«Путь к светлым образам через проживание духовно-нравственных ценностей на уроках ОРКСЭ» - статья из опыта работы

Спиричева Светлана Николаевна
Здесь представлен факт из моей педагогической деятельности в преподавании ОРКСЭ. Уникальный случай - 1% из 100! Ребенок 5 класса ощутил в себе потребность писать образы святых, самостоятельно учиться иконописи. Вот он уже и в 6 классе и он еще более увлечен таким искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_spirichevoy_s.n.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Забайкальский край

Агинский район

МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

«Путь к светлым образам через проживание духовно-нравственных ценностей на уроках ОРКСЭ»

Спиричева Светлана Николаевна

Учитель ИЗО МХК

высшей категории

Новоорловской школы

Культуролог

Причиной написания статьи на такую тему был положительный опыт преподавания дисциплины ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) в нашей школе на примере ученика 6 класса Третьяка Даниила. Один из всех учеников школы через эмоциональное проживание на уроках, он смог развить свое творчество в области изобразительного искусства.

Современная школа полна инноваций в своем содержании. С введением ФГОС второго поколения обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества». Результатом решения этой задачи является «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий [1].

 Установлено, что школьникам также будут преподаваться основы религиозных культур и светской этики.

Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования было возложено и на курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) [2].

Учебный курс ОРКСЭ становится обязательным во всех общеобразовательных учреждениях и рассчитан только в 4 и 5 классах на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса [3].

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним [4].

  1. Имея диплом учителя ИЗО, МХК, культуролога, мне довелось преподавать в нашей школе курс «Основы религиозных культур». Каждый урок проходил на высоком эмоциональном уровне. В глазах детей был виден интерес к изучаемому содержанию предмета, он способствовал развитию детского творчества.
  2. Интерес к предмету стал проявлять мальчик 5 класса Третьяк Даниил, он приносил рисунки, посвященные православным святым. Рисунки были очень интересны,  усердие мальчика было достойно похвалы. Семья мальчика полностью поддерживает его увлечения и принимает активное участие в его творчестве. Ребенок нуждался в знаниях по живописи, поэтому начались занятия по светотени.

Вскоре накопилось много рисунков. Многие он срисовывал из книг, открыток, репродукций, но получалось у него по-своему, непосредственно. Сам Даниил очень изменился: он крестился, выучил несколько молитв, стал спокойным, умиротворенным, зачастую проводит время за рисованием. Выполнять уроки он предпочитает в церкви. Родным задает вопросы по православию, познакомился с местным батюшкой, который высоко оценил его рисунки.

На районном праздновании Святой Пасхи в 2014 г. появилась возможность рисунки Даниила оформить в персональную выставку. Все члены семьи готовились к этой выставке: наклеивали рисунки на ДВП, готовили рамочки – волновались за своего ребенка. Нужно сказать, в семье Даниила царит доброжелательная, спокойная, полная взаимоуважения обстановка. Присутствующим на празднике рисунки Даниила очень понравились. Глава Администрации пригласили его вместе с семьей для чествования на заседании Совета депутатов п. Новоорловский. Даниилу вручили почетную грамоту за творчество и трансляцию православной культуры. Семье вручили благодарственное письмо за воспитание, поддержку и  содействие творчеству сына и внука. Учащиеся нашей школы с уважением отнеслись к творчеству Даниила. Многие дети не представляли, что лики святых может рисовать ребенок.

Каков же он, мир святых образов Даниила? Перед рисованием того или иного лика, запомнившимся с уроков, он читал легенду, строки из Детской Библии. И вправду, как настоящий иконописец, приступая к рисованию ликов, Даниил читал молитву и крестился. Вместе с учителем Даниил читал Житие Сергия Радонежского, прежде чем приступил к его портрету. Героем его детских грез стал Александр Невский. Готовясь к Всероссийскому историческому конкурсу «Лента времени», он много читал про него как о полководце и христианском православном святом. «Я хочу быть похожим на него» - однажды сказал он. И Невский на его рисунке таким и стал - одухотворенным святым, но с преклоненным мечом в руках.

