ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ЗАМОК Совместная исследовательская работа учителя и учащегося по мировой художественной культуре.

Татьяна Николаевна Клинова

     Наша страна богата шедеврами талантливых зодчих и строителей, и мы можем гордиться тем, что на нашей Нижегородской земле сохранился один из таких шедевров. 

    На волжском берегу, в поселке Юрино стоит полусказочный средневековый замок с зубчатыми башнями, с цветными витражами и прозрачным куполом зимнего сада. Овеянный легендами, замок привлекает неведомой таинственностью и своеобразной красотой, уводит в глубокую старину…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sheremetevsk._zamok_-issledovanie.docx570.94 КБ

Предварительный просмотр:

ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ЗАМОК

Совместная исследовательская работа

 по мировой художественной культуре.

                                 

                                             Авторы:

                                                  Учитель МХК Клинова Т.Н.                                        

             Ученица 11 «Б» класса

                    Марьина Мария Олеговна

                             

                                           

   

МБОУ СОШ №117

Нижний Новгород  2 0 1 5

     СОДЕРЖАНИЕ.

                                                                                                   Стр.

Введение                                                                                       3

Глава I. Родословная Шереметевых.                                          7

           I.1 Происхождение рода Шереметевых                          7

           I.2 История Юринской ветви Шереметевых                  8

Глава II. Замок и усадьба Шереметевых                                   10

           II.1  Из истории строительства.                                       10

           II.2  Особенности постройки.                                          14

           II.3  Интерьеры замка.                                                      17

           II. 4  История замка после смерти П.В.Шереметева.    20

           II. 5  Тайны и легенды замка                                            22

           II.6  Михайло-Архангельский Храм.                               23

           II.7  Современное состояние усадьбы.                            25

III. Заключение.                                                                            27

 Список используемых источников и  литературы.                 29  

 Приложения.                                                                               30

I. ВВЕДЕНИЕ.

    На волжском берегу, в поселке Юрино стоит полусказочный средневековый замок с зубчатыми башнями, с цветными витражами и прозрачным куполом зимнего сада. Овеянный легендами, замок привлекает неведомой таинственностью и своеобразной красотой, уводит в глубокую старину…

     Шереметевским замком зовется в Нижегородской области усадьба Шереметевых. Дело в том, что похожа она на замок крепкой высокой стеной с входом, укрепленным высокими мощными башнями по обе стороны ворот, необычной для среднерусской полосы замковой архитектурой барского дома с дозорной  четырехугольной башенкой. Нельзя ее просто домом назвать, и слово усадьба ко всему комплексу не очень подходит. Сходства добавляют и некоторые другие архитектурные элементы, напоминающие зубцы стен, и хотя форма и размер окон явно противоречат принципам фортификации настоящего укрепления, находящегося за крепостными стенами, окрещено было строение замком. Назвать его можно было и кремлем, поскольку характерные элементы присутствуют в общем облике сооружения.

     Наша страна богата шедеврами талантливых зодчих и строителей, и мы можем гордиться тем, что на нашей Нижегородской земле сохранился один из таких шедевров.  

Надо отметить, что изучение выбранной темы представляет достататочную сложность в связи с ограниченным количеством литературы, где рассматривается или упоминается названный архитектурный ансамбль. Вероятно, это связано с тем, что замок расположен в глубокой провинции, достаточно удален от крупных городов. В литературе по истории архитектуры XIX чаще описываются или подвергаются анализу градостроительные ансамбли или здания, расположенные в крупных, особенно столичных городах.  Усадебная архитектура чаще представлена подмосковными комплексами. Это также подтверждает уникальнось рассматриваемого объекта архитектуры. Поселок Юрино сам по себе достаточно традиционный для Поволжья, ничем особо не примечательный населенный пункт, тем более поразительное впечатление производят расположенные на его территории такие грандиозные и неповторимые сооружения, как ансамбль усадьбы и Михайло-Архангельский собор.

  Чаще этот ансамбль называют замком Шереметева, это усадебно-парковый ансамбль XIX века, расположенный в среднем течении Волги (поселок Юрино), бывшая вотчина помещиков Шереметевых, родственников первого графа на Руси фельдмаршала Бориса Шереметева.

 Памятник относится к объектам культуры федерального значения. Сооружение отличается очень необычной для России  архитектурной эклектикой[1] усадьбы,  сопровождается сочетанием регулярного и пейзажного стилей парковой зоны.

II.ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ЗАМОК.

       II.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ РОДА ШЕРЕМЕТЕВЫХ.

     Родословная Шереметевых (Шереметьевых) уходит в глубину веков.

     Род Шереметевых был известен по всей Руси Великой, из него вышли военачальники и члены Государственной Думы, фрейлины и княгини, потомки графских и дворянских достоинств.

     О древности и знатности происхождении рода Шереметевых говорят герб и его описание: "Посреди золотого щита на красном поле, окруженном лавровым венцом, изображена золотая корона, т. есть герб древних властителей прусских и под оною два серебряных креста, означенных перпендикулярно. В нижней части на золотом щите видна шапка, служившая в древние времена отличием для бояр, в которых чинах фамилии Шереметевых многие годы находились; а внизу шапки изображены копье и меч, положенные крестообразно на серебряном полумесяце, рогами обращенном вверх.

     Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою короною, на поверхности которой между серебряных звезд шестиугольных виден кумиропоклонный дуб. Щит держат два льва, имеющие золотые лбы, а во рту лавровую и масляничную ветви, из коих у стоящего с правой стороны находится в лапах скипетр, а с левой - держава в память того, что предки фамилии Шереметевых были в Пруссии владетелями. Намет на щите золотой, подложенный красным, под щитом надпись: "deus conservat omnia"- « Все в воле Бога» или « Бог хранит всех».[2]

      Свою родословную Шереметевы ведут с ХVI века, основателя рода называли Кобылой, а фамилия произошла от прозвища Шеремет. Существует несколько версий значения этого прозвища. Одна из них гласит, что это звучное имя произошло от названия восточного головного убора – чалма, и было известно на Руси с незапамятных времен. Есть также гипотеза, что фамилия Шеремет восходит к прозвищу, которое имеет тюркские корни. Согласно одной из версий, оно имеет значение «имеющий легкий, скорый шаг», либо «грубый, вспыльчивый, горячий».

     Есть также гипотеза, что в переводе с турецкого это имя означает «человек львиной храбрости».

     Имя Шеремет упоминается в документах с 16 века: Шеремет Шеметов сын Мотякин, 1551г., Шеремет Григорьевич Хлуденев, XVI в., Андрей константинович Беззубцев – Кошкин, боярин, 1587г., со временем получил фамилию Шеремет.

     В XVII веке близко к престолу стоял боярин Петр Васильевич Большой Шереметев. А во времена правления Петра I его сын Борис Петрович был первым на Руси удостоен графского титула и стал фельдмаршалом. Его брат Василий Петрович этого не заслужил. Юринская ветвь рода Шереметевых идет от Василия Петровича

 

II.2. ИСТОРИЯ ЮРИНСКОЙ ВЕТВИ РОДА ШЕРЕМЕТЕВЫХ

     Продолжатель рода этой ветви Василий Сергеевич в 1812 году купил Юрино у Ольги Жеребцовой, вдовы камергера. В.С. Шереметев к этому времени был генерал-майором в отставке, а до этого он принимал участие в русско-турецкой войне под командованием Суворова.

     Выйдя в 1797 году в отставку, В.С. Шереметев поселился в селе Богородском Нижегородской губернии. У него было четыре сына, из которых был женат только Петр. Петр Васильевич был чиновником дипломатической службы, а с 1828 года служил в кавалергардском полку и вышел в отставку полковником в 1835году. Он был женат на Елизавете Соломоновне Мартыновой (родной сестре Николая Мартынова, убившего М.Ю. Лермонтова на дуэли). Его брат кавалергард Василий Васильевич был убит в 1817 году на дуэли камерюнкером А.П.Завадским.

     Младший сын Николай был членом "Северного общества", арестован и посажен в Кронштадскую крепость, а затем отправлен, как многие декабристы, на Кавказ в егерский полк. В 1831 году после смерти Василия Сергеевича все хозяйство переходит в управление старшего сына Сергея. Как и отец, он прошел армейскую службу, принимал участие в Бородинском сражении, где получил рану на лице от удара саблей, и награжден золотой саблей с алмазами. Впоследствии в Нижнем Новгороде Сергей занимал пост губернского предводителя дворянства. После Сергея Васильевича во владение Юринской вотчиной в 1860 году вступил Василий, сын Петра Васильевича. Василий Петрович был женат на Ольге Дмитриевне, урожденной Скобелевой, фрейлине царского двора. Именно он начинает в Юрине строительство усадьбы и главного дома.

     У Василия Петровича и Ольги Дмитриевны были дети: Ольга, Петр, Елизавета и Марина, дочь Мария умерла в младенчестве. Ольга вышла замуж за офицера Павла Александровича Демидова. Семья распалась. Второй раз Ольга вышла замуж уже за князя Михаила Михайловича Кочубея. После смерти родителей младшие дети воспитывались в семье Мартыновых. Весной 1908 года Марина Васильевна переехала в С-Петербург и впоследствии вышла замуж за офицера гусарского полка Михаила Петровича Кауфмана. В этом браке родился сын - Петр.

      В 1914 году М. Кауфман был убит на войне. Марина переехала за границу. Вышла второй раз замуж за Гагарина и купила землю в Италии недалеко от Ниццы. В этом браке родила второго сына. В 1925 году Марина Васильевна умерла и была похоронена в Ницце на кладбище "Сосадпе".

     Единственный сын Ольги Дмитриевны и Василия Петровича - Петр - был последним владельцем Юринской вотчины.  Петр Васильевич  умер в 1916 году в Санкт-Петербурге, но похоронен вместе с родителями в фамильном склепе возле Михайло-Архангельской церкви, недалеко от усадьбы.      

     

ГЛАВА II. ЗАМОК И УСАДЬБА ШЕРЕМЕТЕВЫХ.

II.1  ИЗ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА.

