Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему: "Роль народных промыслов в жизни человека"

Попова Ирина Алексеевна

Урок изобразительного искусства является обобщающим уроком четверти и создан для 5 класса по требованиям ФГОС ООО. Даная разработка содержит цель урока, планируемые результаты обучения, используемые ресурсы и развернутый план-конспект (сценарий) урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока изобразительного искусства.

Класс: 5

Учитель: Попова Ирина Алексеевна, МБОУ «Еланская СОШ №3»,  р.п. Елань, Волгоградская область.

Тема урока:  «Роль народных промыслов в жизни человека»

Цель: Сформировать умения и навыки создания композиций по мотивам народных росписей (Городец, Жостово,

                                                                                                                                                                                        Гжель).

Планируемые результаты обучения:

  1. Предметные:  - понимать роль народных художественных промыслов в современной жизни;

                       - видеть и сопоставлять характерные особенности народных художественных промыслов (хохлома,  

                          городецкая роспись, дымковская игрушка, богородская игрушка, гжельская роспись, жостовский

                          поднос;

                       - объяснять значения слов: «оживка», «замалёвок», «уборка», «букет», «венок», «гирлянда», «ромб»;

                       - овладевать практическими навыками создания композиций по мотивам народных росписей  

                         используя композиционный центр, уравновешенность элементов, характерные виды компановки.

  1. Метапредметные:

     познавательные: - сравнивать объекты, находить в них общие и  отличительные особенности;

                                    - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

     коммуникативные:  -  формулировка своего мнения и участие в коллективном обсуждении;

                                        -  сотрудничество с одноклассниками и учителем при работе в группе, проявление          

                                           взаимодействия и взаимопомощи.

     регулятивные:  - постановка учебной задачи на основе уже изученного;

                                - осуществление действий для реализации творческого замысла с учетом конечного результата;

                                - оценка и осознание качества и уровня усвоения;

    3.  Личностные:  - развитие эстетических чувств, проявление интереса к художественным видам деятельности;

                                 - чувства гордости за культуру русского народа;

Используемые ресурсы:

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.  На партах (для каждого ученика):                                          

                            карточки: №1 - для ответов, №2 – лист самооценки, клей, фломастеры, заготовки для творческой  

                            работы, выполненные ранее – розаны купавки, листочки, цветы, синие цветы.  Для групповой работы    

                            заготовки: жостовский поднос, гжельский сервиз, городецкая разделочная доска.

Литературный ряд: стихи о народных промыслах.

Изобразительный ряд: иллюстрации (слайды) о народных художественных помыслах.

Оформление класса: выставка предметов ДПИ: оригинальные изделия народных промыслов и изделия, выполненные  

                                      детьми по мотивам народных промыслов.

                                      На доске: тема урока (закрыта)

План-конспект урока.

  1. Мотивационный этап. Организация класса. (Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку)

(В классе оформлена выставка предметов дпи:  изделия народных промыслов и изделия, выполненные  

                                      детьми по мотивам народных промыслов).

Учитель начинает урок со стихотворения:

  • Очень часто за событиями                                  

                 И за сутолокой дней

                 Старину не вспоминаем

                 Забываем мы о ней.

             Хоть и более привычны

             Нам полеты на Луну,

             Вспомним русские обычаи,

             Вспомним нашу старину.

Начинается показ слайдов (с 2 по 9) о пройденных народных промыслах под музыку со словами:

  • Ремесел очень много на земле на русской есть.

                И всех ремесел нам сейчас не перечесть!

                Велика Россия наша,

                И талантлив наш народ.

                О Руси родной умельцах, на весь мир молва      

                                                                                идет.

Вопросы к классу:

  • Что мы сейчас увидели на экране?
  • Какое настроение или чувства вызвали у вас эти изображения?
  • Как вы думаете, актуально ли изучение народных художественных промыслов в современной жизни? Где это  может нам пригодиться в жизни?

          Учитель подводит итог о сказанном детьми о роли народных художественных промыслов в современной жизни.

