Нравственное воспитание учащихся посредством картин бытового жанра»

Доклад  к теме урока " Бытовой жанр в  произведениях русских художников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: « Нравственное воспитание учащихся посредством картин бытового жанра»

Воспитание «активной доброты», сердечности,

понимания через любование к сопереживанию,

через сопереживание к отзывчивости, через

отзывчивость к активным  социальным

действиям – главное в искусстве.

Б.М.Неменский

Особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом.
Проблема духовно-нравственного воспитания становится особенно актуальной  на данном этапе развития человечества, в  век компьютеризации и прагматизма. К сожалению, наши дети растут в мире, где божественное отступило перед земным, духовное перед практическим, и человек стал думать о “презренной пользе” гораздо больше, чем о формировании и сохранении  духовно-нравственных ценностей. В современном обществе все чаще наблюдается  недооценка интеллекта, опыта, знаний, культуры, творчества.

 Если посмотреть программы на сегодняшнем телевидении, можно убедиться,что мы становимся свидетелями массового  унижения  собственной культуры и порой неоправданного возвеличивания западной цивилизации, и пошловатых кумиров шоу-бизнеса.  Происходит подмена общечеловеческих ценностей – моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра, справедливости.  У всех народов всегда поощрялись честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость. Если человек 21 века  не сохранит эти общечеловеческие ценности, позволит опошлить такие высокие понятия как Любовь, Родина, Материнство, позволит подвергнуть осмеянию чувства долга, чести, достоинства, совести,  то произойдет  процесс саморазрушения. И начало этого процесса, отчасти, мы уже наблюдаем.

       Ещё одна из характерных особенностей современного периода развития цивилизации заключается в том, что окружающий нас мир  стремительно меняется. Нам все время приходится вприпрыжку бежать за активно шагающим прогрессом, соответствовать требованиям времени, наращивать ряд компетенций, чтобы  называться цивилизованным человеком.

       21 век – это век информационных технологий, именно под их воздействием и меняется окружающая нас действительность, а вместе с ней  человек и общество, в котором он существует. В наше время бытует мнение, что развитие сети Интернет, доступность компьютера большинству учащихся, делает наших детей рабами виртуального мира. Они перестают читать, чувствовать, размышлять, не умеют высказывать свою точку зрения, становятся эгоистичными, черствыми, хладнокровными, менее терпимыми, уподобляются расчетливым машинам, с которыми они общаются.

Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами . Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Нет, конечно! Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является  одной из серьезных современных проблем в преподавании изобразительного искусства. Одна из причин бездуховности  и безнравственности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.

Как же  и где найти такие формы «взаимоотношений» ребенка с искусством,

    которые будут  эффективны в формировании духовно-нравственных

    ценностей, ведь потребность в их дееспособности  постоянно возрастает.

^Большинству детей  на уроках изобразительного искусства, ведь  с помощью искусства дети получают представление об основных этических и эстетических ценностях – добре, истине, красоте. Поэтому в программу школы входит обязательное изучение народного художественного и музыкального творчества (украшение русской избы, праздничный народный костюм, народные игрушки, народные песни, частушки), изучение русского изобразительного искусства (архитектура храмов, старинных городов, живопись, графика), изучение духовной музыки, знакомство с крупнейшими художественными музеями Именно здесь решаются важные задачи:
1.Воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3.Развивать способность воспринимать, анализировать художественные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
4.Прививать художественные навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения и поэтому мы много говорим о нравственных качествах: честность, честь, справедливость, долг, порядочность, уважение к старшим, ответственность, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие. Здесь понятие нравственности трактуется как процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Уроки  второй четверти в  7 классе посвящены бытовому жанру в изобразительном искусстве. К этому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. В начале знакомства я рассказываю и показываю когда и как зародился этот жанр,его традиции, ярких представителей в области художественного творчества.

Презентация «Бытовой жанр»

Далее  мы  знакомимся с историей развития этого жанра в России, обратившись к творчеству русских художников :А. Венецианова и П. Федотова. Учащимся предлагается объединиться в творческие группы, которые готовят материал  и затем  рассказывают о творчестве художников, демонстрируются репродукции картин. Рекомендуется подробнее остановиться на одной-двух работах изучаемых авторах, обсудить сюжет картины, художественные приёмы, познакомиться с мнениями о ней современников, искусствоведов, самого автора.

Конечно,мы не ограничиваемся творчеством только этих художников, а плавно переходим  к теме : «Художники-передвижники»

В презентации я показываю нескольких представителей этого движения. В.В. Пукирёва «Неравный брак».С этой картиной учащихся знакомят также учителя русского языка и музыки. «Брак по расчёту. Эта тема волновала Российское общество 19 века и актуальна даже сейчас. Эту серьёзную проблему затронул В.В. Пукирёв в своей картине «Неравный брак», известной своей дерзостью. Здесь художник реально передаёт обстановку, где обстоятельства побеждают чувства. Эта картина – обличение, картина – приговор уродству и бесчеловечности отношений, царивших тогда в обществе ради денег, статуса. Образ старого жениха представляет собой человека с поистине чёрствой душой эгоиста, явно богатого. Его взгляд в сторону несчастной невесты ироничен и безжалостен. Невеста изображена рабыней таких обстоятельств. В её глазах лишь сожаление. Нет ни протеста, даже намёка на бунт, ни какой – либо гордости, она сознательно приносит себя в жертву. Даже при её великолепном платье, драгоценностях, причёске невозможно назвать её «невестой». Дряхлый батюшка, выполняющий роль судьи в этом приговоре, смотрит с сожалением на девушку, понимая, что бессилен что-либо изменить. . Теперь ребята начинают понимать, зачем молодая девушка выходит замуж за старика. Что её толкает на такой поступок. Ответы детей грамотны, обдуманны, серьёзны. Школьники понимают всю трагедию невесты, приносящей себя в жертву, ради спасения своих близких.