     Первые упоминания о пос. Юрино встречаются в документах Желтоводского (Макарьевского монастыря) и относятся к XVII в. В 1720 г. село Юрино получает в собственность сподвижник Петра 1 Федор Алексеевич Головин, командовавший первой русской эскадрой в Азовском море. Видимо, с ним связано появление в Юрино якоря, который сохранился до наших дней и находится в пределах усадьбы Шереметевых. Ибо, как говорил Ф.А.Головин «Здесь, в селе Юрино, мой причал, моя якорная стоянка!»[3] В 1762 году «село Архангельское, Юрино тоже» пожаловано инженер-капитану Василию Ивановичу Бибикову, который через 12 лет продает его князю Сергею Сергеевичу Гагарину. Князь С.С.Гагарин недолго оставался хозяином. В 1784 г. появляется документ, свидетельствующий о том, что судьбой волжского села управляли на Урале. Документ представляет собой завещание Никиты Демидова о распределении имущества сыновьям. Сыну Николаю, помимо десятка крупных заводов и рудников на Урале, также завещалось с. Юрино и 836 душ. Юрино вряд ли привлекало крупных заводчиков Демидовых и они перепродают Юринскую вотчину действительному камергеру двора его Императорского величества Александру Анатольевичу Жеребцову, после смерти которого, в 1812 г., Юрино переходит генерал-майору Василию Сергеевичу Шереметеву и в жизни села Юрино начинается новый этап развития. Василий Сергеевич Шереметев - один из боевых полководцев А.В.Суворова, дальний родственник вельможи петровских времён фельдмаршала Шереметева - владельца знаменитой подмосковной усадьбы Кусково.

    В первой половине Х1Х века Сергеем Васильевичем Шереметевым,  занимавшем в Нижнем Новгороде пост губернского предводителя дворянства, были очерчены пределы будущей усадьбы. Сюда включалось около 60 гектаров плодородной земли с великолепным парком, расположенном на высоких холмах, почти на берегу рыбной старицы «Юринское озеро».

 Первые записи о проекте усадьбы относятся к 1835 году. К разработке проекта Шереметевы приглашали известных архитекторов, преимущественно иностранцев, таких как Р.К.Мюллер, А.А.Парланд, А.В.Корш.

 В 1835–х годах делаются первые шаги по строительству Главного дома и парка в усадьбе. Сосновый бор, существующий на возвышенной части усадьбы, был использован для создания пейзажной части парка. Там были проложены прогулочные дорожки, впоследствии выложенные кирпичом. В нижней части будущего парка строились хозяйственные постройки: винокуренный завод, мельница, оранжереи, в которых выращивались персики и виноград, абрикосы и ананасы. Строительство велось Сергеем Васильевичем Шереметевым.

 В 1860 году во владение Юринской вотчиной вступает Василий Петрович Шереметев, крупный помещик и лесопромышленник, «строитель каменного замка». В конце 60-х годов начинается строительство служебных корпусов, хозяйственных построек, реконструируется парковая зона. В 1874 году Василий Петрович приступает к строительству «каменного замка». Величественное здание главного дома возводили поколения юринских мастеровых Морозовых, Тезиковых, Беляковых, Балакиных и других.

  В 1868 году наследником имения был признан Петр Васильевич Шереметев – сын Василия Васильевича, самого младшего из сыновей В.С.Шереметева. Молодой хозяин начинает перестраивать жизнь в поселке Юрино. В этот период происходит отмена крепостного права в России, что позволяет активизировать развитие крестьянского хозяйства. Однако Петр Васильевич обращает свое внимание на переработку леса, на левом берегу Волги появляются лесотехнические заводы, открывается лесоторговая контора. Новым направлением деятельности Петр Васильевич избрал строительство замка в Юрино и коллекционирование предметов искусства.

     Современный вид дворец приобрел при Василии Петровиче Шереметеве. Надо отметить, что усадьба Юрино находится в самом благодатном по климату месте. Обилие лесов, лугов, озер, красивые ландшафты, упоительно чистый воздух, жаркое лето и снежные зимы. Начиная строительство уникального в России Замка, Василий Петрович и Ольга Дмитриевна рассчитывали создать поистине заповедную дворянскую усадьбу и им это удалось. Проектированием замка занимались ведущие немецкие и русские архитекторы, возводили юринские мастеровые, а для устройства полов был приглашен итальянский мастер.

     В 1875 – 1885 годах строительными и планировочными работами руководили архитекторы А.А. Парланд, Р.К. Мюллер, Ф.А.Корш. В это время заканчиваются работы по верхнему и нижнему пейзажному парку и северной части партера (регулярного парка). В начале XX века производятся планировочные работы по южной части партера последним хозяином усадьбы Петром Васильевичем Шереметевым. С 1905 года к работе над проектом был приглашен известный русский зодчий П.П. Малиновский.  Нижегородский архитектор П. Малиновский производит переделки фасадов.

     В 1880 году по заказу сына Василия Петровича- Петра немецкая фирма «Сименс – Гальске» проводит работу по электрификации замка, в 1905 году та же фирма налаживает телефонную связь усадьбы с лесными кордонами, проводит водопровод и канализацию. В 1882 году Петр Васильевич начинает строительство крепостных стен с воротами.

    Рабочие и мастеровые на стройку брались в основном из Юрина и Богородска. Каменных дел мастера: Степан и Федор Смысловы, Михаил Морозов, Емельян Иванов, Николай Кочеров, Василий Сучков, Андрей Кочетов, Михаил Беляков, Василий Таланин, Иван и Павел Зарубины, Тезиков.  Юринские столяры-умельцы: Гавриил Ивличев, Александр Шишкин, Михаил и Аверкий Артемьевы и др.

    Плотники и столярных дел мастера: Степан и Сергей Балагушины, Гавриил Ивличев, Артемьевы отец с сыновьями, Мухины.

     Огромная масса различных стройматериалов расходовалась на усадьбу: кирпич, известь, лесоматериал – все заготовлялось на месте. Но немало дорогостоящих строительных материалов, таких как мрамор и мраморная крошка, камень, высокие сорта древесины, закупалось в Финляндии, в Западной Европе и доставлялось в Юрино водным путем.

