Бумагопластика. Торцевание.

в данной работе представлен план-конспект урока по данной теме, технологическая карта со всеми этапами урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bumagoplastika._tortsevanie.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

       Сизоненко Людмила Анатольевна

              Муниципальное казенное образовательное учреждение

         «Чернятинская средняя общеобразовательная школа №15»

                                        Торцевание

          План-конспект урока по изобразительному искусству

                                                                          5 класс

                                             Тема: Бумагопластика: техника торцевания.

                                                             Учитель: Сизоненко Л.А.

                                            (Технологическая карта изучения темы)

Тема

Бумагопластика: техника торцевания.

Цель темы

Познакомить учащихся с техникой торцевания на бумаге.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий:

бумагопластика, торцевание, торцовка, виды техники торцевания (контурное, плоскостное, объемное, многослойное)

- описывать основные приемы в технике торцевания.

В ценностно-ориентационной сфере:

- развивать художественный (эстетический) вкус;

Личностные: 

- Умение управлять своей познавательной деятельностью.

 Регулятивные: 

-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

 Познавательные: 

- уметь видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка и техники его выполнения;

- Устанавливать причинно следственные связи.

- Давать определения понятиям.

 Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Основные понятия

Бумагопластика, торцевание, торцовка; контурное, плоскостное, объемное, многослойное торцевание.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История, музыка, технология

 Работа в парах (метод совместного творчества)

Раздаточный материал

Презентация, разработанная учителем

Рисунки с изображением узоров


                                                               Этапы урока

Деятельность учителя

                                    Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

                      1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.

Определение темы урока в сотрудничестве с учащимися

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства

Работа с ресурсами

Взаимодействуют с учителем

Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения

Управляет поведением и деятельностью

Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

                                                               2-й этап. Целеполагание

Направить учащихся  на самостоятельное определение целей и задач урока

Учащиеся определяют цели и выдвигают задачи урока.

Выдвигая цели, делают умозаключения

аргументируют свою точку зрения

выражают собственное мнение

Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Контроль за ответами одноклассников

                     3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

Учитель знакомит с особенностями техники торцевания

Поиск и обработка знаний

Анализируют, обсуждают

Совместное творчество,  организуют учебное сотрудничество

Устанавливают партнёрские отношения

Добывают новые знания

Оценивают объективные трудности

                                                               4-й этап.  Итоги занятия.

Организует обсуждение результатов

Выстраивают  причинно- следственные связи

Презентуют работы

Взаимодействие в коллективе

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику

Делают выводы о результате совместной работы

                                                             5-й этап. Рефлексия.

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели

Участвуют в обсуждении

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение  о работе и  полученном результате

Рефлексируют

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют итоговый контроль

                                                      6-й этап. Домашнее задание.

Задаёт и комментирует  домашнее задание

Воспринимают информацию, выбирают уровень

Осознанно фиксируют информацию

                                                  Пояснительная записка

Цель:

 Познакомить учащихся  с техникой торцевания на бумаге, изучить ее и воплотить свои творческие замыслы в своих  трудах;

Выполнить узоры в технике торцевания;

Познакомить с историей изобретения бумаги;

Воспитывать трудолюбие,  аккуратность,  бережное отношение к труду, прививать любовь к красоте, созданной руками человека.  

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения и урока формирования умений и навыков).

Вид урока: урок сообщения новых знаний.

Форма организационной деятельности: работа в парах.

     

Для достижения наилучших результатов была выбрана следующая структура урока:

  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку).
  2. Вводный этап, постановка проблемного вопроса. На данном этапе частично применяется метод проблемного обучения. Целеполагание.
  3. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний.                                                Этап урока знакомит с историей изобретения бумаги, с приемами техники торцевания. Используется словесный и наглядный метод (презентация).  Метод обучения на данном этапе - информационно-репродуктивный.

  - Физкультминутка.

3.1 Самостоятельная творческая деятельность. (Работа в парах, выполнение задания в технике плоскостного торцевания)

  1. Итог урока.
  2. Рефлексия.

    -На каждом этапе урока шло формирование УУД:

Познавательные - знакомство с новой техникой;

Коммуникативные - сотрудничество с учителем, с одноклассниками; осознание содержания своих действий.  Адекватно воспринимают оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Личностные - демонстрация способности изображать  образы, применяя новую технику;

Предметные – демонстрация  умения пользоваться образным языком изобразительного искусства;

Регулятивные - анализируют и оценивают результат своего труда.