.  П. Федотов «Сватовство майора», Действие этой картины напоминает сценическое, оно пронизано движением, которое начинает входящий майор и его сваха, от них движение передается жеманной невесте и ее матери, и далее – прислуге и приживалкам, которые разнесут весть о сватовстве по всему городу. Невеста и ее мать по случаю прихода знатного жениха разряжены в модные платья, которые они не привыкли и не умеют носить. На столе стоят дорогие вина и яства. Майор подкручивает ус, предвкушая скорое приобретение богатого приданого... Художник демонстрирует удивительное живописное мастерство. Своим полотном он утверждает, что мир прекрасен и разнообразен, лишь система общественного устройства дурна. Он относится к своим персонажам с мягким юмором, он им сочувствует, его ирония – без зла.

Следующей репродукция  «Чаепитие в Мытищах» В.Г. Перова. Когда ребята увидели репродукцию, сначала была тишина, потом появились вопросы, а в конце работы они с сожалением смотрели на обнищавшего калеку – героя войны и мальчика, находившего рядом с ним, а рядом восседал упитанный поп, который с отвращением смотрел на просящих. Как только дети  уловили эмоциональную жилку репродукции, они сразу увидели, и психологические портреты героев и обозначили роль пейзажа на картине, и с удовольствием домысливали преддействие и последействие картины, и даже составили диалог героев.

Следующая репродукция В.Г.Перова  «Приезд гувернантки в купеческий дом». Ребята сразу увидели главную идею картины – социальная несправедливость. Полную покорность и зависимость бедной девушки от самоуверенного необузданного хозяина и его высокомерного сынка. Школьники тут же сразу сами начали приводить примеры из современной жизни, когда, начальник фирмы выгоняет работницу потому, что она ему не понравилась и т.д. Теперь эта тема близка учащимся, она им не безразлична и другие работы художника мы уже рассматривали и анализировали вместе.

Заканчивая знакомство с творчеством В.Г.Перова, мы порассуждали на тему «Как сейчас школьники могут заработать себе деньги?» появились такие варианты как:

  • мыть машины
  • разносить газеты
  • раздавать флайеры, участвуя в различных рекламных акциях и т.д.

А дальше была репродукция В.Г. Перова «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду». Вот так в 19 веке дети зарабатывали себе на жизнь. Не было ни машин, ни почты, ни рекламы и т.д., а жить надо, потому что у тебя ещё есть младшие братья и сёстры, которые хотят кушать.

Всем известная картина Ильи Репина «Бурлаки на волге». Сюжет прост: горстка потерявших всякую надежду на лучшую жизнь, задавленных нищетой людей тянут за собой прекрасный корабль со спущенными парусами. Пустынный берег с резкими палками и валунами на песке ещё больше выделяет бурлаков. Кажется, что мир вокруг них нереален, он растворяется, и остаются одни лишь бурлаки наедине со своей страшной судьбой.Каждый герой картины Репина индивидуален. Кто-то ещё не потерял веру в будущее и тянет лямку вперёд, кто-то плетётся еле-еле, уже ни на что не надеясь. Палки в песке кажутся похожими на кости. Чудится, что сейчас прилетят чёрные вороны и сядут на них, не обращая внимания на бурлаков, которые уже будто умерли. Потом были ещё  репродукции и  в глазах детей я увидела тоску и грусть от безысходности и обречённости сюжетов, глубокое искренне сочувствие и сопереживание героям.

Вместе с детьми мы делаем вывод:картины этих художников написаны более века назад, но остаются популярными до сир пор именно потому, что на них изображена жизнь обыкновенных людей. Пусть уже нет ни бурлаков, ни бояр, сменилось и время, и лица, но проблемы остались прежними. Как и в 19 веке, велико социальное неравенство, много очень богатых людей и много тех, кто едва сводит концы с концами. Остались и пьянство, и нищета, и рабский труд. Все эти проблемы актуальны и сейчас, поэтому творчество  всё так же популярно среди широких масс зрителей, и каждый может среди их картин найти ту, которая близка и понятна именно ему. . Потом будут ещё  репродукции, но  в глазах детей я увидела тоску и грусть от безысходности и обречённости сюжетов, глубокое искренне сочувствие и сопереживание героям.

«Искусство – это время и пространство, в котором живёт
красота человеческого духа.
Как гимнастика выпрямляет тело,
так искусство выпрямляет душу.
Познавая ценности искусства,
человек познаёт человеческое в человеке,
поднимает себя до прекрасного…»

В.А.Сухомлинский

Используемая литература:

1.Программа Б.М. Неменского Изобразительное искусство, 7 класс
2.Восприятие современными школьниками картин социально-бытового жанра художников-передвижников

Нечитайлова Римма Викторовна, учитель МХК

3.«Поэзия повседневной жизни в  искусстве разных народов»
учитель ИЗО Сомко Елена Владимировна ,
МОУ лицей «Технико – экономический»

4. Русская и мировая живопись великих художников http://jivopis.org/fedotov-pavel-andreevich--svatovstvo-majora-igroki/

5. Шедевры русской живописи. Энциклопедия. gallerix.ruКартиныpic/glrx-948089599

6. «Духовно-нравственные истоки
в познании прекрасного мира искусства»
в МОУ «Киришский лицей»
Егорова А.В.

7. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства

8.Культурно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства с элементами истории искусства. Каримова В. В.

Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся посредством картин бытового жанра»

Выполнила: Викулова Татьяна Николаевна учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ №3 с УИОП г. Егорьевск

2013год