     Шереметевы не жалеют ни средств ни усилий в достижении цели - создания в Юрине совершенно уникального для России усадебно-замкового комплекса.

     Вокруг Замка воздвигаются каменные крепостные стены, создается весь комплекс усадьбы. Крепостная стена начиналась от смотровой башни и от старой деревянной церкви; стена поднималась по склону вверх, и, как ее продолжение, здесь возвышался корпус, вобравший в себя баню, прачечную и кастеляншую, переходящие в различные склады, в конюшни. Стена огораживала всю усадьбу.

     Возникают пруды, вольеры для диких животных. Благоустраивается парк и оранжерея. В Замке были замечательные по красоте и убранству комнаты. И сейчас их великолепие поражает нас, хотя не все комнаты сохранились в прежнем виде. При постройке строители употребляли много оригинальных архитектурных элементов в оформлении интерьеров, лестниц с узорами, своеобразных сообщений-проходов между помещениями.

    Вторая половина XIX и начало XX веков считается периодом упадка усадебного строительства. Строительство же усадьбы Шереметевых к началу XX века достигает своего расцвета. Усадьба имела вид, характерный для русской усадьбы, тип которой сформировался к началу XVIII века. Общая площадь усадьбы 62 га. Строилась она с большим размахом.  В ее составе Главный Дом – величественный замок, оранжереи, хозяйственные постройки, паровая мельница, огород, плодовый сад, парк, выполненный в регулярном и  пейзажном стиле, искусственные пруды с островками, вольер для диких животных и т.д. Вот только Главный Дом был возведен так, что оказался непохожим на другие типичные усадебные постройки России XVIII века.

 

II.2 ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЙКИ.

     Период строительства усадебного комплекса соответствует расцвету эклектики в архитектуре.  Замок  и сегодня являет собой синтез различных архитектурных стилей. Смешение стилей – западноевропейская и восточная готика, древнерусская и романская архитектура, пожалуй, в большей мере чем в других шедеврах Х1Х века, отразилось на формах и декоративном убранстве Юринского замка.

     В усадьбе Шереметевых архитектурная эклектика сопровождается  регулярным и пейзажным стилем формирования ландшафта (здесь присутствуют элементы барокко, классицизма, русские мотивы).

    Стены замка возведены из красного и черного кирпича качественного обжига (черный кирпич образует контрастные горизонтальные полосы по фасадам). В сочетании с широко используемыми белокаменными деталями (карнизами, оконными наличниками, балконными балясинами и др.) стены являются нарядным фоном с сложной ритмической игрой окон, башен, зубчатых парапетов, металлических кровель, высоких дымоходных труб с различными по форме дымниками, громоотводами и флюгерами.

     Окна - самых различных форм и размеров: прямоугольные, арочные, одиночные и спаренные, с деревянными переплетами и переплетами, вырезанными из камня.

     Стены, башни, многочисленные башенки, балконы, террасы и балюстрады, наличники окон, выложенные из обожженного красного и черного кирпича, декоративно оформленные белыми полуколонками и колонками, привлекают внимание своими оригинальными формами, техникой исполнения и искусством высокого мастерства. Резьба здесь, рельефно выступающая на красно – черном фоне стен скульптурна, пластична и объемна. Она скорее напоминает лепнину, а не камень.

    Поражает разнообразие форм башенок, украшающих кровлю или завершающих различные выступающие элементы фасада. Снаружи здание выглядит как единое мощное монолитное сооружение. Однако на самом деле между восточной и более крупной его западной частью расположен внутренний дворик, над которым , соединяя части здания, возведены воздушные открытые переходы на уровне второго этажа.

    Переходы, галереи, балкончики и террасы, во множестве присутствующие здесь, превращают здание в сказочный замок.

    В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника с разнообразными выступами, нишами, образующими сложную конфигурацию. Они разбивают плоскость стены на большое количество вертикальных участков, каждый из которых имеет особое декорирование.

    Стены замка впечатляют своей толщиной – в большинстве помещений она превышает 8о сантиметров.

     Междуэтажные перекрытия выполнены из высококачественной древесины (сосна, ель).

     Несмотря на грандиозные размеры, замок был очень комфортным жилищем. Он был оснащен всеми элементами современного благоустройства, электрифицирован. Отопление помещений осуществлялось с помощью керамических гончарных труб, вмонтированных в стены и снабженных большим количеством печных заслонок для регулирования температуры. В цокольном этаже находились печи. Система отопления была спроектирована очень рационально. Горячий воздух, проходя по глиняным трубам, согревал стены, они долго отдавали тепло, и дом прогревался очень равномерно. Поэтому затраты дров для обогрева такого огромного строения были очень умеренными. Кроме того, эта система труб обеспечивала хорошую вентиляцию, и деревянные конструкции постройки всегда находились сухости, что обеспечивало их сохранность и надежность.  
    По плану можно увидеть, что здание имеет два главных входа. Южный парадный вход обращен к набережной Волги; к ней ведут дорожки, вокруг которых выполнено благоустройство открытого ландшафта с клумбами, цветниками, стрижеными газонами и фонтаном. С противоположной стороны здания располагается северный парадный вход, который смотрит на главные аллеи основной парковой зоны усадьбы. Подъезд сделан таким образом, что кареты и экипажи могли подъехать прямо под обширный балкон, служащий козырьком над дверями парадного входа.