     -Урок был направлен на:- Развитие внимания, воображения, памяти учащихся. Осознание ими содержания урока. Формирование рефлексивной, адекватной самооценки. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре.

5класс

Тема: Бумагопластика: техника торцевания.

Цель: Познакомить учащихся с техникой торцевания на бумаге.

Задачи: Формировать умения и навыки учащихся при использовании художественного материала – бумага;

Познакомить с историей изобретения бумаги;

Выполнить узоры в технике торцевания;

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитывать трудолюбие,  аккуратность,  бережное отношение к труду, прививать любовь к красоте, созданной руками человека.  

Оборудование и материалы:

1. Для учителя: 

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • указка
  • сетка кроссворда (на доске)
  • презентация «Техника торцевания»
  • образцы работ.

Для учеников: 

  • торцовка
  • клей
  • ножницы
  • крепированная бумага
  • изображения заготовок.

План и ход урока:

1. Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности к уроку)

П. выбор эффективных способов организации рабочего пространства;

К. сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения;

Р. Управляют поведением и деятельностью.

2. Вводный этап, постановка проблемного вопроса.

К. выражают собственное мнение;

Р. Контролируют ответы одноклассников; 

                                                                                                                                                                                       - Для того чтобы определить тему нашего урока мы должны разгадать кроссворд.

1)          Здесь не погреб, не чулан

             Не растет за ним тюльпан

             Есть там светлая светлица

             Есть там русская девица

             Есть и печка и труба

             Это русская …..

2) Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью лепки, высекания, резьбы или отливки…..

3) Узор, которым завершался верх русской прялки…

4) Водяные краски, используемые для живописи….

5) Изделия народной художественной керамики с сочной синей росписью по белому фону…

6) Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является линия и черно-белые пятна….

   изба

         скульптура

            маковка

       акварель

              гжель

 графика

- Вы правильно отвечали на вопросы и получили ключевое слово урока - БУМАГА.

- Сегодня мы познакомимся с новой техникой бумагопластики – торцеванием.

       Слайд 2

 Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках…

Но главное богатство,
Что красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!                            

В: - Ребята, какую задачу мы должны поставить перед собой, чтобы применить на уроке данную технику выполнения?

О: - Определить инструментарий данной техники и технологию ее выполнения.

      - Определить различие видов техники торцевания.

3. Первичное усвоение.

П. анализируют и обсуждают;

Р. Оценивают объективные трудности;

В: - Знаете ли вы, как, когда и где была изобретена бумага? Для чего она первоначально использовалась? Когда бумага получила мировое признание? Чтобы ответить на эти вопросы, мы совершим заочную экскурсию в Древний Китай.

 Слайд 3

Из истории бумаги

  • Бумага – от итальянского «хлопок» - материал в виде листов для письма, рисования, упаковки, получаемый из целлюлозы: из растений, а также из вторсырья (макулатуры).

Слайд 4

  • За 3500 лет до нашей эры в Древнем Египте в качестве письменного материала употребляли папирус. Это особый вид тростника, растущий на берегу реки Нил.

Слайд 5

  • Одно из величайших открытий – изобретение бумаги – произошло в Китае. Бумага была изобретена в 105г. н.э. важным чиновником при дворе императора – Чай Лун. Хотя некоторые исторические находки свидетельствуют о том, что бумагой пользовались ещё во II веке до н.э. В Европе бумага стала распространяться в конце Средневековья. С этого же времени и стали развиваться  различные ремесла, которые использовали бумагу.
  • Это открытие имело важное  значение не только для Китая, но и для всего мира. Имя Чай Луня по праву входит в число имён величайших изобретателей в истории человечества.
  • Появились бумага, книги.

Слайд 6 -7

О видах рукодельных техник с использованием бумаги можно говорить бесконечно, так как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этим благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнём, и жжём, и рвём, и сворачиваем, и закручиваем, и размачиваем. А всё  для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать, и в дело применить.  

- Физкультминутка

«Божьи коровки»

Божьей коровки папа идет,

Следом за папой мама идет,

За мамой следом детишки идут,

Вслед за ними самые малышки бредут.

