Программа по пленэру в ДХШ

Брандт Марина Анатольевна

Программа по пленэру в детской художественной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rop_plener.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая образовательная программа

"Пленэр" (срок реализации 3 года)

Возраст обучающихся: 9-16 лет

Утверждаю_________

Директор МКОУ ДОД МДХШ

Детская художественная школа"

 Брандт М.А.

Дата утверждения:

______________

2012 - 2016 уч. г.

Информационная карта образовательной программы

Тип программы - модифицированная (адаптированная)

По цели: обучающая художественным навыкам (развивающая способности)

По виду деятельности - художественная деятельность

По уровню - основная

По возрасту - дети от 10 до 17 лет

По Форме организации содержания и процесса педагогической деятельности - практические занятия в группах

Форма реализации - в рамках учебного процесса

Срок реализации - 4 года

Итоговый документ - свидетельство об окончании

                                    Пояснительная записка.

Учебная практика (пленэр) является частью учебного процесса обучения в детских художественных школах. Она проводится обычно после годовых экзаменационных работ, в начале лета, и является продолжением классных занятий по рисунку, живописи и композиции.

На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков.

При обучении навыкам передачи световоздушной перспективы педагог должен учитывать индивидуальные качества ребенка, возрастные особенности его психики. Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия, плановости. На пленэре учащиеся изображают архитектурные мотивы, городские и сельские пейзажи и т.п. При этом длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы - с работами по рисунку.

В программе представлен подробный перечень заданий, определен характер каждого из них, а также материал и время его выполнения.

Учебно-тематический план программы по пленэру.

Содержание учебного курса:

I класс.

Основные задачи: Преодоление стереотипа в цветовом решении пейзажа. Приобретение навыка передачи освещения, состояния воздуха; многокрасочность палитры, тоновые отношения. Изучение последовательности в работе. "Постановка глаза"

Решение зелени как отражение сложного взаимодействия различных оттенков зеленого, обусловленного световоздушной средой. Изучение воздушной перспективы, технических приемов решения травы, деревьев, неба, воды и т.п.

             Наименование задания        Кол-во часов

     1        Этюды цветов и трав        4 часа

2        Зарисовки листьев различных пород деревьев        4 часа

3        Зарисовки и этюд цветущих растений (одуванчиков) в среде        4 часа

4        Этюды стволов деревьев        4 часа

5        Этюд чучела птицы на фоне травы        4 часа

6        Рисунок ветки сосны        4 часа

7        Зарисовки деревьев разных пород        4 часа

8        Этюд с деревьями        4 часа

9        Зарисовки людей и животных        4 часа

10        Этюд яблони        4 часа

11        Этюд поляны в окружении деревьев        4 часа

12        Композиция "На лесной поляне"        12 часа

Итого:        56 часов

1.        Этюды цветов и трав.

Задачи: выбор характерного растения; передача пропорций, движения; цветовое решение без связи с фоном (силуэт); изучение разнообразия растительного мира, передача характерных особенностей цветов и трав.

Материалы: бумага, акварель.

2.        Зарисовки листьев различных пород деревьев.

Задачи: изучение и передача характерных особенностей листьев различных пород деревьев.

Материалы: перо, тушь, карандаш.

3.        Зарисовки и этюд цветущих растений (одуванчиков) в среде.

Задачи: изучение и передача характерных особенностей цветка одуванчика в среде, выбор группы цветов с листьями, передача пропорций. Выявление главного, обобщение окружающего пространства.

Материалы: бумага, акварель.

4.        Этюды стволов деревьев.

Задачи: развитие наблюдательности и выбор выразительных стволов: изучение особенностей и характера стволов березы, ивы; выделение главного, влияние среды на цвет.

       Материалы: бумага, акварель.

5.        Этюд чучела птицы на фоне травы.

Задачи: изучение влияния среды на предмет: передача характера чучела птицы, рефлексов, связи со средой.

Материалы: бумага, акварель.

6.        Рисунок ветки сосны.

Задачи: выбор характерной ветки, изучение и передача особенностей конструктивного построения ветки, расположения иголок.

Материалы: бумага, карандаш.

7.        Зарисовки деревьев разных пород.

Задачи: развитие наблюдательности, изучение различных пород деревьев, выбор композиции, передача пропорций и характерных особенностей строения ствола и ветвей деревьев.

