Конспект занятия на тему – "Хохломская роспись: виды, элементы и мотивы"
Презентация пригодится учителям ИЗО для проведения занятий с детьми младшего школьного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.5 КБ | |
| 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
«Изостудия»
Педагог дополнительного образования - Шушканова Валентина Витальевна
Тема занятия – «Хохломская роспись: виды, элементы и мотивы»
Цели основного содержания –
Образовательный аспект: Создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме «Хохломская роспись».
Развивающий аспект:
- Способствовать формированию навыков кистевого письма.
- Создать условия для развития навыков самостоятельной работы.
- Формирование и поддержка самооценки и самоконтроля воспитанников.
Воспитательный аспект: Продолжить работу по ориентации воспитанников на значимые для них ценности: природа, красота, труд, общение, взаимопомощь, доброжелательность по отношению друг к другу.
Тип занятия – Обобщение и систематизация ЗУН.
Форма занятия – практикум
Формы организации познавательной деятельности – фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Методы – наглядный, частично-поисковый, метод игры, метод создания ситуации успеха.
Средства обучения – таблицы, открытое наборное полотно, карточки-опоры, схемы композиций, краски гуашевые, кисти № 1, № 3, бумага для эскизов, баночки для воды, изделия под роспись
МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1.Организацион- ный момент | Приветствует детей. Знакомит с гостями Проверяет готовность детей к занятию | Самостоятельно готовятся к занятию. |
2.Целеполагание и мотивация | Путем наводящих вопросов подво- дит детей к теме учебного занятия: - Какое время года за окном? - Какой праздник в это время года? - Какой подарок самый дорогой? Предлагает воспитанникам сделать подарок своими руками. А для этого вспомнить все, что знают по Хохломской росписи. | Ребята отвечают на вопросы педагога. |
3.Актуализация знаний обучаю- щихся | Предлагает разделиться на 2 группы и по команде разместить на круге все элементы на скорость. В ходе фронтальной беседы совме- стно с ребятами называет мотивы Хохломской росписи. Приглашает к доске двух ребят и предлагает разделить все открытки по видам Хохломской росписи | Выполняют задания. Вспоминают элементы, мотивы и виды Хохломской росписи в ходе игр |
4.Практическое задание (работа). Применение по- лученных знаний на практике. | Предлагает творческое задание на выбор (рассказывает о каждом задании). Наблюдает за работой воспитанников и при затруднении оказывает помощь. Организует взаимо и самооценку. Стимули- рует деятельность воспитанников | Самостоятельно выполняют задания по выбору и контро- лируют ход своих действий. Участвуют в оценивании работ и высказывают свое мнение. . |
5.Подведение итогов (Рефлексия) | Оценивает работу каждого воспитанника на занятии. Дает советы на будущее. Подводит итоги с помощью постав- ленных вопросов: - Что понравилось? - Что удалось и не удалось? Почему? | Участвуют в оценивании работ и высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. |
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «ВИДЫ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ. ЭЛЕМЕНТЫ И МОТИВЫ»
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас необычное занятие. Во-первых, к нам пришли гости. (Педагог знакомит детей с гостями)
- А во-вторых, на этом занятии, я бы очень хотела, чтобы вы, ребята, рассказали и показали нашим гостям все то, что вы узнали на предыдущих учебных занятиях.
- Посмотрите, пожалуйста, в окно и ответьте мне на вопрос: «Какой праздник бывает в это время года?» (Ребята отвечают).
- Правильно. Новый год. А какие ассоциации у вас возникают с этим праздником?
(Ребята отвечают: подарки, елка, Дед Мороз и т.д.)
- Ну, конечно, вы все очень любите подарки. А кто из вас уже приготовил подарок своей маме или папе, а может быть бабушке, дедушке? (Ребята отвечают)
- Я думаю, что самый дорогой подарок тот, который сделан своими руками. И хочу предложить изготовить вам сувенир-подарок. Вы согласны его выполнить? (Ответы ребят).
- Для того, чтобы сделать сувенир-подарок качественно, нужно вспомнить все то, что мы знаем и умеем, а именно, виды, элементы и мотивы Хохломской росписи.