Из южного парадного входа сразу попадаешь в знаменитый зимний сад с широкой винтовой лестницей и хрустальным куполом, к саду примыкает оранжерея для экзотических растений. Покрытие полов и лестничных маршей – мозаичное, выполнено из гранитной крошки; оно великолепно сохранилось до наших дней, демонстрируя высокое мастерство приглашенного из Италии специалиста. При входе в зимний сад на полу выложена надпись –SALVE – приветствие входящему.  

     Устройство мозаичных гранитных полов, всего квадратных сажен сто один с половиною, принял на себя в усадьбе Юрино итальянский подданный мозаичный мастер Ерме Кристофоли.

      Зимний сад в настоящее время – это полностью отреставрированное помещение. Интерьер носит признаки стиля классицизм, выполнен в двухцветной гамме, светло-зеленый и белый цвета создают ощущение чистоты, свежести, праздничности и торжественности. Купол застеклен, свет льется сверху сквозь грани конусообразного фонаря. Но если сравнивать современный вид купола с его изображением на старых фотографиях, можно заметить, что его форма и огранка были несколько другими, да и пластины из хрусталя наверняка добавляли волшебного сияния и радужной игры светы. Но особенно поражались гости, когда их взгляду открывалась огромная королевская пальма, упиравшаяся прямо в стеклянный купол в центре дворца. Однажды, в одну очень суровую зиму в замке отказало центральное топление. По тем временам оно являлось новшеством, а потому было несовершенным. И пальма в центральном зале замерзла. Слуги, боясь хозяйского гнева, долго пытались  скрыть сей факт. Некоторое время они красили листья пальмы зеленой краской. Но, в конце концов, обман открылся, но добрый барин никого наказывать не стал. А пальму приказал  распилить на дрова и сложить в большом зале. Частенько граф, сидя у огня, с улыбкой говорил: «Я так богат, что топлю камин пальмой».

      На втором этаже находятся два огромных двухсветных помещения – это Романовский зал, служивший картинной галереей для размещения богатейшей коллекции живописи, и большой гостиный зал, служивший для приемов и балов.

II.3 ИНТЕРЬЕРЫ ЗАМКА.

     Строительство замка тянулось долгие годы. В замке были созданы замечательные по красоте и убранству комнаты. Каждая из них раньше имела свое специальное назначение. По интерьеру, по великолепной отделке можно определить, для чего они служили.

     В северной части замка была расположена комната, называемая кабинетом Скобелева, где размещалась богатейшая коллекция оружия разных эпох. Сейчас это помещение отреставрировано, но коллекция утрачена. К ряду отреставрированных помещений также относится русская гостиная, с прекрасным паркетом, изящным камином и копиями живописных полотен, принадлежавших бывшим хозяевам замка.

      В восточной комнате - малахитовые колонны, росписи плафона, керамические решетки окон - вся отделка помещения исполнена в восточном стиле, напоминающем больше всего персидский.

     Из восточной комнаты дверь вела в библиотеку, через которую можно пройти в кабинет владельца замка или, так называемую, «дубовую комнату», где потолок, косяки, и двери были выполнены из дуба.

     Отворив боковую дверь дубовой комнаты, можно было подняться по очень крутой винтовой лестнице на третий этаж – здесь находились детские комнаты. Все здесь, в том числе и зал для спортивных игр и детских забав, было обставлено соответствующим образом. От основания винтовой лестницы до двери в большую гостиную идет узкий глухой коридор – слева от лестницы по нему ведет дверь в просторную ванную комнату, справа дверь в господскую спальню.

     На первых этажах до арочных переходов находились спальные комнаты для гостей. В западном крыле первого этажа были квартиры местной прислуги. С южного входа по широкой гранитной лестнице можно попасть в зимний сад, расположенный под большим стеклянным куполом. Там росли пальмы, были устроены узорные витые решетки.

     Как правило, все бывшие господские покои связывались между собой ходами-сообщениями, в которых встречаются необычные винтовые лестницы.

      Во всем архитектурном ансамбле замка Шереметевых мотивы западноевропейского зодчества переплетаются с древнерусским и восточным, что придает ему своеобразный облик. Это относится и к интерьерам.  

      К началу ХХ-столетия во дворце Шереметевых насчитывалось более 100 комнат. Внутренне убранство дворца в некоторой части сохранилось и проявляется великолепием разнообразных стилей.        Прекрасен арабский орнамент на стенах и потолке восточного кабинета. Колонны из итальянского мрамора, керамические решетки на окнах, персидские росписи плафона органично сочетаются с мозаичными витражами.

      Очень необычен резной окрашенный декор потолка китайской столовой.  Резной декор очень широко использовался в оформлении интерьеров. Например, в дубовом кабинете; резными порталами оформлялись входы в различные парадные помещения. К сожалению, в настоящее время они не сохраняют свой первоначальный облик – большинство из них в советское время было окрашено масляной краской. Над этим сейчас работают реставраторы.

     Особой гордостью П.В.Шереметева были камины, каждый из них обладает своими особенностями. Так, камин Большой гостиной облицован панелью, снятой после раскопок с одного из дворцов Помпеи.

     Одна из уникальных особенностей замка – зимний сад под стеклянным куполом, в котором более века назад росла королевская пальма, выращивались диковинные цветы. По всей окружности балюстрады стояли китайские вазы, украшенные драконами, чередуясь с терракотовыми вазами, поднятыми со дна моря.

