Статья «Создание условий для развития творческих способностей студентов на уроках изобразительного искусства»

Крылова Марина Викторовна
Обучение станет творческим процессом и для студентов и для преподавателя, если оно с самого начала будет строиться как исследовательская деятельность самих студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_krylovoy_m.v.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Создание условий для развития творческих способностей студентов на уроках изобразительного искусства»

Разработал преподаватель изобразительного искусства

Крылова Марина Викторовна.

Обучение станет творческим процессом и для студентов и для преподавателя, если оно с самого начала будет строиться как исследовательская деятельность самих студентов.

Определяя направления своей работы, я выделяю работу по развитию креативности (в переводе с английского creativiti -способность к творчеству), творческих способностей учащихся, которые могут проявляться в мышлении, общении, характеризовать личность в целом.

Развивать творческие способности - это, значит, развивать воображение. Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности студентов. В одних случаях он носит характер подражательный, в других поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

На своих уроках я не требую от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания студентов, разным уровнем развития их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п. поэтому одни сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают их в средства художественной деятельности. Другие достигают этого позже.

Можно выделить основные компоненты, развитие которых влияет на развитие творческих способностей  (тактические задачи учителя):

Развитие композиционно – образного мышления, воображения.

Развитие зрительной памяти, способствующей созданию ярких зрительных образов.

Развитие эстетических чувств: эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому предмету.

Развитие свойств мышления, необходимых для дальнейшей плодотворной  работы.

Следовательно, в центре занятий по развитию творческих способностей должны стоять специальные задания и упражнения, направленные на развитие этих качеств.

Уровень развития творческих способностей зависит от содержания  методов и приемов обучения. Используя на своих уроках разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно стремлюсь развивать у учащихся подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства.

              Особое место в развитии творческих способностей на занятия по предмету «Основы дизайна» занимает метод проектов. Именно метод проектов способен наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности студента в процессе обучения. Известно, что познавательная деятельность  складывается из творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки студента.

На уроках данный метод реализую в форме выполнения творческих проектов. При этом под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством преподавателя изобразительного искусства. Качество же выполнения творческого проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки , приобретенные на уроках изобразительного искусства. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного обобщенного критерия их оценки.

Каждый студент под руководством преподавателя проходит все этапы художественного проектирования.

1.        Предпроектное исследование.

Фиксация    вариантов    решения    работы     в виде линейной графики, зарисовок.

2.        Художественно-конструкторский поиск.

Разработка    и    воплощение    творческих    идей    в эскизах.

  1. Разработка эскизного проекта. Композиционное решение. Чертежи с применением разрезов, сечений. Перспективное и аксонометрическое проецирование с нанесением размеров и "отмывкой".
  2. Выполнение чистового варианта проекта на планшете и практической части.

          В результате совместной работы преподавателя с каждым студентом выход проектов равен 100%. Каждый проект индивидуален и показывает уровень, который достиг студент за 2 года обучения. Защита проектов заканчивается итоговой выставкой.

Наиболее  эффективно зарекомендовал себя метод разноуровневого обучения, личностно - ориентированный подход к учащимся. Так, на уроках по предмету « Изобразительное искусство » студентам предлагаются карточки – задания, разноуровневого выполнения,  самостоятельное выполнение творческих работ на определенную тему.  

      Развитие творческих способностей, по мнению психолога В.И. Андреева невозможно без создания на занятиях с творческой ситуации. По его определению, творческая ситуация - та, которая требует разрешения некоторого диалектического противоречия; выход из нее поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей личности; она либо предшествует формулировке творческой задачи, либо создается самой задачей,   процессом   ее   принятия   и   решения.   Именно   здесь   основное средство    воспитания    -    личность    педагога,    умеющего    определять, выдвигать учебно-творческие задачи.