Красные юбочки носят они,

Юбочки с точками черненькими.

Папа семейку учиться ведет.

А после школы домой заберет.

(На первую строчку – всеми пальцами правой руки «шагать» по столу, на вторую – то же левой рукой. На третью и четвертую – обеими руками вместе.

На пятую – пожать ладони, пальцы прижать друг к другу.

На шестую – постучать указательными пальцами по столу. На седьмую и восьмую – всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу).

                                                               

Рассказ о торцевании  (учитель знакомит учащихся с новой техникой бумагопластики)

Слайд 8

  • Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумагокручения).
  •  С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом можно украшать практически любые предметы, например, фоторамки. Ещё малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоёвывает популярность в мире рукоделия.
  •  Столь стремительный рост её популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который даёт торцевание, а во-вторых, очень лёгким способом исполнения.

Слайд 9

  • В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги.
  • Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой».
  • Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.

Слайд 10

Инструментарий:

  • Ножницы и клей понадобятся для вырезания и приклеивания этих торцовочек к основе поделки.
  • В качестве основы используют весьма разнообразные материалы. Собственно говоря, «опушить» крепированной бумагой можно любую поверхность, к которой эта бумага приклеивается. Поэтому для панно, картин и мозаик берется плоская основа – лист ватмана, картон, легкие потолочные плитки. Для объемных поделок делаются заготовки из пенопласта, газет, папье-маше, пластилина.
  • Ну а главный инструмент торцевания – длинная тонкая палочка с тупым концом. На роль такого инструмента вполне может подойти карандаш, стрежень или корпус от шариковой ручки, китайская палочка для еды, зубочистка и любая другая подходящая палочка.

Слайд 11-17

Техника:

  • Если весь процесс торцевания расписать по этапам, то будет выглядеть так:
  • Нарезаем квадраты (один на один см) из  бумаги.
  • Делаем заготовку для объемного изделия или рисуем узор на плоской поверхности.
  • Тупой конец (торец) стержня ставим на бумажный квадратик.
  • Сминаем бумагу и прокатываем стержень между пальцами.
  • Приклеиваем трубочку-торцовочку к заготовке.
  • Вынимаем стержень.
  • Каждую следующую торцовочку приклеиваем рядом с предыдущей. Нужно стараться ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
  • Мозаику в технике торцевания можно выполнять по контуру или делать сплошной.

Слайд 18-21

Виды техники:

  • Несмотря на то, что торцевание довольно молодое направление прикладного искусства, различают несколько видов выполнения работ в этой технике:
  • контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);
  • плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
  • многослойное (торцовки вклеивают друг в друга)

Слайд 22

  • Достоинство этой техники заключается в том, что она проста в выполнении. В ней можно создать оригинальные декоративные композиции. Изделия получаются очень красивые, а выполнение таких поделок не требует специальных навыков.
  • Работа в технике торцевания развивает образное мышление, творческую активность, формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду, прививает любовь к красоте, созданной руками человека.

3.1  Самостоятельная творческая деятельность.

Р. Демонстрируют умение работать в парах.

Задание: На основе увиденного и услышанного материала о технике торцевания, выполните узор в технике плоскостного торцевания.

Цели и задачи:

 для учителя – помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; 

для учащихся – поэтапное выполнение творческих композиций.

 4-5 Итог урока. Рефлексия.

для учителя – обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование  экспресс-просмотра детских работ, оценка и домашнее задание;

для учащихся – самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Художник и зритель».

П. осознанно строят выводы;

К. рефлексируют;

Р. Оценивают итоговый контроль.

Проводится выставка работ. Учащиеся подводят итог своей работе. Демонстрируют свои работы и рассказывают, что получилось в работе, чему следует научиться? Сложно ли было выполнить работу?  Как оценивают свое изделие, выполнено ли оно аккуратно, или нужно что-нибудь доделать?

Учитель также анализирует работы, обращает внимание  на аккуратность выполненных работ.

В: - Чему мы учились на уроке?

В: - Что нового и интересного узнали?

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера торцевания.

Сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший балл. Спасибо за Ваш творческий труд!  На этом наш урок закончен.

 

     6. Д/з. найти материал о видах бумагопластики.