Педагог предлагает разделиться детям на 2 группы и по команде за определенное время разместить по кругу все элементы Хохломской росписи, которые ребята знают. (Ребята выполняют задание).
После выполненного задания, педагог подводит итоги и совместно с детьми называет все элементы Хохломской росписи.
- Давайте, все вместе вспомним мотивы Хохломской росписи, за каждый правильный ответ, я буду выдавать жетоны. (Ответы ребят)
- А теперь попробуем разобраться в видах росписи. Я хочу пригласить к доске двух ребят и попросить их расставить предложенные открытки по полочкам. А остальные ребята будут наблюдать и поправлять. (Ребята выполняют задание).
- Итак, мы с вами повторили какие бывают мотивы, элементы, виды Хохломской росписи. Можем приступить к практической работе.
(Педагог предлагает 3 различных композиции, по уровням обученности. Каждому из ребят предоставляется право самому выбрать ту композицию, с которой, как ему кажется, он сам справится. Пока ребята выполняют практическую работу, педагог дает информацию о грядущем годе Петуха)
Все выполненные работы ребята выставляют на специальную полочку. Путем совместного обсуждения, каждое изделие получает свою оценку. Ребята выявляют самые лучшие работы.
- Ребята, что вам понравилось на занятии?
- Что удалось по вашему мнению, а что не получилось и почему?
- Пригодятся ли полученные знания вам в будущем?
- Спасибо. Мне было очень приятно с вами работать. До скорых встреч.
Предварительный просмотр:
Открытое учебное занятие 26 ноября 2013 года
Натюрморт
Педагог Шушканова Валентина Витальевна
Цели:
- учить выполнять изображения с натуры,
- различать оттенки краски,
- познакомить с понятием «композиция»,
- развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов,
- воспитывать аккуратность, формировать эстетический вкус.
Оборудование: простой карандаш, палитра, кисти, краски, альбом, вода, бумажные салфетки
Изобразительный ряд: муляжи фруктов, овощей, ваза, посуда, цветы, репродукции картин И.И.Машкова «Фрукты на блюде», И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды», А.Герасимова «Полевые цветы», мозаика «Натюрморт».
Ход занятия:
- Организация обучающихся: проверка готовности обучающихся к занятию
Я загадываю вам загадки, отгадки попрошу не называть, а показывать:
Он признался коту:
Без работы не лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог (Карандаш)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы
Тетя длинная, худая
Носит воду им, вздыхая (Краски, кисточка)
- Сообщение темы занятия
Сегодня на занятии вы будете выполнять рисунок с натуры, то есть то, что вы видите перед собой. Вначале вспомните, что такое «картина»?
Картина – это произведение живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), выполненное в красках на бумаге. Слово образовалось от итальянского слова КАРТА – бумага. Первоначальное значение слова «Картина» - тонкая, красивая, изукрашенная бумага.
Чтобы получилась красивая картина, вы должны научиться выполнять творческую композицию. Слово «композиция» взято из латинского языка и означает – располагать какие-либо предметы красиво.
Помогите, пожалуйста, ребята, составить композицию из фруктов, овощей, посуды, цветов.
Давайте, друзья, назовем эту композицию «Дары лета».
Итак, сегодня мы будем рисовать «Натюрморт». Вы знаете, что в переводе с французского языка, «натюрморт» означает мертвая натура. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи – предметы быта. Это могут быть книги, посуда, статуэтки, красивые ткани, а также плоды, цветы, снедь. Когда художники рисуют натюрморты, они в своих картинах стараются передать всю красоту окружающих нас вещей. Предлагают полюбоваться их формой, цветом, как бы пощупать глазами.
Рассмотрим репродукции картины А.Герасимова «Полевые цветы». Прежде всего, вы заметите ромашки, они расположены в центре, живописец уделил им особое внимание. Эти на вид скромные цветы растут в России повсюду. Без них, как и без берез, невозможно представить наши луга, поля, согретые солнцем поляны. Талантливо написанный натюрморт вызывает ощущение, будто ты прикоснулся к предметам, изображенным на картине. И это заслуга художника.