  • Попробуйте озвучить тему нашего урока. (Говорят дети). Учитель открывает  тему  урока. (Слайд 10)
  • Как вы думаете о чем пойдет разговор? (говорят дети)                      

«Вспомним народные промыслы» - 1 этап (вывешивается на доску)

  • А что мы сегодня будем делать? (дети высказывают догадки, называя изделия промыслов или названия элементов)

Учитель подводит к выводу и созданию проблемы:

Вы правильно подметили, что украшать мы будем изделия по мотивам изученных промыслов                          «Украшение изделий» - 2 этап (вывешивается на доску), посмотрите на них. Учитель показывает сложные росписи подносов или городецкую роспись на разных изделиях. (Изделия народных промыслов)

А хватит ли нам мастерства расписать так же? (дети говорят – нет).

Давайте выясним, что мы уже усвоили, а чему предстоит научиться.

Заполнение карточки №2 – оцениваем 1 этап.

  1. Актуализация знаний. (Презентация)

Вспомним характерные особенности народных художественных промыслов. (Дети называют характерные элементы и основные цвета росписей)

Слайд 11 – Дымковская игрушка. Элементы - простые: круги, клетка, полоски, волна…Цвета – яркие.    

Слайд 12 – Гжель. Элементы – растительные, сеточки, завитки…Цвета – белый фон, синие цветы.        

Слайд 13 – Городец. Главные элементы: розан, купавка, кони, птицы.

Слайд 14 – Хохлома. Элементы – растительные, «травка». Цвета – красный, черный, золотой (желтый).

Слайд 15 - Жостовский поднос. Яркие букеты на черном фоне (иногда на цветном фоне)

Закрепление ранее изученного: дети отвечают на вопросы – карточка №1 (некоторые вопросы останутся без ответа)

  1. Создание проблемной ситуации.

Слайд 16 – Жостовский поднос со сложной композицией.

Слайд 17 -  Гжель со сложными формами и росписями? – А вам это по плечу? (затруднение)

Слайд 18 – Городецкие изделия сложной формы сплошь покрытые росписью. Могли бы вы вот так заплести фон?          

                 (затруднение)

Постановка проблемы урока:

Элементы каждой из этих росписей мы уже умеем делать. (Вывешиваю на доску стрелочку от 2-ого этапа «Украшение изделия» →Элементы).

А в чем теперь возникает затруднение? Что мешает нам красиво и правильно распределить эти элементы? Мы знаем правила расположения композиций? (Нет) Вывешиваю на доску от второго этапа →Композиция→?

Заполнение карточки№2 – оцениваем 2 и 3 этап.

Физкультминутка.

  1. Формулировка основной учебной задачи (говорят дети)

Что мы сегодня узнаем? И что будем делать?

Самоконтроль и самооценка.

После того, как основная задача сформулирована учащимися, намечается план работы, что создает ясную перспективу работы. В этом помогут листы самооценки (ведутся на протяжении всего урока).

Предлагаю  взять карточку №2 – лист самоконтроля, где уже прописаны этапы урока, предлагаю оценить 4 и 5 этап.

                                                                                                             

  1. Усвоение новых знаний и способов действия. (Презентация)

Слайд 19 –  Гжель. Обратить внимание на расположение цветов по форме посуды (кувшин и тарелочка), большой  

                      цветок на большой форме и в центре.  Дети отвечают на вопросы: Как выделен композиционный центр?

Слайд 20 – Городец. Сначала мастер делает замалёвок – крупные цветные пятна, из них получается центр всей          

                  композиции, затем добавляет круги по-меньше. Завершается работа белой и черной оживкой (штирхи, дуги,  

                  точки). Самые распространенные композиции имеют названия: букет (симметричен), венок, гирлянда,  ромб)

Слайд 21 – Жостово. Жостовские композиции имеют свои отличия и названия: букет, венок, полувенок. Какая бы ни

                  была композиция, мастер всегда начинает роспись с расположения крупных цветов, а заканчивает мелкими

                  бутонами, листочками и веточками.