 Одним из методов активизации творческой деятельности на занятиях является метод вовлечения студентов в исследование творческого процесса замечательных мастеров изобразительного искусства. Объясняя ученику, как овладели творческой активностью мастера прошлого, и показывая образцы различной трактовки художественного образа, мы тем самым вовлекаем студента в активную творческую деятельность. Иногда этого оказывается недостаточно и приходится на рисунке показывать наглядно, как можно использовать средства рисунка (линию, штрих, тон) для более выразительной передачи образа в рисунке. Много работать над рисунком студента не следует, достаточно показать начало работы, а затем работа продолжается самостоятельно.

Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями студентами тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед студентом ставят проблему, познавательную задачу, и он при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения.  Например, на занятиях по дисциплине "Изобразительное искусство с методикой преподавания" студент всегда должен подходить творчески к решению поставленных проблемных ситуаций. Рисуя с натуры, он должен активно включать свое воображение, а это уже ему в этом знание законов перспективы. Освоение предметного мира в действительности и в рисунке требует активного творческого процесса. В рисунке рисующий передает не подлинное пространство, а воображаемое. Передавая образ предмета, студент воссоздает в своем воображении изображаемый на плоскости предмет, а помогает мышление. Творческая активность проявляется здесь в самостоятельности мышления.

Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления студентов. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например, сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему студенту. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причем, обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения. При решении новой задачи, проблемы необходимо сравнивать ее со старыми задачами, приемами работы, выделять в ней новые элементы, которых не было раннее. Все это благоприятно сказывается на изменении приемов при решении новых задач, проблем.

С целью развития творческого мышления побуждаю студентов и к самостоятельной проверке результатов работы. Ставилю перед ними задачи - не сверить свои результаты с образцом учителя, с ответами студентов, с учебником, со словарем, а самостоятельно проверить задачу.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Важную роль играют вопросы преподавателя. Например, « Каким образом в картине художнику удалось с такой выразительностью передать красоту осенней природы?» На уроках изобразительного искусства необходимо как можно чаще давать студентам возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время работы, говорить о собственном настроении. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь студентов в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.

 Важным условием развития художественного творчества студентов является использование технических средств обучения. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества студентов трудно переоценить.

На уроках изобразительного искусства вводятся творческие и импровизационные задачи. От копирования лучших образцов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна студенты постепенно подводятся к созданию собственных вариаций и импровизаций.

Важным условием развития художественного творчества является разнообразие применения художественных материалов и техник. Студентам для выполнения задания предлагаются такие материалы как карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, тушь, гелиевая ручка и др. Постепенно студенты овладевают умением самостоятельно выбирать технику выполнения творческих работ.

Очень часто толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности, появлению желания заняться рисованием, лепкой служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой людьми. Процесс создания с помощью карандаша, кисти, красок, глины ярких образов людей, животных, природы, вид ярких красок производит неизгладимое впечатление на зрителей,  вызывает у них желание попробовать самим так сделать. Поэтому на занятиях по изобразительному искусству особое внимание отводится выработке умений и навыков в педагогическом рисовании на классной доске мелом. Для этого используются карточки-задания с изображениями, встречающимися на уроках в начальных классах. При правильной постановке данной работы студенты без боязни активно участвуют в обучении педагогическому рисунку. На педагогической практике навык педагогического рисования отрабатывается.

Повышению эффективности учебного и творческого процесса помогает разнообразные применения самостоятельно изготовленных таблиц, учебных пособий. Учебные пособия, раскрывающие методическую последовательность выполнения работы, отражающие способы передачи пространства и движения. В целях активизации мыслительной деятельности используются карточки-упражнения, карточки-задания.

Творческие способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение студентов к продуктивной творческой деятельности. И одной из значимых форм работы со студентами по развитию творческих способностей является кружок «Дизайн среды».

Обучающиеся студенты обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача кружковой работы - выявить и развить их в доступной и интересной им деятельности. На занятиях студенты выполняют индивидуальные творческие работы,  разрабатывают оформление выставок и интерьера.

Таким образом, все необходимые знания и умения лучше всего приобретаются именно в творческой деятельности, поэтому педагогу следует тщательно подходить к подбору заданий, которые действительно помогут в развитии творческих способностей учащихся.