Материалы: бумага, перо, тушь, карандаш.

8.        Этюд с деревьями.

Задачи: развитие наблюдательности, изучение различных пород деревьев, выбор композиции, передача пропорций и характерных особенностей различных пород деревьев; решение работы в цвете, изображение листьев на фоне неба и дальнего плана.

Материалы: бумага, акварель.

9.        Зарисовки людей и животных.

Задачи: развитие наблюдательности и остроты восприятия предметов, навыков в работе с кистью; передача пропорций и движения.

Материалы: бумага, акварель.

10.        Этюд яблони.

Задачи: изучение характерных особенностей строения ствола яблони и передача световоздушной среды, пропорций, движения ветвей; выделение главного в этюде, обобщение заднего плана.

Материалы: бумага, акварель.

11.        Этюд поляны в окружении деревьев.

Задачи: развитие особенностей цельного восприятия натуры; выбор композиционного решения этюда; передача пространства, глубины.

Материалы: бумага, акварель.

12.        Композиция "На лесной поляне".

На основе пленэрных работ выполнить эскиз композиции.

Задачи: развитие воображения, наблюдательности.

Материалы: бумага, акварель.

II класс.

Основные задачи: Решение больших цветовых и тоновых отношений неба, земли, зелени, воды и т.д. Освоение принципов выбора мотива, его композиционного решения. Совершенствование техники работы акварелью. Решение пространственных задач. Выполнение зарисовок архитектурных построек, набросков животных в движении.

         Наименование задания        Кол-во часов

1        Зарисовки жилых домов, прилегающих построек, предметов быта        2

2        Этюд предметов домашнего обихода на фоне сельской постройки        4

3        Зарисовки деревьев и их частей        2

4        Этюд дерева на фоне неба        4

5        Зарисовки групп деревьев        2

6        Этюд группы деревьев и кустарников        4

7        Рисунок строения с отдельными деревьями, кустарниками        4

8        Этюд пейзажа с деревьями и архитектурными сооружениями        4

9        Зарисовки деревьев, строений и их отражений в спокойной воде        2

10        Этюды с изображением глади воды        6

11        Зарисовки лодок на воде        4

12        Этюды пейзажа с изображением водной поверхности.        8

13        Композиция "Мой край"        10

Итого:        56

1.        Зарисовки жилых домов, прилегающих построек, предметов быта.

Задачи: закрепить знания линейной перспективы, умение их применять при рисовании с натуры; изучить сельскую и городскую архитектуру.

Материалы: бумага, карандаш.

2.        Этюд предметов домашнего обихода на фоне сельской постройки.

Задачи: проследить изменение цвета зелени под действием воздуха; передать связь предметов с окружающей средой, ее влияние на цветовую характеристику предметов.

Материалы: бумага, акварель.

3.        Зарисовки деревьев и их частей.

Задачи: изучить породы деревьев, их части (ветки, листья); передать характер ствола и кроны дерева, силуэт.

Материалы: бумага, карандаш.

4.        Этюд дерева на фоне неба.

Задачи: дать цветовую характеристику ствола и кроны дерева; проследить касание изображения дерева с фоном.

Материалы: бумага, акварель.

5.        Зарисовки групп деревьев.

Задачи: передать связь деревьев в группе; выявить ее главные особенности, обобщить детали; передать перспективное сокращение величины деревьев в зависимости от расстояния.

Материалы: бумага, карандаш.

6.        Этюд группы деревьев и кустарников.

Задачи: дать цветовую характеристику групп деревьев; проследить влияние освещения на цветовую гамму, воздушной среды - на цветовую характеристику деревьев.

Материалы: бумага, акварель.

7.        Рисунок строения с отдельными деревьями, кустарниками.

Задачи: научиться передавать связь архитектуры с природой, освоить законы линейной и воздушной перспективы.

Материалы: бумага, карандаш.

8.        Этюд пейзажа с деревьями и архитектурными сооружениями.

Задачи: выявить связь архитектуры с окружающей средой; передать влияние состояния погоды на характер цветовой гаммы мотива; уметь применять воздушную перспективу при решении планов.

Материалы: бумага, акварель.

9. Зарисовки деревьев, строений и их отражений в спокойной воде.

Задачи: научиться передавать характер отражений объектов в воде.

Материалы: бумага, карандаш.

10.        Этюды с изображением глади воды.