     Специально для нового дворца Шереметев выписывал из заграницы уникальную мебель, скульптуры, ковры и гобелены. В каждой из сотни комнат стоял камин. Потолки были украшены резьбой, а особое внимание привлекала картинная галерея. В центре красовалось полотно И.К.Айвазовского «Шторм на Черном море». Василия Шереметьева с художником связывала дружба.  Огромные залы замка украшались полотнами русских живописцев В.Л.Боровиковского, К.П.Брюллова, И.П.Аргунова,  Ф.С.Рокотова,  Д.Г.Левицкого. Были представлены и великие западноевропейские мастера кисти -  Рембрандт, Буше, Беллини, Ян и Питер Брейгель, а также единственное в России техвремен живописное полотно работы Эль Греко.

      В залах и комнатах замка стояла мебель производства мастеров Италии и Франции, в обиходе использовалась китайская и западноевропейская посуда. Из-за границы поступают старинная уникальная французская и винецкая мебель, севрский фарфор, статуи, коллекции редких книг и картин, вышедших из-под кисти замечательных художников мира. В создании художественной коллекции владельцу дворца активно помогала его жена, Ольга Дмитриевна, урожденная Скобелева, фрейлина царского двора, знавшая толк в произведениях искусства.

    Свыше 1000 предметов древней керамики, майолики, картины знаменитых художников (Эль Греко, Брюллов, Рембрандт и др), эмали 16 века, изделия из китайской и японской бронзы, гобелены и ковры были завезены из заграницы. В 1923 году эти богатства были вывезены из замка в Нижний Новгород, часть утрачена в смутное время национализации.

II.4 ИСТОРИЯ ЗАМКА ПОСЛЕ СМЕРТИ П.В.ШЕРЕМЕТЕВА.

     История Замка – история русского дворянства, его расцвета и упадка. Строитель усадьбы Василий Шереметев умер в 1893 году, а его супруга Ольга Дмитриевна в 1898 году, их сын Петр Васильевич, недолго владевший усадьбой, скончался в 1916 году. Вот на этом и завершилась вековая история четырех поколений юринских помещиков Шереметевых.

     Переломным для судьбы замка стал драматичный для семьи Шереметевых 1916 год. 14 января умирает сын Василия Петровича и Ольги Дмитриевны, племянник Скобелева Пётр Васильевич Шереметев, владевший замком после смерти родителей. Петр Васильевич Шереметев умер в 1916 году в Санкт- Петербурге, но похоронен вместе с родителями возле Михайло-Архангельской церкви в с. Юрино Республики Марий Эл.  В том же 1916 году все наследники покинули Юрино и никогда уже больше сюда не возвращались.

     В 1917 году на территории усадьбы расположился эвакуированный из Нижнего Новгорода кадетский корпус имени графа Аракчеева.

     В послереволюционные годы из Юринского Замка было вывезено в различные города России в большей части в Нижний Новгород не менее тысячи полотен живописи, скульптуры, коллекции оружия, уникальная мебель и керамика, иконы в дорогих окладах.

      Организации, размещавшиеся на территории усадьбы, после революции менялись часто. О ремонте, а тем более о реставрации усадебного комплекса – об этом не было и речи. Замок разрушался, парк вырубали, в нем пасся скот. Несколько лет усадьба вообще оставалась необитаемой, если не считать ватаги «хулиганствующих» подростков. После войны на территории усадьбы располагалась турбаза «Ветлуга», в 1987 году «Пансионат матери и ребенка». В 1982 году К.Кислов на страницах «Литературной газеты» на всю страну задал вопрос «Кому нужен Замок?». Общественность встала на защиту культурного достояния. И, как говорят, «процесс пошел». В связи с Перестройкой на Замок обратили внимание как на объект бурно развивающегося туризма и проектов для спонсорства и меценатства. Началось «второе рождение».

      В 1993 году усадьба стала называться АО «Замок Шереметева», в 1995 году – муниципальное учреждение «Усадебно – архитектурный музей-заповедник Замок Шереметева».

В сложных социально-экономических условиях взял на себя многотрудную задачу по ведению ремонтно-реставрационных работ на памятнике архитектуры ХIХ века РГУК «НПЦ по охране памятников». А в 2002 году историко-архитектурный комплекс «Юринский замок и его усадьба» передан Центру в оперативное управление. Сейчас на территории комплекса наряду с ремонтно-реставрационными работами идет модернизация сферы услуг, активизируется туристско-экскурсионная деятельность.

      Благодаря целевой финансовой программе Правительства Российской Федерации и поддержке Республиканских властей, проведены ремонтно-хозяйственные работы, в результате которых Замок приобрел привлекательность для туристов, сохранив первозданное очарование.

     Уже несколько лет по федеральному заказу ремонтные работы в Замке ведут строители ОАО «Маригражданстрой».

     Под руководством знаменитого строителя РМЭ – Александрова Г.П. коллектив предприятия добивается больших успехов в воссоздании неповторимого архитектурного шедевра.

      Во многом из того, чем любуются сейчас посетители Юринского Замка, заслуга этого коллектива: проектировщиков  Вороновой Н.В. (главного инженера проекта), Умновой С.А., Шалаевой Т.А., Бобониной С.Ю., Тумановой Н.Е. (дизайнера), прорабов – Мосуновой Е.С., Новоселовой Т.Г.

     Современные Миллеры и Малиновские трудятся над убранством Замка.

II.5.  ТАЙНЫ И ЛЕГЕНДЫ ЗАМКА.

