ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА

Бояркина Анна Александровна

Методические рекомендации по основам композиции танца, виды лексики, хореографические приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_kompozitsii_tantsa.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр Детского Творчества «Младость» Промышленного района г.о. Самара

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА

ПДО Бояркина А.А.

Самара 2025

ВВЕДЕНИЕ

Выразить свою идею, передать чувства, переживания, отразить художественный образ посредством танцевального искусства помогают хореографу выразительные средства танца.

Это танцевальная лексика и приёмы, методы работы с ней, рисунок танца, взаимосвязи его с музыкой и хореографическим текстом, хореографический образ, законы композиционного построения хореографического номера.

Характерная и отличительная особенность танца заключается в том, что мысль, смысл, чувства, текст передаётся без слов, не вербально. Языком танца являются движения тела, жесты, мимика человека. И, конечно, не все движения человека можно назвать танцем, танец - это подчиненные определённому ритму движения.

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

Лексика в переводе с греческого - «слово, оборот речи». Хореографическая лексика - это сочетание и соединение ритмически организованных движений, располагающихся в пространстве, это - язык танца.

Из чего же состоит хореографическая лексика?

        •        ПОЗА - устойчивое выразительное положение.

        •        РАКУРС - расположение танцовщика относительно центра зала.

        •        ЖЕСТ - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

        •        МИМИКА - искусство выражать мысли и чувства не словами, а лицом и телодвижениями.

СОСТАВЛЯЕТСЯ ЛЕКСИКА ИЗ ОРГАНИЧНОГО СОЧЕТАНИЯ ВСЕХ ЭТИХ ЭЛЕМЕНТОВ.

Хореограф должен умело отобрать лучшее, яркое, нужное.

Выбор лексики зависит от жанра хореографического произведения.

Хореографический текст складывается из «слов», так называемых танцевальных, пластических движений. Движение вообще - это перемещение двигающегося или отдельных его частей тела во времени и в пространстве.

Движения имеют направление, то есть танцующие могут перемещаться в пространстве вперёд, назад, влево, вправо, вниз, вверх. Также существуют различные промежуточные направления, например, в сторону-назад, вперед- вверх, вперед-вниз и т.д.

        •        Движения могут быть «тихими» и «громкими», т.е. иметь амплитуду.

        •        Движение может исполняться быстро или медленно, т.е. движение имеет скорость исполнения.

        •        Движения могут быть выразительными и изобразительными.

        •        ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ самым тесным образом связаны с эмоциями человека.

        •        ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - пластические движения, которые «рассказывают» историю.

Они близки пантомиме. Пантомима всегда конкретна, менее условна, чем танец. Из движений складываются танцевальные мотивы.

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ МОТИВ - небольшая группа движений, наименьшее хореографическое построение, это один из «строительных кирпичиков» хореографического текста. Пластические мотивы в свою очередь соединяются в хореографические фразы, а они в хореографическую тему (комбинации).

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

При сочинении хореографического текста хореограф пользуется методами комбинирования, варьирования и контраста.

КОМБИНИРОВАНИЕ - это последовательное сочетание танцевальных движений.

ВАРЬИРОВАНИЕ - это поиск новых вариантов движений, сочетаний движений, отличных от представленных ранее. При варьировании можно изменять ритм исполнения, положение в пространстве (ракурс, рисунок), усложнять движения добавляя вращения, соединительные шаги и тому подобное, изменять уровни пространства (лёжа, сидя, стоя, на полупальцах, использовать прыжки).

И, конечно, хореографический текст будет «звучать» ярче если сочетание движений будет КОНТРАСТНЫМ. Хореографические приёмы позволяют при сочинении номера избежать повторов, длиннот, топтания композиции на месте, добиться драматургического развития.

Часто используемые хореографические приемы 0430930

ПОВТОР        буквальный, зеркальный, обратный. Этот приём можно использовать как для одного движения, так и для хореографического мотива или фразы.

УНИСОН        одновременное «звучание» нескольких голосов (части тела, отдельные исполнители).

Танцующие одновременно исполняю одинаковый хореографический текст.

РАПИД        замедленное исполнение хореографического текста. Конечно, этот хореографический текст должен быть до этого исполнен в оригинальном виде. Использование этого приёма всегда визуально завораживающе. Если необходимо подчеркнуть особый вес того или иного события, героя, в нашем случае хореографического текста, то рапид, пусть и несколько прямолинейный, но отлично работающий приём.

Например, погрузить танцующего или группу в состояние сна, драки и т.п.

ПАУЗА        остановка текста (пластическая, музыкальная). При пластической паузе продолжает воспроизводиться музыкальный материал, а танцевальный текст, прекращается.

Этот приём можно использовать как с одним танцовщиком в группе, так и с группой танцовщиков. Музыкальная пауза предполагает остановку музыкального материала и продолжение танцевального.

СЖАТИЕ        исполнение ранее проведенного хореографического текста в более короткий промежуток времени.

СЕКВЕНЦИЯ        повтор коротких хореографических мотивов или движений. Приём, который сводится к последовательному повторению движения от танцовщика (танцовщиков) к танцовщику (танцовщикам) («волна»). Это приём используется в группе танцовщиков.

ПОДХВАТ ГОЛОСОВ        передача хореографической темы от голоса (голосов) голосу (голосам). Исполнитель, текст которого «подхватили», может уйти в паузу или продолжить исполнение хореографического текста с «подхватившим» его. Приём можно использовать, передавая текст от одного танцовщика другому (как соло), так и для группы танцовщиков. «Подхватывать» хореографический текст можно через разное количество тактов (в отличие от секвенции).

КАНОН        буквальное повторение хореографической темы в разных голосах (исполнители).

Голоса (исполнители) вступают через равное количество тактов. Хореографическая тема должна быть яркой и интересной. Также тема не может быть короткой.

РОНДО        музыкальная форма, в которой части - рефрены чередуются с частями-эпизодами.

Эпизоды отличаются друг от друга и контрастны рефренам. Можно использовать и применять как хореографический приём при сочинении хореографического текста.

В схеме этот приём может выглядеть так, АВАСАДАОА и так далее, где А - это рефрен, который повторяется не менее трёх раз. Рефрены и эпизоды могут быть как отдельными движениями, так и танцевальными комбинациями, частями.

КОНТРАПУНКТ        противостояние или точка против точки. В хореографии одновременное звучание нескольких самостоятельных хореографических тем (комбинаций, мотивов).

Противоположно унисонному, синхронному танцу.

BASSO OSTINATO (УПОРНЫЙ БАС)        многократный повтор одного движения или очень короткого мотива (например, гранд батман в «Канкане», все трюковые элементы). Этим приёмом можно добиться напряжения и остроты в хореографии.

ПОДГОЛОСКИ        приём, в котором сольному танцу вторят кордебалет, трио, дуэт. «Танцовщики-подголоски» могут исполнять отдельные движения сольного танца (это может быть соло или группа) или вторить одновременно. Но нельзя забывать, что «танцовщики-подголоски» слабее по звучанию, поэтому должны быть менее интенсивными по исполнению.

АККУМУЛЯЦИЯ        accumulatio - накопление, благодаря этому приёму танцевальные движения набираются в комбинацию друг за другом, повторяясь каждый раз от начала (1+2, 1+2+3,1+2+3+4 и т.д.).

РИСУНОК ТАНЦА

На то, как воспринимается хореографическая композиция оказывают влияние такие свойства сценического пространства, как глубина или дальность от зрителя.

По глубине сцена делится на 3 плана

        •        БЛИЖЕ К ЗРИТЕЛЮ

        •        К АВАНСЦЕНЕ - первый план

        •        СЕРЕДИНА СЦЕНЫ - второй план

        •        ДАЛЬШЕ ОТ ЗРИТЕЛЯ - третий план

Ярче всего танец смотрится на втором плане в центре сцены. Чем дальше мы располагаем танцующих от зеркала сцены, тем менее «громко они-звучат». Чем ближе располагаем к авансцене, тем объёмнее, интимнее выглядят танцующие.

ПО ШИРИНЕ СЦЕНА ДЕЛИТСЯ НА ДВЕ ПОЛОВИНЫ: ПРАВУЮ И ЛЕВУЮ.