Один из мастеров натюрморта был русский художник Илья Машков. С необычайной выразительностью и живописностью изображал он на своих картинах спелые фрукты, овощи, стеклянную посуду, столовые приборы, умело передавал цвет и форму всех этих аппетитных груш, яблок, абрикосов, винограда, бананов, ананасов… Глядя на них, хочется дотронуться до них, попробовать на вкус.
Большой вклад в развитие натюрморта внес Иван Тимофеевич Хруцкий, его картины нарядны и эффектны. Художник пишет пышные букеты цветов, красивые фрукты. В центре картины «Цветы и плоды» расположил вазу с цветами. Сумел мастерски передать нежность цветочных лепестков, грубоватую поверхность тыквы, матовую поверхность груши, блестящую – яблока, виноград, как бы налитый соком, пушистую поверхность персиков.
Понравились ли вам натюрморты. Соберем натюрморт из разрезанных частей (мозаика).
Динамическая пауза
- Работа по теме занятия
Рисование натюрморта обычно начинается с составления композиции. Мы уже с вами это сделали.
- Рассмотрим внимательно все предметы, определим их форму, размеры, цвет, расположение.
- В первую очередь, надо сделать легкий набросок карандашом. Чтобы рисунок был выразительным, предметы нужно разместить красиво на листе бумаги. Рисунки должны быть пропорциональными, т.е. слива не может быть больше яблока. Как расположим лист (вертикально, горизонтально)? Отчертим линию стола.
- Определим центральный предмет, его размер и форму. Ваза стоит по центру, в основании имеет форму вертикального прямоугольника, горлышко горизонтальный прямоугольник, сужающийся кверху. Теперь, когда предмет рассмотрен детально, его легко зарисовать
- Рисуем цветы. Посмотрите внимательно на расположение стеблей: какие стоят прямо, какие наклонились. Зарисуйте их легкими линиями. Рассмотрите форму цветов, пририсуйте их к ветвям
- Рисуем чайник. Чайник стоит с левой стороны, в основании имеет овал, пририсовываем плавными линиями носик и ручку чайника
- Рисуем яблоко, оно имеет круглую форму, лежит с правой стороны, снизу немного вытянуто. Аккуратно сделайте набросок яблока. Набросок натюрморта карандашом готов.
Физкультминутка. Упражнение «Считалочка»:
- Раз – подняться на носки и улыбнуться
- Два – руки вверх и потянуться
- Три – согнуться, разогнуться
- Четыре – снова все начать
- Пять – поглубже всем вздохнуть
- Шесть – на пояс руки ставим
- Семь – повороты туловища начинаем
- Восемь – столько раз приседаем
- Девять – потягиваемся и отдыхаем
- Десять – и урок наш продолжаем
- Возьмите краски (смочите), палитру, кисти: тонкую и толстую.
- Определите предметы по цвету. Посмотрите внимательно и вы увидите светлые и темные места. Свет и тень помогают определить объем предметов, их форму, разнообразить цветовые оттенки. Рисуя свет и тень, плавно размывайте краску от темной к светлой, тогда не будет резкой грани между светом и тенью
- Учитесь смешивать краски и получать разнообразные оттенки. От присутствия разнообразных оттенков ваша работа будет очень живописной
- Не спешите нарисовать натюрморт сразу, работать можно в несколько приемов. Это только придаст аккуратность и чистоту рисунку
- Итог занятия
- Выставка работ обучающихся
- Заключительное слово педагога
Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и выразительно располагать предметы на листе бумаги, правильно подбирать цвет для раскрашивания, тщательно выписывать мелкие детали.
Как вам известно, рисунки выглядят привлекательно, если они выполнены аккуратно, с художественным вкусом, старательно.
Начиная с сегодняшнего занятия, мы будем поощрять самые аккуратные рисунки медалью «Юлька-чистюлька».
Дети голосованием по громкости аплодисментов определяют обладателей медалей, педагог вручает, дети наклеивают на альбом.
В конце учебного года мы посчитаем количество медалей, подведем итоги и выявим «Самого аккуратного художника».
