Детский рисунок как отражение художественной культуры.

Синицина Мария Сергеевна

Детский рисунок как отражение художественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_risunok_kak_otrazhenie_hudozhestvennoy_kultury.docx7.51 КБ

Предварительный просмотр:

Детский рисунок как отражение художественной культуры

Нужно, чтоб в искусстве отражалось вечное стремление в даль, к высоте: Когда это стремление есть в художнике и когда он верует в солнечную силу красоты, его картина, книга, его соната - будут:поняты, дороги:
Они вызовут в душе:созвучный аккорд.

М.Горький

Знакомство с историей детского рисунка, как частью истории художественной культуры, дает возможность не только изучить настоящее время, но и вернуться в прошлое, заглянуть в будущее.

Общение с произведениями детского творчества обеспечивает условия для духовного общения с ребенком, творчество которого обращено к другому человеку.

Работая с детским рисунком, имеющим ценность, как рисунка "наивного", готовит меня, учителя, к встрече с ребенком, как представителем культуры, воспитывает чувство уважения к нему.

Рассматривая рисунки, я приобретаю навыки описания и анализа детского творчества, чем с удовольствием и занимаюсь с первых дней преподавания в школе.

Художественная культура, среда открывают в ребенке особенности эстетического отношения, видения мира, предоставляя определенные средства выражения. Художественная культура определенной эпохи - это целостность, многогранность, образ который характеризуют конкретные явления искусства и места их в жизни общества и человека.

 Эра телевидения и компьютеров. Что смотрят наши дети, какие герои им нравятся, в какие игры играют?

Я обучаю рисованию ребят в новейшее время. Дети - действующее лицо культурного процесса и их рисунки.

Ученик всесторонне проявляет себя в творчестве - в компьютерной графике, в живописи, рисунке и т.д. Необходимо дать ему право на свою индивидуальность. На первый план выходят герои мультфильмов, сериалов. Дети подражают вымышленным героям. На их рисунках больше преобладают темные, черные цвета.

Они и сами говорят черные - злые силы, черные мысли - плохие, и никто с ними не может справиться. На их рисунках больше жестокости. Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека.

Красный цвет - цвет господства и мятежа, то в этом проявляется возбуждения. Многие дети, склонные к возбуждению и не выдерживающие его в течение продолжительного времени, поэтому предпочитают синие цвета. Они ищут покоя, разрядки и отдыха. Их цель - иметь возможность жить в мире и гармонии.

Культура, как цемент, который скрепляет ценности, святыню, верования, традиции. Если культуру уничтожить, народ умрет, останется население, а с населением не считаются.

А на своих уроках я учу культуре. Учу прекрасному.

Растет ребенок, "растет" рисунок он становится более осмысленным, более правдивым. Наблюдаются характерные качества рисунка. Роль учителя искусства, как художника, раскрывается в эстетическом и художественном развитии ученика, в его творческом самоопределении.

Детский рисунок, действительно, отражение системы. Наблюдая, отмечаю, что на одних занятиях искусством почти каждый ученик создает рисунок максимально для него выразительный, а на других, лишь у некоторых детей бывают такие.

Изобразительная деятельность детей сопровождается двумя процессами: рассудочным - осознанным ребенком и образным - не осознанным.

Здесь-то первый рассудочный и проявляется через рассказ "диалог про себя". Не всегда ребенок может рассказать о себе в слух, но этот можно прочесть в рисунке.

Связь рисуемого изобразительно не выражена - поэтому появляется пустота на "наивных" детских произведениях - это чистое место на бумаге. У него нет необходимости рисуя, видеть, на сколько, то, что он рисует, выражает или не выражает замысел.

Образный проявляет себя в увлеченности ребенка игрой со средствами изображения. Главное - это задуманное событие, а цвет, линия, пятно - это средство выразительности. Каждое соответствует замыслу. Ребенок, рисуя, играет и игра помимо его сознания создает условие для зарождения художественной, выразительной и содержательной формы.

Чтобы образный процесс возобладал над рассудочным требуется условие - сотрудничество ученика и учителя. Дети учатся не у учителя, а с учителем. Совместно осваивают технологии рисования и находят формы применения в своей изобразительной деятельности, которые способствуют их возрасту, способностям и индивидуальностям.

"Наша задача состоит в том, чтобы создать более совершенное общество, дать молодому поколению как можно больше истинных благ - в первую очередь духовных, которые смогут сделать жизнь прекрасней"- это мысли великого художника и философа С.Рериха. И я с этим полностью согласна.

Учащиеся вместе "проживают" одно за другим каждое занятие, как особую область своей жизни. А учитель по мере взросления меняет свои формы, берет на себя все то, что пока непосильно школьнику. И это не ошибка, а художественное достоинство рисунка.

Изобразительное творчество на уроках совместно, но никогда и ничего учитель не рисует за ученика. Иллюзия, что поправки взрослого улучшают рисунок. Они его искажают, так как взрослый не способен воспринимать свою и окружающую жизнь по-детски. Полезнее подсказать, указать на его рисунке или показать какое-то действие на своем листочке, а еще лучше, обратятся к произведениям мастеров искусства.