     Как и положено старинному замку, Шереметевская усадьба овеяна легендами. Согласно преданию, по залам бродит призрак в образе крепостной девушки Палаши.  Случается, ее полупрозрачный силуэт видят и в наши дни. Как сложилась судьба этой девушки и в чём её тайна? Каменный красавец. тщательно хранит свои многочисленные тайны, но одна из них всё же прошла сквозь века до наших дней. Находясь в восточном крыле Шереметевского Замка, можно увидеть привидение красивой девушки, жившей в юринском замке несколько столетий тому назад. Судьба девушки Палаши весьма печальна. Два века назад хозяином шикарного Замка в Юрино был Сергей Васильевич Шереметев. Тот самый граф, который требовал от своих несчастных крестьянок право первой ночи. Именно он давал команду к расстрелу декабристов на Сенатской площади, а потом … дал вольную своим крепостным раньше официальной отмены крепостного права (что, интересно, побудило его сделать это?).

    Девушка Палаша и её возлюбленный поженились (история, переданная из уст в уста, гласит, что он был конюхом, но имя его не дошло до наших дней). И Палаше предстояла первая брачная ночь, но не с милым сердцу мужем, а с графом… Девушка не смогла смириться с этим чудовищным обстоятельством и, находясь в злосчастную ночь в покоях своего хозяина, ударила графа подсвечником и убежала. К несчастью, девушку быстро поймали и по приказу графа замуровали заживо в подвале Шереметевского Замка. Мужа Палаши отправили в рекруты. Сегодня эту печальную историю знает практически каждый житель маленького посёлка Юрино, расположенного на берегу реки Волги.

  Появляется привидение Палаши в окне западного крыла Шереметевского Замка, вид на который открывается в восточном крыле. Люди, видевшие привидение девушки, остаются под большим впечатлением.

      А ещё ходят слухи, что призрак самого графа Шереметева бродит по залам своих бывших владений, а в воздухе можно увидеть всплески непонятной энергии, похожей на электрические разряды…

II.6 МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХРАМ.

      Поражает своим великолепием и богатством действующий Михайло-Архангельский храм. Подобного храмового строения не найти на всём левобережье Волги. Этот храм часто называют жемчужиной всего Поволжья.

      История его строительства такова. В Юрине недалеко от замка на холме, называемом «маковка», стояла деревянная церковь во имя Архангела Михаила. В середине XIX в. храм не вмещал всех желающих. Назрела необходимость постройки нового храма. Деньги собирались всем миром. Немалые средства выделили Шереметевы, владельцы замка и усадьбы. Свой вклад внесли купцы, рабочие предприятий, крестьяне. Новый двухэтажный каменный храм был построен в 1869-1889 гг. Старый деревянный храм стоял в Юрине до 20-х годов ХХ в., когда во время пожара сгорел и более не восстанавливался. К сожалению, не известно имя зодчего новой Михаило-Архангельской церкви. Известны лишь фамилии некоторых строителей: Смысловы, Морозовы, Беляковы. Ясно одно: храм строился не по типовому проекту. Он очень оригинален по своей композиции и декору.

      Девять его мощных куполов с волшебной силой очаровывают каждого. В трепетное волнение приводит и само монументальное строение. С высоты птичьего полета храм имеет форму креста.

     Храм строился одновременно с замком. Видимо, в связи с этим в архитектуре храма так же, как в замке, просматриваются черты эклектики, разнообразные декоративные элементыпридают сооружению нарядность и неповторимость.

       В основу конструкции положен тип «восьмерик на четверике». Вокруг четверика по сторонам креста пристроены приделы, завершенные могучими арками (закомарами), а по диагонали в общую композицию удачно вписаны башенки. В итоге пятиглавый четверик дополнялся еще четырьмя куполами.        Девятиглавый храм выглядит величественно и торжественно. Сочетание двух цветов – красного и белого – подчеркивает нарядность и праздничность всего сооружения. Декоративное убранство гармонирует с общей композицией церкви. Смешение различных орнаментальных стилей придает церкви праздничность, гармонирует с общей композицией сооружения. Небольшая трапезная связывает храм с колокольней (восстанавливается). Особенно оригинально решены покрытия центрального барабана в виде шатра с круглыми окнами. Стены и своды храма были расписаны нижегородскими и владимирскими мастерами.

      При храме был погост. Здесь хоронили священнослужителей. В специальном склепе были погребены Василий Петрович, Ольга Дмитриевна и их сын Петр Васильевич Шереметевы — последние перед революцией 1917 года владельцы усадьбы и замка.
  В 30-е гг. ХХ в. Михаило-Архангельский храм был закрыт и подвергся разорению. Сброшены колокола, сняты кресты, замазана роспись интерьеров. В феврале 1941 г. Юринский райисполком сообщал, что храм переоборудован под кинотеатр и клуб. На первом этаже храма демонстрировались кинофильмы, а на втором находился клуб. В 1989 г. по просьбе жителей Юринского района храм был возвращен верующим. Начались реставрационные работы, продолжающиеся и сегодня.

    19 ноября 1991 г. на главный купол был возведен большой крест, а 8 августа 1996 г. состоялось освящение епископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном Никольского придела храма. Юринская жемчужина вновь обрела свое истинное предназначение.

II.7 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УСАДЬБЫ.