Нам кажется, что обе половины равноценны, но это не так. Мы привыкли читать слева направо и точно также обозреваем сцену. Хотите, чтобы выход танцующих был активным, заметным сразу - выпускаете их слева, нужно сделать появление незаметным или неожиданным - выпускаете справа, бежать быстро, стремительно - слева направо (воображение зрителя будет как бы подгонять танцора), преодолевать сопротивление, идти против ветра - справа налево.

Все эти особенности и нюансы нужно учитывать и использовать их грамотно.

РИСУНОК ТАНЦА - это расположение и передвижение танцующих по сценической площадке

Благодаря рисункам танца организуются и упорядочиваются передвижения танцующих.

Развитие рисунка танца зависит от замысла хореографа, идеи хореографического номера, настроения выбранного музыкального материала, развития и эмоционального проживания персонажей.

Задача хореографа - найти и использовать те рисунки танца, которые в большей степени выразят все то, о чём хотел сказать автор.

Главных рисунков в танце всего два - это КРУГ и ЛИНИЯ К КРУГОВЫМ РИСУНКАМ ОТНОСЯТСЯ

полукруг, змейка, восьмёрка, спираль и тому подобное.

По выразительности круговые рисунки, как правило, динамичны.

При длительном исполнении, особенно в одном направлении, возникает ассоциация с бесконечностью или с монотонностью.

Круговые рисунки дают ощущение стройности и строгости.

Круг успокаивает.

ЛИНЕЙНЫЕ РИСУНКИ более напористые и яркие.

К линейным рисункам относят диагональ, колонна, клин, прочёс и т.п.

Такие рисунки танца выражают неподвижность и спокойствие.

Хотя, с другой стороны, могут выражать напор, перетекание, стремление куда-то или к чему-то.

Разное восприятие рисунка зрителем зависит также от динамики использования рисунка танца.

Структура рисунка может быть простой или сложной

        •        ПРОСТЫЕ - состоят из одного элемента: линия, круг, колонна и так далее.

        •        СЛОЖНЫЕ рисунки состоят из сочетания разных или нескольких одинаковых элементов. Например, круг в круге, линия и круге, полукруг и клин, круг и пересекающая его линия и тому подобное.

Рисунки танца бывают симметричными и ассиметричными

СИММЕТРИЧНЫЕ

когда правая и левая стороны сцены зеркально повторяют друг друга

Симметричный рисунок танца вносит уравновешенность, гармонию

АССИМЕТРИЧНЫЕ

когда правая и левая части сцены или рисунка не совпадают

Асимметрия, наоборот, не покой и нестабильность

Развитие рисунка от простого к сложному является залогом успешного развития хореографического номера, желательно в момент кульминации в драматургическом построении использовать наиболее яркий рисунок танца. Конечно, рисунок танца имеет логику развития, так как каждый следующий рисунок танца развивает предыдущий.

Хореографу нужно стремиться к неразрывной связи хореографической лексики и рисунка танца.

Невозможно рассматривать рисунок в отрыве от танцевальной лексики, танцевального языка.

Если рисунок простой и логичный, то развитие хореографического текста будет сложным, танец будет насыщен танцевальной лексикой и кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст. В номерах, где главным выразительным средством будет рисунок танца, хореографический язык сводиться к разным видам ходов или простому танцевальному тексту. Хороводы могут считаться хореографической формой, где главным и основным выразительным средством хореографии является рисунок танца.

И, конечно, рисунок танца всецело зависит от музыкального материала. Темп, ритм, динамичность, плавность, настроение, форма музыки, все это влияет и отражается в рисунке танца. Будет ли рисунок неторопливым или стремительным, «округлым» и «угловатым», «рваным» или постепенно развивающимся. Смена рисунка происходит на новую музыкальную фразу, если музыкальная тема повторяется, то балетмейстер должен отразить это в рисунке танца, например, тоже повтором или развитием уже представленного рисунка. При сочинении танца балетмейстер должен учитывать логику развития рисунка танца, разнообразие при сочетании рисунков, контрастное построение, стремиться выделить главные и связующие рисунки танца.