Задачи: через передний план, используя законы линейной и воздушной перспективы, передать плоскость воды и цветовые отношения изображаемого.

Материалы: бумага, акварель.

11.        Зарисовки лодок на воде.

Задачи: изучить особенности изображения сооружений на воде, на берегу; научиться правильно размещать различные объекты на горизонтальной поверхности воды.

Материалы: бумага, карандаш.

12.        Этюды пейзажа с изображением водной поверхности.

       Задачи: изучить различные приемы живописи акварелью, передачи воздушной перспективы.

Материалы: бумага, акварель.

13.        Композиция "Мой край".

Задачи: на основе собранного материала выполнить пейзажную композицию.

Материалы: бумага, акварель.

III класс.

Основные задачи: Колористическое решение пейзажа, передача состояния: пасмурно, солнечно, вечер, утро и т.п. Изучение особенностей выбора характерных мотивов, их тематическая направленность. Совершенствование техники работы.

         Наименование задания        Кол-во часов

     1        Зарисовки городских мотивов        4

     2        Этюд панорамный        4

     3        Рисунок фрагмента архитектурного сооружения        4

     4        Этюд фрагмента архитектурного сооружения        4

     5        Зарисовки архитектурных деталей        4

     6        Этюд архитектурных деталей        2

     7        Рисунок деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения        4

     8        Этюд деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения        4

     9        Рисунок деревьев на фоне деревянной постройки        4

     10        Этюд деревьев на фоне деревянной постройки        4

     11        Рисунок архитектурного сооружения        4

     12        Этюд архитектурного сооружения        4

     13        Наброски фигур людей        2

     14        Этюд городского пейзажа        4

     15        Композиция на тему "Город"        4

Итого:        56

1.        Зарисовки городских мотивов.

Выполнить быстрые зарисовки в ходе экскурсии по городу.

Задачи: познакомиться с характерными для города историческими памятниками архитектуры, научиться цельному восприятию конструкций памятников.

Материалы: бумага, карандаш.

2.        Этюд панорамный.

Задачи: проследить законы воздушной перспективы; влияние воздушной среды на изображение переднего и заднего планов.

Материалы: бумага, акварель.

3.        Рисунок фрагмента архитектурного сооружения.

Задачи: изучить особенности конструктивного построения объекта, соотношение его больших и малых форм.

Материалы: бумага, карандаш.

4.        Этюд фрагмента архитектурного сооружения.

Задачи: изучить цветовое и тональное решение объекта в условиях пленэра.

Материалы: бумага, акварель.

5.        Зарисовки архитектурных деталей.

Задачи: изучить детали архитектурного памятника.

Материалы: бумага, карандаш.

6.        Этюд архитектурных деталей.

Задачи: передать цветовое решение архитектурной детали.

Материалы: бумага, акварель.

7.        Рисунок деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения.

Задачи: проследить взаимосвязь природных и архитектурных форм.

Материалы: бумага, карандаш.

8. Этюд деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения.

Задачи: передать светотональную среду; взаимосвязь архитектурного сооружения с окружающей природной средой.

Материалы: бумага, акварель.

9.        Рисунок деревьев на фоне деревянной постройки.

 Задачи: передать особенности изображения деревянной постройки. Его связь с живым деревом.

Материалы: бумага, карандаш, уголь.

10.        Этюд деревьев на фоне деревянной постройки.

Задачи: передать связь деревянного сооружения с окружающей средой; световоздушную среду.

Материалы: бумага, акварель.

11.        Рисунок архитектурного сооружения.

Задачи: передать ритм пропорций, единство больших и малых форм, характер конструкций.

Материалы: бумага, карандаш.

12.        Этюд архитектурного сооружения.

Задачи: передать большие цветовые отношения архитектурного памятника, добиться цельности в изображении.

Материалы: бумага, акварель.

13.        Наброски фигур людей.

Задачи: найти в натуре выразительные движения и позы человека для использования в итоговой композиции.

Материалы: бумага, карандаш.

14.        Этюд городского пейзажа ( с человеческими фигурами, архитектурным памятником) для итоговой композиции.

Задачи: обобщить знания и навыки приобретенные на занятиях по пленэру.

Материалы: бумага, акварель.

15.        Композиция на тему "Город".

Задачи: на основе полученных знаний выполнить композицию городского пейзажа, передав состояние.

Материалы: бумага, акварель.