   Шереметевский замок пережил упадок при Советской власти, но очень хорошо сохранился внешне, а внутреннее убранство помещений по большей части восстановлено в последние годы. Стены из красного и чёрного кирпича практически не тронуты временем. Окна самых различных форм и размеров- прямоугольные, арочные, с деревянными наличниками и каменными изразцами, сохранили свой декор, в большинстве их них сохранились деревянные переплеты и остекление, служившие еще их первым хозяевам. В интерьерах до наших дней дошли колонны из итальянского мрамора и мозаичные витражи в арабском стиле. Уникальный камин Большой гостиной, облицованный панелью, найденной при раскопках Помпей, отлично сохранился, но нуждается в реставрации по очистке от покрытия любимой советскими строителями масляной краски. Восстановлен и стеклянный купол зимнего сада, где круглый год росли пальмы и орхидеи в китайских и терракотовых вазах. В залах замка находится богатая коллекция произведений русских живописцев: Аргунова, Брюллова, Айвазовского.

     Восстановлена планировка и благоустройство партера, расположенного между замком и набережной, реставрируется бассейн с фонтаном. В северной части парковой зоны работы по восстановлению первоначальной планировки только начались, благоустроена прогулочная аллея вдоль крепостной стены, выполненной из вулканического туфа. Здесь сделано каскадное озеленение с живописными нишами, на фоне которых любят фотографироваться туристы.

      Главный усадебный дом и лесопарковая зона - два из семи историко-культурных памятника республики, отнесенных к объектам культурного наследия федерального значения.

      Исходя из уникальных особенностей отдельных помещений замка для размещения музейных экспонатов, были продолжены реставрационные работы в левой части замка за счет средств федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005гг.)» и республиканского бюджета. По завершении данных работ, учитывая тот факт, что большая часть исторических предметов утрачена и находится в различных музеях России, есть решение приступить  к реализации программы постоянно действующих передвижных выставок в залах замка Шереметева, где будут участвовать музеи города Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт - Петербурга, Казани и других городов России.

   Главной целью государственной политики в области сохранения уникального историко-архитектурного и ландшафтного комплекса Усадьбы Шереметевых является воссоздать внешний историко-архитектурный ансамбль замка, на базе которого развивать современный туристический бизнес.

Одна из существующих проблем, тормозящих процесс возрождения Усадьбы и сдерживающих объемы туристического обслуживания – отсутствие возможности подъезда к Усадьбе водным путем, по Волге. Это связано с прибрежными мелями и отсутствием пристани в Юрино.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Красота и необычность замка привлекали внимание во все времена. Можно увидеть живописные картины, на которых запечатлен его облик. Большое количество старых фотоснимков, датированных девятнадцатым, двадцатым веком, рассказывают о его убранстве, о жизни его хозяев. В приложении приведен ряд снимков, сделанных в том числе и в знаменитой фотомастерской М.Дмитриева.

      Весь материал, приведенный в настоящей работе, доказывает, что  Замок Шереметевых – символ высокой культуры и мастерства русского народа на рубеже XIX – ХХ веков, заповедник российской элиты  и воспитатель душ.

     Несмотря на утраты, замок Шереметевых и его усадьба являются ценнейшим для России объектом культурного, исторического, архитектурного, ландшафтного наследия XIX века.

     Выполнение запланированных на федеральном уровне  мероприятий приведет к значительному укреплению материальной базы комплекса, воссозданию исторического прошлого замка Шереметева. Это реальный и значимый вклад в дело возрождения объектов культурного и природного наследия республики и страны. Памятник истории и архитектуры должен стать популярным  центром отдыха и туризма, и как следствие, позволит обеспечить решение части проблемы занятости населения. Достойную славу Юрину принесли Шереметевы, возможно, сохранив этот населенный пункт от угасания. Не будь этой многотерпицы - усадьбы, возможно,  не было бы сейчас и самого Юрина.

      Будущее Юринского Замка перспективно. Он может стать настоящим общеизвестным музеем-заповедником, ибо подобных сооружений немного найдется на Волге. Грандиозный замок - многочисленные постройки, крепостные ворота, вечнозеленый парк с искусственными прудами и бассейнами – все это привлекает людей, интересующихся отечественной историей,  любознательную армию туристов и отдыхающих.

    Многие годы Шереметевский Замок дарит людям свою красоту, позволяет приобщиться к культурно-историческим ценностям.

    Верится, что ещё не одно поколение будет восхищаться этим необычным, сказочным сооружением, а также  непревзойденным качеством работы юринских мастеровых, построивших Замок на века.

.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иудин А., Иудина С. «Замок Шереметевых», Н.Новгород, 2009 г.

2. Капустина В.А. «Последние великие романтики.Повествование о строителях Юринского Замка Василии Петровиче и Ольге Дмитриевны Шереметевых», СПб, 2009 г.

3. Районная газета «Юринский рабочий», 2007 г.

4. Кислов К.А. «Очерки Юринской жизни», Козьмодемьянск, 2005 г.

5. «Шереметев П.С. Поездка в Юрино» Сборник «Русская усадьба № 4» Публикация И.Н.Слюньковой.

6.  Кислов К.А. «Усадебно-архитектурный памятник» Йошкар-Ола, 2009 г.

7. Айплатов Г.Н., Лосева З.Н. «Юринский район», 2010 г.

         8.                 (  Википедия – свободная инциклопедия)




[1] Эклектика – стиль в архитектуре, характеризующийся свободным выбором форм, пластических идей и мотивов декора, которые черпаются в стилевых системах прошлого, начиная от романского стиля и кончая рококо и классицизмом.

[2] Иудин А., Иудина С. «Замок Шереметьевых»- Н.Новгород 2009-  с.87.

[3] Кислов К.А «Усадебно-архитектурный памятник» Йошкар-Ола -  2009 - с17.