  1. Первичное закрепление самоконтроль и самооценка.

Слайд 22 - Определите по изображению название композиций. (Венок, полувенок, букет, гирлянда, ромб)

                   Одно исключение без названия – Гжель. Здесь цветы расположены по форме.

Карточка №1- попробуем еще раз ответить на вопросы, которые вызвали у вас затруднение в начале урока.

Карточка№2 – проконтролируйте, все ли у нас идет по плану? И оцените свои достижения (6 и 7 этапы).

                      Обратить внимание ребят на задачи, вывешенные на доске.  Говорят дети. Особенности промыслов    

                      мы повторили, элементы - знаем, виды композиций - изучили, осталось только украсить - правильно и  

                                                                                                                                                                                       красиво.

  1. Этап отработки навыков  применения изученного.

Работа по группам.

1 группа: оформить сервиз по мотивам гжельской росписи; (Индивидуальные упрощенные задания – оформление чашек и чайника – простое украшение в центре изделия и доработка сеточек и темного края фломастером)

2 группа: украсить разделочную доску по мотивам городецкой росписи;

3 группа: украшение подноса по мотивам  жостовской росписи.

Довести композицию до конца уборкой, оживкой, изящными травинками, завитушками.

Проговорить этапы работы. Говорят дети.

С чего вы начнете? Что сделаете потом? Чем закончите работу? Совет: сначала обсудите вместе, не спешите приклеивать, вдруг, что-то захочется передвинуть. Приклеиваем в последний момент.

  1. Итог урока. Рефлексия.
  • Презентация групповых работ. (Дети говорят: в чем красота их изделий, за что их ценят)
  • Рефлексия. Карточки №2 – лист самооценки и контроля.

Слова учителя: Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

                           Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

                           Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо -  улыбнулись мне!

                           А кто чувствует, что работать может еще лучше – поаплодируйте себе.

  • Подведение итогов.

Карточка №1                                    Ф.И._____________________________________________

            «Что мы знаем о народных промыслах»  

Вопрос

Ответ

1

В росписи этой игрушки используются простые элементы: C:\Users\2007\Documents\школа-мама\РЕПРОДУКЦИИ\табл2.jpg                     

                        Как называется этот промысел?

2

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

                                        Назовите промысел.

3

Как называются цветы в городецкой росписи?

4

Как волшебница Жар- птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица, 

Золотая Хохлома.

                                   Назовите три основных      

                              цвета хохломской росписи

5

В начале работы городецкие мастера выделяют центр композиции крупными цветными пятнами. Эти цветные круги называют…….

6

Какие названия есть у цветочных композиций в жостовской и городецкой росписи?

    Оцените себя:

6 правильных ответов –«5»

5-4 правильных ответов – «4»

3-2 правильных ответа – «3»

Карточка №2                                    Ф.И.______________

Лист самоконтроля и самооценки.

Оцени «+» свою активность и работоспособность

на разных этапах урока. Ставь «+» за каждое верное утверждение

Этапы урока

Самооценка

 1 этап

«+»Я понимаю тему нашего урока          «+»Я могу рассказать о роли народных промыслов в нашей жизни.

«+» Я знаю, что нам предстоит сделать

2 и 3 этап

«+» Я помню всю полученную ранее информацию о народных промыслах

«+» Я осознаю, какие затруднения мне придется преодолеть, чтобы выполнить задание.

4 и 5 этап

«+» Я представляю, что я должен узнать и что я буду делать

«+» Я четко представляю этапы своей работы.

6 и 7 этап:

«+» - Я все понял о композиции

«+» Я знаю, как это применить

8 и 9 этап. Практическая работа. Итоги.

«+» Я участвовал в обсуждении хода работы в группе.

«+» Я участвовал в практической работе

«+» Я применял  знания о композиции

«+» Я доволен результатом

Оцени свою работу:

11-13 «+» - «5»

8-10 «+» - «4»

5-7 «+» - «3»

Сумма «+»:

Твоя Оценка: