанная работа над этим аспектом помогут ребенку стать более уверенным и выразительным исполнителем.

Надеюсь, что собранный и обобщенный мной материал будет полезен начинающим педагогам.

Библеография

  1. Оськина О.В. Преподаватель хореографических дисциплин г. Новоаннинский «Развитие пространственной ориентации и координации при исполнении танцевальной постановки» 2023-24г. педпроект.рф

  1. Юлия Костина «Упражнения для ориентирования в пространстве в танце» Опубликовано: 21 апреля 2021

  1. Сазонова Н.В. Педагог дополнительного образования «Формирование пространственных представлений. Игровые упражнения на освоение пространства в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях по хореографии». Опубликовано

  1. Плотникова Наталья Николаевна. Методическая разработка «Танцевальные упражнения и этюды, развивающие координацию, музыкальность, ориентацию в пространстве» Опубликовано: 11 февраля 2019