Статья на тему курсовой работы: «Передача состояний природы в различное время суток».

Крылова Марина Викторовна
В настоящее время всё больше внимания уделяется возрождению духовности. Основы формирования нравственных ценностей закладываются в детстве, а потому начинать эту работу нужно как можно раньше, ещё в начальной школе. Одним из направлений деятельности учителя или является приобщение детей к искусству. Внимание школьников обращается не только на окружающую среду, красоту предметов, окружающих нас в быту – дома, на улицах, в театрах, музеях, - но и на глубокую нравственную нагрузку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему курсовой работы:

«Передача состояний природы в различное время суток».

подготовила преподаватель изобразительного искусства

Крылова М. В.

В настоящее время всё больше внимания уделяется возрождению духовности. Основы формирования нравственных ценностей закладываются в детстве, а потому начинать эту работу нужно как можно раньше, ещё в начальной школе. Одним из направлений деятельности учителя или является приобщение детей к искусству. Внимание школьников обращается не только на окружающую среду, красоту предметов, окружающих нас в быту – дома, на улицах, в театрах, музеях, - но и на глубокую нравственную нагрузку.

Формирование эстетического отношения к явлениям окружающей действительности, а также развитие умений и навыков на занятиях изобразительным искусством проходит более эффективно, если деятельность учащихся опирается на связь с природой.

Природа и красота – часто трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения.

В. Сухомлинский говорил: «перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги её ».

Удивительны и точны  в своих деталях, поэтичны пейзажи, исполненные художниками В. Серовым, И. Шишкиным, И. Левитаном, Рембрандтом.  

В настоящее время очень актуально изучение  рисования пейзажа. Рисование природы развивает любовь к окружающей среде, расширят кругозор, прививает художественный вкус, воспитывает всесторонне развитую личность через воздействие на её эмоционально-нравственную сферу.

Воспитание чувства прекрасного и понимания прекрасного достигается средствами искусства и средствами самой действительности

( труд, быт, природа, взаимоотношения людей). Воспитание средствами искусства составляет то, что принято называть художественным воспитанием. Художественное воспитание есть важнейшая часть эстетического воспитания.

Искусство есть особая форма познания действительности. Суть ее заключается в том, что художник, изображая единичное, оттеняет в этом единичном типичное для многих подобные явлений; он создает образы, картины, типы людей, типы отношений между людьми. Великие мастера искусства дают людям знания о явлениях действительности не менее богатые и значительные, чем люди науки. Наука и искусство обогащают человечество знаниями.  

Одну из главных ролей в обучении и воспитании детей несет – живопись .

Она служит « пластом» для создания, будущего художника, этому служат слова В. Сурикова: « Есть живопись – есть художник, нет живописи – нет художника. Но для раскрытия у детей всех творческих способностей, учителю необходимо приложить массу усилий.

 « Живопись, - говорил выдающийся педагог и незаурядный художник П. Чистяков, - дело простое. Надо найти должный цвет и положить его на должное место».  

Высокий эстетический уровень живописного произведения определяется тем, насколько в нем отражены сердечные, душевные переживания. Художник своим искусством вызывает особые эмоции. Они создаются определенным расположением цветов, игрой света, тени, гармонией линий.  

Например,  художник  Крымов говорил, как при своем стремлении передать в работах как можно вернее то, что он видит в природе, - пространство,  материальность предметов, освещение, передать верно, общее состояние вечера, или утра, или природу в древние часы, при солнце или в серый день, - ему все время чего – то не хватало.  

Однажды, будучи на этюдах, желая, по привычке закурить  Крымов зажёг спичку, и вдруг его осенила мысль, что пламя этой спички может стать камертоном, определяющим степень светлоты или темноты, то есть тона предметов в природе.

Например, перед вами ярко освещенная солнцем белая стена дома. Если пламя спички совместить с освещенной стеной дома в пейзаже, то пламя по светлоте совпадает с этой стеной.

Пламя от стенки почти не будет видно. А в серый, несолнечный день пламя на фоне той же стены будет казаться гораздо светлее. В данном случае пламя спички как бы постоянная величина светлоты, и им можно проверять, измерять степень темноты неба утром, вечером, ночью и каждый цвет – какой он силы тона.

Так Крымов нашел для себя точку отчета тональности. Он считал, что все цвета в природе надо видеть в их степени темноты, видеть их тон; правильная передача тоновых отношений в природе дает возможность полноценно, реалистически отобразить видимый мир.

Таким образом, тем, кто в своей практике будет придерживаться метода Крымова, надо помнить еще об одном: он основан на видении в живописи тона. При этом первенство отдается именно тону, а не цвету. Тон является ведущим, как бы окрашиваясь цветом.

Изучение процесса создания пейзажа, овладение  интересными техническими живописными приемами, выразительными средствами живописи интересный и творческий процесс. Главное- это яркое, образное мышление, особое состояние души человека, складывающиеся из природных способностей и духовно- нравственного воспитания.