Во-первых, рисунки его не лишены наивности, непосредственны. Он сам делал выбор, кого хочет рисовать. Как многие дети, он использует контурное рисование: так для него рисунки кажутся более выразительными. Он не старается срисовывать точно так, как на репродукции или иконе. Тем не менее он знает, что существуют каноны, по которым пишут лики святых и придерживается их.

Во-вторых, в рисунках присутствует живопись. Лица, руки полны светотени. В основном, он рисует восковыми мелками и цветными карандашами, сам подбирает цвета, занимается смешиванием. Рисунки очень аккуратны, отношение к ним бережное. Все советы наставника принимает с уважением.

В-третьих, лики в рисунках Даниила полны сдержанного величия. Таков Спас, Николай Чудотворец, Святой Илия и другие. Наибольшее внимание привлекает изображение Девы Марии: красива, спокойна, полна сдержанных чувств. Лицо полно оттенков, алый плащ прямыми складками свисает вниз. Ребенок на ее руках также исполнен величия и спокойствия.

Хочется сказать, что Даниил, занимаясь изучением православия совершенно самостоятельно, духовно вырос за последний год. Это видно по его поведению, отношению к школе, людям. Он стал лучше учиться. Из его уст никогда не слышно неуважения к кому-либо. По данным психолога, у ребенка пропала тревожность, которая была всегда высокой (по отношению к школе). Классный руководитель Даниила отмечает, что из замкнутого ребенка он стал более контактным. Жанр портрета у ученика 6 класса стал на высоте: пропорции, объем, светотень. Мальчик читает книги по иконописи, изучает каноны, часто обращается с вопросами к учителю ИЗО. Более того, он не желает рисовать что либо другое. После окончания средней школы желает поступить в иконописную мастерскую при кафедральном соборе во имя Казанской иконы Божией Матери Читинской Епархии.

По многим обстоятельствам дисциплину ОРКСЭ в Новоорловской школе в 5 классе отменили. Пропала возможность детей приобщать к православному искусству. Если не школа, то кто? Контингент населения нашего рабочего поселка не оставляет надежды на домашнее духовное воспитание своих детей. В православный приход имени Святителя Михаила нашего поселка обращаются куда не все его жители. Дети предоставлены сами себе, в школе слышны сквернословие, брань, неуважение к учителю, детям, старшим. Наблюдения психолога показывают, что учащиеся 6 классов, изучавшие ОРК в 4 и 5 классах, куда более спокойны и послушны, чем учащиеся 5, 6 классов этого года (Где не преподается ОРК). Необходима трансляция православной культуры в большей мере. Ведь ценности, заложенные ребенку в малом возрасте, сохраняются на всю жизнь.

Спиричева С.Н. учитель МХК, культуролог

МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

Агинский район Забайкальский край

2014-11-11

Список документов


[]
     1. Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.cap.ru

2. Концепция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravobraz.ru/

3. Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент стандартов» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://nsportal.ru/

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: ГАРАНТ.РУ:  – Загл. с экрана

1. Programma duhovno-nravstvennogo vospitanija obuchajushhihsja na stupeni nachal'nogo obshhego obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://edu.cap.ru

2. Koncepcija kompleksnogo uchebnogo kursa «Osnovy religioznyh kul'tur i svetskoj jetiki» na stupenjah nachal'nogo, osnovnogo, srednego (polnogo) obshhego obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://pravobraz.ru/

3. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF «O vnesenii izmenenij v federal'nyj komponent standartov» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:http://nsportal.ru/

4. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 31 janvarja 2012 g. N 69 "O vnesenii izmenenij v federal'nyj komponent gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego i srednego (polnogo) obshhego obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: GARANT.RU:  – Zagl. s jekrana


 

Комментарии

Спиричева Светлана Николаевна

Жду отклика, есть ли такие случаи в практике учителей ИЗО.